Распоряжение Правительства Ставропольского края
от 6 июня 2014 г. N 201-рп
"О внесении изменений в План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 г. N 50-рп"
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 ноября 2016 г. N 373-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу
1. Внести изменения в План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 г. N 50-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы", изложив его в прилагаемой редакции.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Временно исполняющей обязанности Губернатора Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
План мероприятий
("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 г. N 50-рп (в редакции распоряжения Правительства Ставропольского края от 6 июня 2014 г. N 201-рп)
I. Общее описание
1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") разработан в целях:
реализации на территории Ставропольского края Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597);
модернизации и развития системы социального обслуживания населения, ее адаптации к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли, без чего невозможно полное удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми (далее - граждане) в социальных услугах, отвечающих современным требованиям;
сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников путем проведения комплекса мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда;
обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления населению Ставропольского края услуг в сфере социального обслуживания (далее - сфера социального обслуживания населения края).
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, включающей в себя законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края, и при достаточном финансировании отрасли.
Численность населения Ставропольского края (далее - население края) на 01 января 2014 года выросла по сравнению с 2013 годом на 3,8 тыс. человек и составила 2 792,6 тыс. человек. Численность населения края старше трудоспособного возраста составляет 624,7 тыс. человек или 22,4 процента от общей численности всего населения края.
Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1,0 тыс. населения) по Ставропольскому краю вырос в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 0,8 процента и составил 12,7 человека на 1,0 тыс. населения края (для сравнения в Российской Федерации - 13,3). Суммарный коэффициент рождаемости в Ставропольском крае повысился с 1,525 ребенка на одну женщину в 2012 году до 1,548 ребенка в 2013 году (в Российской Федерации - 1,707).
Ожидаемая продолжительность жизни населения края за 2013 год выросла по сравнению с 2012 годом на 0,6 года и составила 72, 75 лет (для сравнения в Российской Федерации - 70, 77 лет).
В дальнейшем по Ставропольскому краю прогнозируется рост численности лиц старше трудоспособного возраста: к 2018 году удельный вес этой категории населения составит 25,6 процента. Процесс старения населения края продолжается. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться. В связи с вышеизложенным можно прогнозировать увеличение нагрузки на систему социального обслуживания населения края.
2. Характеристика системы социального обслуживания населения в Ставропольском крае, состояния, развития и проблем, требующих решения:
2.1. В Ставропольском крае система социального обслуживания населения включает в себя государственные бюджетные и казенные учреждения социального обслуживания (далее соответственно - Система социального обслуживания населения края, учреждения социального обслуживания), которая позволяет своевременно предоставлять гражданам широкий спектр государственных социальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Система социального обслуживания населения края постоянно развивается: совершенствуются формы работы с гражданами в целях наиболее полного удовлетворения их потребностей в социальных услугах, идет постоянный поиск и внедрение инновационных технологий социальной работы, развивается сеть учреждений социального обслуживания, разрабатываются новые формы и виды социальных услуг, устанавливаются стандарты социального обслуживания, утверждаются требования к объему и качеству основных социальных услуг.
В Систему социального обслуживания населения края входят 73 учреждения социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - минсоцзащиты края), в том числе:
23 государственных бюджетных стационарных учреждения социального обслуживания населения (далее - стационарные учреждения) общей мощностью 4 244 койко-места, расположенных в 18 городах и районах Ставропольского края, предоставляющих различные социальные услуги проживающим (геронтологический центр, 11 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, 8 психоневрологических интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно-отсталых детей и центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий);
32 государственных бюджетных учреждения социального обслуживания - центры социального обслуживания населения края (далее - центры соцобслуживания), функционирующих в каждом городе и районе Ставропольского края и имеющих в своей структуре: 265 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 51 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 18 отделений и 11 комнат дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, 9 стационарных отделений постоянного (временного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 10 специальных жилых домов, 9 социально-оздоровительных отделений, 5 отделений "Хоспис на дому", 5 отделений реабилитации военнослужащих, 33 отделения срочного социального обслуживания, социальную гостиницу и торговое отделение;
17 государственных бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказывающих социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые и другие виды социальных услуг;
государственное бюджетное профессиональное образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение "Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ГБПООРУ "Ессентукский центр РИ"), в котором по 9 специальностям начального профессионального образования (с 2014 года - среднего профессионального образования) обучаются молодые инвалиды - жители Ставропольского края (70,0 процента), республик, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и других субъектов Российской Федерации (30,0 процента). ГБПООРУ "Ессентукский центр РИ" используется как база для научно-исследовательской работы по комплексной реабилитации инвалидов в Северо-Кавказском федеральном округе.
В 2012 году объем расходов на обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания составил 2 045,75 млн. рублей, в 2013 году на эти цели направлено 2 390,40 млн. рублей. Расходы на заработную плату работников учреждений социального обслуживания и начисления на нее, оплату текущих коммунальных услуг, приобретение медикаментов и продуктов питания, исполнение публичных обязательств обеспечены в полном объеме за счет средств бюджета Ставропольского края.
В связи с переходом на программно-целевой принцип формирования бюджета Ставропольского края с 2013 года минсоцзащиты края реализуется государственная программа Ставропольского края "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. N 559-п (далее - госпрограмма Ставропольского края "Социальная поддержка граждан").
Постановлением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2005 г. N 106-п "О социальном обслуживании населения в Ставропольском крае" утверждены Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными бюджетными или казенными учреждениями социального обслуживания населения Ставропольского края, и Положение о порядке и условиях предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты государственными бюджетными или казенными учреждениями социального обслуживания населения Ставропольского края.
Ежегодно населению края учреждениями социального обслуживания предоставляется около 500 видов социальных услуг. Всего в 2012 году социальные услуги предоставлены 462,3 тыс. человек, в 2013 году - 324,8 тыс. человек, из них 184,3 тыс. человек - это граждане пожилого возраста и инвалиды.
Центрами соцобслуживания постоянно расширяется спектр социальных услуг, предоставляемых населению края, в том числе на платной основе. По итогам 2013 года от предоставления платных услуг получено 147,0 млн. рублей, что на 17,5 процента больше, чем в 2012 году.
Несмотря на разнообразие видов учреждений социального обслуживания и широкий спектр предоставляемых ими услуг, в сфере социального обслуживания населения края существует ряд проблем.
Законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края, регулирующее отношения в сфере социального обслуживания населения, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения края в социальных услугах высокого качества, поскольку не содержит исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, не дает определения понятия индивидуальной оценки их нуждаемости в социальных услугах, не конкретизирует содержание самих социальных услуг. С вступлением в силу с 01 января 2015 года Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" данная ситуация должна измениться.
Кроме несовершенства нормативной правовой базы, есть и другие проблемы.
В Ставропольском крае недостаточно развита сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Указанные учреждения открыты в 14 из 34 территорий Ставропольского края (в городе Ставрополе - 4 учреждения социального обслуживания семьи и детей). Отсутствие учреждений социального обслуживания семьи и детей в остальных территориях несколько компенсируют открытые в 21 центре соцобслуживания отделения по работе с семьей и детьми, но такие отделения не обеспечены в должной мере квалифицированными кадрами и, в большинстве своем, находятся в неприспособленных для оказания таких услуг помещениях. Дефицит квалифицированных кадров, неравномерность обеспеченности и доступности получения социальных услуг отрицательно влияют на качество, безопасность и эффективность предоставляемых услуг.
Кроме того, отсутствуют учреждения социального обслуживания для реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, нет кризисного центра для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С 2003 года в Ставропольском крае складывалась устойчивая тенденция к увеличению очередности на стационарное социальное обслуживание. Эта проблема решалась путем оптимизации сети стационарных учреждений, структуры коечной мощности, развития нестационарных форм социального обслуживания населения.
Благодаря принимаемым мерам удалось преодолеть эту негативную тенденцию и добиться постепенного снижения очередности. По состоянию на 01 января 2013 года очередность полностью отсутствовала в дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и детские дома-интернаты. В психоневрологические интернаты очередность составляла в 2010 году - 210 человек, к концу 2011 года - 130 человек, к концу 2012 года - 137 человек, по состоянию на 01 января 2014 года - 167 человек. Средний период ожидания направления в психоневрологические интернаты составляет около двух лет. По состоянию на 01 апреля 2014 года очередность в психоневрологические интернаты составила всего 120 человек, однако возможности ликвидировать ее в настоящее время нет. Впервые за несколько лет в связи с проводимым капитальным ремонтом отдельных зданий домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа в 2014 году возникла текущая очередность в дома-интернаты и составила 39 человек (по состоянию на 01 апреля 2014 года).
Ликвидацию очередности в психоневрологические интернаты планируется осуществить путем реконструкции, капитального ремонта и ввода в эксплуатацию жилых корпусов стационарных учреждений "Дербетовский детский дом-интернат" в 2014 году (на 70 мест), "Круглолесский психоневрологический интернат" в 2015 году (на 20 мест), "Софиевский психоневрологический интернат" в 2016 году (на 20 мест) и "Тахтинский психоневрологический интернат" в 2017 году (на 20 мест).
Окончательным решением проблемы очередности в стационарные учреждения и увеличения обеспеченности обслуживаемых граждан площадями спальных помещений является строительство новых учреждений: дома-интерната для престарелых и инвалидов на 200 мест и психоневрологического интерната на 200 мест, что позволит увеличить мощность стационарных учреждений к 2018 году до 4 700 - 4 730 койко-мест, на осуществление строительства и оснащение оборудованием которых необходимы средства в сумме 450,0 млн. рублей.
2.2. В Системе социального обслуживания населения края наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что связано с низким уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда. Имеет место дифференциация заработной платы отдельных категорий работников (медицинский, педагогический персонал) с аналогичными категориями работников в других отраслях, что вызывает отток кадров в учреждения систем образования и здравоохранения. По состоянию на 01 января 2013 года обеспеченность учреждений социального обслуживания социальными работниками составила менее 90,0 процента, на 01 января 2014 года - 93,7 процента.
По состоянию на 01 января 2014 года штатная численность работников учреждений социального обслуживания составила 11 087 человек, в том числе социальных работников - 3 929 человек.
В медицинских организациях государственной системы здравоохранения Ставропольского края (далее - медицинские организации) по состоянию 01 января 2014 года работает 21 социальный работник (списочная численность).
Введение отраслевой системы оплаты труда с 01 января 2009 года позволило повысить заработную плату работников учреждений социального обслуживания на 67,55 процента при средней заработной плате работников в 2008 году - 5 896,0 рубля.
По итогам 2013 года средняя заработная плата по Ставропольскому краю составила 20 665,0 рубля. Средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания составила 10 688,7 рубля или 51,7 процента от уровня средней заработной платы по Ставропольскому краю, средняя заработная плата социальных работников медицинских организаций составила 12 010,0 рублей или 58,2 процента от уровня средней заработной платы по Ставропольскому краю.
Несмотря на регулярное повышение, размер средней заработной платы социальных работников остается одним из самых низких среди отраслей бюджетной сферы Ставропольского края.
В учреждениях социального обслуживания остро стоит вопрос обеспеченности медицинскими работниками. Из-за низкого размера заработной платы в учреждениях социального обслуживания врачи работают, в основном, на условиях совместительства (свыше 70,0 процента от общего числа ставок), но даже это не решает проблему дефицита кадров (более 25,0 процента ставок врачей вакантны).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 средняя заработная плата социальных работников должна повыситься в 2017 году до 100,0 процента к средней заработной плате по Ставропольскому краю.
В 2013 году заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания повысилась с 01 апреля 2013 года на 10,0 процента.
Минсоцзащиты края проведен анализ средней заработной платы работников, повышение заработной платы которых не предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, который показал, что средняя заработная плата юрисконсульта за 2013 год составила 16 614,3 рубля, бухгалтера - 19 210,7 рубля, заведующего отделением - 19 491,6 рубля. Таким образом, уровень дифференциации оплаты труда различных категорий работников учреждений социального обслуживания за 2013 год соблюден.
Кроме того, в учреждениях социального обслуживания учтена дифференциация оплаты труда основного и прочего персонала, доля расходов административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения за 2013 год составила 26,0 процента,
С целью соблюдения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений социального обслуживания, предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения социального обслуживания и соотношения (в 2017 году) средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания) приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 27 октября 2008 г. N 209 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края" утверждено примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и государственных казенных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Приказом министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 23 августа 2013 г. N 258 "О выплатах стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и государственных казенных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края" (далее - приказ минсоцзащиты края от 23 августа 2013 г. N 258) утверждены показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и их руководителей.
По состоянию на 01 января 2014 года со всеми руководителями учреждений социального обслуживания заключены дополнительные соглашения и трудовые договоры в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
В I квартале 2013 года в рамках обеспечения мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений социального обслуживания и во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" и постановления Губернатора Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 109 "О порядке представления лицами, поступающими на должности руководителей государственных учреждений Ставропольского края, и руководителями государственных учреждений Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - постановление Губернатора Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 109) минсоцзащиты края была организована и проведена кампания по оказанию содействия руководителям учреждений социального обслуживания в оформлении ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) за 2012 год. Сведения о доходах за 2012 год были представлены всеми руководителями учреждений социального обслуживания (100,0 процента от общего числа руководителей). На официальном сайте минсоцзащиты края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещено 100,0 процента от общего числа представленных сведений о доходах руководителей учреждений социального обслуживания.
2.3. Материально-техническая база 73 учреждений социального обслуживания включает 546 зданий (общая площадь 185 918 кв. м), в том числе основных зданий - 248 (141 994 кв. м). Из 484 зданий (168 599 кв. м) стационарных учреждений основных - 207 (127 241 кв. м).
По состоянию на 01 января 2013 года 33,2 процента от общего числа зданий учреждений социального обслуживания (181 здание) нуждались в ремонте и обустройстве, 4,0 процента от общего числа основных зданий стационарных учреждений (20 зданий) находились в аварийном и ветхом состоянии.
Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 50-70 годов прошлого столетия, в соответствии с действовавшими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. Необходимо решить вопрос о приведении ряда зданий и помещений учреждений социального обслуживания в соответствие с действующими строительными и санитарными нормами и правилами. Зданиями по типовым проектам располагают только 8 из 23 стационарных учреждений. В среднем обеспеченность жилой площадью на одного человека в стационарных учреждениях составляет 6,3 кв. м. В отдельных стационарных учреждениях, прежде всего, в психоневрологических интернатах, имеет место недостаток жилой площади: в среднем на одного человека приходится по 4 - 5 кв. м, в то время как в соответствии с Законом Ставропольского края "О специализированном жилищном фонде Ставропольского края" в домах системы социального обслуживания населения жилая площадь предоставляется из расчета не менее 6 кв. м на одного человека.
Минсоцзащиты края принимаются меры по решению указанных проблем. В 2013 году за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 5,0 млн. рублей и бюджета Ставропольского края в сумме 4,0 млн. рублей осуществлен ремонт отдельных ранее неэксплуатируемых зданий стационарных учреждений, что позволило размесить в них 25 человек, состоящих в очереди на стационарное обслуживание и расселить 40 человек из переполненных помещений психоневрологических интернатов.
В течение 2013 - 2015 годов на проведение работ по капитальному и текущему ремонту 30 учреждений социального обслуживания планируется направить 125 808,85 тыс. рублей, включая средства резервного фонда Президента Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проводится работа по оснащению стационарных учреждений поручнями, пандусами, приобретению в необходимом количестве подъемников для купания маломобильных граждан, проживающих в таких учреждениях, созданию условий для их досуга, проведению культурных и реабилитационных мероприятий, регулярно проводятся их диспансеризация и медицинские осмотры.
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 07 марта 2014 г. N 12-0/10/П-1077 рекомендовано с целью сокращения очереди на получение социальных услуг в учреждениях социального обслуживания и ее полной ликвидации к 2018 году, а также с целью развития сети стационарных учреждений социального обслуживания к 2018 году обеспечить соответствие количества имеющихся мест в стационарных учреждениях социального обслуживания для взрослого населения социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р.
В случае приведения количества мест в стационарных учреждениях в соответствие с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (не менее 30 мест на 10 тыс. жителей, в стационарных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов - не менее 20 мест на 10 тыс. жителей) мощность стационарных учреждений для взрослых должна составить 8 383 койко-места, для детей - 5 589, что является избыточным. По предварительным расчетам, проведенным при подготовке в 2011 году перспективной схемы размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, мощность стационарных учреждений края должна составить около 4 700 - 4 800 койко-мест.
2.4. В Ставропольском крае рынок социальных услуг развит недостаточно. Участие негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг минимально. Все 73 учреждения социального обслуживания находятся в ведении минсоцзащиты края.
С целью развития конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций, в рамках госпрограммы Ставропольского края "Социальная поддержка граждан" минсоцзащиты края совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Ставропольского края с 2013 года приступило к реализации подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию гражданского общества" госпрограммы Ставропольского края "Социальная поддержка граждан", предусматривающей осуществление мероприятий по поддержке общественно значимых программ и проектов некоммерческих организаций в области образования, культуры, социальной защиты, спорта, охраны окружающей среды путем их конкурсного отбора; по повышению эффективности деятельности первичных организаций и структурных подразделений общественных объединений ветеранов в Ставропольском крае; по социальной реабилитации лиц, попавших в наркотическую и алкогольную зависимость, из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.5. С целью проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги, и в рамках реализации проекта "Открытое правительство" приказом министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 14 июня 2013 г. N 180 "Об образовании Общественного совета при министерстве социальной защиты населения Ставропольского края" был образован Общественный совет при министерстве социальной защиты населения Ставропольского края, в состав которого вошли 15 человек, представляющих различные общественные организации Ставропольского края или имеющих опыт работы в социальной сфере.
После принятия постановления Губернатора Ставропольского края от 14 октября 2013 г. N 821 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае", которым министерство социальной защиты населения Ставропольского края было переименовано в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края с передачей ему функций упраздненного управления труда и занятости населения Ставропольского края, приказом министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 декабря 2013 г. N 539 "О внесении изменений в приказ министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 14 июня 2013 г. N 180 "Об образовании Общественного совета при министерстве социальной защиты населения Ставропольского края" были внесены изменения в наименование и состав Общественного совета при министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - Общественный совет).
Общественному совету делегированы полномочия по осуществлению общественного контроля за деятельностью минсоцзащиты края, учреждений социального обслуживания и негосударственных некоммерческих организаций, а также выдвижение и поддержка гражданских инициатив, повышение правовой культуры населения края по вопросам социальной защиты и другие.
В 2014 году Общественный совет планирует провести анкетирование респондентов - потребителей социальных услуг в 73 учреждениях социального обслуживания. Распоряжением минсоцзащиты края от 31 марта 2014 г. N 51-р "Об организации независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания" руководителям учреждений социального обслуживания поручено оказать содействие членам Общественного совета в проведении независимой оценки оказания социальных услуг, в свою очередь минсоцзащиты края должно информировать Общественный совет о реализации планов мероприятий по улучшению качества работы, подготовленных на основании результатов независимой оценки.
3. Целями "дорожной карты" являются:
3.1. Приведение нормативной правовой базы Ставропольского края в соответствие с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
3.2. Повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
3.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений.
3.4. Проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в труде и поднятие престижа профессии социального работника, реализация принципа "эффективного контракта".
3.5. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
3.6. Повышение в 2017 году размера средней заработной платы социальных работников до 100,0 процента от средней заработной платы по Ставропольскому краю.
3.7. Развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
3.8. Предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
3.9. Повышение доступности социального обслуживания населения, в том числе путем сокращения очередности на социальное обслуживание.
3.10. Обеспечение соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания).
3.11. Проведение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, в том числе с привлечением Общественного совета и попечительских советов, созданных при учреждениях социального обслуживания.
4. Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
4.1. Реализация комплексных мероприятий по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения края и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Приведение нормативной правовой базы Ставропольского края, регулирующей отношения в сфере социального обслуживания населения края, в соответствие с законодательством Российской Федерации, в том числе с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
4.3. Приведение должностных инструкций работников учреждений социального обслуживания в соответствие с профессиональными стандартами работников учреждений социального обслуживания, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в том числе с профессиональным стандартом социального работника, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник", в котором закреплены современные представления о социальном обслуживании, обеспечивающем продуктивную деятельность социальных работников.
4.4. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.
4.5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в 2017 году до 100,0 процента от уровня средней заработной платы по Ставропольскому краю, в том числе благодаря реализации принципа "эффективного контракта", предполагающего наличие стимулирующих выплат, закрепляющих возможность поощрять тех работников, чей вклад особенно значим.
Информация о показателях повышения средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания представлена в приложении к "дорожной карте".
4.6. Совершенствование действующего механизма финансирования социальных услуг, оказываемых в рамках государственных заданий, с учетом их объема и качества, в том числе на основании нормативно-подушевого финансирования социальных услуг.
4.7. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений, в которой запланированы строительство и капитальный ремонт объектов учреждений социального обслуживания, что приведет к увеличению коечной мощности стационарных учреждений к 2018 году до 4 700 - 4 730 койко-мест, что позволит ликвидировать очередность на стационарное обслуживание;
укрепления материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания и центров соцобслуживания в рамках софинансирования краевых программ, в том числе за счет субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ставропольского края;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
реализации независимой системы оценки качества предоставляемых услуг.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" в Ставропольском крае выбраны расчетные значения, представленные в таблице 1.
Таблица 1
N |
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания, в том числе: |
процентов |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
99,9 |
100,0 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа |
процентов |
96,7 |
97,5 |
98,0 |
98,5 |
99,0 |
100,0 |
|
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля |
процентов |
94,9 |
95,5 |
96,0 |
97,0 |
99,0 |
100,0 |
|
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в нестационарных учреждениях социального обслуживания (оказывающих социальные услуги, исключая услуги на дому) |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в полустационарных учреждениях социального обслуживания |
процентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому |
процентов |
98,9 |
99,0 |
99,2 |
99,5 |
99,8 |
100,0 |
|
2. |
Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания и медицинских организаций к средней заработной плате по Ставропольскому краю |
процентов |
51,7 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
100,0 |
100,0 |
3. |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности |
процентов |
- |
0,7 |
1,5 |
2,0 |
4,0 |
5,0 |
4. |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий |
процентов |
4,0 |
3,5 |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
5. |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности |
процентов |
1,8 |
2,6 |
4,4 |
6,7 |
8,8 |
10,0 |
6. |
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей, |
процентов |
13,3 |
13,2 |
13,2 |
13,2 |
13,3 |
13,3 |
в том числе обслуженных непосредственно социальными работниками |
|
1,2 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
II. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы
N |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения края | ||||
1. |
Детальный анализ положения дел в сфере социального обслуживания граждан, выявление проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания граждан |
разработка и реализация мер по повышению качества социального обслуживания граждан; разработка и направление рекомендаций учреждениям социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
представление информации в Минтруд России |
по запросу Минтруда России |
минсоцзащиты края |
||
2. |
Мониторинг структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания с целью их оптимизации: |
подготовка аналитической записки по результатам мониторинга |
по мере необходимости |
минсоцзащиты края |
выявление неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений; выявление дублирующих, избыточных функций и актуализация выполняемых функций работников; |
разработка и направление рекомендаций учреждениям социального обслуживания |
|
минсоцзащиты края |
|
оценка возможности перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций |
сокращение неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений |
|
минсоцзащиты края |
|
3. |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов бюджета Ставропольского края на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания |
подготовка и представление доклада в Минтруд России и на заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ставропольском крае, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 июня 2006 г. N 101-п "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ставропольском крае"; обеспечение комплексной безопасности учреждений социального обслуживания, экономия финансовых средств (непредвиденных расходов) на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и восстановление утраченного имущества |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
4. |
Анализ кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания, в том числе: динамика заполнения вакантных должностей и выявление причин длительного незаполнения имеющихся вакантных должностей; обучение и повышение квалификации работников; развитие наставничества в социальной сфере |
принятие мер по оптимизации штатной численности учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
5. |
Анализ качества и доступности предоставления социальных услуг населению края путем проведения опросов среди получателей социальных услуг |
представление информации в Минтруд России |
ежегодно, до 01 марта |
минсоцзащиты края |
подготовка информационно-аналитической записки с рекомендациями учреждениям социального обслуживания; |
по мере необходимости |
минсоцзащиты края |
||
достижение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг к 2018 году 95,0 процента |
IV квартал 2018 г. |
минсоцзащиты края |
||
6. |
Анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг, путем проведения: проверки расчета тарифов на услуги (работы), не относящиеся к основным видам деятельности учреждений социального обслуживания; проверки правильности планирования расходования средств, полученных в качестве платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; анализа расходования средств, полученных в качестве платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; анализа расходования средств, полученных центрами соцобслуживания за предоставление платных услуг населению края |
разработка рекомендаций учреждениям социального обслуживания |
ежегодно, до 01 апреля |
минсоцзащиты края |
7. |
Анализ выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг гражданам учреждениями социального обслуживания |
выявление существующих проблем и при необходимости принятие мер по их устранению |
ежеквартально |
минсоцзащиты края |
II. Совершенствование законодательства Ставропольского края, регулирующего отношения в сфере социального обслуживания населения края | ||||
8. |
Приведение нормативной правовой базы Ставропольского края, регулирующей отношения в сфере социального обслуживания населения края, в соответствие с законодательством Российской Федерации после внесения в него изменений, в том числе связанных с реализацией Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а именно: |
повышение доступности, качества, безопасности и эффективности социального обслуживания; внедрение новых форм и технологий предоставления социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей граждан в социальном обслуживании; регламентация порядка предоставления социальных услуг |
2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.1. |
Определение органа (органов) государственной власти Ставропольского края, уполномоченного (уполномоченных) на осуществление предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения края |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
I квартал 2014 г.* |
минсоцзащиты края |
8.2. |
Утверждение порядка расходования учреждениями социального обслуживания средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг |
подготовка приказа минсоцзащиты края |
II квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.3. |
Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
III квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.4. |
Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания населения края |
разработка проекта закона Ставропольского края и внесение его на рассмотрение в Думу Ставропольского края |
II квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.5. |
Утверждение перечня социальных услуг |
разработка проекта закона Ставропольского края и внесение его на рассмотрение в Думу Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.6. |
Установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления населению края социальных услуг бесплатно |
разработка проекта закона Ставропольского края и внесение его на рассмотрение в Думу Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.7. |
Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края в связи с реализацией полномочий Ставропольского края в сфере социального обслуживания населения края |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.8. |
Утверждение нормативов штатной численности учреждений социального обслуживания, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями |
подготовка проекта приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.9. |
Утверждение норм питания в учреждениях социального обслуживания |
подготовка проекта приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.10. |
Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет" |
подготовка приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.11. |
Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ставропольского края при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.12. |
Определение порядка предоставления сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг населению края |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.13. |
Установление обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.14. |
Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в Ставропольском крае |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.15. |
Утверждение порядка предоставления социальных услуг |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.16. |
Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании нормативно-подушевого финансирования социальных услуг |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.17. |
Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения края с указанием органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного на осуществление такого контроля |
подготовка проекта постановления Правительства Ставропольского края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.18. |
Утверждение порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг Ставропольского края и регистра получателей социальных услуг |
подготовка проекта приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.19. |
Утверждение размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин, который получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ставропольского края, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) |
подготовка проекта приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
8.20. |
Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания |
подготовка проекта приказа минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
9. |
Внедрение в Систему социального обслуживания населения края механизма государственно-частного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения края |
развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения края |
IV квартал 2015 г. |
минсоцзащиты края |
10. |
Подготовка предложений по совершенствованию статистического учета, характеризующего состояние Системы социального обслуживания населения края |
подготовка и направление предложений по совершенствованию статистического учета в Системе социального обслуживания населения края в Минтруд России |
по запросу Минтруда России |
минсоцзащиты края |
III. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | ||||
11. |
Обобщение и анализ результатов реализации: |
направление информации в Минтруд России |
по запросу Минтруда России |
минсоцзащиты края |
подпрограммы "Развитие системы социального обслуживания населения Ставропольского края" госпрограммы Ставропольского края "Социальная поддержка граждан"; |
подготовка доклада о ходе реализации указанных программ и подпрограмм на заседании Правительства Ставропольского края |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
|
краевой программы "Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 05 марта 2014 г. N 84-п "О краевой программе "Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2014 - 2018 годы" |
охват социальными услугами 100,0 процента граждан, нуждающихся в социальном обслуживании |
IV квартал 2017 г. |
минсоцзащиты края |
|
IV. Сокращение очереди на получение социальных услуг в Ставропольском крае и улучшение условий проживания в учреждениях социального обслуживания населения | ||||
12. |
Анализ схемы развития и размещения стационарных учреждений и ее корректировка с учетом потребности граждан в стационарном социальном обслуживании |
доведение мощности стационарных учреждений к 2018 году до 4 700 - 4 730 койко-мест |
постоянно |
минсоцзащиты края |
12.1. |
Открытие отделения реабилитации молодых инвалидов, страдающих психическими расстройствами, при государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения "Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 70 койко-мест |
ликвидация очередности на стационарное социальное обслуживание |
III квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
12.2. |
Проведение реконструкции, капитального ремонта и ввод в эксплуатацию жилых корпусов стационарных учреждений вместимостью 20 мест (в каждом): |
|
|
|
"Круглолесский психоневрологический интернат" |
|
IV квартал 2015 г. |
минсоцзащиты края |
|
"Софиевский психоневрологический интернат" |
|
IV квартал 2016 г. |
минсоцзащиты края |
|
"Тахтинский психоневрологический интернат" |
|
IV квартал 2017 г. |
минсоцзащиты края |
|
13. |
Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания: |
|
|
|
13.1. |
Разработка и реализация краевой программы "Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, проживающим на территории Ставропольского края" |
повышение качества и доступности предоставляемых социальных услуг |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
13.2. |
Проведение капитального ремонта в 30 учреждениях социального обслуживания |
улучшение условий проживания и обслуживания граждан в учреждениях социального обслуживания |
2014 - 2017 годы |
минсоцзащиты края |
13.3. |
Приобретение автотранспорта для мобильных бригад, предоставляющих гражданам неотложные социальные и социально-медицинские услуги |
повышение качества и доступности неотложных социальных и социально-медицинских услуг |
2014 - 2015 годы |
минсоцзащиты края |
14. |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания, и подготовка предложений в Минтруд России о внесении в них изменений, исходя из практики их применения и современных требований жизнеустройства в учреждениях социального обслуживания |
направление предложений в Минтруд России о внесении изменений в строительные, эпидемиологические и гигиенические правила и нормативы, правила комплексной безопасности, регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания |
IV квартал 2014 г.; IV квартал 2015 г. |
минсоцзащиты края, министерство здравоохранения Ставропольского края |
15. |
Обобщение и применение передового опыта работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению социальных услуг гражданам в учреждениях социального обслуживания этих субъектов |
повышение качества предоставляемых социальных услуг |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
16. |
Внедрение механизмов нормативно-подушевого финансирования в учреждениях социального обслуживания, направленных на повышение эффективного использования бюджетных средств, на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Минтрудом России, в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на предоставление стандартного набора гарантированных государством социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания |
подготовка нормативных правовых актов Правительства Ставропольского края и минсоцзащиты края |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
исключение необоснованных расходов на содержание и административно-управленческий персонал учреждений социального обслуживания; развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания; предоставление возможности выбора поставщика социальных услуг |
постоянно |
минсоцзащиты края |
||
17. |
Внедрение систем нормирования труда в учреждениях социального обслуживания на основании методических рекомендаций, утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2013 г. N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30 сентября 2013 г. N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях", в том числе: |
результаты реализации пункта 17: исключение необоснованных расходов на оплату труда; оптимизация численности работников учреждений социального обслуживания; экономия фонда заработной платы; эффективное использование потенциала социальных работников; |
|
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
17.1. |
Создание в учреждениях социального обслуживания комиссий по хронометражу рабочего времени социальных работников |
рациональное использование труда социальных работников; минимизации затрат рабочего времени; |
март 2015 г. |
|
17.2. |
Проведение хронометража рабочего времени социальных работников, оценка трудозатрат и уровня интенсивности труда |
рост производительности труда социальных работников; |
апрель, май 2015 г. |
|
17.3. |
Утверждение положения учреждения социального обслуживания о системе нормирования труда социальных работников с учетом мнения представительного органа работников учреждения социального обслуживания, в том числе путем установления систем нормирования труда в коллективном договоре |
сокращение издержек, снижение текучести кадров; уменьшение числа трудовых конфликтов |
июнь 2015 г. |
|
18. |
Применение на практике показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников" |
оценка эффективности деятельности учреждений социального обслуживания; оценка обоснованности нагрузки на социального работника и потребности населения края в получении социальных услуг; повышение качества и доступности предоставления социальных услуг; реализация приказа министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 23 августа 2013 г. N 258 "О выплатах стимулирующего характера руководителям государственных бюджетных и государственных казенных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края" |
ежемесячно |
учреждения социального обслуживания |
19. |
Изучение и применение положительного опыта деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания на базе разрабатываемых Минтрудом России рекомендаций по расширению их участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам. Развитие негосударственных организаций социального обслуживания |
повышение качества и доступности предоставления социальных услуг; развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания |
постоянно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
V. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения края на основе контроля и оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги, и учреждений социального обслуживания | ||||
20. |
Проведение независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" и методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 391а "О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания" |
учет общественно значимого мнения и интересов граждан и общественных объединений при решении вопросов в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения края; осуществление общественного контроля за деятельностью учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги; утверждение плана мероприятий по проведению независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
21. |
Обеспечение организационно-технического сопровождения деятельности Общественного совета |
предоставление помещения для заседания Общественного совета; оказание содействия в предоставлении материалов, необходимых для подготовки предложений по повышению качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги; размещение на официальном сайте минсоцзащиты края в сети "Интернет" состава Общественного совета, положения о его деятельности, протоколов заседаний и разработанных документов |
в соответствии с планом работы Общественного совета |
минсоцзащиты края, Общественный совет |
22. |
Проведение мониторинга работы учреждений социального обслуживания и организаций социальной сферы, формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и составление рейтингов качества их работы в соответствии с принятыми нормативными и методическими документами |
размещение на официальном сайте минсоцзащиты края в сети "Интернет" результатов независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги, проведенной Общественным советом, и рейтинга качества их работы |
в соответствии с планом работы Общественного совета |
минсоцзащиты края, Общественный совет |
23. |
Использование результатов оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги, данных результатов мониторинга, проведенного Общественным советом |
повышение эффективности и качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги, и ответственности их руководителей; разработка и утверждение планов по улучшению качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
постоянно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
24. |
Принятие мер по организации участия социально ориентированных некоммерческих организаций в проведении независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
повышение эффективности и качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги; развитие конкурентной среды в Системе социального обслуживания населения края |
постоянно |
минсоцзащиты края |
25. |
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
создание официальных сайтов учреждений социального обслуживания; размещение информации о деятельности учреждений социального обслуживания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.bus.gov.ru для размещения информации о государственных учреждениях |
постоянно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
26. |
Проведение информационной кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием сети "Интернет" о функционировании независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
повышение информированности потребителей услуг и общественности о проведении независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
постоянно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
27. |
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги, в Ставропольском крае |
подготовка и направление в Минтруд России отчета о реализации независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания и организаций, оказывающих социальные услуги |
ежегодно по отдельному графику |
минсоцзащиты края |
28. |
Организация работы попечительских советов в учреждениях социального обслуживания |
осуществление контроля за качеством и доступностью предоставления в учреждениях социального обслуживания социальных услуг; оценка эффективности деятельности учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
учреждения социального обслуживания |
29. |
Организация информационно-разъяснительной работы о Системе социального обслуживания населения края, видах и условиях предоставления социальных услуг, а также о реализации "дорожной карты", в том числе: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию; принятие дополнительных мер по информированию населения края о деятельности по социальному обслуживанию, включая интернет-ресурсы |
повышение информированности населения края о Системе социального обслуживания населения края и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг |
постоянно |
минсоцзащиты края |
30. |
Внедрение информационных технологий в организацию предоставления социальных услуг |
снижение трудозатрат работников, оказывающих социальные услуги; предоставление возможности доступа получателей социальных услуг к сети "Интернет", порталу государственных услуг |
постоянно |
минсоцзащиты края |
VI. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии социальных работников, совершенствование оплаты труда социальных работников | ||||
31. |
Реализация мер по повышению заработной платы социальным работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, в том числе: |
|
|
|
31.1. |
Сбор и обобщение сведений учреждений социального обслуживания о численности и средней заработной плате работников учреждений социального обслуживания |
составление информационно-аналитической записки с предложениями для прогнозируемых расчетов средств, направляемых на повышение заработной платы; |
ежеквартально |
минсоцзащиты края |
направление информации о численности и средней заработной плате работников учреждений социального обслуживания в Минтруд России |
по запросу Минтруда России |
минсоцзащиты края |
||
31.2. |
Проведение мероприятий по привлечению средств (не менее 30,0 процента) на повышение оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, за счет сокращения неэффективных расходов |
повышение оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
31.3. |
Изменение системы стимулирующих выплат, устанавливаемых с учетом показателей эффективности деятельности учреждений и работников на основании разрабатываемых Минтруда России рекомендаций |
стимулирование работников учреждений социального обслуживания к эффективному исполнению обязанностей |
при поступлении рекомендаций Минтруда России |
минсоцзащиты края |
31.4. |
Осуществление мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения края и перевода работников учреждений социального обслуживания на "эффективный контракт": |
|
|
|
31.4.1. |
Актуализация требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (должностных инструкций, регламентов), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственных (муниципальных) учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников |
повышение качества государственных (муниципальных) услуг |
ежегодно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
31.4.2. |
Принятие мер по повышению профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания |
организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников |
2014 г. |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
31.4.3. |
Практическое применение норм профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения края |
приведение нормативных документов учреждений социального обслуживания и должностных инструкций (трудовых договоров) работников в соответствие с профессиональными стандартами в сфере социального обслуживания населения края |
первое полугодие 2015 г. |
учреждения социального обслуживания |
31.4.4. |
Организация проведения аттестации работников учреждений социального обслуживания с последующим переводом на "эффективный контракт" |
разработка положения о проведении аттестации работников учреждений социального обслуживания; |
IV квартал 2014 г. |
минсоцзащиты края |
|
осуществление мероприятий по подготовке к аттестации и проведение аттестации работников учреждений социального обслуживания |
второе полугодие 2015 г. |
учреждения социального обслуживания |
|
31.5. |
Расчет потребности и представление в министерство финансов Ставропольского края в установленном порядке предложений о необходимом объеме расходов на повышение заработной платы работников учреждений социального обслуживания |
обоснования бюджетных ассигнований из бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период |
ежегодно, при формировании проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период |
минсоцзащиты края |
31.6. |
Подготовка правового акта Правительства Ставропольского края о повышении заработной платы работникам государственных учреждений Ставропольского края |
повышение заработной платы работникам учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
31.7. |
Применение типовой формы трудового договора с руководителем государственного учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" |
заключение трудовых договоров с вновь назначаемыми руководителями учреждений социального обслуживания |
постоянно |
минсоцзащиты края |
31.8. |
Применение примерной формы трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р |
заключение трудовых договоров с вновь назначаемыми работниками учреждений социального обслуживания |
постоянно |
учреждения социального обслуживания |
31.9. |
Контроль за соблюдением и обеспечением: предельного (не превышающего в 5 раз) уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений социального обслуживания; предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения социального обслуживания (не более 40,0 процента); соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания) |
сохранение дифференциации заработной платы руководителей и работников учреждений социального обслуживания; соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно- управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения социального обслуживания (не более 40,0 процента); обеспечение соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания); подготовка доклада в Минтруд России в рамках мониторинга достижения целевых показателей повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 |
постоянно |
минсоцзащиты края |
31.10. |
Мониторинг достижения целевых показателей повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 |
подготовка и представление доклада в Минтруда России и на заседание Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состав которой утвержден распоряжением Правительства Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 204-р |
два раза в год к 01 июля и к 31 декабря |
минсоцзащиты края |
31.11. |
Проведение разъяснительной работы в учреждениях социального обслуживания об этапах проведения мероприятий по повышению оплаты труда, о порядке проведения аттестации и заключении "эффективного контракта", о мероприятиях по внедрению профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения края в целях достижения максимального уточнения подходов и ключевых действий, связанных с повышением оплаты труда, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, посредством: выступления руководителей и специалистов минсоцзащиты края в трудовых коллективах учреждений социального обслуживания; организации публикаций в средствах массовой информации; проведения совещаний, в том числе селекторных; использования информационных ресурсов, в том числе официальных сайтов минсоцзащиты края и учреждений социального обслуживания; подготовки ответов на вопросы, содержащиеся в обращениях работников учреждений социального обслуживания |
повышение информированности работников учреждений социального обслуживания в вопросах изменения подходов к установлению им оплаты труда; обсуждение вопроса повышения оплаты труда на совещаниях с директорами учреждений социального обслуживания, а также в коллективах учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края, учреждения социального обслуживания |
31.12. |
Анализ опыта работы учреждений социального обслуживания по повышению оплаты труда работников |
направление информационно-аналитических материалов в учреждения социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
организация обмена опытом, в том числе при проведении совещаний с директорами учреждений социального обслуживания |
ежеквартально |
минсоцзащиты края |
||
32. |
Организация представления руководителями учреждений социального обслуживания сведений о доходах |
недопущение коррупционных правонарушений; реализация норм постановления Губернатора Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 109 "О порядке представления лицами, поступающими на должности руководителей государственных учреждений Ставропольского края, и руководителями государственных учреждений Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"; представление всеми руководителями учреждений социального обслуживания сведений о доходах |
ежегодно до 30 апреля |
минсоцзащиты края |
32.1. |
Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных руководителями учреждений социального обслуживания и гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей учреждений социального обслуживания |
реализация норм постановления Губернатора Ставропольского края от 28 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, поступающими на должности руководителей государственных учреждений Ставропольского края, и руководителями государственных учреждений Ставропольского края" |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
32.2. |
Размещение сведений о доходах руководителей учреждений социального обслуживания в сети "Интернет" на официальном сайте минсоцзащиты края |
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений социального обслуживания; недопущение коррупционных правонарушений; реализация норм постановления Губернатора Ставропольского края от 27 февраля 2013 г. N 109 "О порядке представления лицами, поступающими на должности руководителей государственных учреждений Ставропольского края, и руководителями государственных учреждений Ставропольского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" |
ежегодно до 14 мая |
минсоцзащиты края |
33. |
Организация проведения краевого конкурса "Лучший работник учреждения социального обслуживания", участие победителей краевого конкурса во Всероссийском конкурсе на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания", поощрение победителей конкурса |
повышение престижа профессии работников учреждений социального обслуживания |
ежегодно |
минсоцзащиты края |
_________________________________
* Мероприятие выполнено.
Приложение
к Плану мероприятий
("дорожная карта")
по повышению эффективности
и качества услуг в сфере
социального обслуживания
населения Ставропольского края
на 2013 - 2018 годы
Показатели
повышения средней заработной платы социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края*
N |
Наименование показателя |
Прогнозная оценка повышения заработной платы по годам |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Среднесписочная численность социальных работников (человек) |
4170,0 |
3929,0 |
3872,0 |
3781,0 |
3781,0 |
3781,0 |
3781,0 |
2. |
Средняя заработная плата по Ставропольскому краю (прогноз) (рублей) |
18446,9 |
20665,0 |
22650,0 |
24824,0 |
27108,0 |
29820,0 |
32830,0 |
3. |
Средняя заработная плата социальных работников (прогноз) (рублей) |
7493,00** |
10688,7 |
13137,0 |
17004,4 |
21415,3 |
26949,8 |
32830,0 |
4. |
Соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы по Ставропольскому краю (процентов) |
40,4 |
51,7 |
58,0 |
68,5 |
79,0 |
90,4 |
100,0 |
5. |
Норматив числа получателей услуг на одного социального работника |
7,8 |
8,4 |
8,8 |
10,2 |
10,5 |
10,8 |
11,2 |
__________________________________
* Далее - социальные работники.
** Средняя заработная плата социальных работников согласно отчетным данным за 2012 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
План мероприятий "дорожная карта" по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 гг. изложен в новой редакции.
Введены прогнозные и статистические данные по рождаемости, численности населения, продолжительности жизни и др. Так, суммарный коэффициент рождаемости повысился до 1,548 ребенка (2013 г.).
Более детально проработана характеристика системы соцобслуживания населения в регионе. Рассматривается проблема очередности в психоневрологические интернаты, которую планируется ликвидировать путем реконструкции, капремонта и ввода в эксплуатацию жилых корпусов стационарных учреждений "Дербетовский детский дом-интернат", "Круглолесский психоневрологический интернат", "Софиевский психоневрологический интернат" в и "Тахтинский психоневрологический интернат".
Расширенно целеполагание "дорожной карты". В число целей вошло приведение нормативной правовой базы Ставропольского края в соответствие с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", повышение качества и доступности соцуслуг, предоставляемых учреждениями соцобслуживания, повышение в 2017 г. размера средней заработной платы соцработников до 100,0% от средней заработной платы по краю (ранее к 2018 г.), обеспечение соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений соцобслуживания до 1:0,7 - 1:0,5, проведение независимой оценки качества предоставления соцуслуг, в том числе с привлечением Общественного совета и попечительских советов, созданных при учреждениях соцобслуживания.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 6 июня 2014 г. N 201-рп "О внесении изменений в План мероприятий ("дорожная карта") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 - 2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 г. N 50-рп"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края www.stavregion.ru
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 ноября 2016 г. N 373-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу со дня подписания названного распоряжения