03 сентября 2015 года в избирательную комиссию Ставропольского края из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила жалоба члена территориальной избирательной комиссии Минераловодского района с правом совещательного голоса Алимовой Светланы Николаевны (далее - Заявитель, ТИК, жалоба) на бездействие председателя ТИК, не предоставившего для ознакомления Заявителю документы кандидатов по выборам депутатов представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, назначенных на 27 сентября 2315 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "2315 года" следует читать: "2015 года"
Считает, что действия председателя ТИК являются прямым нарушением прав Заявителя, как члена ТИК с правом совещательного голоса, которые оговорены пунктом 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В своей жалобе Заявитель указала следующее.
24 августа 2015 года Заявителем в ТИК были направлены заявления с просьбой 25 августа 2015 года выдать для ознакомления справки Сбербанка России, отражающие движения денежных средств по специальным избирательным счетам, всех избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу и выдать заверенные копии следующих документов, поступивших в ТИК для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва:
выписки из протокола XXIII Конференции Минераловодского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29.07.2015 г.;
Решения N 2 XXIII Конференции Минераловодского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29.07.2015 г.;
Решения N 1 Президиума Регионального политического совета Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 28.07.2015 г. с Приложением N 2;
Решения N 3 Президиума Регионального политического совета Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 26.01.2015 г.
Также 25 августа 2015 года Заявитель обратилась в ТИК с просьбой выдать заверенные копии постановлений ТИК о регистрации списков кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых следующими избирательными объединениями:
"Минераловодское местное отделение Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия";
"Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России";
"Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Ставропольском крае";
"Региональное отделение Политической партии "Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик" в Ставропольском крае".
28 августа 2015 года Заявителем в ТИК было направлено заявление с просьбой дать в письменном виде ответы о результатах рассмотрения вышеуказанных заявлений, поступивших в ТИК.
Председатель ТИК направил письменные пояснения по жалобе, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, пояснил следующее.
28 августа 2015 года Алимовой С.Н. ТИК дан ответ о том, что согласно части 7 статьи 20 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия до дня голосования периодически направляют в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Данные о движении денежных средств по специальным избирательным счетам всех кандидатов и избирательных объединений официально опубликованы в газете "Минеральные Воды" от 26.08.2015 года N 34(641). Одновременно было сообщено, что согласно части 3 статьи 19 ФЗ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", при запросе информации о деятельности государственных органов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
По поводу выдачи Заявителю заверенных копий документов, представленных избирательным объединением "Единая Россия", ТИК 27 августа дан ответ о том, что с указанными документами Заявитель была ознакомлена. Предоставление заверенных копий документов, содержащих конфиденциальную информацию и персональные данные граждан, не предусмотрено действующим законодательством.
ТИК считает, что согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При этом, в соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласия субъектов персональных данных на распространение персональных данных, содержащихся в указанных Заявителем документах, в ТИК не направлялось, следовательно, по мнению ТИК, Заявитель не может получить копии документов.
Что касается выдачи Заявителю заверенных копий постановлений ТИК о регистрации списков кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых избирательными объединениями, председатель ТИК считает, что согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", при запросе информации о деятельности государственных органов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, поэтому Заявитель могла получить указанные постановления на официальном сайте Минераловодского муниципального района в сети интернет по адресу http://www.min-vodi.ru/home/4546.html.
Изучив материалы и документы, представленные в избирательную комиссию Ставропольского края, избирательная комиссия Ставропольского края установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о персональных данных к персональным данным относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статьей 7 этого же Закона о персональных данных на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность по обеспечению конфиденциальности персональных данных, их распространение без согласия субъекта персональных данных не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон N 67-ФЗ, определяя основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, установил особый правовой режим предоставления избирательной документации.
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями) непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенной к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Таким образом, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе получать копии с избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом, либо требовать заверения указанных копий, а также не вправе делать какие-либо выписки (записи) из указанных документов.
Понятие конфиденциальности информации определяется Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", устанавливающим, что конфиденциальность - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, в соответствии с которым к сведениям конфиденциального характера в отношении физических лиц, в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные, которыми в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" являются: сведения о фамилии, имени отчестве, дате рождения, адресе места жительства, о номере, о дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и об органе, выдавшем указанный документ или иной документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах индивидуальных предпринимателей), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, руководствуясь пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через средства массовой информации (далее - СМИ) в объеме и в сроки, которые установлены законом. При этом не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
Таким образом, доводы ТИК о разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, не основаны на законе.
Документы, копии которых просила Заявитель, не содержа сведений конфиденциального характера, и действия ТИК по не выдаче копий члену ТИК с правом совещательного голоса не основано на нормах избирательного законодательства, т.е. неправомерны.
Что касается невыдачи заверенных копий постановлений ТИК, то, учитывая, что в соответствии с пунктом 25 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными пунктом 23 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия, он вправе запросить копии постановлений и требовать заверения указанных копий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия Ставропольского края постановила:
1. Жалобу С.А. Алимовой удовлетворить. Бездействие территориальной избирательной комиссии Минераловодского района признать незаконным.
2. Обязать территориальную избирательную комиссию Минераловодского района принять решение по существу в соответствии с законодательством и незамедлительно выдать С.А. Алимовой документы, указанные в жалобе.
3. Предупредить территориальную избирательную комиссию Минераловодского района об ответственности, предусмотренной пунктом "б" пункта 1 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае неисполнения настоящего постановления.
4. Указать территориальной избирательной комиссии Минераловодского района на необходимость повышения качества работы.
5. Направить настоящее постановление Алимовой С.Н. и в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района.
6. Разместить настоящее постановление на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель |
Е.В. Демьянов |
Секретарь |
О.А. Мальцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Ставропольского края от 4 сентября 2015 г. N 172/1621-5 "О жалобе Алимовой С.Н."
Текст постановления опубликован на сайте Избирательной комиссии Ставропольского края (www.stavizbirkom.ru)