Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Ставропольского края
на 2016 год и на период до 2018 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Ставропольского края на 2016 год и на период до 2018 года
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2016 год и на период до 2018 года (далее - Прогноз) разработан с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 23 апреля 2015 г., основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, стратегий развития отраслей, курируемых соответствующими органами исполнительной власти Ставропольского края.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2014 год и январь - май 2015 года, а также прогнозные данные органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Разработка Прогноза осуществлялась в соответствии с ежегодным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 14 мая 2015 года, и методическими рекомендациями по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогноз разработан в двух основных вариантах: вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (умеренно-оптимистический). Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития и перспективами структурного и бюджетного маневра. Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение текущих тенденций социально-экономического развития Ставропольского края и исключает возможные негативные последствия ухудшения внешней и внутренней социально-экономической и политической конъюнктуры Ставропольского края.
Вариант 2 (умеренно-оптимистический) предполагает ускоренное социально-экономическое развитие Ставропольского края за счет расширения процесса воспроизводства, минимизации издержек, роста предпринимательской активности и эффективности федеральных, региональных и муниципальных мер поддержки бизнеса, влияющих на повышение амплитуды тренда.
Значения целевых показателей Прогноза отражают устойчивые темпы роста в реальном секторе экономики и повышение жизненного уровня населения Ставропольского края. Предполагается рост объемов валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, ввода жилья, оборота розничной торговли. Продолжится увеличение заработной платы и денежных доходов населения.
Анализ консервативного варианта Прогноза в плановом периоде 2016 - 2018 годов показывает ежегодные умеренные темпы роста валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП края) в диапазоне 103,0 - 103,3 процента. Вероятное ускорение темпов роста по сравнению с 2015 годом непосредственно связано с положительным влиянием стадии подъема экономического цикла, сопряженного с улучшением инвестиционного климата, стабилизацией макроэкономической конъюнктуры и активизацией деятельности предприятий и организаций Ставропольского края. Индекс-дефлятор объема ВРП края по оценке на 2015 год составит 109,8 процента, а к 2018 году в динамике сократится до 105,6 процента (2016 год - 106,7 процента, 2017 год - 106,1 процента) или на 4,2 процентных пункта.
Выпуск товаров и услуг за 2016 - 2018 годы увеличится с 1083,5 до 1394,7 млрд. рублей или на 28,7 процента, удельный вес добавленной стоимости ожидается на уровне 54 процента.
Прогноз в сфере сельского хозяйства разработан с учетом целевых индикаторов, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", стратегии развития сельского хозяйства в Ставропольском крае, а также с учетом реализации в Ставропольском крае инвестиционных проектов.
В 2016 году при сохранившихся темпах поступления инвестиций и государственной поддержки ожидается произвести продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах 178,3 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит к уровню 2015 года 102,8 процента, в 2017 и 2018 годах - 191,7 млрд. рублей или 103,0 процента и 205,6 млрд. рублей или 103,2 процента соответственно.
Указанные прогнозные значения показателей повысят уровень конкурентоспособности экономики Ставропольского края, усилят стратегические позиции Ставропольского края в аграрном и промышленном комплексах Российской Федерации.
Выполнению стратегических целей по обеспечению роста инвестиционной привлекательности Ставропольского края, формированию эффективной инвестиционной инфраструктуры, определенных Инвестиционной стратегией Ставропольского края до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. N 389-рп, будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов, которые направлены на производство импортозамещающей продукции и привлечение инвесторов для выпуска продукции на территории Ставропольского края.
Модель инвестиционного развития экономики Ставропольского края на период 2016 - 2018 годов предполагает сохранение умеренных значений индекса физического объема инвестиций в основной капитал в пределах 103,5 - 104,0 процента в условиях повышенного инфляционного роста и консервативной инвестиционной политики частных компаний.
Доходы консолидированного бюджета Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет) в 2016 году прогнозируются на уровне 90,5 млрд. рублей, дефицит консолидированного бюджета сложится в сумме 5,1 млрд. рублей. В 2018 году доходы консолидированного бюджета планируются в размере 102,6 млрд. рублей при профиците консолидированного бюджета 2,7 млрд. рублей.
В связи с сокращением затрат на общие расходы, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и физическую культуру и спорт расходы бюджета Ставропольского края в плановом периоде сократятся с 108,6 до 101,1 млрд. рублей, несмотря на индексацию расходов и реализацию социальной политики.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в целом по Ставропольскому краю за 2016 - 2018 годы увеличится на 22,9 процента и составит 28865,21 рубля.
Прогноз величины прожиточного минимума в среднем на душу населения Ставропольского края рассчитан в соответствии с Законом Ставропольского края от 16 апреля 2013 г. N 33-кз "О потребительской корзине в Ставропольском крае". Кроме того, в Прогнозе учтено увеличение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 5,0 процента в связи с введением в 2018 году новой потребительской корзины, которая в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. В результате величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2018 году составит 11372,00 рубля с ростом к 2014 году на 63,5 процента.
Достижения запланированных результатов в среднесрочной перспективе направлены на преодоление бедности, качественные изменения в уровне материального обеспечения на основе роста производительности труда и качества рабочей силы.
Прогнозные показатели демографического развития Ставропольского края подготовлены, опираясь на прогнозные расчеты Федеральной службы государственной статистики в целом по Российской Федерации и по Ставропольскому краю в частности. В Ставропольском крае к 2018 году прогнозируется рост среднегодовой численности населения, общего коэффициента рождаемости, снижение общего коэффициента смертности населения и увеличение продолжительности жизни при рождении до 75,4 лет, что в полной мере способствует выполнению стратегической цели социально-экономического развития по улучшению демографической ситуации путем повышения рождаемости и укрепления института семьи, роста продолжительности жизни, оптимизации миграционных процессов.
В 2018 году прогнозируется рост численности экономически активного населения на 28,0 тыс. человек по сравнению с 2014 годом. В 2018 году численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составит 73,5 тыс. человек или 5,2 процента экономически активного населения. В связи со стабильной ситуацией на рынке труда Ставропольского края уровень зарегистрированной безработицы на конец года будет сдерживаться и составит 1,3 процента к концу 2018 года.
Принимая во внимание тенденцию увеличения туристского потока в Ставропольский край за последние несколько лет, прогнозируется дальнейший рост численности туристов, прибывших в Ставропольский край, до 1,4 млн. человек, в том числе иностранных граждан. Планируемый результат отражает благоприятные возможности для выполнения стратегической цели по созданию ведущего в России лечебно-оздоровительного и туристско-рекреационного комплекса на базе региона Кавказские Минеральные Воды,
Вследствие активного развития базовых видов экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, промышленное производство, перерабатывающая промышленность и развитие инфраструктуры, планируется выполнение поставленных стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края, определенных Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, стратегий развития отраслей, курируемых соответствующими органами исполнительной власти Ставропольского края, стратегий развития муниципальных образований Ставропольского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.