Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Ставропольского края
от 22 сентября 2011 г. N 01-05/629
Отраслевой (ведомственный) план
министерства здравоохранения Ставропольского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года
Отраслевой (ведомственный) план министерства здравоохранения Ставропольского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее соответственно - министерство, ведомственный план) разработан в соответствии с распоряжениями Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года" и от 30 марта 2011 г. N 122-рп "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2011 - 2012 годах Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп" (далее - План мероприятий) и приказом министерства финансов Ставропольского края от 31 марта 2011 г. N 39 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов".
В рамках организационной работы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года приказом министерства от 16 мая 2011 г. N 01-05/270 "О мерах по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп" назначены лица, ответственные за реализацию Плана мероприятий.
Работе по разработке ведомственного плана предшествовала работа министерства по проведению анализа состояния здравоохранения Ставропольского края.
См. Закон Ставропольского края от 23 июля 2012 г. N 77-кз "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан на территории Ставропольского края"
I. Анализ ситуации в отрасли здравоохранения Ставропольского края, предшествующей разработке ведомственного плана министерства здравоохранения Ставропольского края по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года
В 2010 году министерством и учреждениями здравоохранения Ставропольского края (далее - край) были продолжены системные преобразования в отрасли здравоохранения края в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - ПНП "Здоровье"), федеральных и краевых целевых программ.
Прошедший 2010 год - это год работы в условиях финансово-экономического кризиса. При формировании консолидированного бюджета края на 2010 год в отрасли здравоохранения края, как и в других отраслях социальной сферы, расходы на коммунальные услуги, питание и медикаменты не индексировались, более того, в целом расходы на здравоохранение края были уменьшены на сумму около 1 млрд. рублей. В связи с этим в 2010 году перед министерством в первую очередь стояла задача изыскать внутренние резервы отрасли, а именно, провести работу по сбалансированности оказания медицинской помощи (увеличить объемы наименее затратных видов медицинской помощи и сократить объемы наиболее затратных видов медицинской помощи) и оптимизации сети и штатной численности учреждений здравоохранения края.
На федеральном уровне было обращено внимание на низкие цифры заболеваемости в крае в 2010 году, как свидетельство недостаточной работы системы здравоохранения по выявлению болезней.
В прошедшем году в крае зарегистрирован рост заболеваний эндокринной системы, главным образом, за счет сахарного диабета, которым страдает около 2,3% всего населения края, в то же время снизился уровень заболеваемости по ряду других социально значимых болезней. Так, заболеваемость туберкулезом по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 12%, сифилисом - на 18%.
В 2010 году впервые за последние 5 лет отмечено снижение числа новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией жителей края на 9,6%. Обследовано на ВИЧ-инфекцию около 312 тысяч человек, осуществлено лечение 93 больных СПИДом. В рамках ПНП "Здоровье" в крае на эти цели израсходовано свыше 22 млн. рублей.
Реализация ПНП "Здоровье" также способствовала сокращению уровня заболеваемости в крае острыми гепатитами В и С почти в 1,3 раза, Крымской геморрагической лихорадкой в 2010 году более чем в 2 раза - зарегистрировано 30 случаев данного заболевания, которые завершились выздоровлением.
Также была продолжена работа по дополнительной иммунизации населения края. В целом план профилактических прививок в 2010 году выполнен на 107,3%.
В прошлом году дополнительную диспансеризацию прошли более 56 тысяч работающих граждан, что составило 102% от плана. Практически здоровыми признаны только 32% осмотренных. Впервые было выявлено свыше 18 тысяч заболеваний: 54 случая злокачественных новообразований, 170 случаев сахарного диабета, 1887 случаев артериальной гипертензии, 316 случаев ишемической болезни сердца и другие.
В рамках ПНП "Здоровье" в 2010 году открыты 3 центра здоровья для детей - в городе-курорте Пятигорске, Петровском и Советском муниципальных районах края, а уже работающие 7 центров здоровья дооснащены стоматологическими установками. В прошлом году в таких центрах получили квалифицированные медицинские консультации более 25 тысяч человек, почти четверть из них прошли обследование в муниципальном учреждении здравоохранения "Клиническая поликлиника N 6", г. Ставрополь.
В муниципальном учреждении здравоохранения "Кисловодская центральная городская больница" и муниципальном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 1" г. Невинномысска работа центров здоровья осуществлялась в недостаточном объеме. Так, в Невинномысске центр здоровья в течение года посетило всего 2000 человек.
С большой нагрузкой работала в 2010 году хирургическая служба края, которая выполнила 177 тысяч операций, что на 15 тысяч больше, чем в 2009 году. Послеоперационная летальность при плановых операциях остается на стабильно низком уровне и составляет 0,5%.
Реализация ПНП "Здоровье" способствовала повышению доступности получения населением края высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается как в федеральных клиниках, так и в государственных учреждениях здравоохранения края. Так, если в 2008 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 2050 человек, то в 2010 году - уже 3375 человек.
Обеспеченность в крае больничными койками в 2010 году составила 75,4 на 10 тысяч населения тогда как в 2009 году 77,9, среднее число дней использования койки сократилось с 347 до 342 дней, а средняя длительность пребывания больного в стационаре уменьшилась c 12,0 дней в 2009 году до 11,7 дня в 2010 году, что свидетельствует о продолжающейся в крае работе по развитию стационарозамещающих технологий и перемещению значительного объема медицинских услуг на амбулаторно-поликлинический уровень.
За этот же период число мест в дневных стационарах увеличилось на 1043, при этом в них пролечено почти на 20 тысяч человек больше, чем в 2009 году, что стало возможным благодаря рациональному использованию материально-технической базы и медицинских кадров учреждений здравоохранения края и повышению доступности медицинской помощи населению края.
Однако в 2010 году имеет место снижение числа врачебных посещений на 1 жителя с 7,7 в 2009 году до 7,4 в 2010 году, которое расценивается как недопустимая тенденция. Главные врачи учреждений здравоохранения края, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, недостаточно осуществляют анализ эффективности функции врачебной должности и своевременно не вносят изменения в организацию лечебного процесса.
Одной из наиболее острых проблем в отрасли здравоохранения края остается кадровый дефицит, особенно в сельской местности края. Так, в Георгиевском, Курском и Степновском муниципальных районах края обеспеченность врачами составляет 8,5 на 10 тыс. населения, а средним медицинским персоналом - 27,5.
С целью углубленной подготовки врачей различных специальностей в 2010 году министерством направлено 36 врачей на обучение в целевую клиническую ординатуру и 30 врачей - в клиническую интернатуру.
Обучились на циклах переподготовки и прошли повышение квалификации в 2010 году 1733 врача и 2536 средних медицинских работника.
Важную роль в повышении эффективности лечения пациентов имеет лекарственное обеспечение населения края. На льготное лекарственное обеспечение министерством и учреждениями здравоохранения в 2010 году было израсходовано более 400 млн. рублей, при этом средняя стоимость одного рецепта на получение лекарственных средств составила 800 рублей. Кроме того, по высокозатратным нозологическим формам заболеваний 489 жителей края были обеспечены дорогостоящими препаратами на сумму более 325 млн. рублей. Доля закупаемых медикаментов российского производства выросла с 38% в 2009 году до 48% в 2010 году.
Принятие в 2010 году Федерального закона (от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ) "Об обращении лекарственных средств" позволило существенно улучшить лекарственное обеспечение сельского населения края за счет создания условий для отпуска медикаментов в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях.
В настоящее время государственный сектор фармацевтического рынка края представлен государственным унитарным предприятием Ставропольского края (далее - ГУП СК) "Ставропольфармация" и 19 государственными аптечными предприятиями, в структуру которых входят 196 субъектов государственного сектора (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски). Свыше 80% государственных аптечных предприятий находятся в сельской местности.
ГУП СК "Ставропольфармация" является на территории края единственным государственным оптовым предприятием, имеющим лицензию на право осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое было создано с целью снабжения лечебно-профилактических учреждений и аптечных предприятий края лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Государственные аптечные предприятия края выполняют множество социальных функций:
обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений края наркотическими средствами и психотропными веществами;
См. также Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
изготовление лекарств по индивидуальным прописям амбулаторным и стационарным больным;
отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам;
реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, амбулаториях, участковых больницах, расположенных в отдаленных сельских поселениях края, на территории которых отсутствуют аптечные учреждения.
За последние три года отмечается рост количества стабильно работающих предприятий отрасли, среди них ГУП СК: "Ставропольфармация"; "Аптека N 43", "Центральная районная аптека N 36", "Центральная районная аптека N 31, "Центральная районная аптека N 110, "Центральная районная аптека N 111, "Центральная районная аптека N 131", "Центральная районная аптека N 63" и другие.
В целом по итогам работы за 2010 год 20 аптечных предприятий (95% от общего количества) имеют положительный финансовый результат. Убытки получены единственным предприятием - ГУП СК "Центральная районная аптека N 28", расположенным в г. Новопавловске.
В 2010 году в министерство поступило 2 тысячи 802 обращения граждан (на 375 писем больше, чем в 2009 году) по вопросам организации на территории края лечебно-диагностического процесса, оказания высокотехнологичной медицинской помощи, льготного лекарственного обеспечения, оплаты труда и другим.
С целью осуществления контроля качества медицинской помощи, оказываемой населению края, в 2010 году специалистами министерства было проведено 139 плановых и 230 внеплановых проверок. При этом выявлено 792 нарушения, что в 2 раза больше уровня 2009 года.
По результатам проверок к 80 медицинским работникам были применены меры дисциплинарного характера, материалы по результатам 21 проверки направлены в правоохранительные органы, заведено 2 уголовных дела.
За счет средств бюджета края министерству выделено в 2010 году 5,8 млрд. рублей, которые освоены в полном объеме. Из федерального бюджета поступило 1,1 млрд. рублей, освоение составило более 98%. За счет оказания предпринимательской и иной деятельности получено 643 млн. руб. при плане 650 млн. руб.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 6 декабря 2005 года N 62-кз "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае" меры социальной поддержки предоставляются жителям края в общем количестве более 317 тыс. человек, в том числе:
в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами и белковыми гидролизатами при амбулаторном лечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, фенилкетонурией (кроме детей-инвалидов) и эпилепсией, общей численностью 174,1 тыс. человек, детям в возрасте до трех лет численностью 90,1 тыс. человек;
в виде полноценного питания, по заключению врачей, детям в возрасте до трех лет численностью 38,6 тыс. человек;
в виде бесплатного обеспечения электрокардиостимуляторами, имплантируемыми в государственных учреждениях здравоохранения края гражданам, страдающим жизнеугрожающим нарушением ритма сердца и нуждающимся по медицинским показаниям в экстренной установке электрокардиостимулятора - около 1500 человек;
по оплате коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности края, численностью 13,5 тыс. человек.
В муниципальные образования края в 2010 году из бюджета края были направлены субвенции в сумме 232,8 млн. рублей на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, а также на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и организацию полноценного питания детей в возрасте до трех лет - 224,8 млн. руб. По завершению 2010 года остаток средств на лицевых счетах был незначительный (1,8 млн. руб.).
На реализацию ПНП "Здоровье" в 2010 году выделены 1,3 млрд. рублей, что превысило уровень финансирования 2009 года более чем в 2 раза, кроме того, софинансирование за счет средств бюджета края составило 56,5 млн. рублей. Более 30% средств в рамках ПНП "Здоровье" было направлено на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения. При этом размер средней заработной платы вырос. В целом среднемесячная заработная плата работников отрасли здравоохранения в 2010 году составила 11200 руб.
Наряду с мероприятиями ПНП "Здоровье" в 2010 году в отрасли здравоохранения в крае успешно реализовывались 4 краевые целевые программы с общим объемом финансовых средств 625 млн. рублей. В рамках этих программ в декабре 2010 года закончена реконструкция и введены в эксплуатацию два новых корпуса муниципального учреждения здравоохранения "Пятигорский родильный дом", где будут созданы отделения второго этапа выхаживания новорожденных и детской реанимации.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом удалось достичь позитивных сдвигов в медико-демографической ситуации в крае: уровень материнской смертности снизился на 14%, младенческой смертности - на 12,4%; на 3,9% уменьшился уровень общей смертности и на 6% - смертности в трудоспособном возрасте; увеличился уровень рождаемости в крае: родилось на 200 детей больше, чем в 2009 году. В итоге естественная убыль населения края в 2010 году снизилась на 45,5%.
Специалистами отдела финансирования, контроля и ревизий министерства за 2010 год проведено 7 ревизий финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных государственных учреждениях и 29 тематических проверок, а также принято участие в комплексной проверке Правительства Ставропольского края отдельных финансовых вопросов по здравоохранению в четырех муниципальных районах края. Финансовые нарушения выявлены по итогам 12 проверок и ревизий, в том числе в 5 учреждениях, подведомственных министерству, имелись факты нецелевого использования бюджетных средств. Всего за 2010 год сумма выявленных финансовых нарушений составила 3 443,3 тыс. руб., в том числе по вопросам оплаты труда на сумму 1136,5 тыс. руб. Возмещены материально-ответственными лицами и восстановлены по бухгалтерскому учету на счета учреждений здравоохранения финансовые средства в сумме 1505,6 тыс. руб.
В 2011 году министерством завершена работа по разработке широкомасштабной краевой программы "Программа модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011 - 2012 годы", которая утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 04 апреля 2011 г. N 113-п (далее - Программа модернизации). В результате проведенной работы сформирована подробная база о состоянии системы здравоохранения в крае как в целом, так и в разрезе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, подготовлены планы по совершенствованию организации оказания медицинской помощи в разрезе конкретных мероприятий с четким указанием сроков и объема финансовых средств, а также целевых показателей.
В условиях кардинальной смены нормативно-правовой базы и жесткого государственного контроля перед министерством стоят задачи:
до 2013 года выйти на сбалансированную, бездефицитную территориальную программу государственных гарантий оказания жителям края бесплатной медицинской помощи;
обеспечить внедрение в учреждениях здравоохранения края стандартов медицинской помощи в соответствии с Порядками, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
решить вопросы укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения края;
повысить эффективность использования выделяемых финансовых средств в отрасли здравоохранения края;
сформировать и наполнить ведомственное информационное пространство края.
При подготовке настоящего анализа использован аналитический материал, который был заслушан на коллегии министерства по итогам работы за 2010 год.
II. Необходимость разработки и реализации ведомственного плана
В крае и в подведомственных министерству государственных учреждениях здравоохранения создана современная система управления финансами. Сформирована законодательная база, регулирующая организацию бюджетного процесса, формирование межбюджетных отношений, разработаны нормативные правовые акты, необходимые для развития новых форм финансового обеспечения предоставления государственных услуг, поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, разграничены полномочия и расходные обязательства; проводилась работа по реструктуризации сети социально значимых учреждений здравоохранения с созданием филиалов (противотуберкулезная, психиатрическая, наркологическая служба); осуществлена передача на 2011 год отдельных видов медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). При формировании Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории края бесплатной медицинской помощи (далее - Территориальная программа), утверждаемой ежегодно Правительством края, принимались меры, направленные на улучшение сбалансированности объемов медицинской помощи по видам и снижение дефицита финансового обеспечения Территориальной программы.
См. Справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг в Ставропольском крае
Вместе с тем, в сфере управления финансами сохраняется ряд недостатков: стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием; внедрение государственных заданий не привело к распределению средств бюджета края (далее - краевой бюджет) между бюджетными учреждениями в зависимости от объема и качества предоставляемых ими государственных услуг.
Необходимость достижения долгосрочных целей в области здравоохранения обуславливает актуальность разработки и реализации министерством ведомственного плана.
III. Цель и задачи ведомственного плана
Целью разработки ведомственного плана является создание условий для повышения эффективности деятельности министерства по выполнению государственных функций и обеспечение устойчивого социально-экономического развития края по одному из приоритетов государственной политики - сохранению и укреплению здоровья населения края на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Для достижения целей, установленных ведомственным планом, необходимо решить следующие основные задачи в отрасли здравоохранения:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов;
2. Повышение эффективности предоставления государственных услуг;
3. Использование краевых программ в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
4. Совершенствование государственного финансового контроля;
5. Другие задачи.
IV. Основные направления ведомственного плана
1. Оптимизация расходных обязательств края
По состоянию на 1 января 2011 года сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в крае, осуществляющих медицинское обслуживание населения, насчитывает 135 организаций, из них 65 больничных учреждений, 28 амбулаторно-поликлинических, 15 стоматологических поликлиник, 8 диспансеров, 7 станций скорой медицинской помощи, 6 детских санаториев, 6 прочих учреждений. В структуре центральных районных больниц функционируют 316 фельдшерско-акушерских пунктов, 137 врачебных амбулаторий и 76 участковых больниц.
Наличие большой сети бюджетных учреждений здравоохранения требует значительного объема расходов консолидированного бюджета края, бюджета Ставропольского краевого фонда ОМС и местных бюджетов. Для повышения эффективности использования финансовых средств, направляемых на оказание медицинской помощи населению, необходимо:
продолжить работу по инвентаризации имеющейся сети бюджетных учреждений здравоохранения с учетом ее загруженности, объема предоставляемых учреждениями здравоохранения медицинских услуг в части соответствия их видов содержанию Территориальной программы, востребованности населением края медицинских услуг;
провести анализ имущественного комплекса учреждений здравоохранения, их структуры и штатной численности работников, финансово-хозяйственной деятельности. В результате должны быть проведены мероприятия по оптимизации структуры и штатной численности учреждений здравоохранения, в том числе руководящих работников, необходимой и достаточной для эффективного выполнения их функций.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В связи с чем в 2012 финансовом году средства, ранее предусматриваемые в объеме расходов местных бюджетов на оказание медицинской помощи, учтены в расходах краевого бюджета, что привело к увеличению его объема на 2 580 174,7 тыс. руб. (по базе 2011 года).
Кроме того, в бюджет министерства переданы из местных бюджетов бюджетные ассигнования на содержание управлений (отделов) здравоохранения администраций городских округов края (гг. Железноводск, Невинномысск, Пятигорск и Ставрополь) в сумме 23 907 тыс. руб. (по базе 2011 года).
В связи с формированием проекта краевого бюджета на 2012 год министерству предстоит в установленные сроки провести работу по определению и согласованию со Ставропольским краевым фондом ОМС объема бюджетных средств, передаваемых с 1 января 2012 года бюджету Ставропольского краевого фонда ОМС в связи с планируемым переводом всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края на одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС. Кроме того, предусмотрен перевод с 1 января 2012 года на финансирование в систему ОМС отдельных видов медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с Территориальной программой ОМС, с соответствующим планированием объемов медицинской помощи и передачей штатной численности (1720,5 штатных единиц) и бюджетных ассигнований, что позволит предотвратить нецелевые расходы за счет бюджетных средств.
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Правительства Ставропольского края в ведомственном плане предусмотрены мероприятия по оптимизации численности руководящего состава работников учреждений здравоохранения края. Главными врачами изданы приказы о сокращении в 2011 году излишних должностей заместителей главных врачей. При этом будет сокращено в государственных учреждениях здравоохранения 44,5 штатных единиц, что составит 25,4% от общей численности заместителей; в муниципальных учреждениях здравоохранения - 142,5 штатных единиц, что составит 29,1% от общей численности заместителей. Принимаются меры по трудоустройству сокращаемых работников в учреждениях здравоохранения. При этом сумма экономии финансовых средств по заработной плате с начислениями составит:
в 2011 году на период август-декабрь по государственным учреждениям здравоохранения - 2 448,7 тыс. руб.; по муниципальным учреждениям здравоохранения - 5 053,8 тыс. руб.;
в 2012 году по государственным учреждениям здравоохранения - 8 012,5 тыс. руб.; по муниципальным учреждениям здравоохранения - 19 980,7 тыс. руб.
Высвобождаемые финансовые ресурсы будут направлены по согласованию с министерством на увеличение штатной численности работников здравоохранения в соответствии с мероприятиями Программы модернизации, и Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с Законом Ставропольского края "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае" на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, планируется провести в четвертом квартале 2011 года комплексный анализ существующей в крае системы мер социальной поддержки в сфере здравоохранения края.
В рамках реализации Программы модернизации в целях улучшения доступности и качества оказания медицинской помощи, снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения демографической ситуации в крае запланирована реструктуризация коечного фонда в следующих учреждениях здравоохранения края:
в 2011 году увеличение коечного фонда III (клинического) уровня оказания акушерской помощи на 25 коек (до 155 коек) в государственном бюджетном учреждении здравоохранения (далее - ГБУЗ) "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр";
в IV квартале 2011 года сокращение маломощных акушерских отделений (на 15 коек) в стационарах I уровня оказания акушерской помощи (муниципальное учреждение здравоохранения "Красногвардейская центральная районная больница" (далее - ЦРБ), муниципальное учреждение здравоохранения "Апанасенковская ЦРБ имени Н.И. Пальчикова", муниципальное учреждение здравоохранения Грачевская ЦРБ Грачевского муниципального района Ставропольского края).
В ряде учреждений здравоохранения края, уже зарекомендовавших себя как межрайонные специализированные медицинские организации, за счет существенного улучшения материально-технической базы планируется создание межмуниципальных центров. Таковыми станут стационарные учреждения городов Ставрополь, Невинномысск, Буденновск, Светлоград и городов-курортов Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск.
Во II квартале 2012 года планируется:
создать семь межмуниципальных акушерских центров II уровня в ГБУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи N 1", г. Буденновск, муниципальном учреждении здравоохранения "Городская больница", г. Невинномысск, муниципальном учреждении здравоохранения "Пятигорский родильный дом", муниципальном учреждении здравоохранения "Родильный дом" города-курорта Кисловодска, муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения "Родильный дом" г. Ессентуки, муниципальном учреждении здравоохранения Петровская центральная районная больница, муниципальном учреждении здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Ставрополя";
создать отделение реанимации для новорожденных в муниципальном учреждении здравоохранения Петровская ЦРБ;
расширить число коек реанимации новорожденных детей в ГБУЗ "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр", муниципальном учреждении здравоохранения "Родильный дом", г. Минеральные Воды, муниципальном учреждении здравоохранения "Пятигорский родильный дом", муниципальном учреждении здравоохранения "Родильный дом" г. Ессентуки.
2. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 июля 2010 года N 285-рп "О Плане мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Ставропольском крае" министерством издан приказ от 31 декабря 2010 г. N 01-05/898 о выполнении указанного Плана мероприятий.
Бюджетные учреждения здравоохранения края в настоящее время не имеют четко выраженных стимулов к повышению качества предоставляемых государственных услуг. Объем бюджетных расходов на обеспечение предоставления указанных услуг не зависит от качества этих услуг.
Повышению доступности и качества государственных услуг в сфере здравоохранения края будут способствовать:
изменение правового статуса бюджетных учреждений (казенное учреждение, бюджетное учреждение);
передача полномочий и расходных обязательств по оказанию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи с местного уровня на краевой и последующее наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по оказанию медицинской помощи населению края в рамках Территориальной программы;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
обеспечение доступности и открытости информации о деятельности государственных учреждений здравоохранения, оказывающих государственные услуги населению края.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в отрасли здравоохранения края планируется проведение следующих основных мероприятий:
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 30 мая 2011 г. N 213-рп "Об организации работы по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Ставропольском крае"
перевод государственных бюджетных учреждений здравоохранения с 1 января 2012 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания; на 2011 год установлен переходный период, который позволяет как бюджетным, так и казенным учреждениям Ставропольского края получать финансовое обеспечение в установленном порядке;
предоставление права с 1 января 2012 года бюджетным учреждениям здравоохранения края зачислять средства от приносящей доход деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
подготовка ведомственных правовых актов, регламентирующих деятельность бюджетных учреждений края в части их финансово-хозяйственной деятельности, распоряжения имуществом, отчетности об их деятельности и других правовых актов;
совершенствование практики формирования государственных заданий для государственных (муниципальных) учреждений края и их финансового обеспечения.
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 29 июля 2011 г. N 301-п "О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Ставропольского края"
3. Повышение эффективности управления государственным имуществом
В соответствии с полномочиями, возложенными постановлением Правительства Ставропольского края от 26 мая 2003 г. N 90-п "О полномочиях органов исполнительной власти Ставропольского края по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края" министерство осуществляет координацию деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий Ставропольского края (далее - ГУП).
В рамках совершенствования полномочий учредителя министерством проводится системная работа по контролю за деятельностью подведомственных ГУП: осуществляются документальные и фактические ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий; рассматриваются результаты их деятельности на балансовых комиссиях; ежеквартально проводится анализ финансового состояния предприятий и выполнения показателей, предусмотренных Программами деятельности ГУП; ежемесячно анализируется кредиторская задолженность.
В целях повышения эффективности использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения ГУП, и обеспечения поступления в бюджет края части прибыли, министерство ежегодно утверждает Программы деятельности ГУП, показатели экономической эффективности; ежемесячно проводится мониторинг кредиторской задолженности.
Анализ показателей экономической эффективности деятельности ГУП осуществляется ежеквартально на основе систематизированных данных отчетности их руководителей и программ деятельности на соответствующий период.
С целью повышения эффективности управления деятельностью ГУП за период 2008 - 2010 гг. министерством произведена смена 9 руководителей предприятий и проведены конкурсы на замещение вакантных должностей директоров 14 ГУП.
Специалистами министерства в первом полугодии 2011 года проведена инвентаризация имущества ГУП, закрепленного на праве хозяйственного ведения с целью выявления имущества, не являющегося необходимым для осуществления их полномочий. Проведен анализ соответствия переданного имущества края. Проведение инвентаризации имущества ГУП планируется в первом квартале 2012 года.
В целях обеспечения государственной регистрации прав на объекты государственной собственности края специалистами министерства совместно с министерством имущественных отношений края проводится мониторинг состояния дел по технической инвентаризации и регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся на балансе ГУП, подведомственных министерству. В первом полугодии 2011 года оформлено право собственности на 38 объектов. До конца 2011 года предполагается оформить право собственности на 22 объекта, в 2012 году - на 8 объектов.
По состоянию на 1 января 2010 года в реестре государственного имущества края значилось 26 ГУП, подведомственных министерству.
В рамках проводимой работы по оптимизации деятельности убыточных предприятий из реестра государственного имущества были исключены следующие ГУП:
ГУП "Центральная районная аптека N 83", расположенная в г. Новоалександровске, в связи с завершением процедуры банкротства;
ГУП "Центральная районная аптека N 119", расположенная в с. Дивном Апанасенковского района;
ГУП "Центральная районная аптека N 127", расположенная в с. Красногвардейском Красногвардейского района;
ГУП "Центральная районная аптека N 47", расположенная в с. Левокумском Левокумского района, реорганизована в соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений края от 18 марта 2010 года N 408 "О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольфармация";
ГУП "Краевой фармацевтический центр", расположенный в г. Ставрополе, реорганизован в государственное учреждение "Медицинский информационно-аналитический центр".
Таким образом, по состоянию на 1 июля 2011 года в реестре государственного имущества значится 21 ГУП, подведомственное министерству.
Во исполнение распоряжения министерства имущественных отношений края от 01.06.2011 года N 874 "О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставропольфармация" в настоящее время проводится работа по проведению реорганизации путем присоединения ГУП "Центральная районная аптека N 28" к ГУП "Ставропольфармация".
По состоянию на 1 июля 2011 года сформирована оптимальная структура ГУП, подведомственных министерству, которая свидетельствует о наличии социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий фармацевтической отрасли, а также об отсутствии альтернативных предложений на рынке края аналогичных услуг, оказываемых государственными аптеками.
Сфера лекарственного обеспечения является стратегически важной отраслью. Если сегодня ликвидировать государственные аптечные предприятия, то лекарственное обеспечение населения края заметно ухудшится. В первую очередь это почувствуют социально незащищенные категории населения, жители отдаленных районов края, федеральные и региональные получатели льгот. Ни одна частная аптека высокозатратные и малоприбыльные социальные функции на себя не возьмет. В результате пострадает конечный потребитель - жители края.
4. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 22 февраля 2007 г. N 85 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Ставропольского края" (в действующей редакции) министерство осуществляет управление и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, включая вопросы развития здравоохранения, профилактики заболеваний, лекарственного обеспечения, фармацевтической деятельности, санитарно-гигиенического образования населения края, обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия в пределах своей компетенции, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти края. Полномочия и функции министерства расширены в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
См. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
По данному направлению ведомственного плана включены следующие мероприятия:
формирование в установленном порядке перечня государственных услуг, предоставляемых (исполняемых) министерством, и перечня государственных контрольных функций, исполняемых министерством;
разработка административных регламентов предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) министерством в рамках закрепленных полномочий;
обеспечение перехода на предоставление в электронной форме государственных услуг министерством и подведомственными государственными учреждениями;
осуществление в течение 2011 года мероприятий по совершенствованию правового положения подведомственных министерству государственных учреждений;
внедрение системы оценки показателей результатов профессиональной служебной деятельности руководящих работников министерства.
Предложения министерства по формированию перечня государственных услуг и перечня государственных контрольных функций, направленные в министерство экономического развития края, включены в приказ министерства экономического развития края от 01 июня 2011 г. N 173/од "Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Ставропольского края, и Перечня государственных контрольных (надзорных) функций, исполняемых органами исполнительной власти Ставропольского края".
5. Внедрение программно-целевых методов государственного управления
Решение проблем здравоохранения программно-целевыми методами с использованием средств бюджетов различных уровней в организации деятельности министерства и подведомственных ему учреждений здравоохранения является одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
В отрасли здравоохранения края реализуется 4 краевые целевые программы, из которых основной программой является краевая целевая программа "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. N 249-п (далее - Программа), объединяющая 22 направления с объемом финансовых средств за счет краевого бюджета на 2011 год в сумме 476 916,5 тыс. руб., что составляет 97% от общего объема средств краевого бюджета, выделенных на реализацию краевых целевых программ в сфере здравоохранения, предусмотренных в Законе Ставропольского края от 7 декабря 2010 г. N 103-кз "О бюджете Ставропольского края на 2011 год".
Указанная Программа направлена на достижение целей и реализацию системы мер по решению приоритетных задач медицинского обеспечения населения края: снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения края, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни больных, укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края.
Срок действия Программы завершается в 2012 году, в связи с чем министерством в течение I квартала 2012 года планируется подготовка заявки на разработку проекта новой краевой целевой программы "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2013 - 2015 годы" с учетом предъявляемых требований к разработке целевых программ в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 1 июня 2009 г. N 149-п "О порядке разработки и реализации краевых целевых программ и ведомственных целевых программ и порядке проведения оценки эффективности реализации краевых целевых программ и ведомственных целевых программ".
См. также Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 25 апреля 2012 г. N 01-05/219 "Об установлении норматива затрат на приобретение медикаментов и перевязочных средств, потребляемых в процессе оказания государственных услуг по скорой медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, в расчете на единицу государственных услуг"
Основой Программы министерства может стать преобразованный в соответствии с новыми задачами доклад о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти края. В целях совершенствования программно-целевого планирования средств бюджета края необходимо выполнение следующих мероприятий:
1. Подготовка и внесение в течение срока реализации краевых целевых программ в области здравоохранения необходимых изменений в нормативные правовые акты Правительства Ставропольского края.
2. Формирование перечня программ министерства в сфере здравоохранения.
3. Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации краевых целевых программ отрасли "Здравоохранение" с возможностью их корректировки.
В 2011 году реализуется широкомасштабная Программа модернизации.
Общий объем финансового обеспечения Программы модернизации на 2011 - 2012 годы составляет 9 856 188 тыс. руб., в том числе за счет средств:
Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 5 806 684 тыс. руб.;
краевого бюджета - 1 477 375 тыс. руб.;
бюджета Ставропольского краевого фонда ОМС - 2 572 129 тыс. руб.
Соотношение указанных источников финансового обеспечения Программы модернизации на период ее реализации составляет 59, 15 и 26 процентов соответственно.
В 2011 - 2012 годах финансовые средства, выделенные на реализацию Программы модернизации, будут направлены на решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края в сумме 3 999 559,4 тыс. руб., или 40% от общего объема финансовых средств выделяемых на реализацию данной Программы;
внедрение современных информационных систем в здравоохранение края - 381 304,2 тыс. руб., или 4% от общего объема вышеуказанных средств;
внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, - 5 475 324,4 тыс. руб., или 56% от общего объема вышеуказанных средств.
В целях улучшение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению края, в том числе детскому, большое значение имеет мониторинг достижения целевых индикаторов и показателей Программы модернизации, проведение которого планируется в рамках ведомственного плана ежеквартально, а по освоению финансовых средств - ежемесячно.
Ожидаемые результаты реализации Программы модернизации:
приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения края в медицинской помощи с учетом сбалансированности Территориальной программы ОМС по видам и условиям оказания медицинской помощи;
внедрение полного тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств системы ОМС в государственных учреждениях здравоохранения края и ряде межмуниципальных многопрофильных специализированных центров края с учетом внедряемых в 2011 - 2012 годы стандартов оказания медицинской помощи;
внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат;
введение персонифицированного учета медицинской помощи;
обеспечение принципа доступности медицинских услуг для граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
6. Оптимизация государственных закупок
В связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" изменились требования к содержанию аукционной документации, внесен ряд принципиальных, существенных новшеств, отражение которых в документации к торгам обязательно для заказчиков.
В целях оптимизации государственных закупок в отрасли здравоохранения края осуществляется планирование потребности в отдельных товарах, работах и услугах в соответствии с требованиями действующего законодательства, формируются сметы расходов министерства здравоохранения Ставропольского края, государственных бюджетных учреждений здравоохранения, государственных казенных учреждений здравоохранения, являющихся государственными и иными заказчиками. Указанные мероприятия позволяют определить номенклатуру и объем закупок продукции, необходимой для осуществления уставной деятельности заказчиков. Формируются планы-графики размещения государственных и иных заказов в установленном порядке, что способствует выполнению требований действующего законодательства об осуществлении закупок для государственных нужд и нужд государственных бюджетных учреждений, а также позволяет спланировать периодичность закупок отдельных видов продукции.
После выполнения указанных мероприятий в целях соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации и оптимизации выбора способа проведения торгов для государственных нужд и нужд ГБУЗ определяется перечень продукции для закупок путем проведения открытых аукционов в электронной форме. При этом в целях способствования развитию малого бизнеса определяется годовая сумма финансовых средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства.
Проведение закупок для государственных и иных нужд осуществляется заказчиками в соответствии с утвержденными планами-графиками, что позволяет устранить стихийность проведения торгов, максимально упорядочить процесс обеспечения государственных и иных нужд.
В соответствии со статистическими данными по отрасли здравоохранения края за первое полугодие 2011 года сложилась экономия средств бюджета края по государственным учреждениям здравоохранения края при проведении открытых аукционов в электронной форме в размере 30,4% (разница между начальной максимальной ценой объявленных торгов и фактической стоимостью заключенных контрактов с учетом торгов, которые не привели к заключению контрактов), которая составила в денежном выражении 654 705 тыс. руб.
Бюджетные средства, сэкономленные по итогам проведения торгов, используются в полном объеме на неотложные нужды учреждений здравоохранения края.
7. Повышение качества финансового менеджмента
В целях реализации Федерального закона N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" подготовлен проект изменений в Закон Ставропольского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области здравоохранения". Проектом закона предлагается наделить с 1 января 2012 года органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи на территории края в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных образований. Одновременно планируется осуществить передачу учреждений здравоохранения края, работающих в системе ОМС, на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС. С принятием законопроекта и переходом учреждений здравоохранения края на одноканальное финансирование связаны принципиальные особенности формирования краевого бюджета на 2012 год в сфере здравоохранения.
В мероприятия по повышению качества финансового менеджмента включены мероприятия, направленные на совершенствование бюджетного процесса на стадиях составления проекта бюджета края, его исполнения, учета и отчетности, финансового контроля:
подготовка в установленном порядке в период формирования проекта бюджета края на 2012 год Перечня государственных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) подведомственными министерству государственными учреждениями, а также муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи;
совершенствование работы по формированию и представлению в министерство финансов края обоснований бюджетных ассигнований на планируемый год;
подготовка методики определения и исчисления размера субвенций, выделяемых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий;
проработка вопроса планирования страховых взносов на ОМС неработающего населения края;
создание процедур управления кредиторской и дебиторской задолженностями подведомственных министерству учреждений здравоохранения.
8. Повышение энергетической эффективности
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 апреля 2010 г. N 120-рп "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Ставропольском крае, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству, а также учреждениях здравоохранения муниципальной системы здравоохранения края разработаны и утверждены планы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2010 - 2014 годы, реализация которых позволит снизить потребление энергоресурсов.
Приказом министерства от 23 июля 2010 года N 01-05/504 утверждена программа "Энергосбережение и энергетическая эффективность учреждений здравоохранения Ставропольского края на 2010 - 2014 годы".
Отрасль здравоохранения края является одним из крупных потребителей энергетических ресурсов.
На территории края размещено 63 государственных учреждения здравоохранения, подведомственных министерству.
По отчетным данным ими в 2009 году было израсходовано 1 662,6 тыс. куб. метров природного газа, 7 409,1 тыс. кВт/ч электрической энергии, 676,9 тыс. Гкал тепловой энергии, 701,3 тыс. куб. метров воды.
Целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов учреждениями здравоохранения края является:
снижение затратной части бюджета края на оплату за потребленные энергетические ресурсы;
повышение эффективности энергопотребления путем экономии энергетических ресурсов, внедрения современных энергосберегающих технологий и оборудования;
развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих учреждения здравоохранения края, как потребителей энергетических ресурсов к всемерной экономии энергетических ресурсов и внедрению энергосберегающих технологий и оборудования.
Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории края, является одной из приоритетных задач отрасли здравоохранения края. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к повышению расходов краевого бюджета на энергообеспечение учреждений социальной сферы края, увеличению коммунальных платежей. Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии энергетических ресурсов на территории края и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Являясь крупными потребителями энергетических ресурсов, деятельность учреждений здравоохранения края сопровождается большими потерями при их потреблении.
Решение проблем экономии энергетических ресурсов возможно только в комплексе и требует взаимодействия между органами исполнительной власти края и организациями края, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий.
Принятие дополнительных мер по сокращению потребления энергетических ресурсов в учреждениях здравоохранения края позволит сэкономить финансовые средства в рамках мероприятий ведомственного плана в 2011 году в сумме 4 505 тыс. руб., в 2012 году - 6 523 тыс. руб.
Высвобождаемые за счет реализации энергосберегающих проектов средства будут направлены на создание более надежных условий обеспечения энергией учреждений здравоохранения края и решение социальных вопросов.
9. Совершенствование финансового контроля
Все большее использование программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти края и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг обуславливают необходимость совершенствования действующей системы государственного финансового контроля.
На уровне края уже сейчас возможно реализовать отдельные меры, направленные на совершенствование государственного финансового контроля, при этом работа специалистов отдела финансирования, контроля и ревизий министерства будет направлена на решение следующих вопросов ведомственного плана:
соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверность, полнота и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономность, результативность и эффективность использования средств краевого бюджета и местных бюджетов.
В этих целях необходимо организовать действенный ведомственный контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования.
10. Обоснование расчетов оценки плановой экономии финансовых средств в результате реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов
Конкретные мероприятия, направленные на реализацию настоящего ведомственного плана, отражены в прилагаемом графике реализации ведомственного плана.
1. По мероприятию 1.5 графика реализации ведомственного плана от сокращения излишней штатной численности должностей заместителей главных врачей ГБУЗ и муниципальных учреждений здравоохранения в текущем году планируется экономия средств бюджета края и бюджета Ставропольского краевого фонда ОМС на оплату труда с начислениями на период август-декабрь 2011 года в общей сумме 7 502,5 тыс. руб. и в 2012 году - 27 993,2 тыс. руб.
Размер указанной экономии средств исчислен на основании информации, полученной от государственных учреждений здравоохранения и муниципальных учреждений здравоохранения: из расчета количества сокращаемых должностей, наличия экономии средств в месяц (разность в оплате труда с начислениями по сокращаемым должностям заместителей главных врачей и должностям, на которые трудоустраиваются работники, подлежащие сокращению) и даты проведения конкретных мероприятий по сокращению и трудоустройству работников административно-управленческого персонала, указанных в приказах главных врачей государственных учреждений здравоохранения и муниципальных учреждений здравоохранения.
2. По мероприятию 2.1 графика реализации ведомственного плана в результате сокращения в IV квартале 2011 года маломощных акушерских отделений (на 15 коек) в стационарах I уровня оказания акушерской помощи муниципального учреждения здравоохранения "Красногвардейская ЦРБ", муниципального учреждения здравоохранения "Апанасенковская ЦРБ имени Н.И. Пальчикова муниципального учреждения здравоохранения "Грачевская ЦРБ Грачевсгого муниципального района Ставропольского края" ожидается экономия средств:
в бюджете Ставропольского краевого фонда ОМС, определяемая умножением норматива финансовых затрат на 1 койко-день в больничных учреждениях за счет средств ОМС, установленного в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи (далее - Территориальная программа), на количество койко-дней, составит в указанных муниципальных учреждениях здравоохранения 1 403,3 тыс. руб. в 2011 году и 5 613,3 тыс. руб. в 2012 году: (1 134,0 руб.*15*330 дней);
в бюджетах муниципальных районов и городских округов края и краевом бюджете в части расходов, передаваемых с 1 января 2012 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС, которая определяется умножением норматива финансовых затрат на содержание больничных учреждений, работающих в системе ОМС, в расчете на 1 койко-день, установленного в соответствии с Территориальной программой на 2011 год, на количество койко-дней (с учетом коэффициента обеспеченности бюджетным средствами 0,84), и составит 249,9 тыс. руб. в 2011 году и 999,6 тыс. руб. в 2012 году: (1374,4-1134)*0,84*15*330дней).
3. По мероприятию 6.5 графика реализации ведомственного плана в результате ежегодного проведения закупок продукции, необходимой для осуществления уставной деятельности учреждений здравоохранения края для государственных нужд, экономия средств краевого бюджета и бюджета Ставропольского краевого фонда ОМС на 2011 год на государственные учреждения здравоохранения края определяется в соответствии со статистическими данными по отрасли здравоохранения края по результатам проведенных открытых аукционов в электронной форме за первое полугодие 2011 года (размер экономии составил 30,4%). Сумма экономии бюджетных средств определяется как разность между начальной максимальной ценой объявленных торгов и фактической стоимостью заключенных контрактов с учетом торгов, которые не привели к заключению контрактов, и составляет в 2011 году 654 705 тыс. руб. Указанный размер экономии средств по ГБУЗ сохраняется и в плане на 2012 год. При этом не учитывались расходы по оплате коммунальных услуг, закупки малого объема (до 100 тыс. руб.), запросы котировок и открытые конкурсы.
4. По мероприятию 8.1 графика реализации ведомственного плана в связи с принятием мер по сокращению потребления энергетических ресурсов в учреждениях здравоохранения края планируется экономия бюджетных средств, исходя из соотношения к кассовому расходу за 2009 год, в размерах, указанных в таблице.
Учреждения, подведомственные министерству |
Размер экономии бюджетных средств |
|||
2011 год в % к 2009 году |
сумма в 2011 году (тыс. руб.) |
2012 год в % к 2009 году |
сумма в 2012 году (тыс. руб.) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
государственные образовательные учреждения |
3,5 |
212 |
3,7 |
224 |
краевые детские санатории |
3,0 |
285 |
3,2 |
304 |
дома ребенка |
3,0 |
132 |
3,2 |
141 |
стационарные учреждения, не работающие в системе ОМС |
3,3 |
2621 |
3,4 |
2700 |
стационарные учреждения, работающие в системе ОМС |
3,3 |
1084 |
3,3 |
1084 |
амбулаторные учреждения, не работающие в системе ОМС |
3,0 |
48 |
3,2 |
51 |
амбулаторные учреждения, работающие в системе ОМС |
3,0 |
87 |
3,0 |
87 |
краевая служба крови |
3,0 |
36 |
3,3 |
40 |
Итого ГБУЗ |
3,3 |
4505 |
3,4 |
4631 |
Кроме того, муниципальные учреждения здравоохранения (станции и отделения скорой медицинской помощи) |
- |
- |
3,0 |
1892 |
Итого ГБУЗ и муниципальные учреждения здравоохранения |
3,3 |
4505 |
3,2 |
6523 |
С учетом передачи с 1 января 2012 года отдельных государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального уровня на краевой в рамках ведомственного плана на 2012 год предусмотрена экономия средств в муниципальных учреждениях здравоохранения (станциях и отделениях скорой медицинской помощи) муниципальных районов и городских округов края в размере 3,0% по отношению к кассовому расходу на оплату коммунальных услуг за 2009 год, что составит 1892 тыс. руб. Таким образом, в учреждениях здравоохранения края в целом прогнозируется экономия финансовых средств за счет рационального потребления топливно-энергетических ресурсов не менее 3,0% по отношению к расходу за 2009 год: в 2011 году в сумме 4 505 тыс. руб., в 2012 году в сумме 6 523 тыс. руб.
Общая экономическая эффективность реализации вышеуказанных мероприятий ведомственного плана составит в 2011 году 668 365,7 тыс. руб., в 2012 году - 695 834,1 тыс. руб.
Социальная эффективность реализации мероприятий ведомственного плана с учетом выполнения в течение 2011 - 2012 гг. Программы модернизации будет выражена в улучшении ряда показателей в сфере здравоохранения края:
снижение смертности населения края в трудоспособном возрасте на 100 тысяч населения в 2011 году - до 490 случаев; в 2012 году - 476 случаев (2009 год - 503 случая), в том числе от болезней системы кровообращения в 2011 году - 176,2 случая, в 2012 году - 175 случаев против 180 случаев в 2009 году;
удовлетворенность населения края медицинской помощью в 2011 году - 37%, в 2012 году - 37,5% (2009 год - 35,9%);
удовлетворенность потребности населения края в высокотехнологичной медицинской помощи в 2011 и 2012 годах соответственно 93% и 95% против 89% в 2009 году;
снижение размера дефицита средств территориальной программы в 2011 и 2012 годах соответственно до 22% и 16% против 40% в 2009 году;
повышение уровня среднемесячной номинальной заработной платы медицинских работников в 2011 году - 14 490 руб., в 2012 году - 16 380 руб. (2009 год - 12 330 руб.).
Ведомственный план министерства рассмотрен на заседании межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 г. N 52-п "О межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов", 20.09.2011 г.
Реализация ведомственного плана осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи министерства на соответствующий финансовый год.
Исполняющий обязанности министра |
К.В. Хурцев |
Исполняющий обязанности министра |
К.В. Хурцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.