Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика, проблемы и перспективы развития системы образования в Ставропольском крае
В последние три года отмечается рост рождаемости в крае. Только за 2009 год в крае число детей дошкольного возраста увеличилось на 19582 человека, и поэтому действующая в настоящее время сеть детских садов недостаточна для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования.
В очереди на получение места в детском саду по состоянию на 01 сентября 2010 года состоят 41212 человек, что составляет 44% от всего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в ДОУ. Особенно напряженная ситуация сложилась в гг. Ставрополе, Пятигорске, Железноводске, Ессентуки, Кисловодске, Невинномысске, Буденновске, Предгорном, Георгиевском, Минераловодском, Изобильненском, Советском, Кочубеевском, Шпаковском районах.
С целью решения данной проблемы Правительством Ставропольского края в 2009 году принята краевая целевая программа "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы", которая с 2010 года реализуется как подпрограмма краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы". В 2010 году сданы в рамках выполнения мероприятий программы в эксплуатацию 6 детских садов на 957 мест. Помимо этого введены в строй после завершения капитального ремонта и реконструкции 8 дошкольных учреждений и открыты дополнительно 103 группы полного дня для 2050 человек.
Активно внедряются вариативные формы дошкольного образования, в том числе и на базе общеобразовательных учреждений. В 2010 году открыты 79 групп кратковременного пребывания разной направленности на 1080 человек, а также 649 групп предшкольной подготовки на 8249 человек, на 19 школ увеличилось число общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
Проведенные мероприятия позволили в целом по краю увеличить число детей, охваченных дошкольным образованием, в дошкольных образовательных учреждениях на 3353 ребенка и впервые сократить очередность в детские сады на 1 сентября 2010 года на 1064 человека в сравнении с аналогичным периодом 2009 года.
Данная работа в этом направлении будет продолжена. Помимо уже перечисленных мероприятий планируется открытие семейных детских садов и групп как частных, так и по муниципальному заказу, а также организация групп присмотра индивидуальными предпринимателями, работающими по патенту.
Одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования является обновление содержания и структуры начального общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию. В этой связи актуальным является внедрение стандартов общего образования нового поколения, включающих требования к условиям организации образовательного процесса; внедрение в практику новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, совершенствование системы оценки качества образования.
В крае реализуются системы начального общего образования: система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова и традиционная система обучения. Наряду с учебно-методическим комплектом "Школа России" все большее распространение в образовательном пространстве начальной школы края получают такие вариативные модели обучения, как "Гармония", "Школа-2100", "Начальная школа XXI века", учебно-методические комплекты "Планета знаний", "Перспективная начальная школа". Особенно активно они внедряются в образовательных учреждениях Александровского, Апанасенковского, Шпаковского, Благодарненского, Красногвардейского, Кировского, Кочубеевского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского районов, городов Буденновска, Георгиевска, Железноводска, Минеральные Воды, Невинномысска, Пятигорска, Ставрополя.
В целях реализации идей развивающего обучения, выявления и поддержки одаренных детей, содействия обмену опытом и повышения квалификации учителей, реализующих систему Л.В. Занкова, восьмой год ученики начальной школы края участвуют и успешно проявляют себя во Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев. В 2010 году победителями стали команды учащихся Шпаковского района, городов Буденновска, Пятигорска.
С 01 сентября 2011 года в Ставропольском крае, как и повсюду в России, запланировано введение новых федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. Говоря об особенностях стандарта нового поколения, прежде всего, необходимо отметить, что стандарт, выступая как инструмент государства в сфере образования, впервые предъявляет требования к условиям обучения и поэтому предполагает изменение требований к финансово-экономическому обеспечению образовательного процесса.
Для его введения в бюджете Ставропольского края на 2011 год заложено дополнительное финансирование для обеспечения 10 часов внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями федерального стандарта в размере 23,763 млн рублей. Это связано с необходимостью обеспечить изменение структуры базисного учебного плана, введение дополнительных 10 часов в неделю для организации внеурочной деятельности.
В свою очередь и муниципальные органы управления образованием проводят мероприятия для выполнения материально-технических условий в общеобразовательных учреждениях, обеспечивающих реализацию стандарта.
Министерство образования Ставропольского края постоянно осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав граждан на образование, выполнением законодательства Российской Федерации и нормативных правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2010 - 2011 учебном году в крае функционируют 640 учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в них обучается 254442 учащихся, 30 вечерних (сменных) общеобразовательных школы (в 2009-2010 учебном году - 34), 140 образовательных учреждений имеют статус малокомплектной сельской школы (в 2009-2010 учебном году - 143). Количество учащихся в вечерних школах сократилось на 3816 человек (с 11542 человек в 2008-2009 учебном году до 7726 человек в 2010-2011 учебном году).
Важной организационно-педагогической мерой является восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного среднего (полного) общего образования, мониторинга его реализации.
В связи с этим в образовательных учреждениях введена система выявления и учета детей школьного возраста, в том числе 6-18-летнего возраста, подлежащих обязательному обучению. За каждой школой закреплены микрорайоны, осуществляется перепись и социально-педагогический мониторинг получения гражданами начального общего и основного общего образования.
Информационная база данных о детях 7-18 лет, не получающих начального общего, основного общего образования, создана и в министерстве образования края, которая корректируется и пополняется ежеквартально.
По состоянию на первое октября 2010 года в ней числилось 254 необучающихся, на 8 человек больше, чем в прошлом году (246 чел.).
В результате проведенного в октябре 2010 года учета детей 7-18-летнего возраста совместно с органами труда и социальной защиты населения и внутренних дел в крае выявлено 187 несовершеннолетних, которые по разным причинам в нарушение закона Российской Федерации "Об образовании" не сели за школьные парты (статистический отчет по форме N 1-НД "Сведения о численности детей и подростков в возрасте 7-18 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях", утвержденной постановлением Госкомстата России).
Наибольшее число детей, не обучающихся в нарушение закона "Об образовании" в Кочубеевском районе - 22 человека, Красногвардейском - 21 чел., Кировском районе и г. Невинномысске по 20 чел., в Буденновском районе - 19, Шпаковском - 15, г. Лермонтове - 14, г. Ставрополе - 13, Минераловодском районе - 9, Труновском - 8.
Положительные результаты по привлечению детей к обучению достигнуты в Арзгирском, Курском, Левокумском (на 1 октября 2010 г. нет необучающихся детей).
За последние годы в крае наметилась устойчивая тенденция по преодолению второгодничества. С 2005 года число второгодников снизилось в крае почти вдвое: 2005 год - 1513 учащихся (среднекраевой показатель - 0,7%), 2010 год - 778 учащихся (0,2%).
Учитывая сложившуюся ситуацию, министерство образования Ставропольского края поставило на предстоящий период задачи по совершенствованию, прежде всего, организации учебного процесса, адекватного уровню развития каждого школьника, с учетом его психофизического развития и способностей, преодолению второгодничества, расширению различных форм получения обязательного общего образования.
И наконец, самое главное в решении задачи по реализации конституционных прав граждан на образование координация взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С целью обеспечения конституционных прав граждан на образование министерством образования Ставропольского края ведется работа по обеспечению обучающихся образовательных учреждений края учебной литературой, в первую очередь, детей из социально необеспеченных семей. В 2010 году Правительством края на приобретение учебной литературы для детей-сирот и детей из социально незащищенных семей выделено 16,335 млн рублей.
В 2010 году общая обеспеченность учебниками составила 89,1% (против 89% в 2008 г.), обеспечение учебниками за счет фондов школьных библиотек 33,4% (против 51,48% в 2008 году).
Наиболее низкий общий уровень обеспеченности учебниками в Минераловодском - 73%, Кочубеевском - 62% районах, г. Ессентуки - 76%. Наиболее высокий - в Арзгирском, Георгиевском, Новоалександровском, Левокумском районах, г. Железноводске (100%). По-прежнему особую тревогу вызывает обеспеченность учебниками детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, хотя поступление учебников в данные учреждения идет за счет федерального и краевого бюджета, но фонды, в связи с дороговизной учебников по специальному (коррекционному) образованию, пополняются медленно.
Министерством образования Ставропольского края совместно со Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений г. Ставрополя, г. Пятигорска, г. Невинномысска, Андроповского, Левокумского, Красногвардейского, Шпаковского, Труновского районов активно ведется апробация учебников нового поколения ведущих российских издательств ("Просвещение", "Русское слово", "Дрофа", "Мнемозина"). Результаты апробации направляются в издательства и используются авторами в своей работе, учащиеся в апробируемых классах полностью обеспечены бесплатными учебниками за счет издательств. В 2010 году по договорам с издательствами России министерством образования Ставропольского края, краевым институтом повышения квалификации работников образования проведено для учителей края 24 авторских семинара.
В настоящее время в крае увеличилось количество образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам. Все школы края подключены к сети Интернет. Это сделало возможным внедрение дистанционного обучения учащихся (созданы апробационные площадки в средних общеобразовательных школах города Ставрополя, Грачевского и Апанасенковского муниципальных районов).
Однако необходимо повысить эффективность доступа образовательных учреждений края к федеральным образовательным информационным ресурсам (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), что позволит расширить возможности образовательных учреждений края для профильного обучения учащихся, обучения учащихся по индивидуальным программам, а также повысит профессиональный уровень педагогических работников края и качество обучения в целом.
Значительных результатов удалось достичь и в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. В 2010 году из 40 ставропольских школьников - участников заключительного этапа олимпиады победителями и призерами стали 17 человек - 43% (тогда как в 2009 году - 26%), премиями для поддержки талантливой молодежи награждены 88 человек. Общая сумма премий, которая была получена юными талантами в 2010 году, составила 3210000 рублей (2009 год - 2850000 руб.). Немалая роль в этом принадлежит учреждениям дополнительного образования, работа которых получила высокую оценку. В 2010 году районный центр детского юношеского технического творчества Петровского района и Центр развития творчества детей и юношества "Радуга" г. Лермонтов стали победителями Всероссийского творческого конкурса и выиграли гранты на получение оборудования творческих мастерских в размере 2 млн рублей.
Базовыми учреждениями по работе с интеллектуально одаренными детьми края являются "Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей "Поиск" и Ставропольский Дворец детского творчества, при котором работает Малая академия наук. Эти учреждения имеют развитую сеть филиалов по всей территории Ставропольского края. Кроме того, в крае функционирует Центр детско-юношеского технического творчества с Малой технической академией, Центр экологии, туризма и краеведения с Краевой экологической школой, Центр эстетического воспитания и краевая детско-юношеская спортивная школа.
Центр "Поиск" является координационным учреждением по обучению одаренных детей в Северо-Кавказском федеральном округе. Свыше 7000 обучающихся занимаются в Центре разными видами образовательной деятельности. С 1997 года Центр получил право на подготовку и прием Кембриджских экзаменов. Ежегодно более 60 учащихся Центра сдают международный экзамен и получают сертификаты. С 2007 года Центр "Поиск" является Авторизованным Центром по осуществлению тестирования и выдаче Сертификата ECDL - Европейские компьютерные права - учащимся и учителям. С 2008 года на базе Центра начала работу краевая экспериментальная площадка "Организационно-педагогические условия обучения и развития одаренных детей на основе дистанционных технологий".
В данном образовательном учреждении созданы все условия для развития интеллектуально одаренных детей. Результатом успешной работы Центра являются победы учащихся на Всероссийских и международных конкурсах.
Эффективной формой работы с одаренными детьми стала система развития научно-исследовательской деятельности учащихся школьников края, которая разработана и успешно внедряется на протяжении более 20 лет в научном объединении учащихся - Малой академии наук, которая тесно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, МФТИ, ведущими вузами края. Научно-исследовательскую деятельность с детьми в Академии осуществляют 12 докторов и 27 кандидатов наук.
С 2008 учебного года Ставропольский край принимает участие в апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии.
В 2010 году выпускники 9-х классов сдавали экзамены по новой форме с участием территориальных экзаменационных комиссий по шести предметам: двум обязательным предметам - русскому языку и алгебре, по выбору - химия, биология, физика, история.
С 2009 года единый государственный экзамен вошел в штатный режим. Общее количество участников ЕГЭ в 2010 году в Ставропольском крае составило 17403 человека (2009 г. - 20002 чел.), из них: выпускников общеобразовательных школ - 16485 человек (2009 г. - 16888 чел.), выпускников образовательных учреждений прошлых лет - 324 человека (2009 г. - 279 чел.), обучающихся учреждений системы среднего профессионального образования - 506 человек (2009 г. - 759 чел.).
Средний балл участников единого государственного экзамена по краю по русскому языку составляет 58,2 (2009 - 54,8), по математике - 45,2 (2009 г. - 40,6).
Среди предметов по выбору предпочтения были отданы предмету обществознание - его сдавали 51,50% (2009 г. - 41,9%) выпускников, то есть практически половина всех выпускников этого года. Следующим по степени привлекательности для выпускников оказалась история - 22,34% (2009 г. - 20,5%), затем биология, которую сдавали почти 19,66% (2009 г. - 17,2%, 17,8%) выпускников. Далее интерес распределился следующим образом: физика - 18,91% (2009 г. - 17,8%). Аналогичная картина по выбору предметов отмечается и в 2009 г. и в среднем по России.
Все выпускники, получившие максимальные баллы на ЕГЭ, являются участниками олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов, поэтому их высокий результат на ЕГЭ закономерен.
Для повышения качества подготовки выпускников и проведения государственной (итоговой) аттестации в 2010 учебном году министерством образования Ставропольского края принимаются дополнительные меры, направленные на предоставление учащимся общеобразовательных учреждений края доступных и качественных образовательных услуг. Совместно с высшими учебными заведениями края активизирована работа по выявлению одаренности учащихся путем создания на базе высших учебных заведений края центров довузовской подготовки, заочных предметных школ, научных школ ведущих ученых Ставропольского края.
Министерством образования Ставропольского края разработаны и утверждены документы, регламентирующие исполнение государственной функции по осуществлению контроля качества образования в рамках функционирования региональной системы оценки качества образования:
положение об отделе по контролю и оценке качества образования министерства образования Ставропольского края;
административный регламент исполнения министерством образования Ставропольского края государственной функции по осуществлению контроля и оценки качества образования;
О предоставлении министерством образования Ставропольского края отдельных государственных услуг см. об административных регламентах
положение о региональной системе оценки качества образования в Ставропольском крае.
С целью создания единой системы диагностики, контроля и анализа состояния образования в Ставропольском крае разработаны материалы, направленные на анализ эффективности результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, государственных образовательных учреждений:
положение о рейтинге деятельности общеобразовательных учреждений муниципальной системы образования;
оценочный лист рейтинга деятельности общеобразовательных учреждений муниципальной системы образования;
положение о рейтинге деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования;
оценочный лист рейтинга деятельности учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
В крае организовано проведение различных видов мониторинга качества образования, направленных на получение объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" осуществляются мероприятия по контролю качества образования в форме плановых и внеплановых проверок, принимаются меры по устранению выявленных нарушений.
Потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно мыслить и качественно решать возникающие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития всех сфер общества. В этой связи перед образованием и обществом в целом стоят глобальные цели, одна из которых - формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека, способного креативно мыслить и решать нестандартные задачи.
Для достижения поставленной цели на первый план выходят новые механизмы межведомственного взаимодействия в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и молодежной политики.
В последние годы в образовательных учреждениях края были приняты меры по созданию необходимых условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Внедрение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях края здоровьесберегающих педагогических технологий позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи.
Вместе с тем число абсолютно здоровых детей в крае не превышает 20 процентов. По оценкам специалистов, работающих в системе здравоохранения, к основным причинам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей, относятся школьные факторы риска, которые ведут к перегрузке обучающихся и снижению уровня их физического развития.
В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, широкое применение в образовательных учреждениях края здоровьесберегающих педагогических технологий, повышение охвата учащихся горячим питанием.
В крае накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала образовательных учреждений края. Всеми формами творческого развития в крае охвачено более 60 процентов школьников. Получает свое развитие детско-юношеский спорт, движение трудовых объединений школьников, в том числе ученических производственных бригад.
Система дополнительного образования детей в крае представлена сетью учреждений дополнительного образования детей системы образования (спортивные школы, дома и дворцы детского творчества, центры технического творчества, туризма и краеведения), а также учреждениями спорта и культуры.
В настоящее время общий охват детей, занятых в системе дополнительного образования в крае, составляет 64%, что соответствует уровню 2009 года.
За 2 последних года в образовательном комплексе края открыты 4 новые спортивные школы: в Кочубеевском, Красногвардейском, Георгиевском, Степновском районах. Возобновил работу загородный лагерь "Старт" Кочубеевского района. Победителями Всероссийских конкурсов стали учреждения дополнительного образования Шпаковского, Петровского, Кочубеевского районов, г. Лермонтова, получившие в качестве приза специализированное оборудование на сумму 2 млн рублей (каждое). Практически 87% обучающихся заняты в общественных объединениях школьников, которых в крае более 100. Ежегодно на базе детского загородного оздоровительно-образовательного лагеря "Сосновый бор" проходит профильная смена для лидеров детских общественных организаций, в которой принимают участие более 200 подростков из городов и районов края.
В рамках реализации Национального приоритетного проекта "Образование" 408 учащихся и студентов, в том числе воспитанники учреждений дополнительного образования, получили гранты Президента Российской Федерации.
Вместе с тем отсутствие качественного контроля и анализа эффективности воспитательной работой со стороны администраций школ и отделов образования приводит к сокрытию таких негативных явлений в школьной среде, как подростковая преступность, агрессивное поведение, суициды.
Образцы насилия, которые ежедневно демонстрируют нам средства массовой информации, безразличие и равнодушие родителей и взрослого окружения к детским проблемам способствуют росту проявлений агрессивного поведения среди школьников.
Неустойчивая психика детей, неумение выходить из конфликтной ситуации, ощущение одиночества и ненужности ни родителям, ни учителям толкает их на сознательный уход из жизни. Наибольшее количество случаев суицида зарегистрировано в Кировском, Новоселицком, Благодарненском, Буденновском, Изобильненском, Грачевском, Левокумском районах.
Выездные проверки, проводимые министерством образования Ставропольского края, по фактам жестокости, суицидов, как правило, выявляют низкий уровень воспитательной работы и, в первую очередь, работы с родительской общественностью, психологическую некомпетентность педагогов, нестабильность педагогического коллектива, отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке.
Несмотря на принимаемые отраслью образования меры, остается ряд проблем. Основной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, остается слабая материально-техническая база учреждений системы дополнительного образования, низкие темпы ее модернизации; высокий уровень нездоровья детского населения (только 20% детского населения можно считать условно здоровыми); подростковая преступность и безнадзорность; распространение среди детей, подростков и молодежи наркомании, алкоголизма, табакокурения. В 2010 году в связи с оптимизацией расходов в целом по отрасли образования сокращена численность педагогов дополнительного образования детей практически на 177 ставок.
В декабре 2010 года министерством образования Ставропольского края была проведена коллегия, посвященная вопросам развития воспитания и дополнительного образования детей, по результатам которой подготовлен план мероприятий по развитию данного направления в сфере образования.
В целях решения проблем, сложившихся в сфере дополнительного образования, основными направлениями деятельности станут:
интеграция общего и дополнительного образования детей;
развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализация образовательных профилактических программ по профилактике асоциального поведения, формированию основ здорового образа жизни;
поддержка талантливой молодежи;
развитие программ ученического самоуправления в образовательных учреждениях края, создание волонтерского движения;
развитие и совершенствование форм каникулярной занятости, в том числе туристических палаточных лагерей, семейных форм отдыха;
повышение квалификации работников сферы дополнительного образования.
Профессиональное образование призвано обеспечить кадровые потребности экономики и должно рассматриваться как ресурс экономического развития Ставропольского края, как инвестиции в человеческий капитал. Наиболее остро нехватка такого ресурса в настоящее время ощущается в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров, что связано со значительным отставанием темпов модернизации учреждений начального и среднего профессионального образования от темпов развития экономики. Данная ситуация характерна для всех субъектов Российской Федерации и, в частности, для Ставропольского края.
Система профессионального образования Ставропольского края по состоянию на начало 2010 года включает в себя следующие самостоятельные учреждения профессионального образования: 10 - начального, 54 - среднего, 23 - высшего. Кроме того, на территории края осуществляют свою образовательную деятельность 41 филиал государственных и 14 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования, 12 филиалов государственных и 3 филиала негосударственных учреждений среднего профессионального образования.
Общий контингент обучающихся в учреждениях профессионального образования составляет 186242 чел., в том числе 140600 чел. обучается в учреждениях высшего профессионального образования, 39800 чел. - в учреждениях среднего профессионального образования, 5842 - в учреждениях начального профессионального образования.
Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего и высшего звена ведется по 25 укрупненным группам профессий и специальностей или более чем по 150 специальностям и направлениям подготовки. Согласно усредненным статистическим данным, ежегодно учреждениями профессионального образования всех уровней и форм собственности, расположенными на территории Ставропольского края, на рынок труда выпускается около 26 тысяч человек, прошедших обучение по очной (дневной) форме обучения. Из них по профессиям рабочих и специалистов среднего звена, к сожалению, не более 50%.
Решение задачи по подготовке кадров с начальным и средним профессиональным образованием для организаций, компаний, реализующих на территории края инвестиционные проекты, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития края и Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года планируется осуществлять на базе профессиональных училищ, лицеев, техникумов и колледжей субъектов СКФО, в том числе имеющих в структуре профильные ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики.
В целях рационального использования средств, концентрации учебно-производственных ресурсов завершена работа по укомплектованию современным учебным и учебно-производственным оборудованием 4 профильных ресурсных центров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для приоритетных отраслей экономики, созданных в структуре краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Работа в данном направлении в крае продолжается. В стадии завершения выполнение мероприятий по созданию очередного профильного ресурсного центра гостинично-курортного и ресторанного сервиса и туризма.
На оснащение названных центров из бюджета края выделено в 2007 - 2008 году 25 млн рублей, в 2009 году - 34 млн рублей, в 2010 году - 11,25 млн руб. На выделенные бюджетные средства были закуплены новейшие образцы сельскохозяйственной техники и сельхозмашин, современное станочное оборудование с числовым программным управлением в области металлообработки, современное станочное деревообрабатывающее оборудование, а также учебно-лабораторное оборудование в области электроэнергетики, сварочного производства. До 2015 года число профильных ресурсных центров планируется довести до 11.
Катализатором системных изменений в начальном и среднем профессиональном образовании Ставропольского края стало участие ведущих образовательных учреждений края в проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" конкурсном отборе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для получения государственной поддержки на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. В 2008 - 2009 годах победителями конкурсного отбора стали 3 учреждения среднего профессионального образования. Колледжи - победители конкурса в общем объеме на реализацию инновационных образовательных программ получили из федерального бюджета около 100 млн рублей.
Учреждения профессионального образования активно участвуют в реализации краевых целевых программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края.
За 2010 год на базе образовательных учреждений, подведомственных министерству образования края, по программам ускоренной курсовой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации прошли обучение более 2,3 тысяч человек. Из них:
по направлению служб занятости районов и городов края - 348 человек, в том числе: из числа безработных граждан в рамках мероприятий краевой целевой программы "Содействие занятости населения Ставропольского края" обучено 206 человек из числа работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, в рамках мероприятий краевой целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году" - 142 человека. По договорам с работодателями - 281 человек. По договорам с физическими лицами - 1629 человек.
Ежегодно проводится мониторинг трудоустройства выпускников очного отделения учреждений всех уровней профессионального образования, расположенных в Ставропольском крае. Это позволило организовать руководителей образовательных учреждений на усиление работы по определению мест для трудоустройства выпускников.
В 2010 году согласно оперативным данным, полученным от учреждений профессионального образования, расположенных в Ставропольском крае, общее число выпускников групп дневного отделения составило 25,86 тыс. человек (в 2009 году - 26,37 тыс. чел.), из них в год окончания образовательных учреждений:
трудоустроились по освоенным профессиям и специальностям 11,58 тыс. чел. (в 2009 году - 14,88 тыс. чел.);
продолжили обучение по программам более высокого уровня профессионального образования в вузах и ссузах 4,3 тыс. чел. (в 2009 году - 2,9 тыс. чел.);
призваны на службу в армию 7,95 тыс. чел. (в 2009 году - 5,2 тыс. чел.);
не определились с трудоустройством 2,03 тыс. чел., или 7,8% от выпуска (в 2009 году - 3,4 тыс. чел., или 12,9% от выпуска).
Сопоставление приведенных данных свидетельствует о достижении положительных результатов в решении вопросов занятости выпускников.
Основной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, остается слабая материально-техническая и учебно-производственная база учреждений системы начального и среднего профессионального образования, низкие темпы ее модернизации.
Сохраняются слабые связи учебных заведений с работодателями, отсутствие у них мотивации к участию в укреплении учебной базы, в поддержке квалифицированными кадрами мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин. Соответственно страдает качество подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, их слабая конкурентоспособность на рынке труда.
В крае не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, контроля качества знаний на всех ступенях обучения; отсутствует действенная система непрерывного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки взрослого населения, позволяющая гибко реагировать на изменения рынка труда.
Особую актуальность сохраняет проблема воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, острота которой обусловлена не только непрерывным ростом числа детей, поступающих под опеку государства, но и по-прежнему неэффективным функционированием существующей системы опеки и попечительства, которая, как и в прошлом, ориентирована в основном на учет первичных потребностей сирот.
В 2010 году в крае выявлено более 1,8 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в крае проживают более 10 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К числу серьезных проблем, сложившихся в данной сфере, также относятся:
снижение воспитательного потенциала и ухудшение нравственно-психологического климата семьи;
противоречия между потенциальными возможностями государственных учреждений для детей-сирот по воспитанию и развитию ребенка-сироты и реальным состоянием процессов социализации и социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов;
недостаточность теоретической разработанности организации системы воспитания и развития ребенка-сироты в условиях замещающей семьи;
научно-методическое обеспечение работы по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целях решения указанных проблем министерством образования Ставропольского края разработана и находится на рассмотрении в Правительстве Ставропольского края подпрограмма "Право ребенка на семью" краевой целевой программы "Развитие образования Ставропольского края на 2010 - 2012 гг.", которая направлена на профилактику социального сиротства в Ставропольском крае, поддержку замещающих семей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации конституционного права детей с ограниченными возможностями на образование в крае функционирует многофункциональная система специального образования, которая является составной частью образовательного комплекса Ставропольского края.
В Ставропольском крае проживают около 15 тысяч, или 1,5%, детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них около 9 тысяч детей-инвалидов.
В настоящее время в крае функционируют 7 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 28 психолого-медико-педагогических комиссий (2 из них - краевые), 196 муниципальных детских садов комбинированного вида, имеющих компенсирующие группы, 13 государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в том числе 3 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторная школа-интернат; специальная общеобразовательная школа закрытого типа для детей с девиантным поведением, специальный (коррекционный) детский дом; 8 учреждений начального профессионального образования, на базе которых функционируют 24 специальные группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (260 учащихся).
Продолжается работа по разработке нормативно-правовых документов по специальному образованию детей. Принят Закон Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об образовании" в части определения порядка организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, постановление Правительства Ставропольского края "О Порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели".
Реализован "План мероприятий по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также обучения этих лиц методам реабилитации на 2009 - 2010 годы".
Реализуется подпрограмма "Развитие специального образования в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы" краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы".
В 2008 - 2010 годах за счет средств краевого, федерального бюджетов, а также денежных средств, полученных из резервного фонда Президента Российской Федерации, удалось приобрести учебники и дидактический материал, компьютерное оборудование, сурдологическое оборудование, тифлооборудование, оборудование, необходимое для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также спортивное и медицинское оборудование на сумму более 12 млн рублей.
В образовательных учреждениях начат процесс установления пандусов, оборудования туалетов для удобства детей-инвалидов. На сегодняшний день только 7% образовательных учреждений края от их общего числа имеют пандусы.
Ведется работа по ремонту специальных учреждений. В 2009 году из краевого и федерального бюджетов выделены более 30 млн рублей на ремонт школ-интернатов гг. Пятигорска, Буденновска, Ставрополя, пос. Юца, ст. Григорополисской, с. Горнозаводское, а в 2010 году более 25 млн рублей на ремонт школ-интернатов в гг. Светлограде, Георгиевске, ст. Александрийская, с. Красногвардейское, х. Базовый.
Продолжается работа по созданию вариативных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дифференцированное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение и т.д.).
В последние годы в крае активно развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками в Шпаковском, Буденновском районах, гг. Буденновске, Ставрополе и др. территориях края.
В 2010 году в крае функционировали 325 специальных (коррекционных) классов VII вида, в них обучалось 3395 детей, и 59 коррекционных классов VIII вида, в которых обучалось 392 ребенка. Обеспечивается участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых развивающих мероприятиях, проводимых для нормально развивающихся детей.
С 2007 года в специальной (коррекционной) школе-интернате N 36 г. Ставрополя (глухие и слабослышащие) ребята получают полное среднее образование, что сделало возможным детям с ограниченными возможностями здоровья получать высшее образование в вузах страны. Кроме того, на базе учреждения дети имеют возможность получить допрофессиональную подготовку по профессиям: "оператор ЭВМ", "швея", "столяр" "дизайнер веб-сайтов", "компьютерная графика", "секретарь-машинистка", "вычислительные компьютерные сети и телекоммуникации", "цветовод", что позволяет им в дальнейшем легко трудоустроиться и стать полноценными членами общества.
На 01 сентября 2010 г. в 8 учреждениях начального профессионального образования функционируют 24 специальные группы. В высших учебных заведениях края в этом году обучается 218 студентов, относящихся к категории инвалидов 1-й, 2-й и 3-й группы, в том числе слепые и глухие. Только в филиале Российского государственного социального университета в г. Ставрополе по очной форме обучается 30 студентов-инвалидов и 17 инвалидов обучаются заочно. В целом в 2010 г. смогли трудоустроиться 77,6% выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Для специального образования края характерна преемственность между ступенями образования. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования. Так, например, ни один выпускник детского сада N 45 города Ставрополя для детей с глазной патологией не был направлен на обучение в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей.
В крае создаются необходимые условия для получения образования детьми-инвалидами на дому. Впервые с 2009 года в крае организовано надомное обучение детей-инвалидов дошкольного возраста.
Работа по развитию дистанционного обучения детей-инвалидов в крае начата с 2008 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы Ставропольский край принял участие и стал одним из победителей конкурса субъектов Российской Федерации на поставку оборудования на условиях софинансирования по проекту "Создание форм дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья". Это позволило получить за счет средств федерального бюджета 50 комплектов уникального компьютерного оборудования на сумму около 6 млн рублей.
Поставка оборудования позволила организовать дистанционное обучение 40 детей-инвалидов. В 2010 году министерством образования Ставропольского края созданы условия для дистанционного обучения еще 250 детей-инвалидов. К концу 2012 года будут созданы условия для дистанционного обучения 540 детей-инвалидов.
Для организации и осуществления дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае образован Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в качестве структурного подразделения Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
Анализ состояния специального образования в крае свидетельствует о том, что при имеющейся позитивной динамике по отдельным ее направлениям остается нерешенным ряд проблем:
нуждается в серьезной разработке и внедрении система раннего выявления и оказания помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
потребности населения в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида сегодня удовлетворяются на 75%. В ряде территорий края в дошкольных образовательных учреждениях не созданы условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (Арзгирский, Грачевский, Туркменский, Нефтекумский, Левокумский, Нефтекумский, Степновский, Труновский районы);
более 40% зданий специальных (коррекционных) учреждений требуют проведения капитального ремонта, обновления оборудования, мебели.
Перед министерством образования Ставропольского края, органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, перед руководителями образовательных учреждений всех типов и видов стоят задачи:
дальнейшая работа над совершенствованием региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы профессионального образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы кадрового обеспечения отрасли, совершенствования структуры и качества подготовки педагогов для образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития в образовании, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - одно из основных направлений работы министерства образования Ставропольского края.
Приоритеты в этой области нашли свое отражение в краевой целевой программе "Развитие образования Ставропольского края на 2010 - 2012 годы".
Вопросы подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессиональная переподготовка; поддержка социального статуса учителя, формирование его позитивного образа в глазах общественности были обсуждены на заседаниях Правительства и Думы Ставропольского края, оргкомитете при Губернаторе Ставропольского края по проведению в 2010 году в Ставропольском крае Года учителя, коллегиях министерства образования, краевом августовском совещании работников образования.
Всего в Ставропольском крае работает около 40 тысяч педагогов в образовательных учреждениях разных видов и типов, в том числе педагогических работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В общеобразовательных учреждениях более 24,5 тысяч педагогов. 81% из них имеют высшее профессиональное образование. На высшую квалификационную категорию аттестовано 36% педагогических работников. В образовательных учреждениях края работает 1135 молодых педагогов со стажем работы до трех лет.
За профессиональные достижения более трех тысяч педагогических работников награждены государственными, отраслевыми и краевыми наградами. Среди них 187 педагогов имеют государственную награду - почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 927 учителей - победители приоритетного национального проекта "Образование" в рамках конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения.
В то же время в крае остается не до конца решенной проблема удовлетворения потребности в педагогических кадрах. Сокращение классов-комплектов, связанное с демографической ситуацией, не уменьшило количество педагогических вакансий. Ежегодно в среднем школам края требуется более трехсот педагогов.
Отмечается наибольшая потребность в учителях иностранного языка, математики, технологии, физической культуры, ОБЖ, физики, музыки.
Продолжается старение педагогических кадров, более половины (59%) педагогов края имеют предпенсионный и пенсионный возраст.
В целях модернизации системы подготовки педагогических и руководящих кадров министерством образования Ставропольского края реализуется Концепция кадровой политики в Ставропольском крае до 2020 года, утвержденная распоряжением Губернатора Ставропольского края от 16.04.2009. Проведена работа по формированию и подготовке резерва руководящих кадров государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования края, создан банк данных. Разработаны индивидуальные планы подготовки лиц, включенных в резерв, планируется их обучение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 16 апреля 2009 г. утверждена Концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2009-2011 годы
Комплекс мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров реализуется министерством образования Ставропольского края совместно со Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования, Ставропольским государственным педагогическим институтом и Невинномысским государственным гуманитарно-техническим институтом. Система повышения квалификации обновляется с учетом общих тенденций развития непрерывного образования.
С 2009 года в крае начата работа по созданию системы сопровождения непрерывного профессионального образования руководящих и педагогических работников посредством кредитно-модульной (накопительной) системы, которая позволяет педагогам в течение всей профессиональной карьеры обновлять квалификацию. Практикуется проведение стажировок педагогов и руководителей образовательных учреждений в школах с устойчивым инновационным развитием.
На основании анализа текущей и перспективной потребности образовательных учреждений в педагогических кадрах на базе Ставропольского государственного педагогического института проводится профессиональная переподготовка учителей края, высвобождаемых в ходе оптимизации сети образовательных учреждений и не имеющих специального образования. На эти цели из бюджета отрасли "Образование" ежегодно выделяется и полностью осваивается 1 млн рублей.
Министерством образования Ставропольского края предусмотрены мероприятия, направленные на социальную поддержку учительства, формирование его позитивного образа в общественном сознании.
Ежегодно проводятся конкурсы педагогического мастерства: "Лидер в образовании", "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Самый классный классный" и другие, на проведение которых из краевого и муниципальных бюджетов ежегодно выделяется более 5 млн рублей; сложился действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Задаче повышения статуса учителя, его социальной поддержке служит и механизм внедрения новой системы оплаты труда педагогов, которая введена с января 2009 года. На ее введение к плановому фонду оплаты труда педагогов дополнительно выделено 2 млрд 400 млн рублей; в одну тысячу рублей установлена доплата молодым учителям края.
Все это дает возможность дополнительного стимулирования наиболее активных и эффективно работающих коллективов образовательных учреждений.
Отдельная задача - приобретение жилья педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
До 2008 года сельским учителям выделялись денежные средства для приобретения жилья на условиях софинансирования за счет средств бюджета Ставропольского края (70%) и средств бюджетов сельских поселений (30%).
В 2008 году средства на указанные цели Законом Ставропольского края изъяты из отрасли "Образование" и переданы министерству сельского хозяйства Ставропольского края. Оплата стоимости приобретаемого жилья осуществляется в размере 30% - за счет средств федерального бюджета, 40% - за счет средств бюджета Ставропольского края и 30% - за счет средств педагогического работника. В 2008 году для педагогов, проживающих в сельской местности, было приобретено 30 квартир, в 2009 году - 93 квартиры, в 2010 году - 113 квартир.
2010 год был объявлен в Российской Федерации Годом учителя. Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 21 декабря 2009 года N 1006-р был утвержден План мероприятий по проведению Года учителя в Ставропольском крае. 27 января 2010 года на торжественной церемонии был дан старт его проведению.
Министерством образования Ставропольского края проведен целый комплекс мероприятий. В число основных вошли: съезд педагогических династий; выставка по истории образования Ставропольского края; Неверовские чтения; семинары и открытые дискуссии о современных требованиях к профессионализму учителя; экспозиции, выставки работ, раскрывающие задачи и условия профессиональной деятельности учителя, и др. В декабре 2010 года подведены итоги Года учителя в крае и проведены торжественные церемонии закрытия Года учителя в территориях края.
Проведение Года учителя способствовало повышению престижа учительской профессии в глазах общественности, повышению социального статуса учителей; притоку новых квалифицированных кадров в образовательные учреждения, в том числе увеличению доли выпускников педагогических специальностей, приступающих к трудовой деятельности в системе образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение качества общего образования.
Главным препятствием закрепления молодых педагогических кадров в отрасли является низкая заработная плата учителей. Соотношение средней номинальной начисленной заработной платы работников образования края к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в экономике края, по итогам за 2009 год составило 68,86%, и, несмотря на ежегодный прогноз роста заработной платы работников образования на 8%, данное соотношение составит в 2010 г. - 65,13%, 2011 г. - 61,16%, 2012 г. - 56,95% в связи с отсутствием индексации заработной платы в 2010 г. Индексация зарплаты с 1 июня 2011 года составила только 6,5%. Совмещение введения новой системы оплаты труда в отрасли "Образование" края с введением минимального размера оплаты труда не позволило обеспечить достаточный размер формирования фонда стимулирующих выплат за выполнение показателей качества образовательных услуг.
При формировании бюджета на 2011 год выделено дополнительно 99,0 млн рублей на планирование фонда стимулирующих выплат в муниципальных и государственных дошкольных учреждениях края.
Немаловажной является работа по повышению эффективности использования бюджетных средств и привлечению внебюджетных источников финансирования в сфере образования.
Наличие малокомплектных сельских образовательных учреждений края в связи с демографическим спадом, рост количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие муниципальных унитарных или негосударственных служб обеспечения питанием учащихся, значительное удорожание стоимости оплаты коммунальных услуг при передаче численности работников котельных в систему жилищно-коммунального хозяйства способствуют излишней численности прочего персонала в общеобразовательных учреждениях края и, как результат, наличие неэффективных расходов, которые по отчету за 2008 год составили 734,3 млн рублей, 2009 год - 609 млн рублей, или ниже на 17,03%.
В целях улучшения показателей эффективности деятельности по управлению кадровыми ресурсами прочего персонала общеобразовательных учреждений края осуществлено с 1 октября 2010 года сокращение численности воспитателей групп продленного дня на 700,2 ставки.
Кроме того, при формировании бюджета Ставропольского края на 2011 год согласно Актам сверки исходных показателей для расчета межбюджетных трансфертов на 2011 год осуществлена передача численности прочего персонала школ края с передачей расходов из краевого бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов на общую сумму 318,0 млн рублей.
Органами местного самоуправления края проведены мероприятия по передаче части указанной численности во вновь образованные Центры в целях улучшения показателей эффективности деятельности и приближения к 53-процентному соотношению численности прочего персонала к нормативной численности учителей.
В результате анализа и рассмотрения в марте 2010 года на балансовой комиссии министерства проводимых мероприятий по привлечению внебюджетных средств, руководителями государственных учреждений образования за 2010 год средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 370,7 млн рублей, что выше уровня 2009 года на 110,8 млн рублей, или больше на 42,6%. Согласно прогнозу до 2015 года запланирован ежегодный прирост внебюджетных средств на 6,5%.
Требует обновления материально-техническая база системы образования в крае. Строительство новых и реконструкция имеющихся образовательных учреждений края позволят разгрузить существующие школы и создать условия для ведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями. Остается значительным количество приспособленных ветхих и аварийных зданий детских садов, школ, школ-интернатов (12% зданий общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии). Модернизация системы образования края предполагает приобретение современного лабораторного и учебного оборудования, федерального комплекта школьных учебников, обновление спортивного инвентаря, обеспечение учреждений профессионального и дополнительного образования края компьютерной техникой, современным учебно-производственным оборудованием.
В результате проведенной работы министерством образования Ставропольского края, в целях снижения количества аварийных объектов, получены в 2010 году средства федерального бюджета в общей сумме 106,596 млн рублей, за счет средств краевого бюджета выделено 5,3 млн рублей, привлечены средства органов местного самоуправления в общей сумме 12,7 млн рублей. На указанные цели по краевому бюджету на 2011 год запланированы ассигнования из федерального бюджета в общей сумме 47,0 млн рублей. Данная работа будет продолжена и на период до 2015 года.
В связи с совершенствованием правового положения образовательных учреждений края с 2012 года будут внедрены новые финансово-экономические механизмы, связанные с предоставлением субсидий бюджетным и автономным учреждениям, формированием планов финансово-хозяйственной деятельности на реализацию государственных и муниципальных заданий.
В целях создания условий по социально-экономическому развитию отрасли "Образование" в крае осуществлена реализация национального проекта "Образование". По итогам за 2010 год привлечены средства федерального бюджета на общую сумму 559,12 млн рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования", а также в рамках исполнения полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления министерству образования Ставропольского края в части лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, будет продолжена работа по оптимизации предоставления государственных услуг в данной сфере. В целом оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг приведет к максимальному упрощению процедур подготовки запрашиваемых документов, исключению избыточных и дублирующих согласований, минимизации набора документов, представляемых заявителями при подаче запросов, снижению финансовых и временных затрат физических и юридических лиц при получении услуг в сфере образования.
Помимо этого с 01 января 2011 года право подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставление апостиля на таких документах отнесено к полномочиям министерства образования Ставропольского края, что также значительно повысит территориальную доступность оказания гражданам данной государственной услуги.
В настоящее время продолжается активное обсуждение проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", целью которого является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.
В связи с принятием Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон 83-ФЗ) министерством образования Ставропольского края издан приказ "О проведении комплекса мероприятий по реализации распоряжения Правительства Ставропольского края от 14 июля 2010 г. N 285-рп "О Плане мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений в Ставропольском крае". В связи со сложностью и комплексностью задач, определенных Федеральным законом N 83-ФЗ в правовом положении учреждений, предусмотрен переходный период до 1 июля 2012 года.
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 14 июля 2010 г. N 285-рп "О Плане мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Ставропольском крае"
Основным направлением нормотворческой деятельности министерства образования Ставропольского края будет являться работа, связанная с разработкой, корректировкой и реализацией нормативных правовых актов, необходимость которых вызвана модернизацией законодательства Российской Федерации об образовании на основе принятого Федерального закона 83-ФЗ и в связи с планируемым принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
См.:
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"
Приказ Министерства образования Ставропольского края от 15 декабря 2011 г. N 1239-пр "Об утверждении Комплекса мер по повышению доступности качественного образования учащихся общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2012-2014 годы"
Приказ Минобразования РФ от 29 сентября 1998 г. N 2471 "Об утверждении Типового положения о региональном центре информатизации и центре новых информационных технологий в сфере образования и науки"
Справку о переданных органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельных государственных полномочиях Ставропольского края
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.