Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края
от 29 июня 2009 г. N 220/од
"Об утверждении Стратегии развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года" (в редакции приказа министерства экономического развития Ставропольского края от 28 марта 2012 г. N 76/од)"
4 декабря 2013 г., 23 января 2014 г., 26 июня 2015 г., 29 марта 2016 г.
В целях реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности в Ставропольском крае, оказания содействия в создании режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности и создания эффективной инновационной системы приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр экономического развития Ставропольского края |
Ю.В. Ягудаев |
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 26 июня 2015 г. N 220/од в настоящую Стратегию внесены изменения
Стратегия
развития инновационной деятельности в Ставропольском крае на период до 2020 года
(утв. приказом министерства экономического развития Ставропольского края
от 29 июня 2009 г. N 220/од (в редакции приказа министерства
экономического развития Ставропольского края от 28 марта 2012 г. N 76/од))
4 декабря 2013 г., 23 января 2014 г., 26 июня 2015 г., 29 марта 2016 г.
Ставрополь
2012
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в раздел 1 настоящей Стратегии внесены изменения
Раздел 1. Общие положения
Введение
Одним из основных принципов социального развития Ставропольского края, сформулированным в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, является ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества - человеческий потенциал, как основу роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития Ставропольского края, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей.
В крае существует насущная необходимость формирования экономики, основанной на знаниях и возможности самореализации творческой личности - инновационной экономики.
Мировая практика показывает, что регионы Российской Федерации c недостаточным уровнем развития перерабатывающих производств, к каковым можно отнести и Ставропольский край, в большей степени готовы к инновационной деятельности. Именно в таких регионах возникает потребность в преодолении кризиса за счет освоения новых рынков, новых технологических решений по снижению затрат (при условии сохранения структуры промышленного производства), создания принципиально новых товаров и появления новых компаний по их производству (при постепенном отмирании тех производств, которые вызвали кризисное состояние или, по крайне мере, не позволили сгладить его негативные явления). В тех же регионах, где прежняя, отживающая структура промышленности способна давать стабильный доход и тем создавать условия экономической и политической стабильности, "склонность к инновациям" намного ниже.
Потребность в инновационном обновлении устаревших, неконкурентоспособных основных фондов и продукции во много раз превышает ресурсы, которые могут быть предусмотрены в бюджете Ставропольского края и во внебюджетных источниках на эти цели. Осуществить инновационное обновление на прежней технологической базе практически невозможно. Выход в том, чтобы осуществлять инновационное обновление на принципиально новой основе тех отраслей и производств, где может быть освоено производство принципиально новой продукции, обеспечена конкурентоспособность, расширение продаж на рынке, с тем, чтобы использовать полученные дополнительные доходы для расширения фронта технологического прорыва, модернизации отстающих отраслей и производств. Для этого нужны обоснованно выбранные инновационные приоритеты, рассчитанные на 10-15 лет и периодически корректируемые.
Конечным итогом реализации Стратегии станет появление широких возможностей для развития экономики Ставропольского края на основе генерации новых знаний и их внедрения в реальном секторе экономики.
Настоящая стратегия носит комплексный характер и может быть взята за основу для разработки планов и программ развития инновационной сферы в Ставропольском крае.
Транспортная инфраструктура
В Ставропольском крае развит железнодорожный (транзитный и внутрирайонный), воздушный (два международных аэропорта в г. Минеральные Воды и г. Ставрополе), автомобильный (по территории проходит федеральная трасса "Кавказ") транспорт.
Стратегией развития транспортного комплекса края предусмотрено развитие транспортных коридоров, связывающих "Порты Черного - Каспийского морей", "Север - Юг" и создание "Рекреационного транспортного коридора", обеспечивающего приток туристов в особо охраняемый эколого-курортный регион - Кавказские Минеральные Воды.
Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, предусмотрено развитие инфраструктуры международных и внутрироссийских транспортных коридоров МТК NSA-10, "Север - Юг", "Порты Черного - Каспийского морей" и создание сети "рекреационных" транспортных коридоров, обеспечивающей приток туристов в особо охраняемый эколого-курортный регион - Кавказские Минеральные Воды.
Кадровый потенциал
Численность населения Ставропольского края более 2700 тысяч человек. Средняя плотность населения составляет более 42 человек на 1 км2, что в 4,7 раза превышает среднюю плотность по Российской Федерации. Средний возраст граждан 38,1 лет. Более 57 процентов населения проживает в городах.
Ставропольский край обладает высоким трудовым потенциалом, что характеризуется наличием большого количества экономически активного населения.
В настоящее время имеются базовые условия для перевода экономики Ставропольского края на инновационный путь развития. Сложился значительный научно-внедренческий комплекс, в который входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и научные подразделения предприятий. В Ставропольском крае осуществляют образовательную деятельность 62 средних специальных учебных заведений и 8 самостоятельных филиалов, а также 20 высших учебных заведения и 36 самостоятельных филиалов. Ставропольский государственный аграрный университет признан лучшим ВУЗом своего профиля, в Северо-Кавказском федеральном университете сформированы научные школы, подготавливающие исследователей по направлениям электроэнергетики, лингвистики, био технологий, телекоммуникаций, дизайна. ВУЗы на территории Кавказских Минеральных Вод готовят высококвалифицированных специалистов в области фармакологии. В последние годы Ставропольский край лидирует среди регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по созданию малых инновационных компаний.
Наличие развитой сети образовательных учреждений обеспечивает формирование кадрового потенциала и создает возможность формирования экономики, основанной на знаниях.
Дальнейшее укрепление в крае фундамента инновационного потенциала научной базы научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, конструкторских бюро позволит привлечь к развитию инновационной инфраструктуры ученых, специалистов, техническую интеллигенцию, имеющих высокий творческий потенциал, в том числе и из-за пределов Ставропольского края. Создание комплекса "образование, наука, инновации" обеспечит Ставропольский край квалифицированными трудовыми ресурсами, поддержит и обеспечит высокий уровень инновационной активности в промышленности и сельском хозяйстве. Создание эффективного механизма коммерциализации научных исследований приведет к существенному усилению конкурентных позиций в биотехнологии, обрабатывающей промышленности, связи, информационных технологиях. Предприятия с высоким потенциалом роста обеспечат привлекательность для венчурных и стратегических инвесторов с целью реализации проектов, основанных на инновационных технологиях. Современные образовательные программы и развитая инфраструктура повысят престиж и статус учебных заведений Ставропольского края.
Экономика
Экономика Ставропольского края одна из динамичных по объемам роста в Российской Федерации. В 2014 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 541,2 миллиарда рублей. Темп роста ВРП края в 2014 году - 104,3 процента. В 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) по оценке министерства экономического развития Ставропольского края (далее - минэкономразвития края) составил 588,0 миллиарда рублей. Это положительно сказывается на состоянии государственных финансов Ставропольского края - темпах роста налоговых поступлений, исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, возможностях выполнения социальных программ, а также развития реального сектора экономики. Внешнеторговый оборот Ставропольского края за 2014 год превысил 1,4 млрд. долларов США, на экспорт из этой суммы приходится около 66 процентов. Основной объем внешнеторговых операций приходился на страны дальнего зарубежья.
Промышленный комплекс Ставропольского края насчитывает свыше 350 крупных и средних предприятий. Профильными отраслями промышленности региона являются: электроэнергетика, микроэлектроника, фармацевтика, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение и металлообработка.
Постоянно растет значение малого бизнеса в экономике Ставропольского края. Общая численность работающих в 2014 году на малых предприятиях составила 117282 человек, оборот малых предприятий - 239,2 млрд. рублей.
По результатам детального анализа социально-экономического развития Ставропольского края в 2011 году международное рейтинговое агентство Standard&Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Ставропольского края на уровне "В+" и рейтинг по российской шкале на уровне "ruА+".
Динамика присвоения Ставропольскому краю кредитных рейтингов международным рейтинговым агентством "Standard&Poor's" в течение восьми лет приведена в следующей таблице:
Год |
Кредитный рейтинг по национальной шкале |
Кредитный рейтинг по международной шкале |
2004 год |
ruA- |
В/Стабильный |
2005 год |
ruA- |
В/Позитивный |
2006 год |
ruA |
В/Позитивный |
2007 год |
ruA+ |
В+/Стабильный |
2008 год |
ruA+ |
В+/Стабильный |
2009 год |
ruA+ |
В+/Стабильный |
2010 год |
ruA+ |
В+/Стабильный |
2011 год |
ruA+ |
В+/Стабильный |
В 2012 году международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" присвоило Ставропольскому краю долгосрочный международный кредитный рейтинг в иностранной и национальной валюте на уровне по шкале "ВВ", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте по шкале "В" и национальный долгосрочный рейтинг по шкале "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Учитывая позитивные процессы в социально- экономическом развитии Ставропольского края, международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" с 2013 по 2015 годы подтверждает указанные кредитные рейтинги. Этому способствовала сбалансированная финансово-экономическая политика Правительства Ставропольского края, а также улучшение качества бюджетного планирования на региональном уровне. Данные рейтинги по выводам "Fitch Ratings" отражают ожидаемую стабилизацию операционного баланса региона.
Инновационная деятельность
Основными особенностями Ставропольского края являются:
почти полная газификация территории;
См. Краевую программу "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2017 - 2021 годы", утверждённую распоряжением Губернатора Ставропольского края от 6 февраля 2017 г. N 61-р
избыток производства электроэнергии;
мощное развитие трубопроводной системы;
развитая транспортная система, высокая плотность железных и автомобильных дорог, наличие двух аэропортов;
избыток трудовых ресурсов;
развитая финансовая инфраструктура;
развитая телекоммуникационная инфраструктура;
развитая социальная сфера.
Ставропольский край регион с развитыми промышленным и аграрным комплексами, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой, значительной концентрацией высших учебных заведений, выгодным геополитическим положением, имеет объективные предпосылки для ускоренного формирования экономики инновационного типа и реальную возможность стать центром инновационной деятельности Северо-Кавказского федерального округа.
Для этого необходимо создать эффективную региональную инновационную систему. Первые шаги в данном направлении сделаны.
Создана соответствующая нормативная правовая база, включая:
1. Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 13-кз "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае", предусматривающий такие формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, как:
предоставление грантов;
предоставление субсидий;
предоставление налоговых преимуществ;
предоставление инвестиционных налоговых кредитов (Приложение 1).
В целях реализации предусмотренных Законом Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 13-кз "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае" форм государственной поддержки, в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 358-п, ведомственные целевые программы, содержащие комплекс производственных, социально-экономических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских мероприятий, должны также включать в себя мероприятия, направленные на развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае.
2. Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. N 98-кз "О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках".
3. Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства".
4. Абзац двадцать второй утратил силу
См. текст абзаца двадцать второго
5. Закон Ставропольского края от 12 октября 2009 г. N 67-кз "О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае".
6. Закон Ставропольского края от 28 ноября 2006 г. N 83-кз "Об инвестиционном налоговом кредите".
7. Абзац двадцать пятый утратил силу
См. текст абзаца двадцать пятого
8. Постановление Правительства Ставропольского края от 5 февраля 2010 г. N 32-п "О порядке принятия решения о создании региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков в Ставропольском крае".
9. Абзац двадцать седьмой утратил силу
См. текст абзаца двадцать седьмого
10. Абзац двадцать восьмой утратил силу
См. текст абзаца двадцать восьмого
11. Абзац двадцать девятый утратил силу
См. текст абзаца двадцать девятого
В Ставропольском крае разработан механизм финансирования инновационных проектов, позволяющий поддерживать их на всех этапах реализации - от уникальной идеи до налаживания серийного производства инновационной продукции - "инновационный лифт" (приложение 2). Так, на посевной стадии, включающей создание концепции продукта, предварительные патентные исследования, разработку бизнес-плана и организацию компании, предусматривается оказание государственной поддержки путем "инкубирования" бизнеса и предоставление грантов на создание инновационной компании. На стадии "startup", включающей проведение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, патентование, создание промышленного образца продукции и запуск производства опытной партии, компаниям доступна программа бизнес-акселерации, возможно получение микрозайма у некоммерческой микрофинансовой организации "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае". Для дальнейшего развития уже действующие инновационные предприятия могут получить в установленном порядке поддержку посредством предоставления государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" поручительств и субсидирования затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
С 2012 года в Ставропольском крае осуществляет деятельность некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае" (далее - фонд поддержки предпринимательства), предоставляющая информационную, консультационную и методическую помощь субъектам малого бизнеса и физическим лицам в режиме "одного окна".
В структуре фонда поддержки предпринимательства функционируют 3 структурные подразделения:
Центр поддержки предпринимательства;
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства;
Центр инноваций социальной сферы.
В целях развития системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края в научно-технической сфере, продвижения и реализации инновационных проектов Ставропольского края Правительством Ставропольского края ведется активная работа по организации сотрудничества с открытым акционерным обществом "РОСНАНО", автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", открытым акционерным обществом "Российская венчурная компания", обществом с ограниченной ответственностью "Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компанией", Европейской сетью Бизнес-Ангелов.
По итогам участия Ставропольского края в ряде международных проектов, направленных на коммерциализацию технологий, Ставропольский край отнесен к числу территорий инновационного развития и включен в международную сеть трансфера технологий.
Ставропольский край лидирует среди других регионов Северо-Кавазского федерального округа по созданию малых инновационных компаний в рамках реализации программы "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере. Примером может служить создание в Ставропольском крае к 2012 году 126 малых инновационных предприятий, что составляет прирост не менее 16 малых инновационных предприятий ежегодно.
Идет процесс формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Ставропольском крае, в частности, созданы некоммерческое партнерство "Инновационно - технологический бизнес-центр Ставропольского края", государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Корпорация развития Ставропольского края", на базе которого созданы Центр коллективного пользования и Центр трансферта технологий, для оснащения которых закуплено высокотехнологичное оборудование.
На базе Центра трансферта технологий создана Химико-аналитическая лаборатория с целью оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения на льготной основе исследований широкого спектра сырья, продукции по направлениям: лекарственные препараты, косметика, пищевые продукты, сельскохозяйственная продукция на соответствие Техническим регламентам Таможенного союза.
С целью поддержки хозяйствующих субъектов Ставропольского края, работающих в научно-технической сфере в 2010 году создана некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края" (далее - Венчурный фонд).
Для обеспечения поддержки инновационных производственных проектов, а также с целью стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае с 2014 года функционирует некоммерческая организация "Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края", структурными подразделениями которой являются региональный центр инжиниринга и центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае.
Абзац тридцать седьмой утратил силу
Одним из основных элементов инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае является созданный центр трансферта технологий , расположенный по адресу: Ставропольский край, город Михайловск, улица Привокзальная, дом 3. (далее - ЦТТ).
С целью повышения конкурентоспособности экономики Ставропольского края в целом, а также формирования эффективной системы взаимодействия и кооперации химической, биохимической и биотехнологической, фармацевтической и медицинской отраслей с научно-образовательным сектором, созданы кластеры "Химия, биохимия, биотехнологии" и "Фармацевтика и медицина".
Созданная и функционирующая инновационная инфраструктура учебных заведений Ставропольского края (отделы инновационного развития, центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы, научно-образовательные центры, лаборатории, студенческие конструкторские бюро и другие структуры) формирует платформу, на основе которой объединены научный и образовательный потенциал, инновационные разработки и высокотехнологические производства.
Абзацы пятидесятый - пятьдесят второй утратили силу
Существующий уровень развития инновационной сферы Ставропольского края создает условия для перехода экономики края на инновационный путь развития.
Раздел 2. Стратегический SWOT - анализ развития
инновационной деятельности
Сильные стороны
1. Создана нормативно-правовая база, регламентирующая развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае.
2. Значительный научно-технический потенциал, особенно в сравнении с большинством регионов Северного Кавказа, высокая концентрация работников, занятых в креативных профессиях.
3. Наличие ряда высокотехнологичных производств общероссийского и мирового уровня.
4. Ставропольский край включен в перечень территорий инновационного развития Российской Федерации.
5. Ставропольский край регулярно принимает участие в российских и международных выставках, где инновационные проекты ставропольских разработчиков получают неизменно высокие экспертные оценки.
6. В Ставропольском крае созданы отдельные элементы региональной инновационной инфраструктуры.
7. Высокая емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и курортно-туристическом комплексах.
Слабые стороны
1. Низкий спрос на инновации со стороны компаний реального сектора.
2. Избыточный перекос в сторону закупки предприятиями готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
При этом результаты, достигнутые отечественным сектором исследований и разработок, в большей степени реализуются за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов Ставропольского края, и значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.
3. Низкий уровень взаимодействия между разработчиками и потребителями научно-технической продукции.
4. Низкий уровень инновационной активности организаций Ставропольского края.
5. Недостаточное количество промышленных предприятий, особенно в области глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
6. Недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.
7. Отсутствие механизма закрепления выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях Ставропольского края.
8. Не определены четкие приоритеты научно-технического развития в Ставропольском крае.
9. Процесс коммерческого использования научно - технических разработок российских производителей, как на территории Ставропольского края, так и в стране в целом имеет фрагментарный характер, не получил распространения и менеджмент их коммерческого использования.
10. Система трансфера технологий сегодня пока является слабым элементом национальной и региональной инновационной системы Ставропольского края и страны в целом. Тем самым, существует объективная необходимость принятия стратегических решений, закладывающих рост экономики Ставропольского края не на основе эксплуатации сложившихся производств, а на основе внедрения результатов интеллектуальной деятельности - трансфера технологий.
11. Уровень инновационной активности предприятий и организаций, степень новизны и объем инновационной продукции, затраты на технологические инновации на промышленных предприятиях в Ставропольском крае уступают аналогичным показателям субъектов Российской Федерации, лидирующих в инновационной сфере.
12. Проблемы развития инновационной системы в Ставропольском крае во многом определяются тем, что полученные в ВУЗах и организациях Ставропольского края научные результаты мирового уровня (в том числе и прикладные результаты) не находят применения в экономике из-за несбалансированности секторов региональной инновационной системы, а также из-за общей низкой восприимчивости современного российского предпринимательского сектора к научно-техническим инновациям.
Возможности
1. Создание региональной инновационной системы, которая станет эффективным механизмом перехода к экономике знаний и сделает Ставропольский край центром инновационной деятельности Северного Кавказа.
2. Выгодное географическое положение Ставропольского края, позволяющее:
позиционировать Ставропольский край как Северо-Кавказский межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности;
создать в Ставропольском крае Северо-Кавказский транспортный узел и развивать инновации в области транспорта;
развивать инновационные технологии в коммуникационных и информационно-телекоммуникационных отраслях и создать на территории Ставропольского края Северо-Кавказский телекоммуникационный узел;
развивать инновации в курортно-туристической сфере и в агропромышленном комплексе.
3. Инфраструктурные элементы инновационного развития, позволяющие сформировать на территории Ставропольского края инновационные научно-производственные кластеры - биотехнологий, фармацевтически, химической промышленности, агропромышленного комплекса, нанотехнологий, микроэлектроники и материалов электронной промышленности, альтернативной энергетики, отраслей креативной экономики.
4. Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового ресурса поколения людей, которые могут воспринимать инновации.
5. Возможности для внедрения инновационных разработок Ставропольского края в соседние регионы с развитым промышленным комплексом.
6. Наличие в Ставропольском крае специалистов, обладающих знаниями в области межкультурной коммуникации и иностранных языков, позволяющее выводить инновационные разработки Ставропольского края на широкую международную арену и развивать международные связи Ставропольского края.
Угрозы
1. Высокая конкуренция на рынке инвестиций со стороны регионов Российской Федерации, традиционно имеющих высокий уровень развития инновационной сферы.
2. Более высокий размер заработной платы и комфортные условия для жизни стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых молодых специалистов в другие регионы России и за рубеж.
3. Проводимая в настоящее время политика сокращения высших учебных заведений может привести к значительному сокращению научно-технического потенциала Ставропольского края и сокращению подготовки квалифицированных кадров.
4. Ликвидация ряда научно-исследовательских институтов.
5. Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности.
6. Технологическое отставание отечественного производства и конкуренция в высокотехнологичной сфере с достижениями науки и технологий в развитых зарубежных странах.
Раздел 3. Миссия, цели и задачи инновационной
деятельности в Ставропольском крае
Миссия
Достижение долгосрочной конкурентоспособности региона на основе развития Ставропольского края как центра инновационной деятельности Северо-Кавказского региона и перехода экономики Ставропольского края на инновационный путь развития.
Цели
1. Реализация крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла и направленных на создание новых высокотехнологичных производств, модернизацию и внедрение новых технологий в промышленном, агропромышленном и строительном комплексах Ставропольского края в соответствии с научно-техническими приоритетами Ставропольского края.
2. Производство в Ставропольском крае инновационной импортозамещающей продукции и экспортных товаров на основе новейших научно-технических разработок.
3. Внедрение в Ставропольском крае энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
4. Внедрение в Ставропольском крае новых наукоемких технологий в области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
5. Глубокая переработка сырья с созданием в Ставропольском крае продукции высокой добавленной стоимости на основе современных достижений науки и техники.
6. Увеличение количества малых инновационных предприятий в Ставропольском крае.
7. Увеличение притока научных кадров в Ставропольский край из других регионов.
Задачи
1. Повышение и системная интеграция инновационной активности и рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности на территории Ставропольского края.
2. Концентрация и диверсификация в Ставропольском крае субъектов инновационной деятельности.
3. Развитие и позиционирование Ставропольского края как Северо-Кавказского межрегионального центра инноваций и инновационной деятельности.
4. Укрепление и развитие в Ставропольском крае научного и научно-технического потенциала, являющегося источником притока новых инновационных разработок.
5. Интеграция образования, науки и производства, развитие процессов импортозамещения.
6. Развитие кадрового потенциала научного, образовательного и промышленного комплексов Ставропольского края.
7. Развитие программно-целевого подхода и принципов проектного управления при реализации инновационных проектов в Ставропольском крае.
8. Создание краевых инновационных "точек роста": территориальных научно-производственных кластеров в городах Ставрополе и Пятигорске и локальных научно-технических и технологических кластеров.
9. Повышение инновационной активности бизнеса с целью создания новых инновационных компаний в Ставропольском крае.
10. Внедрение в деятельность органов исполнительной власти Ставропольского края современных инновационных технологий.
11. Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок в Ставропольском крае.
12. Активизация деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по реализации инновационной политики.
13. Увеличение численности инновационных компаний в Ставропольском крае.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в раздел 4 настоящей Стратегии внесены изменения
Раздел 4. Этапы, направления и механизмы реализации Стратегии
Этапы реализации Стратегии
1-й этап: 2009 - 2015 годы. Техническое обновление отраслей традиционной экономики на базе современных технологий, подготовки и переподготовки инженерно-технических и высококвалифицированных рабочих кадров. Создание условий для развития инновационной деятельности в Ставропольском крае.
2-й этап: 2016 - 2020 годы. Эволюционный широкомасштабный переход края к экономике, основанной на знаниях.
Сценарии развития инновационной деятельности
в Ставропольском крае
Стратегические альтернативы реализации настоящей Стратегии представлены двумя сценариями.
Минимальный (пессимистический) сценарий характеризуется сохранением тенденций и ограничений 2000 - 2011 гг. Развитие научно-прикладной деятельности научных организаций края будет связано с выполнением заказов государственных органов и крупных корпораций.
Ускоренные темпы модернизации в машиностроении (на первом этапе в основном за счет импортных технологий) в среднесрочной перспективе должны обеспечить современную производственную базу для инноваций. В свою очередь, обновленная по мировым технологическим стандартам продукция промышленности станет источником повышенного спроса для региональной инновационной системы.
Разовьются процессы формирования собственных научно-исследовательских, конструкторско-технологических подразделений на крупных промышленных предприятиях края, прежде всего на тех, где сохранились квалифицированные кадры и технологическая культура. Это предприятия химической, строительной индустрии, машиностроения, приборостроения.
По отдельным направлениям высоких технологий созданные в Ставропольском крае малые предприятия займут лидирующее положение не только в России, но и за рубежом.
Максимальный (оптимистический) сценарий базируется на потенциальных возможностях края, благоприятных макроэкономических и институциональных условиях для развития традиционных производств и новых высокотехнологичных кластеров. В сценарии предусматриваются реализация приоритетных направлений создания региональной инновационной системы, а также:
1. Содействие со стороны органов исполнительной власти Ставропольского края хозяйствующим субъектам региона в организации производства и продвижения на внутренние и внешние рынки наукоемкой продукции.
2. Создание стимулов для технологического преобразования предприятий Ставропольского края, производящих продукцию и услуги, пользующиеся спросом.
3. Стимулирование предприятий края к внедрению новых технологий, снижающих экологический риск.
4. Содействие привлечению на территорию Ставропольского края крупных национальных и международных компаний и транснациональных корпораций.
5. Создание и развитие инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае.
Приоритетные направления формирования территориально-отраслевых
кластеров в Ставропольском крае
В Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, в качестве генерального направления модернизации промышленной политики предложен переход к кластерному развитию.
В рамках разработки стратегических направлений инновационного развития были проанализированы возможности и перспективы формирования сети таких высокотехнологичных кластеров с акцентом на создание сетевой организации промышленных, строительных и транспортных предприятий и организаций, научных институтов, ВУЗов, возможных управляющих структур в целях выпуска конкретной наукоемкой продукции.
Основным приоритетом реализации кластерной политики является формирование инновационных территориально-отраслевых кластеров на основе:
1. Электроэнергетики и освоения использования нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой).
2. Биомедицины, фармакологии и фармацевтики.
3. Нанотехнологий и наноиндустрии.
4. Производства и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
5. Добычи и розлива лечебной и столовой воды (розлив минеральной и родниковой воды, производство стекольной и полиэтиленовой тары).
6. Химических производств (ароматизаторы и дезодоранты).
7. Обрабатывающих производств, таких как машиностроение и металлообработка, выращивание и обработка синтетических кристаллов, кремневых пластин для солнечной энергетики, производство импортозамещающих комплектующих для автомобильной промышленности, новых изделий трубопроводной арматуры, приборостроение, мебельное производство, производство ковров и меховых изделий, сельскохозяйственное машиностроение, дубление и отделка кожи, швейное производство, производство электрооборудования.
8. Добычи и переработки минерального сырья:
добычи и обогащения кварцевых песков, производства стекольной продукции, поликремния, строительных смесей и других;
добычи нерудных материалов, производства местных строительных материалов (производство кирпича, черепицы, тонкой керамики, цементно-песчаного кирпича, пеностекла).
Указанные направления формирования кластеров отличает высокая потенциальная экономическая эффективность и по многим позициям готовность базовых предприятий начать выпуск новой наукоемкой продукции с использованием инновационных разработок. Однако, должны быть более тщательно проработаны управленческие механизмы и организационно-правовые формы создания таких кластеров.
Направления реализации Стратегии
Основные направления реализации стратегии:
Первое - создание условий для развития инновационной деятельности в Ставропольском крае.
Создание условий, обеспечивающих вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности.
Второе - формирование региональной инновационной инфраструктуры и обеспечение ее интеграции с национальной инновационной инфраструктурой.
Третье - создание системы научного и технологического прогнозирования на региональном уровне (форсайт) - на базе форсайта будут определяться научные и технологические приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики.
Четвертое - стимулирование спроса на инновации, расширение механизмов содействия субъектам инновационной деятельности Ставропольского края, реализующим инновационные проекты.
Пятое - усиление интеграции науки, образования и производства в рамках региональной инновационной системы, в том числе развития целевой подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики.
Механизм реализации Стратегии
С учетом необходимости комплексной реализации стратегических направлений развития, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, переход к "экономике знаний" предполагается осуществить с помощью построения региональной инновационной системы - системы институтов, механизмов и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни.
Создание региональной инновационной системы позволит решать в крае приоритетные социально-экономические задачи в области развития науки и формирования национальной инновационной системы.
Региональная инновационная система позволит создать благоприятную внешнюю среду и сформировать внутренние стимулы для роста социального капитала, технологической модернизации традиционных производств и развития отраслей новой экономики.
Структура инновационной системы состоит из 5-и подсистем (Приложение 3), выполняющих следующие функции:
1. Система научного и технического образования - развитие социального капитала на основе непрерывного образовательного процесса, позволяющего объединить потребности развития личности и требования рынка труда.
2. Система генерации знаний - повышение конкурентоспособности научно-образовательного комплекса региона и создание условий для его воспроизводства на основе интеграции научно-исследовательской и образовательной деятельности, использование достижений исследований научных центров, ВУЗов и научно-исследовательских институтов Ставропольского края для обеспечения уровня образования в ВУЗах Ставропольского края, соответствующего мировому уровню развития науки и технологий.
3. Система генерации технологий - стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавочной стоимости, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.
4. Система технологического перевооружения предприятий - формирование и реализация региональных программ по созданию и освоению на предприятиях Ставропольского края высокопроизводительных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий с одновременным ужесточением технических, экологических и других требований к выпускаемой продукции и оказываемым услугам.
5. Система поддержки инновационной деятельности - создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансфера технологий и коммерциализации инноваций.
Формирование эффективной инновационной системы в Ставропольском крае должно идти по пути создания и развития следующих механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности:
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения инновационной деятельности в Ставропольском крае.
2. Развитие инновационной инфраструктуры в Ставропольском крае (приложение 4):
создание и развитие ЦТТ;
создание и развитие региональной сети центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием;
Абзац шестнадцатый утратил силу
создание и развитие Фармкластера;
создание и развитие региональных парков на территории Ставропольского края;
создание регионального фонда прямых и посевных инвестиций;
абзац двадцатый утратил силу
создание инжиниринговых и консалтинговых компаний;
развитие инновационно-технологического бизнес-центра Ставропольского края;
развитие бизнес-инкубатора;
развитие фонда поддержки предпринимательства;
создание и развитие бизнес-акселератора;
развитие института венчурного финансирования;
создание и развитие научных организаций;
создание и развитие сети центров молодежного инновационного творчества.
3. Содействие малому и среднему бизнесу в реализации инновационных проектов, привлечению инвестиций в инновационных секторах экономики, продвижению инновационной продукции Ставропольского края на внешние рынки, развитию системы информационной поддержки инновационной деятельности в Ставропольском крае, в том числе:
формирование налоговых и иных льгот и преференций, направленных на поддержку инновационной деятельности в Ставропольском крае;
развитие системы стимулирования предприятий Ставропольского края к технологическому перевооружению производства с использованием новейших достижений отечественной науки и техники;
реализация мероприятий по привлечению инвестиций в инновационный сектор экономики Ставропольского края.
4. Формирование положительного имиджа Ставропольского края как территории инновационного развития, пропаганда инновационной деятельности для вовлечения максимального количества предприятий, организаций, индивидуальных разработчиков инновационных проектов:
реализация мероприятий по пропаганде и имиджевой поддержке инновационной деятельности;
реализация мероприятий, направленных на развитие постоянно-действующей выставки инновационных разработок Ставропольского края;
создание и развитие Интернет-портала об инновационной деятельности в Ставропольском крае.
5. Подготовка и переподготовка кадров для формирования кадрового потенциала инновационной и научной сферы Ставропольского края, включая:
организация подготовки и переподготовки кадров для региональной инновационной системы и инновационной сферы Ставропольского края;
организация поддержки в Ставропольском крае творческой молодежи в инновационной сфере.
6. Развитие межрегиональных отношений с другими субъектами Российской Федерации в области инновационной деятельности, развитие сотрудничества и взаимовыгодных условий с российскими, зарубежными и международными организациями инновационной и научной сфер, создание условий для привлечения в Ставропольский край иностранных инвестиций, включая:
создание региональной сети трансфера технологий;
реализация мероприятий, направленных на содействие экспорту инновационной продукции Ставропольского края.
7. Совершенствование механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности в Ставропольском крае, в том числе:
развитие института венчурного финансирования целевых научно-технических программ и инновационных проектов Ставропольского края;
организация сотрудничества Ставропольского края с ведущими российскими и зарубежными компаниями по продвижению и реализации инновационных проектов Ставропольского края, имеющих приоритетное значение для Ставропольского края;
организация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в раздел 5 настоящей Стратегии внесены изменения
Раздел 5. Приоритетные проекты в области формирования
региональной инновационной системы
ЦТТ
В качестве системообразующего институционального элемента региональной инновационной системы Ставропольского края создан ЦТТ.
Абзац второй утратил силу
Целью создания ЦТТ является приведение научных идей субъектов инновационной деятельности Ставропольского края к коммерческому успеху путем поддержки малых опытных производств и внедрения научных разработок в серийное производство.
Функции ЦТТ:
1. Формирование комплексного механизма поддержки и стимулирования развития предпринимательства в научно-технической сфере на территории Ставропольского края.
2. Коммерциализация собственных или переданных ЦТТ научно- технических разработок.
3. Формирование системы внедрения новых наукоемких технологий, организация мелкосерийного (малотоннажного) производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка, кластеризация производственных комплексов и малотоннажных производств с целью быстрого повышения конкурентоспособности и достижения рентабельности.
4. Создание условий для проявления синергетического эффекта от концентрации на территории ЦТТ кадрового, научно-технического, технологического потенциала.
5. Формирование в ЦТТ научно-производственной, инновационной инфраструктуры, благоприятной среды и условий для выпуска конкурентоспособной продукции на основе более тесных связей разработчиков инноваций и производителей с заинтересованными заказчиками, их участие в освоении и производстве наукоемкой продукции.
6. Проведение работы по формированию и стимулированию спроса на производимую в ЦТТ наукоемкую продукцию.
7. Привлечение инвестиций (в том числе иностранных) для резидентов ЦТТ, способствующих освоению высоких технологий и насыщению рынка производимой наукоемкой продукцией.
8. Предоставление инициаторам инновационных проектов услуг научных, лабораторных, технологических центров.
9. Внедрение принципов проектного управления при организации процессов инновационного обновления и инновационного развития на территории Ставропольского края.
10. Использование механизмов государственно-частного партнерства для приведения научных идей субъектов инновационной деятельности Ставропольского края к коммерческому успеху.
11. Отработка и применение современных инструментов государственного управления и государственного регулирования инновационного и инвестиционного процессов на территории Ставропольского края.
В рамках реализации указанного проекта построен и введен в эксплуатацию комплекс специальных производственных помещений ЦТТ, включающий корпус "Бизнес-инкубатор", корпус "Фармацевтика" и корпус "Микроэлектроника", общей площадью более 5000 кв. м.
Абзац семнадцатый утратил силу
Оборудование для ЦТТ приобретаться по трем основным направлениям - наноэлектроника, фармацевтика и биотехнологии.
Абзац девятнадцатый утратил силу
См. текст абзаца девятнадцатого
ЦКП
Целью деятельности ЦКП является оказание помощи малым и средним инновационным предприятиям Ставропольского края в освоении производства новой высокотехнологичной, наукоемкой продукции путем обеспечения коллективного использования высокотехнологичного оборудования, необходимого для реализации инновационных проектов.
Основной задачей ЦКП является обеспечение доступа заинтересованных организаций к использованию инфраструктуры и научному оборудованию ЦКП на коммерческой основе.
Центр кластерного развития (далее - ЦКР)
Основной целью деятельности ЦКР в инновационной промышленной системе является обеспечение и сопровождение кластерных инициатив, проектов, оказание содействия в организационном оформлении кластеров на территории Ставропольского края, а также выполнение функции организации развития кластеров на этапе их формирования.
ЦКР создан на базе некоммерческой организации "Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края".
Функции ЦКР:
1. Проведение анализа потенциала Ставропольского края в части создания и развития территориальных кластеров.
2. Разработка проектов стратегий (программ) развития территориальных кластеров.
3. Разработка и реализация инвестиционных программ и проектов развития территориальных кластеров, разработка технико-экономических обоснований проектов и программ.
4. Проведение мониторинга состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала территориальных кластеров и актуализация стратегий (программ) развития территориальных кластеров.
5. Предоставление участникам территориальных кластеров, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, услуг, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.
6. Организационное проектирование цепочек взаимодействия между участниками территориальных кластеров.
7. Разработка и продвижение брендов территориальных кластеров.
8. Разработка и реализация совместных кластерных проектов участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц.
9. Организация вебинаров, круглых столов, конференций, семинаров для участников территориальных кластеров.
10. Организация краткосрочных программ обучения сотрудников ЦКР и участников территориальных кластеров с привлечением сторонних организаций.
11. Проведение публичных обсуждений (стратегических сессий) проектов стратегий (программ) развития территориальных кластеров с участием должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления, а также представителей научных, образовательных, некоммерческих и общественных организаций.
12. Создание и ведение базы данных организаций, оказывающих услуги, связанные с выполнением ЦКР своих функций.
Региональный центр инжиниринга (далее - РЦИ)
Основной целью деятельности РЦИ является формирование проектных предложений по оптимизации существующих производств, доведения опытных образцов до коммерческой стадии, изыскательских работ по обеспечению качества выпускаемой продукции.
РЦИ создан на базе некоммерческой организации "Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края".
Функции РЦИ:
1. Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства консультационных услуг по разработке и реализации проектов модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств.
2. Предоставление инженерно-консультационных, проектно-конструкторских и расчетно-аналитических услуг, разработка технических заданий и конструкторской документации на продукт.
3. Оказание содействия по сокращению затрат и повышению производительности труда на малых и средних предприятиях, в том числе с применением технологий моделирования и мониторинга, применения современных методов, средств и технологий управления проектами.
4. Оказание содействия в подготовке технико-экономического обоснования реализации проектов модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств.
5. Проведение аналитических исследований в области определения потребностей и потенциальных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом диверсификации производства, применения передовых технологий, повышения энергоэффективности, использования альтернативных источников энергии.
6. Выявление производственных предприятий из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края и имеющих потенциал к освоению новых видов продукции и внедрению инноваций, и ведение банка данных таких предприятий.
7. Выявление инжиниринговых компаний и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги, необходимые для достижения целей деятельности РЦИ, и ведение банка данных таких компаний, организаций и индивидуальных предпринимателей.
8. Мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которым предоставлены услуги РЦИ.
9. Мониторинг и ведение банка данных инжиниринговых компаний, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, и предоставление необходимой информации для формирования (обновления) реестра малых инжиниринговых компаний.
10. Привлечение малых инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации проектов модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств.
11. Разработка инструментов и оказание содействия в продвижении малых инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства на российские и международные рынки.
12. Оказание содействия в привлечении российских малых инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства в проекты, выполняемые с участием зарубежных инжиниринговых компаний.
13. Оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках проектов по модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств.
14. Подготовка для субъектов малого и среднего предпринимательства стандартов и методических рекомендаций по применению технологий управления проектами в различных областях деятельности.
15. Проведение обучающих семинаров, тренингов, вебинаров, круглых столов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бизнес-акселератор.
Бизнес-акселератор является объектом инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства в Ставропольском крае на ранней стадии их деятельности путем предоставления площадки для реализации перспективных проектов, необходимой информационной, консультационно-экспертной и ресурсной базы, а также доступа к инвестиционным площадкам края и государственным мерам поддержки.
Цели деятельности Бизнес-акселератора:
создание благоприятных условий для реализации успешных проектов и перспективных инициатив начинающих предпринимателей, молодых специалистов и вновь созданных предприятий, а также достижения экономической и финансовой самостоятельности этих проектов;
создание дополнительных рабочих мест;
снижение налоговой нагрузки и издержек бизнеса;
развитие сегмента молодежного предпринимательства в Ставропольском крае;
усиление экономического роста региона благодаря целенаправленной поддержке начинающих предпринимателей и малого и среднего бизнеса;
создание кооперации участников Бизнес-акселератора с потенциальными клиентами;
повышение инвестиционной привлекательности региона и привлечение внешних инвестиций.
Программа Бизнес-акселератора представляет собой образовательный интенсив, с практической работой над собственными проектами под руководством привлеченных для реализации целей проекта экспертов и менторов ведущих институтов развития (ОАО "РВК", НО Фонд "Сколково", ОАО "Роснано", ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и прочие).
На базе Бизнес-акселератора будет осуществляться подготовка, создание и запуск новых, качественных и успешных бизнес-проектов в целях развития инновационного потенциала экономики Ставропольского края.
Раздел 6. Ожидаемые результаты
1. В результате решения поставленных задач в Ставропольском крае будет реализован инновационный потенциал ВУЗов, субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, что сформирует основу нового технологического уклада в экономике региона, основанного на знаниях, а также приведет к развитию человеческого капитала, повышению привлекательности Ставропольского края как места, комфортного для проживания, обучения и профессионального развития.
2. Реализация инновационного потенциала Ставропольского края в виде создания на территории Ставропольского края высокотехнологичных производств и системы взаимодействия с региональной промышленностью.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в пункт 3 раздела 6 настоящей Стратегии внесены изменения
3. Критерии и целевые показатели, определяющие необходимость, обоснованность и результативность реализации инновационной деятельности в Ставропольском крае, которые могут быть использованы для количественной оценки достигнутых результатов, это:
удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами организациями промышленности и сферы услуг Ставропольского края в 2010 году - 9 процентов, к 2020 году - 16,2 процента;
коэффициент изобретательской активности в Ставропольском крае в 2010 году - 1,22, к 2020 году - 2;
удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций в 2010 году - 7,3 процента, к 2020 году - 9,4 процента;
ежегодный прирост в крае малых инновационных предприятий, в 2010 году - 16 предприятий, к 2020 году - 30 предприятий;
доля внебюджетных средств во внутренних затратах организаций Ставропольского края на исследования и разработки в 2010 году - 60 процентов, к 2020 году - 70 процентов.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
Государственная поддержка субъектов инновационной
деятельности Ставропольского края
4 декабря 2013 г., 26 июня 2015 г., 29 марта 2016 г.
"Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности Ставропольского края"
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
Поддержка инновационных проектов Ставропольского края
"Инновационный лифт"
29 марта 2016 г.
/-------------------\ /-----------------\ /-----------------\
|- снижение | |- акселерация | |- предоставление |
|напряженности на | |бизнеса; | |государственных |
|рынке труда в | |- предоставление | |гарантий |
|Ставропольском | |микрозаймов; | |Ставропольского |
/---------------\ |крае; | |- венчурное | |края; |
| | |- инкубирование | |финансирование; | |- предоставление |
| | |бизнеса; | |- предоставление | |субсидий; |
|Допосевная | |- предоставление | |субсидий; | |- бюджетные |
|стадия | |грантов; | |- налоговые | |инвестиции |
|развития: | |- налоговые льготы | |льготы | |Ставропольского |
|- создание | | | | | |края |
|идеи; | \-------------------/ \-----------------/ \-----------------/
|- проведение | \/ \/ \/
|фундаментальных| /-------------------\ /-----------------\ /-----------------\
|исследований | |Посевная стадия | |Ранняя стадия | |Стадия расширения|
| | |развития: | |развития | |и роста: |
| | |- создание | |(стартап): | |- организация |
\---------------/ |концепции продукта;| |- проведение | |серийного |
|- предварительные | |прикладных НИОКР;| |производства |
|патентные | |- патентование; | | |
|исследования; | |- создание | | |
|- разработка | |промышленного | | |
|бизнес-плана; | |образца; | | |
|- организация | |- запуск | | |
|компании | |производства | | |
| | |опытной партии | | |
| | |продукции | | |
\-------------------/ \-----------------/ \-----------------/
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 4 декабря 2013 г. N 867/од настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
Структура инновационной системы
4 декабря 2013 г.
-------------------------------------------------------------------
| СИСТЕМА НАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: |
|- повышение квалификации и получение дополнительного образования;|
| - начальное, среднее и профессиональное образование; |
| - поддержка детско-юношеского творчества |
L------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------
| СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ: || СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ: |
|- научно-исследовательские институты;|| - отраслевые и корпоративные |
| - ВУЗы и их научные подразделения || организации научно-прикладного |
L--------------------------------------| профиля; |
|- инжиниринговые и консалтинговые|
| компании |
L----------------------------------
------------------------------- ------------------------------
| СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ | | СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО |
|ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: | | ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ:|
| - правовая поддержка; | |- предприятия и организации;|
| - финансовая поддержка; | |- федеральные и региональные|
| - организационная поддержка;| | целевые программы |
|- инфраструктурная поддержка | L-----------------------------
L------------------------------
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
Инновационная инфраструктура Ставропольского края
4 декабря 2013 г., 26 июня 2015 г., 29 марта 2016 г.
--------------------------------- ---------------------------------------
|Центр трансферта технологий | | Фонд содействия инновационному |
L-------------------------------- | развитию |
L--------------------------------------
------------------------------ ---------------------------------------
| Региональная сеть центров| | Инжиниринговые и консалтинговые |
| коллективного пользования| | компании |
L----------------------------- L--------------------------------------
------------------------------ ---------------------------------------
| Региональная сеть центров| | Инновационно-технологический |
| трансфера технологий | | бизнес-центр |
L----------------------------- L--------------------------------------
---------------------------------------
| Бизнес-инкубатор |
L--------------------------------------
------------------------------ ---------------------------------------
| Региональные индустриальные| | Фонд поддержки предпринимательства |
| парки | L--------------------------------------
L----------------------------- ---------------------------------------
----------------------------- | Бизнес-акселератор |
| Региональный фонд прямых| L--------------------------------------
| и посевных инвестиций | ---------------------------------------
L---------------------------- | Венчурный фонд |
| |
---------------------------------------
| Научные организации |
L--------------------------------------
---------------------------------------
| Центры молодежного |
| инновационного творчества |
L--------------------------------------
Приложение 5
Южный нанотехнологический центр Ставропольского края
См. текст приложения
Приложение 6
Фармацевтический кластер Ставропольского края
4 декабря 2013 г., 26 июня 2015 г.
См. текст приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 июня 2009 г. N 220/од "Об утверждении Стратегии развития инновационной сферы в Ставропольском крае до 2020 года" (в редакции приказа министерства экономического развития Ставропольского края от 28 марта 2012 г. N 76/од)"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольского края www.stavinvest.ru
Настоящий документ приводится в редакции следующих документов:
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 28 марта 2012 г. N 76/од
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 98/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 26 июня 2015 г. N 220/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 января 2014 г. N 32/1/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 4 декабря 2013 г. N 867/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа