1. Утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы (далее - Концепция).
2. Поручить министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, министерством экономического развития Ставропольского края, управлением по информационной политике аппарата Правительства Ставропольского края в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Ставропольского края проект плана мероприятий по реализации Концепции.
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 84-рп "О Плане мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 20 января 2016 г. N 22-р"
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края руководствоваться Концепцией при разработке и осуществлении мероприятий по регулированию рынка труда и развитию кадрового потенциала муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кувалдину И.В. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра экономического развития Ставропольского края Мургу А.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Владимиров |
Концепция
кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы
(утв. распоряжением Губернатора Ставропольского края
от 20 января 2016 г. N 22-р)
I. Общие положения
Кадровая политика в Ставропольском крае (далее - кадровая политика) на 2016 - 2018 годы направлена на создание в Ставропольском крае (далее - край) условий для формирования и развития конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего оптимальный баланс количественного и качественного состава трудовых ресурсов.
Формирование и развитие кадровой политики осуществляются в экономической и социальной сферах, сфере государственного и муниципального управления.
Настоящая Концепция разработана на основании указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации) и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития края).
В рамках реализации Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 285-р (далее - Концепция кадровой политики на 2012 - 2015 годы), и Плана мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. N 285-р, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 11 октября 2012 г. N 437-рп (далее - План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики на 2012 - 2015 годы), удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда края, осуществить мероприятия по повышению конкурентоспособности работников организаций.
Развитие в крае системы социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений позволило реализовать мероприятия по обеспечению государственных гарантий в области занятости населения края, повышению качества рабочих мест, совершенствованию системы оплаты труда, внедрению новых форм и методов управления персоналом, а также оптимизировать привлечение иностранных работников на рынок труда края.
Реализация Концепции кадровой политики на 2012 - 2015 годы способствовала развитию эффективной системы формирования трудовых ресурсов, рационального их использования и управления ими, обеспечивающей оптимальный баланс количественного и качественного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями на рынке труда края, а также развитию высококвалифицированного кадрового потенциала в крае.
Принятие настоящей Концепции обусловлено необходимостью совершенствования правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих комплексное развитие трудовых ресурсов с учетом процессов технологической модернизации производства, социально-экономического развития края, динамики рынка труда края и демографической ситуации в крае.
II. Цель, задачи и принципы кадровой политики
Целью кадровой политики является создание условий для формирования механизмов, обеспечивающих социальную и экономическую сферу края квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
Достижение цели кадровой политики должно обеспечиваться посредством решения следующих ее задач:
совершенствование нормативной правовой базы края в области управления трудовыми ресурсами, содействия занятости населения и социально-трудовых отношений, государственной гражданской службы Ставропольского края и муниципальной службы в Ставропольском крае (далее соответственно - гражданская служба, муниципальная служба);
совершенствование системы мониторинга развития кадрового потенциала и прогнозирования ситуации на рынке труда края;
формирование заказа на подготовку кадров в образовательных организациях профессионального образования края органами исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края);
развитие образовательного комплекса как важнейшего элемента экономики края, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных работников на рынке труда края;
содействие постоянному поддержанию квалификации кадров путем систематического получения ими дополнительного профессионального образования;
развитие механизмов взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края, бизнеса и органов местного самоуправления края в области кадрового обеспечения экономики края и создания благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения;
повышение престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования, популяризация востребованных рабочих профессий технических направлений подготовки и перспективных специальностей;
привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности, где наблюдается дефицит кадров по отдельным специальностям и профессиям;
формирование системы непрерывного профессионального образования и развития карьеры;
создание условий для взаимодействия работодателей края и образовательных организаций края;
содействие совершенствованию системы кадровой работы в организациях, направленной на наиболее полное удовлетворение их потребности в квалифицированных кадрах;
обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, развитие системы отраслевых тарифных соглашений, расширение социальных функций коллективных договоров;
формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных;
обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
формирование кадрового резерва;
обновление и ротация кадров;
создание и развитие эффективной системы информирования граждан по вопросам развития кадрового потенциала края.
Достижение цели и выполнение задач кадровой политики должно основываться на следующих основных принципах:
законность;
учет социально-экономических условий развития края;
учет всех факторов, влияющих на состояние рынка труда края;
системность, обеспечивающая единство целей, принципов, форм, методов и технологий работы с кадрами;
открытость;
комплексность - учет всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние рынка трудовых ресурсов, дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных отраслей экономики края, муниципальных районов и городских округов края;
перспективность, обеспечивающая опережающий и упреждающий характер кадровой политики;
духовность, гуманизм, направленность на защиту конституционных прав и свобод человека, достижение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов, уважение личности человека;
стимулирование развития инициативы работника, его способностей и профессиональных навыков;
систематическое обновление кадров и преемственность руководства; многоуровневый характер, плановость;
научность, реалистичность, максимальная ориентация на потребности общества в кадрах и реальные возможности их удовлетворения;
демократичность и социальная справедливость, гибкость в решении возникающих кадровых проблем.
III. Состояние рынка труда края и образовательных услуг, анализ использования и развития трудовых ресурсов
Устойчивое развитие экономики края в течение 2014 года позволило повысить уровень жизни населения края, снизить численность безработных в крае и обеспечить более эффективное использование в крае трудовых ресурсов.
В 2014 году численность трудовых ресурсов в крае сократилась по сравнению с 2013 годом на 0,9 процента и составила 1695,3 тыс. человек.
На формирование численности трудовых ресурсов в крае оказывает влияние складывающаяся в крае демографическая ситуация. Численность населения края по состоянию на 01 января 2015 года составила 2799,6 тыс. человек и увеличилась за 2015 год на 5,1 тыс. человек, как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста населения края.
Вместе с тем при росте общей численности населения края продолжается процесс сокращения в крае численности населения края трудоспособного возраста. Численность населения края трудоспособного возраста за 2014 год составила 1597,1 тыс. человек, что на 1,6 тыс. человек (на 0,1 процента) меньше соответствующего показателя 2013 года.
В крае наблюдается неблагоприятная демографическая тенденция, обусловленная старением населения трудоспособного возраста. Доля населения края старше трудоспособного возраста в общей численности населения края увеличилась с 21,5 процента в 2011 году до 23,4 процента в 2014 году. Согласно прогнозной оценке в 2018 году в крае доля населения края старше трудоспособного возраста составит 25,2 процента.
Невозможность заполнения рабочих мест только за счет собственных трудовых ресурсов, в том числе из-за профессионального несоответствия структуры безработных граждан имеющимся вакансиям, побуждает работодателей края привлекать для работы иностранных граждан.
Только за счет иностранных работников численность трудовых ресурсов в крае за 2014 год увеличилась на 0,6 тыс. человек. Это свидетельствует, прежде всего, о социально-экономической привлекательности края. В основном иностранные работники были заняты в строительстве (около 60,0 процента) и сельском хозяйстве (20,0 процента).
Ситуация на рынке труда края в 2014 году имела положительные тенденции. Численность занятых в экономике края по сравнению с 2013 годом увеличилась на 15,5 тыс. человек (на 1,2 процента) и составила 299,0 тыс. человек.
Численность экономически активного населения края (по данным выборочного обследования населения края по проблемам занятости, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю) в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 12,3 тыс. человек (на 0,9 процента) и составила 1372,1 тыс. человек. Удельный вес численности экономически активного населения края к общей численности постоянного населения края вырос с 48,7 процента в 2013 году до 49,0 процента в 2014 году. В структуре экономически активного населения края 94,7 процента от численности экономически активного населения края квалифицировались как занятые в экономике края и 5,3 процента от численности экономически активного населения края относились к безработным гражданам (то есть не имели работы или не занимались иной трудовой деятельностью, приносящей доход, искали работу и были готовы к ней). По состоянию на 01 января 2015 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения края, снизилась на 1,3 тыс. человек (на 7,7 процента) по сравнению с 2013 годом и составила 15,5 тыс. человек.
Уровень занятости населения края вырос с 60,4 процента в 2013 году до 61,5 процента в 2014 году, что выше, чем в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу (59,0 процента), но ниже, чем в среднем по Российской Федерации (65,4 процента).
Одной из основных тенденций развития рынка труда края является увеличение количества занятых в частном секторе экономики края и снижение количества занятых в организациях с государственной и муниципальной формами собственности.
Доля занятых в частном секторе экономики края в 2014 году составила 69,6 процента и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 0,4 процента.
В частном секторе экономики края трудились 862,9 тыс. человек, что на 0,5 процента больше, чем в 2013 году.
Основная доля занятых в частном секторе экономики края приходится на такие виды экономической деятельности как: рыбоводство - 98,9 процента; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий - 97,3 процента; гостиницы и рестораны - 97,3 процента; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 95,3 процента; строительство - 90,4 процента; обрабатывающие производства - 89,6 процента; транспорт и связь - 72,1 процента от численности занятых в указанных видах экономической деятельности.
Численность занятых в организациях с государственной и муниципальной формами собственности в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 6,1 тыс. человек (на 2,1 процента) и составила 288,8 тыс. человек.
Организации с государственной и муниципальной формами собственности осуществляют следующие виды экономической деятельности: государственное управление и обеспечение общественной и военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития края, государственных программ Ставропольского края и инвестиционных проектов, реализуемых на территории края, особую актуальность приобретает разработка прогноза потребности экономики края в кадрах.
В рамках реализации Концепции кадровой политики на 2012 - 2015 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции кадровой политики на 2012 - 2015 годы министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с органами местного самоуправления края с 2008 года ежегодно разрабатывался прогноз потребности в кадрах на среднесрочную перспективу, а начиная с 2014 года - на долгосрочную перспективу.
По данным проведенного исследования прогноз потребности в кадрах в 2015 - 2021 годах составляет от 125,0 до 132,0 тыс. человек.
Прогноз потребности в кадрах в обследованных организациях на 2015 год по основным видам экономической деятельности свидетельствует о том, что наибольшую потребность в кадрах испытывают расположенные на территории края организации здравоохранения - 20,2 процента, организации обрабатывающих производств - более 19,0 процента, организации сельского хозяйства - около 14,0 процента, образовательные организации - более 12,0 процента, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды - около 10,0 процента, организации транспорта и связи - 6,2 процента, организации оптовой и розничной торговли - более 6,0 процента, организации строительства - 5,2 процента.
Прогноз потребности в кадрах в 2015 - 2021 годах показывает снижение потребности в кадрах в сельском хозяйстве и образовании на 24,0 процента, обрабатывающих производствах - на 20,0 процента, строительстве - на 15,0 процента. В таких отраслях как производство электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, здравоохранение работодатели края наоборот заявляют об увеличении потребности в кадрах от 8,0 процента до 19,0 процента.
В муниципальных образованиях края ожидается увеличение числа граждан, занятых в экономике края, причем наиболее высокими темпами это ожидается в городах Невинномысске, Ставрополе, в городах-курортах Кисловодске, Пятигорске и Ипатовском, Изобильненском, Петровском, Кировском, Советском и Буденновском районах.
В перечне профессий рабочих и специалистов для обследования прогноза потребности в кадрах 56,0 процента составляют профессии квалифицированных рабочих, 19,0 процента - специалисты со средним профессиональным образованием и 25,0 процента - с высшим образованием.
Результаты обследования прогноза потребности в кадрах показали, что наибольшим спросом у работодателей края по-прежнему пользуются профессии квалифицированных рабочих. В 2015 - 2021 годах в общей прогнозируемой потребности в кадрах рабочие профессии составят от 64,0 процента до 65,0 процента, а удельный вес квалифицированных рабочих достигнет уровня 71,0 процента.
В структуре прогноза потребности в кадрах в 2015 - 2021 годах спрос на специалистов со средним профессиональным образованием и высшим образованием будет составлять от 34,0 процента до 35,0 процента.
Из общей численности экономически неактивного населения края:
55,4 процента выразили желание работать в сельской местности, 44,6 процента - в городах;
40,0 процента отчаялись найти работу, в том числе в сельской местности - 68,8 процента, в городах - 31,2 процента.
Это свидетельствует о достаточно большой группе экономически неактивного населения края, которая в ближайшее время будет оказывать значительное влияние на ситуацию на рынке труда края.
В настоящее время система профессионального образования края включает 134 профессиональные образовательные организации и организации высшего образования всех уровней и форм собственности, включая филиалы, с общей численностью обучающихся более 141,0 тыс. человек, в том числе:
62 образовательные организации высшего образования с общей численностью обучающихся 96,0 тыс. человек (из них: 6 государственных образовательных организаций и их 31 филиал, 14 негосударственных организаций, 11 филиалов негосударственных образовательных организаций высшего образования);
72 профессиональные образовательные организации, из которых: 48 государственных - находящихся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти края, 24 - негосударственных образовательных организаций. Общая численность обучающихся в них 45,0 тыс. человек.
В ведомственном подчинении министерства образования и молодежной политики Ставропольского края (далее - минобразования края) находится 38 образовательных организаций профессионального образования, в том числе:
2 образовательные организации высшего образования с общей численностью обучающихся 10,7 тыс. человек;
36 профессиональных образовательных организаций с общей численностью обучающихся 34,2 тыс. человек, из них: 9,0 тыс. студентов обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); 25.0 тыс. студентов - по программам подготовки специалистов среднего звена.
Основными отраслями, для которых осуществляется подготовка в крае рабочих кадров и специалистов среднего звена, являются: строительство, образование, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, связь.
Ежегодно в государственных профессиональных образовательных организациях края выпускается около 9,0 тыс. специалистов, из которых более половины (53,0 процента) трудоустраиваются.
Основной проблемой на рынке труда края является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по квалификационной и территориальной структуре. Причем существует дефицит, как неквалифицированных рабочих, так и рабочих высокого и среднего уровня квалификации.
Ощущается нехватка неквалифицированных рабочих, занятых на строительно-монтажных и дорожных работах, в здравоохранении, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве (подсобных рабочих, дорожных рабочих, грузчиков, сторожей, дворников и т.д.).
Специалисты с высшим образованием востребованы в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и в сфере предоставления социальных услуг.
За 2014 год количество вакансий, заявленных в государственные казенные учреждения - центры занятости населения края (далее - учреждения занятости края), размещенных в краевом банке вакансий, составило около 105,0 тыс. единиц, что на 1,3 процента меньше, чем в 2013 году. Это свидетельствует о некотором снижении спроса на рабочую силу.
В 2014 году за содействием в поиске подходящей работы в учреждения занятости края обратилось 54,5 тыс. человек, что на 10,3 процента меньше, чем в 2013 году. Из числа обратившихся нашли работу 25,6 тыс. человек. Из них более 50,0 процента составляют представители молодежи (возраст от 14 до 29 лет) и граждане, впервые ищущие работу.
Уровень регистрируемой безработицы в крае в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года снизился на 8,3 процента и составил 1,1 процента.
На начало 2014 года на учете в учреждениях занятости края в качестве безработных граждан состояло 16,8 тыс. человек.
В 2014 году удалось сохранить соотношение числа незанятых трудовой деятельностью граждан на одну заявленную работодателями края вакансию (напряженность на рынке труда края) на уровне 2013 года - 0,9 человека. Вместе с тем существует серьезная дифференциация территорий края по уровню напряженности на рынке труда края.
Максимальный коэффициент напряженности на рынке труда края в 2014 году наблюдался в сельской местности из-за снижения количества вакансий. Так, в Новоселицком районе этот показатель сложился на уровне 75,0 человека на 1 вакантное место; в Шпаковском районе - 31,9; в Арзгирском районе - 21,1. Минимальный коэффициент напряженности на рынке труда края сложился в городе-курорте Пятигорске (0,2 незанятого на одну вакансию), в городе Ставрополе (0,3 незанятого на одну вакансию). Высокий уровень напряженности на рынке труда края свидетельствует о нехватке трудоспособного населения края необходимой квалификации.
Развитие кадрового потенциала края в сфере государственного и муниципального управления является одним из приоритетных направлений. В крае сложились и развиваются правовые основы гражданской и муниципальной службы как механизма государственного и муниципального управления, адекватные социально-экономическим условиям развития региона.
Вместе с тем анализ кадровой ситуации в органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края свидетельствует о необходимости совершенствования уровня организационного обеспечения развития гражданской и муниципальной службы. По-прежнему актуальными являются вопросы:
системы подбора кадров для гражданской и муниципальной службы;
повышения эффективности работы с резервами кадров и резервами управленческих кадров;
формирования эффективного кадрового состава органов государственной и муниципальной власти с использованием технологий проекта "Новая энергия. Профессиональная команда Ставропольского края";
повышения эффективности гражданской и муниципальной службы, профессиональной служебной деятельности гражданских и муниципальных служащих муниципальной службы в крае;
необходимости совершенствования дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих;
осуществления профилактики коррупционных и иных правонарушений на гражданской и муниципальной службе;
повышения качества дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих, применение инновационных форм и методов обучения.
Таким образом, построение целостной эффективной системы кадрового обеспечения экономики требует продолжения проводимой работы с учетом достигнутых результатов. В связи с этим необходимо принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на решение имеющихся проблем с целью формирования кадрового состава, способного эффективно решать стратегические задачи социально-экономического развития края.
IV. Приоритетные направления кадровой политики
Цели инновационного развития экономики края свидетельствуют о необходимости создания нового кадрового потенциала, способного в современных условиях быстро и компетентно решать проблему возрождения отечественного производства.
Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала позволит решать текущие и перспективные задачи развития края.
Модернизация экономики направлена на приведение всего производственного комплекса края в соответствии с современными требованиями.
От уровня подготовки кадрового потенциала во многом зависит реализация масштабного технико-технологического обновления, создания новых технологий и оборудования. Настоящая Концепция позволит обеспечить целостную систему мер по реализации совместными усилиями органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления края, работодателей края и образовательных организаций края по формированию конкурентоспособного кадрового потенциала.
Основные направления развития кадрового потенциала планируется осуществлять в рамках реализации федеральных программ, государственных программ Ставропольского края и совместных проектов, реализуемых органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления края, образовательными организациями края и работодателями края.
В целях реализации настоящей Концепции выделены следующие приоритетные направления кадровой политики:
совершенствование системы мониторинга и достоверного прогнозирования потребностей рынка труда края;
обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда работников в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда;
ориентация системы профессионального образования в крае на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда края;
развитие социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений в крае по вопросам подготовки кадров и развития трудовых ресурсов;
развитие кадрового потенциала организаций экономики края в соответствии с потребностями ее инновационного развития;
подготовка кадров с учетом формирования благоприятной деловой среды, дальнейшего развития инновационной и инвестиционной деятельности в крае;
совершенствование государственного и муниципального управления в крае;
развитие кадровой политики в отношении молодежи в крае.
В связи с этим эффективность реализации настоящей Концепции будет определяться результативностью работы по приоритетным направлениям кадровой политики.
1. Совершенствование системы мониторинга и достоверного прогнозирования потребностей рынка труда края
Инфраструктура рынка труда края включает в себя: правовую и финансовую среду, обеспечивающую нормальное функционирование рынка труда края; государственные и негосударственные структуры содействия занятости населения края; кадровые службы организаций; общественные организации, деятельность которых направлена на эффективное взаимодействие в целях обеспечения спроса и предложения рабочей силы.
В связи с этим элементы инфраструктуры рынка труда края должны обеспечивать создание условий не только для эффективной деятельности организаций края, но и для рационального развития и сохранения трудовых ресурсов.
Новые требования к качеству подготовки рабочей силы обусловливают необходимость серьезных перемен, как в профессиональном образовании, так и в системе повышения квалификации работающих специалистов, переподготовки высвобождаемых работников.
В связи с этим наибольшую актуальность приобретает задача совершенствования системы долгосрочного прогнозирования занятости населения края в разрезе отраслей и секторов экономики края, расчета балансов трудовых ресурсов, а также соответствующей потребности в подготовке специалистов в профессиональных образовательных организациях края. Решение данной задачи потребует необходимости изменения некоторых элементов инфраструктуры рынка труда края по следующим направлениям:
совершенствование инфраструктуры образования края, в том числе и дополнительного;
создание и внедрение системы мониторинга состояния трудовых ресурсов и достоверного прогнозирования потребностей рынка труда края в обеспечении квалифицированными кадрами;
совершенствование миграционной политики в крае.
Система образования края должна гибко реагировать на изменения на рынке труда края обеспечивая, как первоначальную подготовку специалистов, так и повышение их квалификации, переподготовки, как работающего так и неработающего населения.
Для этого необходимо:
повысить эффективность системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров по приоритетным для рынка труда края специальностям;
создать программы профессиональной подготовки и переподготовки, ориентированных на получение работниками новых компетенций, направленных на повышение производительности труда;
разработать и внедрить системы образования на основе использования дуальных программ;
проводить мероприятия по переобучению лиц, ищущих работу; реализовать комплекс мер по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций, незанятой молодежи и воспитанию творческого отношения к труду;
создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для новых сегментов рынка труда края;
подготовить, переподготовить и повысить квалификации региональных управленцев в области инновационной деятельности;
создать условия для притока в научную, производственную и другие сферы деятельности края талантливых, способных, креативных кадров;
разработать механизмы взаимодействия органов исполнительной власти края, бизнес-структур, профессиональных образовательных организаций края при внедрении краевой системы непрерывного образования; применять профессиональные стандарты в организациях; стимулировать предпринимательскую активность населения края посредством проведения семинаров, тренингов и конкурсов.
В развитии системы образования и профессиональной подготовки края важнейшую роль играет соблюдение постоянного соответствия между структурно-качественными характеристиками трудовых ресурсов и объективными потребностями экономики края, то есть знание не только текущей ситуации на рынке труда края, но и долговременных кадровых потребностей работодателей края.
Для этого необходимо:
совершенствовать систему долгосрочного прогнозирования занятости населения края в разрезе отраслей и секторов экономики края, балансы трудовых ресурсов, а также соответствующей потребности в подготовке специалистов в профессиональных образовательных организациях края на основании научно разработанных и апробированных на практике методик;
осуществлять регулярный мониторинг качественных характеристик кадрового потенциала организаций края, имеющих ключевое значение для инновационного развития экономики края;
выявлять новые сегменты рынка труда края, обладающие потенциалом роста;
создание единой информационной базы рынка труда края.
Совершенствование административно-правового регулирования рынка труда края, прежде всего, будет осуществляться в рамках реализующейся государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения". Данная государственная программа Ставропольского края должна предусматривать действенные меры, направленные на решение проблем занятости населения края на основе социально-экономического развития края и восстановления продуктивной занятости населения края с учетом социально-экономической ситуации в крае.
Для решения проблем целесообразно сосредоточить усилия на:
развитии системы трудоустройства населения края, особенно молодежи, а также формировании инфраструктуры развития предпринимательской активности в крае (бизнес-инкубаторов, проведение семинаров и тренингов, конкурсов и т.д.);
создании рабочих мест в инновационной экономике края, отвечающих современным требованиям (для людей с ограниченными возможностями и жителей сельской местности);
содействии развитию малого предпринимательства, самозанятости населения края;
См. Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства"
обеспечении профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов.
Совершенствование миграционной политики предполагает:
прогнозирование потребностей рынка труда края в привлечении иностранных работников;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлениям и интересам социально-экономического развития края;
формирование квот на осуществление иностранными работниками трудовой деятельности, соответствующих интересам социально-экономического развития края;
О размерах квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу см. справку
формирование перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на привлечение иностранных работников на территорию края;
создание условий для легализации трудовой миграции (повышение потенциала официальной инфраструктуры миграции, снятие проблемы "теневого работодателя" и т.д.);
создание условий для языковой, экономической, социальной, культурной интеграции иностранных работников в социокультурное пространство края.
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 17 апреля 2015 г. N 168-п "Об утверждении Порядка и формы проведения экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан на территории Ставропольского края и Перечня образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации для иностранных граждан на территории Ставропольского края"
2. Обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
Обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, основывается на:
организации рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
обязательном социальном страховании работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
обеспечении работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя края;
обучении работника безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя края;
установлении работнику гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В этих целях необходимо провести ряд мероприятий, направленных на:
создание современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
активизацию деятельности по проведению специальной оценки условий труда;
приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
стимулирование работодателей края к улучшению организационно-технических условий трудовой деятельности, необходимых для эффективного исполнения работниками своих обязанностей, включая оборудование рабочего места средствами связи, оргтехникой, доступом к информационным системам;
обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
совершенствование системы обучения по охране труда;
развитие информационного обеспечения по вопросам охраны труда.
3. Обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда работников в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда
Важнейшим фактором в решении задачи мотивации работников к повышению уровня профессионального роста и закреплению на рабочих местах является достойная заработная плата.
Указом Президента Российской Федерации органы государственной власти должны обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза.
За 2012 - 2014 годы рост реальной заработной платы в крае составил 122,4 процента и по итогам 2014 года в номинальном выражении достиг 22643 рублей.
Вместе с тем имеет место дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Так, средняя заработная плата в сфере финансовой деятельности превышает уровень средней заработной платы в целом по краю в 2 раза, в химическом производстве - в 1,5 раза и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - в 1,2 раза. В то же время ниже средней заработной платы в целом по краю сложилась средняя заработная плата в сфере образования на - 16,8 процента, в сфере здравоохранения - на 4,9 процента, в сфере предоставлении социальных услуг - на 29,9 процента, в сфере культуры - на 24,3 процента.
Указом Президента Российской Федерации предусматривается повышение к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников (11 категорий) до 200 процентов уровня средней заработной платы, сложившейся по краю.
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2012 г. N 548-рп "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края и муниципальных учреждений муниципальных образований Ставропольского края на 2013 - 2018 годы" предусмотрен комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на достижение следующих целей:
сохранение кадрового потенциала края в государственных учреждениях края и муниципальных учреждениях муниципальных образований края (далее - учреждения);
повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях;
обеспечение соответствия оплаты труда работников учреждений качеству оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.
4. Ориентация системы профессионального образования в крае на подготовку специалистов востребованных, на рынке труда края
Важный резерв решения проблемы качественного улучшения кадрового состава организаций, в том числе реализующих инвестиционные проекты, это переподготовка рабочих кадров и повышение их квалификации.
В структуре ведущих профессиональных образовательных организаций края, подведомственных Минобразования края, созданы и функционируют 13 профильных ресурсных центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов по направлениям, соответствующим приоритетным отраслям экономики края. Данные профильные ресурсные центры оснащены современным учебно-производственным оборудованием и учебно-методическими материалами.
В 2014 году в целях обеспечения высокого уровня профессионального образования в профильных ресурсных центрах прошли обучение 3172 учащихся профессиональных образовательных организаций края в рамках освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
При этом численность педагогических работников профессиональных образовательных организаций края, прошедших обучение в профильных ресурсных центрах по дополнительным профессиональным программам, в 2014 году составила 282 человека.
Модель сетевого взаимодействия объединений профессиональных образовательных организаций и организаций края построена по кластерному типу. Она функционирует в структуре 13 ведущих профессиональных образовательных организаций края. Созданы профильные ресурсные центры по приоритетным направлениям подготовки рабочих и специалистов среднего звена. В рамках таких центров в сетевое взаимодействие вовлечены 34 профессиональные образовательные организации края и 285 организаций, осуществляющих деятельность на территории края.
Кроме того, в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ставропольском крае" на 2013 - 2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 01 марта 2013 г. N 52-рп, и выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", начиная с 2014 года запланировано ежегодное формирование 2 многофункциональных центров прикладных квалификаций. В настоящее время в структуре 2 профессиональных образовательных организаций края созданы такие многофункциональные центры прикладных квалификаций по направлениям "Машиностроение (металлообработка), садово-парковое и ландшафтное строительство" и "Железнодорожный транспорт и сфера обслуживания на транспорте". До 2018 года в крае планируется открыть еще 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций.
5. Развитие социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений в крае по вопросам подготовки кадров и развития трудовых ресурсов
В целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций края необходимо использовать следующие механизмы социального партнерства:
включение положений по профессиональной подготовке, обеспечению кадрами приоритетных отраслей экономики края и развитию кадрового потенциала в краевое соглашение между Правительством Ставропольского края, Территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016 - 2018 годы;
См. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 7 июля 2016 г. N 214-рп "Об утверждении Плана мероприятий по реализации обязательств Правительства Ставропольского края по Соглашению между Правительством Ставропольского края, Территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и Союзом работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016 - 2018 годы"
установление в соглашениях различного уровня размера тарифной ставки рабочего первого разряда не ниже минимального размера оплаты труда, а также обоснованной дифференциации заработной платы в зависимости от квалификации работников, специфики, качества и результатов их труда;
регулирование вопросов кадрового обеспечения при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях;
привлечение работодателей края к участию в финансировании подготовки необходимых им высококвалифицированных кадров, в разработке учебных планов, формировании перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики края;
содействие включению в коллективные договоры дополнительных гарантий для закрепления молодых специалистов, создания условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая мероприятия по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
содействие созданию условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов;
реализация комплекса мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, проведение краевых конкурсов.
6. Развитие кадрового потенциала организаций экономики края в соответствии с потребностями ее инновационного развития
Кадровая политика, направленная на развитие кадрового потенциала организаций экономики края, призвана создать правовые, экономические и организационные условия для эффективного управления персоналом организаций.
Проблемы кадровой политики определяют следующие направления ее развития:
совершенствование нормативной правовой базы края в области управления трудовыми ресурсами края, содействия занятости населения края и социально-трудовых отношений;
прогнозирование потребности в кадрах;
формирование банка вакансий, востребованных на рынке труда края, организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
снижение безработицы в сельской местности края;
укрепление инновационного потенциала края, научно-иследовательских# институтов, образовательных организаций высшего образования, привлечение ученых, специалистов;
совершенствование основных программ профессионального обучения кадров, организация стажировок выпускников профессиональных образовательных организаций края и образовательных организаций края высшего образования, системы профессионального образования на инновационной основе;
организация подготовки управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 177;
подготовка инженерных кадров для сферы промышленности, электроэнергетики и строительства края;
закрепление трудоспособного населения в сельской местности края в целях стабильного социально-экономического развития сельских территорий, достижения более полной занятости сельского населения и повышения уровня его жизни;
создание системы работы с кадрами, материального и морального стимулирования талантливой молодежи края.
Реализация кадровой политики в организациях экономики края определяет систему мер, направленных на:
разработку локальных нормативных правовых актов по развитию персонала организаций, планов мероприятий по развитию социально-трудовых отношений, планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
подбор и найм персонала на основе современных эффективных методов и оценку персонала;
формирование кадрового состава из квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе и профессиональному росту;
организацию взаимодействия с профессиональными образовательными организациями края по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала организаций, прохождению производственной практики и стажировки учащихся, предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников, развитию материально-технической базы образовательных организаций края;
повышение престижа рабочих профессий и специальностей; совершенствование методов оценки деятельности кадров; рациональное использование персонала с учетом уровня профессиональной подготовки, опыта работы и личных качеств;
совершенствование систем оплаты труда работника, повышение стимулирующей роли заработной платы, обеспечение оплаты труда работника в зависимости от уровня его квалификации, специфики, сложности и объема выполняемой им работы;
обеспечение соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, улучшение условий труда, принятие мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, диспансеризацию и содействие оздоровлению персонала;
развитие системы непрерывного обучения кадров организаций края;
организацию производственного обучения персонала, обеспечение профессионального развития работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда края;
обеспечение рекомендуемого объема затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров к фонду оплаты труда организации.
7. Подготовка кадров с учетом формирования благоприятной деловой среды, дальнейшего развития инновационной и инвестиционной деятельности в крае
Правительством края поставлены задачи: развивать инвестиционный и инновационный потенциал экономики края, реконструировать его в сфере малого и среднего бизнеса, содействовать объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных предприятий, обеспечивать внедрение высокотехнологичных разработок, оказывать прямую и косвенную поддержку инвестиционной и инновационной деятельности и прикладным научным исследованиям на предприятиях края. На сегодняшний день в крае сформированы все составляющие, необходимые для развития инновационной деятельности, в том числе:
концентрация образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и научных организаций;
наличие высокотехнологичных промышленных производств;
развитие коммуникационной инфраструктуры, способствующей обмену знаниями и технологиями.
Основой любой экономической системы являются компетентные, высокопрофессиональные и образованные кадры. Именно от их деятельности зависит эффективность использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов.
В крае все большее число граждан получает высшее образование, но необходимо еще больше поднять престиж инженерных и технических специальностей, а также точных наук, медицины, биологии.
В настоящее время особую значимость для края приобретает прогноз потребности экономики края в кадрах, который заключается в формировании контрольных цифр приема в государственные профессиональные образовательные организации на обучение по программам среднего профессионального образования для подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов с учетом потребностей экономики края.
Приоритетными направлениями кадровой политики по формированию благоприятной деловой среды, развитию инновационной и инвестиционной деятельности в крае являются:
организация взаимодействия между органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края и организациями с целью разработки прогноза потребности в кадрах, обучения специалистов в соответствии с прогнозными значениями в кадрах и трудоустройства молодых специалистов в организации края;
подготовка специалистов в области инвестиционного и инновационного развития края в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
См. Приказ Министерства регионального развития РФ от 24 сентября 2013 г. N 408 "Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе"
создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности;
развитие системы непрерывной подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности;
внедрение системы дуального образования. Реализация дуальной системы образования в крае позволит создать (модернизировать) рабочие места и провести обучение рабочих кадров на основе практико-ориентированной модели образования, предусматривающей теоретическую подготовку специалистов на базе образовательной организации высшего образования, а практическую - на будущем месте работы;
развитие эффективных коммуникаций между инновационно-активными организациями, менторских программ и бизнес-акселерации, способствующих становлению и продвижению инновационного бизнеса, устранению дисбаланса на рынке труда края и окупаемости инновационной инфраструктуры в крае;
повышение качества образования и преподавательского состава, привлечение лучших российских и иностранных преподавателей и ученых, продвижение лучших практик организации взаимодействия университетов, бизнеса и региона в инновационной экосистеме края;
формирование механизма регионального заказа для обеспечения повышения квалификации руководителей и специалистов организаций;
проведение мониторинга создания и сохранения рабочих мест в организациях края в результате реализации инвестиционных проектов.
8. Развитие кадровой политики в отношении молодежи в крае
Весьма значимым социальным феноменом становится молодежная политика на рынке труда края. Особое внимание в крае уделяется реализации прав молодежи в крае в сфере образования и трудоустройства.
Приоритетными направлениями кадровой политики в отношении молодежи края являются:
проведение выставок-ярмарок образовательных услуг с акцентом на востребованные профессии и специальности;
пропаганда технических знаний и формирование интереса к технике с детства, поддержка и организация центров научно-технического творчества молодежи, кружков программирования, робототехники, физико-математических, технических курсов и занятий в системе общего и дополнительного образования, создание целевых классов в общеобразовательных организациях края;
развитие математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики;
организация экскурсий учащихся в организации (обеспечение возможности учащимся ознакомиться с условиями работы на промышленном предприятии с учетом возможности выбора профессии);
публикация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" видеопрезентаций современных высокопроизводительных рабочих мест, расположенных на территории края;
распространение информации об организациях, создающих для своих сотрудников комфортные условия для работы и отдыха, обеспечивающих достойную зарплату и реализующих социальные программы;
проведение мероприятий для учащихся общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования, предусматривающие выступления успешных людей;
социальная реклама, привлечение средств массовой информации, использование социальных сетей как наиболее эффективного инструмента коммуникаций с молодежью;
проведение отраслевых конкурсов профессионального мастерства, интеграция края в международный проект WorldSkills International - международная некоммерческая ассоциация, целью деятельности которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру;
создание условий для совмещения учебы и работы по специальности, использование принципа дуальной системы образования, выполнение учащимися под руководством мастера по профобучению оплачиваемых работ;
привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сельской местности, где наблюдается дефицит работников по отдельным специальностям и профессиям;
развитие движения студенческих отрядов как формы трудового и патриотического воспитания молодежи края.
Реализация кадровой политики в отношении молодежи края должна осуществляться посредством:
развития трудовой и проектной активности молодежи края путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);
создания условий для вовлечения молодежи края в предпринимательскую деятельность;
организации обучения и повышения квалификации молодых лидеров, руководителей и актива молодежных и детских общественных объединений;
создания условий для вовлечения молодежи края в волонтерскую деятельность, обучение и подготовку волонтеров, а также использование их труда в целях социально-экономического развития края;
создания и поддержки деятельности центров содействия занятости молодежи края в образовательных организациях;
организации участия молодежи края в Северо-Кавказском молодежном форуме "Машук" и общероссийских молодежных образовательных форумах.
V. Система обеспечения реализации кадровой политики
Информационное обеспечение государственной кадровой политики предусматривает создание единого информационного пространства, способствующего эффективному взаимодействию субъектов формирования и реализации кадровой политики.
Основными направлениями информационного обеспечения кадровой политики являются:
определение состава и структуры информации, необходимой для принятия эффективных решений в области формирования кадрового потенциала государственного управления;
создание краевой информационной мониторинговой системы учета и анализа управленческого кадрового потенциала, подготовки и использования кадров, а также единого банка данных резерва кадров.
Информационное обеспечение кадровой политики осуществляется посредством формирования и ведения специализированной электронной базы, предоставляющей информацию о кадровом составе и кадровых процессах на отраслевом уровне.
Информационное обеспечение кадровой политики должно быть распространено на решение следующих задач:
мониторинг исполнения нормативных правовых актов края, направленных на реализацию кадровой политики;
мониторинг распределения и закрепления выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования края;
формирование резерва кадров и работа с ним;
популяризация труда, пропаганда достижений и опыта лучших инженеров, проведение регионального этапа ежегодного всероссийского конкурса "Инженер года";
мониторинг и пропаганда лучших достижений промышленных организаций в области подготовки, переподготовки и обеспечения производства квалифицированными специалистами;
прогнозирование кадровых ситуаций и эффективности профессиональной деятельности на управленческих должностях;
подготовка и размещение в средствах массовой информации, в том числе в электронном виде, тематических информационных материалов по вопросам развития кадрового менеджмента, обеспечения экономики края квалифицированными кадрами.
Для развития рынка труда края необходимо организовывать и проводить мероприятия по информированию населения края:
о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе и специализированных (для инвалидов, несовершеннолетних и выпускников, женщин, имеющих детей и т.д.);
о проведении предувольнительных консультаций на предприятиях и в организациях, планирующих высвобождение работников;
о размещении информации о кадровой политике, проводимой в крае, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
о мониторинге ситуации на рынке труда края;
об организации дополнительного профессионального образования;
о формировании позитивного имиджа профессий, востребованных на рынке труда края.
Для формирования современной инфраструктуры рынка труда края необходимо осуществлять размещение следующей актуальной информации:
о наиболее востребованных специальностях, заявленных работодателями края в учреждения занятости края;
о проводимых учреждениями занятости края ярмарках вакансий рабочих и учебных мест;
о размещаемых на официальном портале Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" сведений о вакантных рабочих местах и должностях в организациях, зарегистрированных в учреждениях занятости края.
VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере развития кадрового потенциала края;
обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда края и определить потребность экономики края в подготовке специалистов и кадров рабочих профессий;
создать систему работы с персоналом, обеспечивающую воспроизводство кадрового потенциала организаций в соответствии с требованиями рынка труда края и модернизации экономики края;
создать эффективную систему профессионального обучения востребованных кадров на рынке труда края, в том числе с учетом инновационного направления развития края;
увеличить приток молодежи края в организации путем повышения престижности рабочих профессий;
улучшить подготовку резерва кадров;
предотвратить массовое высвобождение работников организаций, снизить неформальную занятость, уменьшить скрытую и циклическую безработицу;
увеличить к 2018 году долю высоквалифицированных# работников до трети в общей численности квалифицированных работников;
обеспечить увеличение доли (не менее 49,0 процента) занятого населения края в возрасте от 25 до 65 лет, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого населения края этой возрастной группы;
повысить эффективность функционирования рынка труда края путем: снижения напряженности на рынке труда края и расширения возможностей трудоустройства безработных граждан; повышения конкурентоспособности на рынке труда края граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; создания эффективной системы содействия трудоустройству молодежи края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы. Определена цель, задачи и принципы кадровой политики края.
Напомним, что кадровая политика направлена на развитие кадрового потенциала края в сферах экономики, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления, ориентированное на формирование инновационных подходов в решении задач социально-экономического развития края.
Проблемы кадровой политики определяют следующие тенденции ее развития: совершенствование нормативной правовой базы края в области управления трудовыми ресурсами, содействие занятости населения края и социально-трудовых отношений; рост численности экономически активного населения края и другие.
Реализация кадровой политики в крае позволит: обеспечить координацию деятельности в области кадровой политики органов исполнительной власти, органов МСУ и организаций; сформировать новые организационно-экономические механизмы управления в сфере развития кадрового потенциала края; обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда и определение потребностей экономики края в подготовке специалистов и кадров рабочих профессий; создать эффективную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с инновационным направлением развития края, в том числе модернизацией образования и здравоохранения.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 20 января 2016 г. N 22-р "О Концепции кадровой политики в Ставропольском крае на 2016 - 2018 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края (www.stavregion.ru) 22 января 2016 г.