Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Ставропольской городской Думы
от 25 апреля 2012 г. N 194
Отчет
главы города Ставрополя о результатах деятельности за 2011 год
Настоящий отчет главы города Ставрополя о результатах деятельности за 2011 год представлен в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Устав города Ставрополя) и решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности".
2011 год для муниципального образования города Ставрополя стал годом перехода к новой схеме управления городом. Высшим должностным лицом города Ставрополя теперь является глава города Ставрополя, который избирается Ставропольской городской Думой из состава избранных депутатов Ставропольской городской Думы и наделяется Уставом города Ставрополя, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 47 Устава города Ставрополя).
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Ставрополя, который возглавляет глава администрации города Ставрополя, назначаемый на должность Ставропольской городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (статья 51 Устава города Ставрополя).
Проведенные в системе городского управления преобразования не изменили главной цели деятельности органов местного самоуправления - повышение качества и уровня жизни горожан. Работа Ставропольской городской Думы, главы города Ставрополя, администрации города Ставрополя в течение всего минувшего года была направлена на выполнение возложенных на них функций в полном объеме. Однако не со всеми поставленными задачами удалось справиться.
1. Деятельность главы города Ставрополя и Ставропольской городской Думы по реализации основных полномочий
В соответствии с Уставом города Ставрополя деятельность главы города Ставрополя направлена на обеспечение осуществления органами местного самоуправления города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Ставрополя федеральными законами и законами Ставропольского края, а также на осуществление организации деятельности Ставропольской городской Думы по реализации полномочий, отнесенных действующим законодательством к ее ведению.
Деятельность Ставропольской городской Думы по реализации основных полномочий в 2011 году осуществлялась в следующих видах и формах:
разработка проектов решений Ставропольской городской Думы;
анализ проектов решений Ставропольской городской Думы, выносимых на рассмотрение субъектами правотворческой инициативы, и принятие соответствующих решений на заседаниях Ставропольской городской Думы;
подготовка замечаний, предложений (поправок), заключений по принятым к рассмотрению проектам решений;
контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения;
участие депутатов в работе комиссий и рабочих групп, созданных главой города Ставрополя и администрацией города Ставрополя;
рассмотрение обращений жителей города Ставрополя по решению вопросов местного значения.
Работа Ставропольской городской Думы по всем перечисленным направлениям проходила в тесном взаимодействии с администрацией города Ставрополя, Думой Ставропольского края, Правительством Ставропольского края, что позволило эффективно и оперативно решать поставленные задачи.
Всего Ставропольской городской Думой шестого созыва в 2011 году проведено 13 заседаний, рассмотрено 148 вопросов, принято 155 решений, возвращено на доработку 13 проектов решений, отклонено 3 проекта решения.
Принятые Ставропольской городской Думой решения распределяются по основным направлениям ее деятельности следующим образом:
Социально-экономическое развитие города - 9
Бюджет города - 13
Местные налоги и сборы - 2
Городское хозяйство - 1
Социальная поддержка населения - 11
Образование - 3
Здравоохранение - 5
Молодежная политика - 1
Муниципальная собственность - 17
Планировка и застройка города - 1
Охрана общественного порядка - 2.
Активная работа в отчетном периоде проводилась в комитетах Ставропольской городской Думы: состоялось 97 заседаний комитетов, на которых в общей сложности рассмотрено 410 вопросов.
Наименование комитетов Ставропольской городской Думы |
Количество заседаний |
Количество принятых решений |
Комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике |
14 |
57 |
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям |
15 |
57 |
Контрольный комитет |
13 |
50 |
Комитет по социальной политике |
13 |
70 |
Комитет по строительству, городскому хозяйству и экологии |
11 |
42 |
Комитет по законности и местному самоуправлению |
31 |
134 |
Из проектов решений Ставропольской городской Думы, внесенных субъектами правотворческой инициативы на рассмотрение в 2011 году, 97 проектов решений поступило на рассмотрение от администрации города Ставрополя, 35 проектов решений внесены комитетами Ставропольской городской Думы, 4 - главой города Ставрополя. Предварительная нормотворческая работа и подготовка проектов решений к рассмотрению на заседаниях Ставропольской городской Думы проводилась в соответствии с Положением о порядке внесения проектов решений на рассмотрение Ставропольской городской Думы. Все поступившие в Ставропольскую городскую Думу проекты решений рассматривались на заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы с обязательным участием представителей администрации города Ставрополя, прокуратуры Октябрьского района города Ставрополя и иных субъектов правотворческой инициативы.
2. Работа по приведению нормативной правовой базы города Ставрополя в соответствие с действующим законодательством
Разработка проектов нормативных правовых актов Ставропольской городской Думы по вопросам местного самоуправления, защиты прав человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка, взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ставропольского края является приоритетным направлением в деятельности комитета по законности и местному самоуправлению Ставропольской городской Думы.
В 2011 году комитетом было подготовлено 29 проектов решений Ставропольской городской Думы, из них 23 проекта решения по приведению нормативной правовой базы города Ставрополя в соответствие с действующим законодательством.
Комитет по законности и местному самоуправлению, по сути, стал координатором работы над проектом решения Ставропольской городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города Ставрополя. Проект решения предусматривал корректировки, связанные с изменением структуры органов местного самоуправления города Ставрополя, приведением Устава города Ставрополя в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, признание утратившими силу некоторых решений Ставропольской городской Думы. Проект муниципального правового акта города Ставрополя о внесении изменений и дополнений в Устав города Ставрополя был вынесен на публичные слушания, которые состоялись 2 ноября 2011 года, и был принят в новой редакции на заседании Ставропольской городской Думы 25 января 2012 года. Следует отметить, что внесенные изменения предусматривают создание Контрольно-счетной палаты города Ставрополя как органа местного самоуправления города Ставрополя, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль.
Еще одним важным направлением деятельности комитета по законности и местному самоуправлению Ставропольской городской Думы в минувшем году стало рассмотрение вопросов о согласовании назначения отдельных лиц на руководящие должности комитетов и управлений, а также заместителей главы администрации города Ставрополя.
В 2011 году депутатами комитета по законности и местному самоуправлению Ставропольской городской Думы велась активная работа над проектами решений Ставропольской городской Думы, регламентирующими основы муниципальной службы: о формировании муниципальных кадровых резервов, о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы и порядке проведения аттестации муниципальных служащих.
Комитетом по законности и местному самоуправлению Ставропольской городской Думы были разработаны проекты решений Ставропольской городской Думы "О структуре Ставропольской городской Думы", "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих города Ставрополя", обеспечивающие более эффективную и оперативную работу аппарата Ставропольской городской Думы.
3. Контрольная деятельность Ставропольской городской Думы
Реализация контрольных функций Ставропольской городской Думы регламентируется Положением о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности, в соответствии с которым Ставропольская городская Дума осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления города Ставрополя и должностными лицами местного самоуправления города Ставрополя полномочий по решению вопросов местного значения, а также контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления города Ставрополя и должностных лиц местного самоуправления города Ставрополя Уставу города Ставрополя и принятым в соответствии с ним решениям Ставропольской городской Думы.
В рамках осуществления контрольных функций на заседании Ставропольской городской Думы в июне 2011 года был заслушан отчет о результатах деятельности администрации города Ставрополя за 2010 год, содержащий показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Предварительное обсуждение представленного администрацией отчета проводилось депутатами на заседании комитетов Ставропольской городской Думы.
Депутатами комитета городского хозяйства при рассмотрении отчета был отмечен целый ряд недостатков в организации работы администрации города Ставрополя:
недостаточный уровень организации мероприятий по содержанию внутриквартальных дорог и тротуаров в зимний период на территории районов города Ставрополя;
низкий уровень транспортного обслуживания населения города Ставрополя;
недостатки в организации вопросов оформления права муниципальной собственности на лесные участки, расположенные в границах города Ставрополя, бесплатного предоставления в собственность земельных участков военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
По мнению депутатов, для решения обозначенных проблем при разработке муниципальных целевых программ по благоустройству территории города Ставрополя необходимо в обязательном порядке указывать перечень объектов благоустройства с видами работ и объемами финансирования в программных мероприятиях, а также усилить контроль за ходом выполнения муниципальных целевых программ и своевременным приведением в соответствие предусмотренных в бюджете города Ставрополя плановых назначений с объемами, утвержденными в муниципальных целевых программах.
Кроме того, депутаты обратили внимание главы администрации города Ставрополя на необходимость проведения инвентаризации и мониторинга состояния, составления реестра, усиления контроля над вырубкой зеленых насаждений в городе Ставрополе, а также на необоснованное завышение сметных расчетов при формировании муниципальных заказов на выполнение работ и оказание услуг.
Депутаты комитета по законности и местному самоуправлению Ставропольской городской Думы указали на неудовлетворительную работу органов администрации города Ставрополя, направленную на создание условий развития малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе и обеспечения роста инвестиционной привлекательности города Ставрополя в 2010 году. Помимо этого был отмечен ряд недоработок в социально-экономической сфере деятельности администрации города Ставрополя:
низкий объем расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств при высоком объеме расходов бюджета города Ставрополя на здравоохранение в части текущих расходов;
большее количество муниципальных учреждений здравоохранения и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
отсутствие разработанной комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры города Ставрополя.
По результатам обсуждения представленного отчета своим решением депутаты Ставропольской городской Думы обязали администрацию города Ставрополя принять меры по устранению всех недостатков, указанных на заседаниях комитетов. Парламентарии особо отметили, что при рассмотрении отчета о деятельности администрации города Ставрополя за 2011 год будет проведен анализ работы по решению всех ранее поставленных вопросов.
Положение о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности предусматривает и такие формы контрольной деятельности, как предоставление информации и отчетов должностных лиц местного самоуправления города Ставрополя, иных лиц, ответственных за исполнение решений Ставропольской городской Думы, на заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Ставропольской городской Думы, рассмотрев в апреле 2011 года вопрос "Об итогах работы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя за 2010 год", указал комитету на необходимость выполнения доходной части бюджета города Ставрополя по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки и средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, а также рекомендовал провести оценку целесообразности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя и завершить восстановление Реестра муниципальной собственности.
В целях реализации контрольных полномочий Ставропольской городской Думы комитетом по строительству, городскому хозяйству и экологии рассмотрены вопросы: "О разработке муниципальных целевых программ в 2011 году", "О реализации решения Ставропольской городской Думы "О некоторых вопросах распространения наружной рекламы на территории города Ставрополя", "О состоянии зеленых насаждений и мероприятиях по озеленению территории города Ставрополя". Депутатами выявлен ряд недостатков в работе соответствующих структурных подразделений администрации города Ставрополя и внесены предложения, в том числе о проведении инвентаризации зеленых насаждений и решении проблем удаления аварийных объектов зеленого хозяйства на территории города. На заседаниях комитета рассматривался вопрос об организации муниципального лесного контроля и надзора на территории города Ставрополя.
В связи с многочисленными обращениями граждан, представляющих садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения города Ставрополя, на расширенном заседании комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии Ставропольской городской Думы с участием представителей указанных некоммерческих объединений и администрации города Ставрополя был рассмотрен вопрос "О проблемах дачников и садоводов". Обобщив предложения представителей некоммерческих объединений, комитет направил рекомендации по результатам рассмотрения данного вопроса в администрацию города Ставрополя для работы. Депутаты Ставропольской городской Думы нашли возможность предоставить в 2011 году субсидии садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям города Ставрополя на инженерное обеспечение территорий в сумме 2500,0 тыс. рублей.
В соответствии с Регламентом Ставропольской городской Думы и Положением о порядке осуществления Ставропольской городской Думой контрольной деятельности, для информирования депутатов Ставропольской городской Думы по вопросам, касающимся осуществления ими депутатских полномочий, на заседаниях Ставропольской городской Думы проводились "депутатские часы".
В рамках "депутатского часа" звучала информация:
о развитии физической культуры и спорта в городе Ставрополе;
об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы, Правил землепользования и застройки города Ставрополя на 2009 - 2011 годы;
о состоянии системы водоснабжения и водоотведения в городе Ставрополе и итогах реализации инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал" по развитию системы водоснабжения и водоотведения. В результате обсуждения депутатами принято решение о назначении депутатской проверки по выполнению инвестиционной программы.
"Депутатские часы" проходили и на заседаниях комитетов Ставропольской городской Думы.
По итогам заседания комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии, на котором рассматривались вопросы о реализации решений Ставропольской городской Думы "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 годы" и "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя", с учетом предложений депутатов Ставропольской городской Думы был разработан проект решения, пунктом 2 которого работа администрации города Ставрополя по разработке проектов планировки территорий города Ставрополя признана неудовлетворительной. Администрации города рекомендовано отменить постановление администрации города Ставрополя от 06.06.2011 N 1541 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ГОР" земельного участка для строительства торгово-гостиничного комплекса по проспекту Кулакова, 1 в квартале 474". Однако администрацией города Ставрополя был разработан и внесен в Ставропольскую городскую Думу проект решения "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 год" и "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя", где указанный пункт 2 предлагалось отменить. Данный проект не нашел поддержки со стороны депутатского корпуса и был отклонен на заседании Ставропольской городской Думы.
Депутаты комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии заслушали и приняли к сведению информацию руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя о готовности жилищно-коммунального хозяйства города к работе в осенне-зимний период 2011 - 2012 годов.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям в режиме "депутатского часа" изучил вопрос о деятельности муниципальных предприятий города Ставрополя и эффективности использования муниципальной собственности города Ставрополя. Депутаты комитета обратили внимание администрации города Ставрополя на ухудшение показателей эффективности работы муниципальных унитарных предприятий, отсутствие контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью; низкий уровень претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки и нежилые помещения, расторжению договоров аренды земельных участков в связи с неиспользованием либо нецелевым использованием земельных участков, расторжению договоров аренды нежилых помещений в связи с неуплатой арендной платы, отсутствие поступлений в бюджет города Ставрополя средств от продажи права аренды земельных участков, от продажи нежилых помещений, продажи права аренды нежилых помещений на торгах (конкурсах, аукционах) и т.д.
В истекшем 2011 году на заседаниях Ставропольской городской Думы депутатами внесено 9 депутатских запросов. Большинство поднимаемых проблем связаны с вопросами землепользования и незаконной застройки территории города Ставрополя.
4. Работа комиссий и рабочих групп
Депутаты Ставропольской городской Думы в отчетном периоде принимали непосредственное участие в работе комиссий и рабочих групп, созданных главой города Ставрополя, администрацией города Ставрополя.
Особого внимания заслуживает работа, проводимая городской комиссией по охране зеленых насаждений в городе Ставрополе. Комиссия была создана решением Ставропольской городской Думы, в ее состав вошли депутаты и представители администрации города Ставрополя. Основные задачи деятельности комиссии - обеспечение контроля за соблюдением Правил озеленения, содержания и охраны зеленых насаждений в городе Ставрополе, охрана, защита, воспроизводство, сохранение биологической устойчивости и предупреждение несанкционированных повреждений и уничтожения зеленых насаждений на территории города Ставрополя, осуществление контроля за их вырубкой (сносом), связанной с осуществлением строительной и иной деятельности. Ответственный подход к выдаче разрешительной документации позволил депутатам не только пресекать незаконную вырубку зеленых насаждений, но и разрешать возникшие конфликтные ситуации.
5. Взаимодействие и сотрудничество с муниципальными образованиями, органами государственной власти, гражданами и организациями
В соответствии с Уставом города Ставрополя глава города Ставрополя в 2011 году представлял город Ставрополь в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями.
23 мая 2011 года состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, которое провел премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин. На заседании присутствовали пятьдесят шесть глав городов, в том числе глава города Ставрополя. Обсуждались злободневные вопросы, стоящие сегодня перед городами России: проблемы жилищно-коммунального хозяйства, ветхого и аварийного жилья, ремонта дорог, вопросы школьного образования, обеспечения детскими садами, а также пути для реального укрепления потенциала и возможностей муниципальной власти. Разговор шел также о необходимости расширения финансовой свободы муниципалитетов, строгом контроле над качеством управления и бюджетной дисциплины.
В августе 2011 года глава города Ставрополя принял участие в международной конференции "Высшее образование и городское развитие - 2011", которая состоялась в городе Чженьцзяне (КНР) и собрала руководителей целого ряда городов-побратимов этого китайского мегаполиса. Глава города Ставрополя выступил с докладом, в котором подробно рассказал участникам форума об экономическом, научном и культурном потенциале краевого центра. На конференции было подписано соглашение о создании "Международного Бюро" в рамках программы обмена между партнерами и административным комитетом по научным и современным городским технологиям Чженьцзяна. Цель этого документа - содействие расширению и увеличению международного обмена, экономического потенциала, инноваций, знаний и связей между сторонами. Отдельно был подписан меморандум об укреплении дружественных связей между Чженьцзяном и Ставрополем, в котором было подчеркнуто, что органы местного самоуправления двух городов будут способствовать укреплению дружественных связей между их жителями. Обе стороны объединят усилия, направленные на развитие сотрудничества в области экономики, торговли, образования, туризма, спорта, культуры и защиты окружающей среды.
В течение года глава города Ставрополя принимал участие в работе Ассоциации "Совет муниципальных образований Ставропольского края" - главного объединения муниципалитетов региона.
6. Бюджет города Ставрополя и контроль расходования бюджетных средств
Бюджет города Ставрополя - это важная составная часть финансовых ресурсов города, необходимая для осуществления задач и функций органов местного самоуправления города Ставрополя. Утвержденная решением Ставропольской городской Думы Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года определила задачу создания эффективной, прозрачной и подконтрольной системы управления муниципальными финансами.
Особая роль в работе над бюджетом города Ставрополя отводится комитету по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ставропольской городской Думы. Сложившаяся многолетняя практика совместной работы Ставропольского городской Думы и администрации города Ставрополя над основным финансовым документом позволяет депутатам всесторонне и взвешенно подходить к рассмотрению вопросов повышения уровня администрирования и увеличения объема собственных доходов бюджета города, контроля эффективного расходования бюджетных средств. Благодаря этому бюджет города Ставрополя на 2011 год был сформирован как бездефицитный и сбалансированный по доходам и расходам, и, что особенно важно, не было допущено сокращения бюджетных ассигнований на обеспечение социальных обязательств.
Согласно оперативной информации, по итогам 2011 года доходная часть бюджета города Ставрополя исполнена в сумме 7246989,05 тыс. рублей, или на 90,3 процента к уточненному плану отчетного периода, а расходная часть исполнена в сумме 7472374,44 тыс. рублей, или на 88,2 процента к уточненным плановым назначениям по расходам. Расходы превысили доходы на 225385,39 тыс. рублей.
Расходы бюджета города Ставрополя по отраслям на 1 января 2012 года отражены в таблице.
Расходы (тыс. руб.) | |||||
Код раздела |
Наименование |
План на 2011 год |
Факт 2011 года |
Отклонение |
% исполнения плана на 2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
0100 |
Общегосударственные вопросы |
525503 |
502301 |
- 23202 |
95,6 |
0300 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
80285 |
73272 |
- 7013 |
91,3 |
0400 |
Национальная экономика |
102196 |
86273 |
- 15923 |
84,4 |
0500 |
Жилищно- коммунальное хозяйство |
2046626 |
1254971 |
- 791655 |
61,3 |
0700 |
Образование |
2887563 |
2840542 |
- 47021 |
98,4 |
0800 |
Культура, кинематография |
117542 |
114456 |
- 3086 |
97,4 |
0900 |
Здравоохранение |
979499 |
907730 |
- 71769 |
92,7 |
1000 |
Социальная политика |
1400041 |
1382121 |
- 17920 |
98,7 |
1100 |
Физическая культура и спорт |
38768 |
35839 |
- 2929 |
92,4 |
1200 |
Средства массовой информации |
19170 |
19170 |
0 |
100,0 |
1400 |
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера |
278945 |
255699 |
- 23246 |
91,7 |
Всего расходов: |
8476138 |
7472374 |
- 1003764 |
88,2 |
|
|
Дефицит (-); профицит (+) |
- 453353 |
- 225385 |
227968 |
|
На заседании Ставропольской городской Думы в декабре были внесены изменения в бюджет города Ставрополя на 2011 год, связанные с увеличением его расходной части на 600 млн рублей - это субсидия городу Ставрополю в рамках реализации краевой целевой программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2010 - 2012 годы" подпрограммы "Улучшение водоснабжения населенных пунктов Ставропольского края на 2010 - 2012 годы" на строительство нового водовода протяженностью 10,3 километра от гидроколонны до очистных сооружений водопровода по улице Ленина, 456, города Ставрополя.
В течение всего года депутатами комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ставропольской городской Думы велась непрерывная работа по контролю над бюджетным процессом: предварительное рассмотрение бюджета города Ставрополя, отчетов о его исполнении, вопросов по установлению местных налогов и сборов, определению налоговых и иных льгот для юридических лиц и отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Ставрополя и иных вопросов, отнесенных к компетенции комитета. На заседаниях комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ставропольской городской Думы депутаты заслушивали отчеты администрации города Ставрополя об исполнении бюджета города за 2010 год и ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета города на 2011 год, по каждому из которых подготовлены заключения с учетом обобщения замечаний и предложений, поступивших от других комитетов Ставропольской городской Думы.
В ходе работы с финансовыми документами депутаты Ставропольской городской Думы неоднократно обращали внимание администрации города Ставрополя на неосвоение утвержденных ассигнований в установленном объеме, необходимость создания налогового паспорта города Ставрополя в целях оценки налогового потенциала города Ставрополя и проведения анализа полноты использования собственных доходных источников бюджета города Ставрополя. Администрации города рекомендовалось рассмотреть возможность включения в типовую форму договора аренды условия о задатке (в размере ежеквартального платежа), вносимом арендатором в обеспечение исполнения обязательств по договору, а также условия о ежемесячном порядке внесения арендной платы в целях повышения качества администрирования доходов от аренды муниципального имущества, в том числе земельных участков. Также были даны рекомендации ускорить работу, направленную на увеличение налогооблагаемой базы по земельному налогу, провести анализ эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями в разрезе выполнения местных полномочий муниципального образования и получения бюджетом города прибыли от их деятельности.
С учетом многочисленных обращений горожан принятые депутатами Ставропольской городской Думы решения о внесении изменений в бюджет города Ставрополя предусматривали выделение ассигнований на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, устройству детских и спортивных площадок, остановочных павильонов, проведению ремонта общего имущества многоквартирных домов, проведение праздничных мероприятий и многое другое.
Одним из главных достижений в работе комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Ставропольской городской Думы в минувшем году стала разработка проекта решения Ставропольской городской Думы, предусматривающего установление льготы по уплате земельного налога отдельной категории налогоплательщиков и полное освобождение от уплаты земельного налога государственных и муниципальных научных учреждений в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов, предоставленных таким учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования для сельскохозяйственного использования и занятых ботаническими садами и дендрологическими парками. В данную категорию налогоплательщиков в городе Ставрополе вошло Государственное научное учреждение Ставропольский ботанический сад имени В.В. Скрипчинского Ставропольского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, что позволило снять болезненный вопрос о налоговой задолженности этого уникального научно-исследовательского комплекса. На сегодняшний день Ставропольский ботанический сад освобожден от уплаты земельного налога и продолжает свою работу в обычном режиме.
Первостепенной задачей Ставропольской городской Думы является осуществление постоянного контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города Ставрополя за законным, рациональным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии со статьями 265, 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 41 Устава города Ставрополя функции финансового контроля, осуществляемые законодательными (представительными) органами, возложены на контрольный комитет Ставропольской городской Думы. Приоритетным направлением в работе контрольного комитета в 2011 году явилась экспертно-аналитическая деятельность по исполнению бюджета города Ставрополя, обеспечивающая единую систему контроля. Специалистами комитета проведена финансовая экспертиза отчета об исполнении бюджета города Ставрополя за 2010 год и проекта бюджета города Ставрополя на 2012 год, рассмотрена информация администрации города Ставрополя об исполнении бюджета за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2011 года. Результаты проведенных контрольных мероприятий отражены в заключениях, содержащих анализ причин, оказавших негативное влияние на исполнение бюджета города Ставрополя, среди которых:
невыполнение плановых назначений по ряду доходных источников, в том числе в связи с недостатками при управлении муниципальной собственностью города Ставрополя;
проблемы учета объектов городской собственности;
нарушения и недостатки в ходе разработки и реализации городских целевых программ;
недостаточный уровень претензионно-исковой работы;
системные нарушения законодательства в сфере размещения и исполнения городского заказа;
отсутствие должного контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за выполнением утвержденных обязательств по расходам бюджета города Ставрополя.
Депутатами и специалистами контрольного комитета Ставропольской городской Думы осуществлялся постоянный контроль за выполнением муниципальных целевых программ. Проверка отчетов о ходе выполнения программ показала, что не проводился ежегодный мониторинг обеспеченности запланированных мероприятий источниками финансирования и своевременное уточнение программных мероприятий.
В рамках реализации возложенных на контрольный комитет Ставропольской городской Думы задач проведено 7 контрольных мероприятий. В том числе наряду с проверками, предусмотренными планом работы комитета, проведено одно внеплановое контрольное мероприятие, инициированное прокуратурой Промышленного района города Ставрополя.
Объем средств, непосредственно проверенных в 2011 году, составил 3325380,7 тыс. рублей. По результатам контрольных мероприятий выявлены нарушения действующего законодательства на сумму 78451,62 тыс. рублей. Также установлены случаи нарушений и замечаний, не имеющих стоимостной оценки.
Основными направлениями контрольных мероприятий, проводимых комитетом в 2011 году, явились:
целевое и эффективное использование средств бюджета города Ставрополя по отдельным мероприятиям и статьям бюджетных средств;
эффективность финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и целевого использования муниципального имущества;
последующий контроль за устранением нарушений и исполнением предложений и рекомендаций по ранее проведенным проверкам;
проверка отдельных вопросов.
В отчетном периоде проводились проверки:
целевого и эффективного использования средств бюджета города Ставрополя, выделенных в 2010 году муниципальному унитарному троллейбусному предприятию города Ставрополя, муниципальному автотранспортному предприятию города Ставрополя;
муниципального унитарного предприятия города Ставрополя кинотеатра "Салют", муниципального бюджетного учреждения культуры "Ставропольский Дворец культуры и спорта" города Ставрополя по вопросам целевого и эффективного использования муниципального имущества города Ставрополя;
выполнения инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Ставрополя на 2009 - 2011 годы;
тематическая аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО Управляющей компании "Жилищно-эксплуатационный участок-9".
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, утвержденные депутатами на заседаниях комитета, направлялись главе администрации города Ставрополя для принятия соответствующих мер по устранению допущенных недостатков. Информация о проведенных проверках опубликована в газете "Вечерний Ставрополь" и размещена на официальном сайте Ставропольской городской Думы.
Наработанные результаты проверок дали понимание необходимости дальнейшего совершенствования подходов в области формирования и исполнения бюджета города, управления муниципальным имуществом. В связи с этим все больше внимания в своей деятельности комитет уделяет экспертно-аналитической работе, поскольку содержание контроля должно состоять не только в фиксировании факта выделения и расходования бюджетных средств, но и в подтверждении эффекта, на который рассчитывали при принятии решения в момент их выделения.
7. Вопросы развития социальной сферы
В настоящее время приоритеты деятельности органов муниципальной власти города Ставрополя имеют четкую социальную направленность. Социальная политика города Ставрополя представляет собой целостную систему, сложившуюся на протяжении многих лет и направленную на оказание социальных услуг и развитие социальной инфраструктуры. Ежедневная деятельность отраслей социальной сферы нацелена на реализацию основных конституционных прав жителей нашего города. И результаты деятельности в сфере предоставления образовательных и медицинских услуг, в сфере культуры, физической культуры, социальной поддержки горожан необходимо оценивать комплексно.
В принятом Ставропольской городской Думой бюджете города Ставрополя на 2011 год расходы по социальной отрасли составили более 70 процентов от общей суммы. При этом, несмотря на столь высокий процент, депутатами неоднократно отмечалось, что финансирование этой важнейшей отрасли недостаточно, и при рассмотрении вопроса о внесении изменений в бюджет города изыскивались дополнительные средства на реализацию первоочередных задач социальной сферы.
В целях рационального расходования средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя в 2011 году на проведение капитального и текущего ремонта учреждений отрасли "Образование" в сумме 193142,7 тыс. рублей, с учетом пожеланий депутатов Ставропольской городской Думы администрацией города Ставрополя в первоочередном порядке были выполнены работы, направленные на устранение аварийности зданий и создание безопасных условий пребывания детей и сотрудников учреждений:
завершен комплекс противоаварийных мероприятий в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей Доме детского творчества Октябрьского района;
устранена аварийность зданий муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных школ N 22, 41, двухэтажного здания теплицы муниципального общеобразовательного учреждения лицея N 15;
начаты работы по поэтапному устранению аварийности зданий муниципальных общеобразовательных учреждений средних общеобразовательных учреждений N 1, 6, 12, 19, 35, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада N 11.
Проведен капитальный ремонт 15 муниципальных учреждений образования: гимназий N 9, 12, 24, 25, лицеев N 14, 16, 23, 38, средних общеобразовательных школ N 1, 6, 19, 22, 41, дошкольных образовательных учреждений детских садов N 34, 71, по итогам которого:
в 7 учреждениях установлена шатровая кровля (средние общеобразовательные школы N 1 (один блок), 6, 19, 22, 41, гимназия N 24, детский сад N 71);
заменены оконные блоки в 8 учреждениях (гимназии N 9, 12 (один блок), 24, 25, лицей N 23, средние общеобразовательные школы N 22, 41, детский сад N 34 (часть здания).
В рамках программы "Энергосбережение" в 14 муниципальных учреждениях установлены приборы учета тепла: средних общеобразовательных школах N 4, 32, 37, лицее N 14, Центре образования, дошкольных образовательных учреждениях детских садах N 11, 14, 38, 46, 49, 50, 58, 75, 77.
При подготовке учреждений к новому учебному году и работе в осенне-зимний период выполнен текущий ремонт 46 муниципальных образовательных учреждений: средних общеобразовательных школ N 4, 11, 20, 21, 26, 28, 29, 32, 34, 37, 64, кадетской школы имени генерала Ермолова А.П., гимназий N 3, 12, лицеев N 5, 10, 15, 38, детских садов N 1, 2, 4, 8, 14, 22, 24, 29, 34, 37, 38, 42, 54, 56, 58, 59, 62, 68, 69, 70, 73, 74, 77, 78, 164, учреждений дополнительного образования детей Центра детского творчества Промышленного района, "Лесная поляна", Греческая школа.
В 2011 году продолжена работа по капитальному ремонту пищеблоков дошкольных образовательных учреждений с заменой технологического и холодильного оборудования. В 23 муниципальных дошкольных учреждениях пищеблоки отремонтированы и оснащены современным оборудованием (детские сады N 3, 6, 7, 9, 11, 14, 17, 27, 29, 34, 38, 48, 51, 54, 58, 59, 62, 65, 70, 73, 74, 75, 164).
В сентябре 2011 года в 566 квартале города Ставрополя для маленьких горожан открыл двери новый детский сад N 17. Открыта новая школа N 39 на 990 мест. На строительство и оснащение этих объектов израсходовано более 650000,0 тыс. рублей.
Из средств бюджета города Ставрополя в сумме 27890,53 тыс. рублей в 2011 году по отрасли "Здравоохранение" было профинансировано проведение ремонтных работ в муниципальных учреждениях здравоохранения "Центр восстановительной медицины и реабилитации", "Городская поликлиника N 3", "Городская клиническая больница N 2", "Городская клиническая больница N 3", "ГКБ СМП г. Ставрополя", "Детская клиническая больница им. Г.К. Филиппского", "Городская поликлиника N 2".
Для органов муниципальной власти города Ставрополя одним из инструментов эффективной реализации полномочий в социальной сфере являются муниципальные целевые программы.
Комитетом по социальной политике Ставропольской городской Думы за истекший год осуществлялся контроль за ходом выполнения отдельных социальных программ. На заседаниях комитета была заслушана информация о ходе реализации муниципальной целевой программы по профилактике заболеваний и охраны здоровья населения, программ, касающихся социальной поддержки жителей города Ставрополя, реабилитации инвалидов, развития школьного и дошкольного образования.
Несмотря на то, что срок реализации большинства указанных программ закончился в 2010 году, представленные показатели эффективности их комплексного выполнения были подвергнуты критике со стороны депутатского корпуса за формальный подход к проведению программных мероприятий. Большая их часть создавала лишь видимость работы, а за счет финансирования нескольких мероприятий повышалась экономическая эффективность программы.
Решения об утверждении отчетов по программам выносились комитетом по социальной политике только после подготовки заключений контрольным комитетом Ставропольской городской Думы. По итогам проведенного анализа, учитывая, что в настоящее время целевые программы, реализуемые в городе Ставрополе, утверждаются постановлениями администрации города Ставрополя, депутатами единодушно высказывалось мнение об ужесточении контроля за осуществлением программных мероприятий, указывалось на необходимость депутатского участия в работе комиссий по разработке новых программ и в контроле за их реализацией.
В число приоритетных направлений деятельности Ставропольской городской Думы входит также совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающей меры социальной поддержки остронуждающимся гражданам, учитывающее необходимость адресности социальной защиты уязвимых категорий граждан.
В этой связи заседания Ставропольской городской Думы в апреле и мае заслуживают внимания по количеству принятых решений социальной направленности. Депутатами был поддержан ряд инициатив администрации города Ставрополя и одобрен целый блок решений, касающихся оказания дополнительных мер социальной поддержки слабо защищенным категориям населения города Ставрополя. Принятые решения регламентировали выплаты единовременных и ежемесячных пособий гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, малоимущим семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, инвалидам по зрению, а также лицам, сопровождающим инвалидов или больных детей, направленных в федеральные учреждения здравоохранения.
В целях приведения нормативно-правовой базы города в соответствие с действующим законодательством в части соблюдения мер по профилактике правонарушений и безнадзорности подростков Ставропольской городской Думой принято решение, разработанное комитетом по социальной политике Ставропольской городской Думы, отражающее общие положения, основные задачи, порядок формирования и деятельность экспертной комиссии для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью лиц, не достигших возраста 18 лет, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В конце 2011 года депутатами Ставропольской городской Думы был заслушан и одобрен отчет о ходе реализации в истекший период проекта Европейской сети Всемирной Организации Здравоохранения "Здоровые города". В соответствии с принятым в 2008 году решением Ставропольской городской Думы город Ставрополь в 2011 году продолжил участие в V фазе проекта, что предоставляет городу уникальную возможность развивать сотрудничество с иностранными партнерами, бизнес-сообществом и общественными организациями, направленное на достижение главной цели - сделать наш город более здоровым.
Стоит отметить, что расходная часть бюджета города Ставрополя предусматривала финансирование мероприятий, проводимых управлением культуры администрации города Ставрополя, выезд творческих коллективов за пределы города Ставрополя, финансовую поддержку учреждений культуры.
В сфере физической культуры и спорта осуществлялось финансирование участия в спортивно-массовых мероприятиях, приобретение спортивного инвентаря, развитие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детской юношеской спортивной школы по теннису города Ставрополя. Были предоставлены субсидии на приобретение спортивного инвентаря и участие в спортивных соревнованиях общественной организации "Ставропольский городской гандбольный клуб "Виктор", негосударственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования "Ставропольский авиационный спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", общественной организации "Ставропольский городской баскетбольный клуб "Кавказ" (команда "Ставропольчанка").
Решением Ставропольской городской Думы в декабре 2011 года были установлены дополнительные меры социальной поддержки спортсменам и тренерам, зарегистрированным по месту жительства в городе Ставрополе и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в виде предоставления субсидии на строительство (приобретение) жилья в части софинансирования расходов, связанных со строительством (приобретением) жилья с участием средств субсидии, предоставляемой из бюджета Ставропольского края. Данный вид расходных обязательств в сумме 388,8 тыс. рублей был предусмотрен при утверждении депутатами Ставропольской городской Думы изменений в бюджет города Ставрополя на 2011 год.
Ежегодно в бюджете города Ставрополя предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны на ремонт помещений, находящихся в их собственности. Работы по ремонту жилых помещений указанной категории граждан выполнялись после размещения заявок на проведение открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В ходе размещения данных заявок происходило уменьшение стоимости подрядных работ. Однако к главе города Ставрополя, депутатам Ставропольской городской Думы неоднократно обращались граждане, являющиеся получателями данного вида социальной помощи, с жалобами на некачественное выполнение работ по ремонту жилых помещений и просьбами об устранении выявленных недостатков. По данным администрации города Ставрополя, за период с 2008 по 2010 год было отремонтировано 375 квартир и домовладений граждан. При этом к началу 2011 года в управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя обратились за предоставлением мер социальной поддержки на ремонт жилых помещений 614 человек. Учитывая, что на сумму выделяемых ежегодно бюджетных ассигнований возможно проведение ремонтных работ только 100 гражданам, фактическое исполнение обязательств перед всеми обратившимися возможно было бы только через 6 лет. Депутатским корпусом неоднократно выражалась обеспокоенность сложившейся ситуацией. И после обсуждения с администрацией города Ставрополя всех возможных путей решения данной проблемы в декабре 2011 года депутатами Ставропольской городской Думы было принято решение, устанавливающее меры социальной поддержки одиноких и одиноко проживающих участников и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, зарегистрированных на территории города Ставрополя, в виде назначения и выплаты единовременного пособия на ремонт жилых помещений, находящихся в их собственности, в размере 50,0 тыс. рублей. Исполнение данного решения позволит охватить большее количество получателей единовременного пособия в год и в более короткие сроки выполнить обязательства перед всеми обратившимися гражданами.
Депутатами Ставропольской городской Думы всегда уделялось особое внимание решению насущных социальных проблем города, но достичь снижения остроты социальных проблем, создания возможностей для их решения при достаточных бюджетных затратах возможно только в условиях постоянной корректировки проводимой работы в соответствии с требованиями времени.
8. Деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий
Жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из самых важных сфер, которая обеспечивает стабильное функционирование городского хозяйства и создает необходимые условия для комфортного проживания населения города Ставрополя. И невыполнение в полной мере возложенных на нее задач прямо влияет на уровень и качество жизни горожан. Безусловно, сфера городского хозяйства в настоящее время испытывает значительные трудности, связанные с дефицитом финансов, слабым материально-техническим оснащением, недостаточным уровнем квалификации кадров, отсутствием продуманной градостроительной политики и недостаточной проработанностью нормативно-правовых актов.
Вопросы в сфере городского хозяйства, архитектуры и строительства, охраны окружающей среды, землепользования и планирования застройки территории города, размещения наружной рекламы являются предметом пристального внимания комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии Ставропольской городской Думы.
Следует отметить, что комитетом в течение всего истекшего года велась работа над проектом решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении Правил по обеспечению чистоты и порядка в городе Ставрополе", закрепляющим порядок и правила содержания различных объектов, земельных участков, движимого и недвижимого имущества на территории города Ставрополя, обязанности граждан и организаций при осуществлении деятельности в городе Ставрополе, а также осуществление контроля за соблюдением Правил и другие вопросы по обеспечению чистоты и порядка на территории города Ставрополя. Однако в связи с изменением федерального законодательства вышеуказанный проект решения был отозван администрацией города Ставрополя. Но разработка столь важного для города документа продолжается депутатами комитета совместно с представителями администрации города Ставрополя уже в текущем году.
По-прежнему актуальными для города остаются вопросы транспортного обеспечения. На заседании комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии Ставропольской городской Думы рассматривался вопрос "О мерах, принимаемых администрацией города Ставрополя по организации транспортного обслуживания населения в городе Ставрополе". По результатам обсуждения в адрес главы администрации города Ставрополя были направлены следующие рекомендации:
сформировать маршрутную сеть на основании реального спроса населения на перевозки, устанавливаемого путем анализа результатов исследования пассажиропотоков;
обеспечить координацию и регулирование работы городского пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки, независимо от форм собственности;
осуществлять постоянный контроль за работой подвижного состава городского пассажирского транспорта всех форм собственности;
рассмотреть вопрос внедрения автоматизированной системы оплаты проезда пассажиров в городском пассажирском транспорте.
Депутатами комитета было также рассмотрено обращение Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу об итогах проверки выполнения муниципальным учреждением "Единая центральная диспетчерская служба пассажирского транспорта г. Ставрополя" порядка организации транспортного обслуживания населения, после чего в адрес главы администрации города Ставрополя направлено решение комитета об устранении нарушений, указанных в акте проверки. Комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя приняты меры по устранению нарушений.
В июне 2011 года на заседании Ставропольской городской Думы было принято решение "Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства исключительно на торгах", разработанное комитетом по строительству, городскому хозяйству и экологии Ставропольской городской Думы.
На особом контроле комитета по строительству, городскому хозяйству и экологии Ставропольской городской Думы находится решение вопросов местного значения, относящихся в соответствии с Уставом города Ставрополя к полномочиям администрации города Ставрополя, а именно:
организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;
осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
организация мероприятий по охране окружающей среды;
организации сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов.
Одно из важных направлений деятельности комитета - осуществление контроля за выполнением муниципальных целевых программ города Ставрополя в сфере жилищно-коммунального комплекса. В 2011 году администрация города Ставрополя представила депутатам комитета информацию о проводимых мероприятиях по выполнению ремонта дорог общего пользования, восстановлению внутриквартальных дорог и тротуаров, ремонту асфальтобетонных покрытий дворовых территорий города Ставрополя, об объемах финансирования этих работ.
В ходе реализации краевой адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008 - 2011 годы" в 2011 году выполнен капитальный ремонт 3 многоквартирных домов города Ставрополя. Общая сумма средств, выделенных на реализацию программы, составила 14600,0 тыс. рублей.
По муниципальной адресной программе "Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в городе Ставрополе на 2009 - 2011 годы" в 2011 году выполнены работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов с внедрением информационно-измерительной системы контроля, управления энергоресурсами в 206 многоквартирных домах города Ставрополя на общую сумму 132795,0 тыс. рублей (с учетом средств собственников помещений многоквартирных домов).
В рамках реализации мероприятий подпрограмм муниципальной целевой программы "Лик города Ставрополя на 2011 - 2013 годы" проведен ремонт следующих объектов:
20 километров подъездных дорог к садоводческим, огородническим и дачным участкам города Ставрополя;
120 тысяч квадратных метров улично-дорожной сети с движением общественного транспорта;
подъезда к конечной остановке маршрута N 32;
трех мостов города Ставрополя.
Помимо этого выполнено обустройство остановок общественного транспорта, проведена инвентаризация 20 улиц города, разработана проектно-сметная документация на модернизацию и реконструкцию улично-дорожной сети города. В 2011 году на дорогах с движением общественного транспорта города Ставрополя (без учета дворовых территорий) построены площадки для временного хранения автомобилей на 324 парковочных места. При этом депутаты Ставропольской городской Думы по-прежнему высказывают озабоченность тем, что в настоящее время администрацией города Ставрополя не решены вопросы изменения геометрических параметров существующей улично-дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных заторов и росту аварийности на дорогах. Решение проблемы оптимизации дорожного движения потребует в перспективе проведения работ по реконструкции наиболее загруженных магистралей города.
В рамках исполнения мероприятий подпрограмм муниципальной целевой программы "Лик города Ставрополя на 2011 - 2013 годы" немаловажным стало проведение работ по благоустройству дворовых территорий города Ставрополя, а именно асфальтирование, устройство парковочных карманов, замена дорожных бордюров, обустройство детских и спортивных площадок. Во всех районах города проводились мероприятия по проектированию и строительству линий наружного освещения, строительству и ремонту ливневых канализаций, обустройству тротуаров, ремонту внутриквартальных дорог, спилу аварийных и сухостойных деревьев. Важно отметить, что адреса объектов, по которым проводились вышеназванные работы, согласовывались районными администрациями города Ставрополя с депутатским корпусом, учитывались пожелания жителей города Ставрополя, высказанные на встречах, личных приемах и в письменных обращениях в адрес главы города Ставрополя и депутатов городской Думы.
Целям поддержания и развития общественной безопасности в городе отвечает программа "Безопасный Ставрополь 2010-2012", разработанная на основании Федерального закона "О противодействии терроризму" и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". На реализацию основных мероприятий по этой программе в 2011 году из бюджета города Ставрополя выделено 27058,2 тыс. рублей. Наиболее крупная статья расходов по программе - приобретение и установка систем видеонаблюдения в муниципальных учреждениях здравоохранения города Ставрополя.
Несмотря на большой объем работ, проведенных в 2011 году администрацией города Ставрополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, у депутатов Ставропольской городской Думы не может не вызывать массу нареканий к администрации города Ставрополя низкое освоение запланированных бюджетных средств по данной отрасли (61,3 процента).
Озабоченность депутатов Ставропольской городской Думы сегодня вызывает и состояние коммунальной инфраструктуры города, на первый план выходит проблема реконструкции коммунальных сетей. Городу важно рассчитывать не только на федеральное и региональное финансирование, позволяющее решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства, но в первую очередь на привлечение ресурсов частных инвесторов. Важный инструмент реформирования системы городского хозяйства - комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры, которая должна быть разработана и увязана с долгосрочным стратегическим планом развития города Ставрополя.
9. Вопросы экономического развития и управления муниципальной собственностью
27 мая 2011 года решением Ставропольской городской Думы была утверждена Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года - основополагающий документ, направленный на определение приоритетных направлений в области обеспечения высокого качества жизни горожан. Стратегия учитывает современное геополитическое и социально-экономическое положение города Ставрополя, определяет основные приоритеты развития, механизмы достижения поставленных целей. Принятию Стратегии предшествовала кропотливая работа как со стороны администрации города Ставрополя, так и со стороны депутатского корпуса. Реализация Стратегии будет способствовать интенсивному развитию города, формированию его положительного имиджа и инвестиционной привлекательности, консолидации усилий государственного и частного секторов в решении социальных задач.
В настоящее время без эффективной экономики, развития производства, внедрения новых технологий невозможно говорить о благополучии развития городской среды. Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью городской экономики. Создание благоприятных условий для их развития не только способствует решению социальных проблем, но и служит основой дальнейшего экономического развития города Ставрополя.
На территории краевого центра в 2011 году хозяйственную деятельность осуществляло около 26 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Удельный вес налоговых поступлений в виде единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2011 году в общем объеме составил около 18 процентов.
Для многих жителей нашего города индивидуальная трудовая деятельность оказалась практически единственной возможностью получения доходов. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной власти является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе на основе формирования эффективных механизмов его поддержки. В 2011 году была начата реализация долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе на 2011 - 2013 годы". Конечные цели программы - формирование конкурентной среды в экономике города, решение вопросов обеспечения занятости населения, увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения объема производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг). Финансирование мероприятий утверждалось депутатами Ставропольской городской Думы и осуществлялось за счет средств бюджета города Ставрополя. Фактический объем финансирования мероприятий программы на 2011 год составил 3850,0 тыс. рублей. В рамках программы комитетом экономического развития администрации города Ставрополя проведен ежегодный городской конкурс "Лучший предприниматель года в сфере малого и среднего предпринимательства", выставка-конкурс "Инновации года". Создан информационный портал для субъектов малого и среднего предпринимательства города Ставрополя, проведены семинары и "круглые столы" по самым актуальным вопросам предпринимательской деятельности. На безвозмездной основе в течение истекшего года предпринимателям предоставлялась консультационная и информационная поддержка при обращении в центр "Скорая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства города Ставрополя", куда за 2011 год поступило 1683 обращения. Их анализ показал, что наиболее часто задаваемые вопросы касались оказания имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно на решение обозначенных проблем депутатскому корпусу необходимо обратить внимание в последующей работе.
В комитетах Ставропольской городской Думы рассматривался разработанный администрацией города Ставрополя проект решения, предусматривающий повышение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по отдельным видам деятельности. Проведенный администрацией города анализ поступающих платежей в бюджет города Ставрополя по единому налогу на вмененный доход показал, что значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по отдельным видам экономической деятельности является одним из самых высоких по Ставропольскому краю, но при этом по сравнению с другими крупными городами Юга России - одним из самых низких. Однако предложенные администрацией изменения вызвали массу нареканий со стороны депутатского корпуса. Учитывая, что в условиях непростой экономической ситуации принятие подобных изменений затрагивает интересы большого количества участников экономической системы города и в целях сохранения благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства на территории города Ставрополя корректирующий коэффициент базовой доходности К2 на последующий 2012 год повышен не был.
Имущественная поддержка субъектов предпринимательской деятельности является одной из важных форм помощи, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В рамках реализации Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" депутатами было принято решение Ставропольской городской Думы о внесении изменений в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Ставрополя на 2011 год. В соответствии с ним арендаторы, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующие муниципальные нежилые помещения в течение двух и более лет, имеют преимущественное право приватизации нежилых помещений без проведения аукциона. Однако стоит заметить, что по итогам 2011 года только 4 субъекта малого и среднего предпринимательства воспользовались своим правом на приобретение имущества.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Ставропольской городской Думы в 2011 году продолжил работу по контролю использования муниципальной собственности города Ставрополя, которая стала столь же значимой составляющей депутатской деятельности, как и собственно нормотворчество. За прошедший период депутаты комитета неоднократно совместно с представителями комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя выезжали на обследование объектов муниципальной собственности, передаваемых в безвозмездное пользование, и при необходимости проводили фотографирование внутренних и наружных частей объектов для того, чтобы по истечении времени можно было отследить изменения в их состоянии. Как показала практика, такой подход к вопросу распоряжения муниципальной собственностью дает положительные результаты.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Ставропольской городской Думы рекомендовал органам администрации города Ставрополя методику заключения соглашений с арендаторами (ссудополучателями) на оказание услуг не ниже сумм выпадающих доходов бюджета города Ставрополя от предоставления в безвозмездное пользование имущества и нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования города Ставрополя.
Социальная направленность работы комитета заключалась в поддержке общественных, религиозных и других организаций города, имеющих положительный опыт работы. Решениями Ставропольской городской Думы нежилые помещения переданы в безвозмездное пользование Ставропольскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", Ставропольской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" ВОИ, государственному учреждению культуры "Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева" и другим организациям, активно участвующим в решении культурно и социально значимых проблем города.
Комитет по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Ставропольской городской Думы рассмотрел вопрос о финансово-хозяйственном положении муниципального унитарного предприятия города Ставрополя "Торгово-бытовой комплекс социального обслуживания населения", оказавшегося перед угрозой потери имущества в связи с иском к нему Специализированного монтажно-наладочного открытого акционерного общества "Спецбытмонтаж". По данному вопросу были заслушаны отчеты представителей соответствующих органов администрации города Ставрополя, которым были даны конкретные рекомендации по сохранению муниципального имущества в рамках их полномочий.
10. Работа по организации приема граждан, рассмотрения обращений
Глава города Ставрополя и депутаты Ставропольской городской Думы придают исключительное значение работе с избирателями города как одной из наиболее действенных форм связи между властью и обществом.
За истекший 2011 год в Ставропольскую городскую Думу поступило свыше 580 письменных обращений от жителей города. В установленные законодательством сроки они были рассмотрены и направлены в соответствующие органы, должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в них вопросов. По всем поступившим обращениям граждане получили письменные разъяснения. Мониторинг тем письменных обращений граждан показал, что больше всего поставленных вопросов относится к ведению комитетов по строительству, городскому хозяйству и экологии и по социальной политике. С особым вниманием депутатами рассматриваются обращения, связанные с соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Непосредственно в адрес главы города Ставрополя поступило 376 обращений. Проведя порядка 20 личных приемов граждан, глава города Ставрополя принял более 200 человек. Основные проблемы, волнующие горожан: капитальный ремонт домов и проблемы жилищно-коммунального хозяйства, улучшение жилищных условий, вывоз мусора, уборка и ремонт придомовых территорий.
Важным направлением работы с жителями города Ставрополя остается индивидуальная работа депутатов городской Думы и их помощников, проводимая в избирательных округах. Помимо проведения в установленные дни личного приема граждан в избирательных округах депутаты городской Думы, члены фракции Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проводят прием жителей города Ставрополя в Ставропольской региональной общественной приемной Председателя Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" В.В. Путина. По утвержденным графикам проводятся приемы граждан депутатами фракций ЛДПР и КПРФ в Ставропольской городской Думе.
Благодаря активному участию в общественной жизни жителей избирательных округов города Ставрополя и постоянно проводимой депутатами работе в истекшем году нашли решение многие проблемы по благоустройству дворовых территорий избирательных округов, ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов и внутриквартальных дорог, капитальному ремонту и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, оказанию адресной помощи и многое другое.
11. Информационное освещение деятельности Ставропольской городской Думы
Информирование населения города о деятельности Ставропольской городской Думы в отчетном году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, решением Ставропольской городской Думы "Об официальном сайте Ставропольской городской Думы".
Все мероприятия городской Думы, а именно: заседания Ставропольской городской Думы и комитетов, публичные слушания, деятельность депутатов Ставропольской городской Думы в избирательных округах, проходили в открытом режиме и освещались в средствах массовой информации.
В 2011 году журналистами краевых и городских печатных изданий опубликовано 130 материалов о деятельности Ставропольской городской Думы, 180 сюжетов прошло в эфире электронных средств массовой информации. Наиболее активно освещались проблемы нормотворчества, участия главы города Ставрополя и депутатов Ставропольской городской Думы в социально значимых мероприятиях, работа депутатов по благоустройству на округах.
Публикации о деятельности органов местного самоуправления увидели свет на страницах газет "Вечерний Ставрополь", "Аргументы и Факты Северный Кавказ", "Ставропольские губернские ведомости", "Комсомольская правда Северный Кавказ", "Ставропольская правда", в эфире краевого радио, телеканалов ГТРК "Ставрополье", "Рен-Ставрополь", СТВ, лентах информагентств. В числе затронутых тем - депутатский контроль над ремонтом школ и лечебных учреждений города, встречи главы города с иностранными делегациями, вопросы благоустройства дворовых территорий, информация о заседаниях Ставропольской городской Думы, поздравления горожан с праздниками.
Со своей стороны Ставропольская городская Дума принимала активное участие в расширении сотрудничества с редакциями средств массовой информации. Открыта новая версия Интернет-сайта городского парламента, содержащая нормотворческие документы, проекты решений, новостной ресурс, Интернет-приемную.
Управляющий делами Ставропольской |
Е.Н. Аладин |
<< Назад |
||
Содержание Решение Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 194 "Об отчете главы города Ставрополя о результатах деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.