Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края
от 1 апреля 2015 г. N 117/од
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края"
В соответствии с Законом Ставропольского края от 06 мая 2014 г. N 34-кз "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края", на основании письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.12.2014 N 31260-ОФ/Д26и, в целях оказания методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при организации и проведении ими процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов приказываю:
См. Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 2 декабря 2015 г. N 452/од "Об утверждении Методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования"
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - Методические рекомендации).
2. Отделу правового обеспечения разместить текст Методических рекомендаций на официальном сайте министерства экономического развития Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и довести его до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр экономического развития Ставропольского края |
Ю.Н. Косарева |
Методические рекомендации
по организации и проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края
(утв. приказом Министерства экономического развития Ставропольского края
от 1 апреля 2015 г. N 117/од)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при организации и проведении ими процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее соответственно - процедура ОРВ, экспертиза).
Частью 6 статьи 7 и частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьей 5 Закона Ставропольского края от 06 мая 2014 г. N 34-кз "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" (далее - Закон N 34-кз) предусмотрено проведение процедуры ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Положения части 6 статьи 7 и части 3 статьи 46 Федерального закона, статьи 5 Закона N 34-кз применяются в отношении:
городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации - с 01 января 2015 года;
муниципальных районов, городских округов - с 01 января 2016 года;
иных муниципальных образований - с 01 января 2017 года.
При этом в качестве апробации подходов по оценке регулирующего воздействия в городских округах, муниципальных районах и иных муниципальных образованиях возможно осуществление внедрения процедуры ОРВ и экспертизы раньше указанных сроков.
2. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить предметную область проведения ОРВ, к которой относятся проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, установив при этом, что оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих налоги, сборы и тарифы, установление которых отнесено к вопросам местного значения;
проектов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих публичным слушаниям в соответствии со статьей 28 Федерального закона.
3. При организации и проведении процедуры ОРВ и экспертизы могут применяться Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 159 (далее - Методические рекомендации N 159).
4. Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края.
5. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:
уполномоченный орган - орган местного самоуправления (структурное подразделение органа местного самоуправления, должностные лица органа местного самоуправления), ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов и на проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов - органы местного самоуправления (структурные подразделения органа местного самоуправления) или субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования Ставропольского края, осуществляющие в пределах предоставляемых полномочий функции по вопросам местного значения (далее - органы-разработчики);
размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Форма сводного отчета утверждается органом местного самоуправления.
официальный сайт - информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенный в муниципальном образовании Ставропольского края для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах;
размещение проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик и (или) уполномоченный орган организует обсуждение текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета с заинтересованными лицами, в том числе с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами идеи (концепции) предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, организуемого органом-разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ, а также текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, организуемого органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;
заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий вывод о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
6. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются органы-разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченный орган, иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.
7. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе процедуры ОРВ спорным вопросам или иные механизмы).
II. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
8. Определяемые муниципальным образованием приоритеты экономической политики, сложившаяся система органов местного самоуправления в Российской Федерации, накопленный опыт организации и проведения процедуры ОРВ, ресурсные и бюджетные ограничения определяют особенности организации процедуры ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов в различных муниципальных образованиях Ставропольского края.
9. В настоящих Методических рекомендациях предусмотрена следующая модель организации процедуры ОРВ в муниципальных образованиях:
орган-разработчик представляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган без проведения публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, а уполномоченный орган самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными лицами с использованием официального сайта, как на этапе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта, так и на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (при необходимости).
10. При организации и проведении процедуры ОРВ в муниципальных образованиях могут быть использованы модели организации процедуры ОРВ в субъектах Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2.3 Методических рекомендаций N 159.
11. Необходимость проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования при разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется нормативными правовыми актами муниципального образования.
12. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик разрабатывает соответствующий проект муниципального нормативного правового акта и формирует сводный отчет.
13. В сводном отчете органу-разработчику рекомендуется отразить следующие положения:
1) общая информация (орган-разработчик, вид и наименование акта);
2) описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование;
3) определение целей предлагаемого правового регулирования;
4) качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;
5) изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования;
6) оценка дополнительных расходов (доходов) местных бюджетов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
7) изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы).
14. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется установить требование об отражении сведений, предусмотренных пунктом 13 настоящих Методических рекомендаций, в сводном отчете, а также возможность возвращения сводного отчета и проекта муниципального нормативного правового акта на доработку в случае их отсутствия.
15. Орган-разработчик направляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган для проведения публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, а также подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
16. В целях проведения публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченный орган размещает на официальном сайте проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет, проводит публичные консультации с заинтересованными лицами.
17. К тексту проекта муниципального нормативного правового акта и сводному отчету прикладываются и размещаются на официальном сайте:
а) перечень вопросов для участников публичных консультаций;
б) иные материалы и информация по усмотрению уполномоченного органа.
18. Уполномоченному органу рекомендуется установить срок проведения публичных консультаций не менее 10 рабочих дней со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте.
Перед началом публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта уполномоченный орган указывает срок, в течение которого будет осуществляться прием замечаний и предложений от заинтересованных лиц.
19. О проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта и сводного отчета (с указанием источника опубликования) рекомендуется извещать следующие органы и организации:
органы и организации, действующие на территории муниципального образования, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае;
иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие у органа-разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
20. Уполномоченный орган обрабатывает все замечания и предложения, поступившие в ходе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, в установленный срок. По результатам рассмотрения уполномоченный орган составляет сводку предложений.
21. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка замечаний и предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, должна размещаться на официальном сайте. Рекомендуется установить данный срок не менее 15 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
III. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
22. Заключение об оценке регулирующего воздействия содержит выводы об обоснованности выбора органом-разработчиком варианта правового регулирования и о наличии либо отсутствии положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
23. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить срок, в течение которого уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия. Рекомендуется установить данный срок не более 5 рабочих дней.
24. Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
25. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
26. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно рассмотрения возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
27. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;
определение целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и местного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования.
28. Заключение об оценке регулирующего воздействия структурно может включать в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется указывать наименования проекта муниципального нормативного правового акта и органа-разработчика, приводить краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется представить основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы органа-разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия рекомендуется излагать позицию уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования и соблюдения органом-разработчиком установленного порядка проведения процедуры ОРВ в муниципальном образовании с учетом положений пунктов 23 - 28 настоящих Методических рекомендаций.
В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, обобщение и оценка результатов публичных консультаций, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта.
Итоговым выводом заключения об оценке регулирующего воздействия являются выводы о достаточности или недостаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого органом-разработчиком варианта предлагаемого правового регулирования, а также о наличии (отсутствии) в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и местных бюджетов.
29. В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта муниципального нормативного правового акта, они также включаются в заключение об оценке регулирующего воздействия.
30. Заключение об оценке регулирующего воздействия подлежит размещению уполномоченным органом на официальном сайте.
31. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется установить срок, в течение которого уполномоченный орган размещает заключение об оценке регулирующего воздействия на официальном сайте. Рекомендуется установить данный срок не более чем 3 рабочих дня со дня подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
IV. Организация и проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
32. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится уполномоченным органом в отношении действующих муниципальных нормативных правовых актов в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
33. Экспертиза проводится в отношении муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности.
34. Экспертизу рекомендуется проводить на основании утверждаемого уполномоченным органом плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - план). В план включаются муниципальные нормативные правовые акты, в отношении которых имеются сведения, указывающие, что положения муниципального нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
35. Данные сведения могут быть получены уполномоченным органом самостоятельно в связи с осуществлением функций по вопросам местного значения и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от:
а) органов государственной власти Ставропольского края;
б) органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;
в) субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ассоциаций и союзов, представляющих их интересы;
г) иных лиц.
36. План рекомендуется утверждать на год и размещать на официальном сайте.
37. В муниципальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить сроки проведения экспертизы, составляющие не более двух месяцев.
38. Срок проведения экспертизы при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
39. В ходе экспертизы проводятся публичные консультации, исследование муниципального нормативного правового акта на предмет наличия положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, и составляется мотивированное заключение об экспертизе.
40. Срок проведения публичных консультаций рекомендуется устанавливать не менее 15 рабочих дней со дня начала проведения экспертизы.
41. По результатам экспертизы уполномоченным органом составляется заключение об экспертизе, которое размещается на официальном сайте.
42. В муниципальном нормативном правовом акте, регламентирующем порядок проведения экспертизы, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключении об экспертизе (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе экспертизы спорным вопросам или иные механизмы).
43. По результатам экспертизы уполномоченный орган в случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, вносит в орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, принявший муниципальный нормативный правовой акт, предложение об отмене или изменении муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 1 апреля 2015 г. N 117/од "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития Ставропольского края (www.stavinvest.ru)
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 20 февраля 2023 г. N 86/ОД настоящий документ признан утратившим силу с 20 февраля 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 18 августа 2022 г. N 255/од
Изменения вступают в силу с 18 августа 2022 г.