Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к письму министерства образования и
молодежной политики Ставропольского края
от 14 октября 2015 г. N 03-24/10288
Методические рекомендации
по проведению в образовательных организациях Ставропольского края мероприятий, рекомендуемых для включения в календарный план образовательных событий 2015-2016 учебного года
В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Решающую роль в социализации молодого поколения играет система образования, являющаяся связующим звеном между разными поколениями, способствующая сохранению накопленного опыта, демонстрирующая уважение к историческому прошлому народа и традициям предков, без чего невозможно дальнейшее процветание и развитие нашей страны.
Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность российской государственности. В современной школе вопросы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания должны находиться в центре внимания педагогических коллективов и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии.
Мероприятия, посвященные государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской и ставропольской истории и культуры, призваны способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. При планировании, подготовке и проведении мероприятий важно создать условия для эмоционально-ценностного и деятельностно-рефлексивного осмысления страниц истории, культуры страны и Ставропольского края.
В соответствии с указанными задачами концептуальное сопровождение своей работы в области духовно-нравственного развития обучающихся педагогические работники должны осуществлять по следующим направлениям:
1. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны.
2. Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление постоянной работы по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина России, сопричастного к великому историческому прошлому страны.
3. Создание условий для активизации участия обучающихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда, организацию профильных отрядов и трудовых бригад.
4. Организация такого педагогического взаимодействия, которое демонстрировало бы детям и учащейся молодежи, что их заботы и потребности действительно находятся в центре внимания педагогов и общественности, и было бы наполнено конкретным содержанием, основанным на интересах и нуждах школьников, формировало бы доверие к государственной власти.
Заместителям директоров по воспитательной работе, учителям и классным руководителям школ края рекомендуется включить в план воспитательной работы мероприятия, связанные с памятными датами и привлекать к подготовке и проведению мероприятий всех участников образовательного процесса.
Цели проводимых мероприятий:
- воспитывать у обучающихся чувства патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям нашей Родины;
- создать условия для осознания обучающимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;
- сформировать у обучающихся способности определять собственные позиции по отношению к явлениям и событиям современной российской жизни.
Существует множество форм воспитательных мероприятий, посвященных памятным датам и событиям. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а также словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.), практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.) и наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.).
Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ученика, и они не повторяют друг друга.
В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности, уровня воспитанности и личностного социального опыта, как учителя, так и ученика; особенностей коллектива и его традиций, их связи с традициями региона; технических и материальных возможностей образовательного учреждения.
Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения основной массы обучающихся к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания.
B данных рекомендациях представлен список интересных форм работы, целесообразных к проведению в воспитательной деятельности.
Формы работы
Флешмоб - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет). Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Общепринятые правила флешмоба:
- Действие должно казаться спонтанным.
- Должно сложиться впечатление, что мобберы - такие же случайные прохожие, как и все.
- Флешмоб должен вызывать недоумение, а не смех (все участники должны делать все с серьезным видом).
- Флешмоб не должен содержать рекламу или же ее элементы, акции не принуждают к голосованию за кого-либо.
Дебаты - четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определенного мнения по поставленной проблеме.
Образовательная экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
Уличная акция - может проводится во дворе образовательного учреждения, оформляется тематическими плакатами, шарами, на столах или выносных стендах размещается соответствующая литература, осуществляется раздача буклетов с информацией посвященной конкретному событию. (Например, "Международный день пожилых людей").
Фестиваль может проводится в актовых залах ОУ, или на открытом воздухе (стадионы, скверы, парки, архитектурно-исторических интерьерах или в других достопримечательных местах (например фрагмент крепостной стены в центре Ставрополя). На фестивале предполагается показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного или циркового жанра силами педколлектива и учащихся ОУ.
Тематические онлайн-игры, которые могут проводиться в компьютерных классах образовательных учреждений, под руководством преподавателей информатики.
Тематические олимпиады (например день памяти М.Ю. Лермонтова), в которых участвуют учителя-предметники и наиболее подготовленные или способные в данной сфере учащиеся ОУ.
Веб-форумы заключаются в создании на сайтах ОУ специализированных тем, приуроченных к знаменательным датам с их последующим обсуждением, путем постинга, т.е. размещения сообщений внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу, и пользователи могут комментировать заявленную тему, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. Внутри темы также могут устраиваться опросы (голосования), если эго позволяет движок. Вопросы и ответы сохраняются в базе данных форума, и в дальнейшем могут быть полезны как участникам форума, так и любым пользователям сети Интернет, которые могут зайти на форум, зная адрес сайта ОУ.
Шествие - массовое мероприятие, посвященное событию и заключающееся в торжественном прохождении, процессии.
Участие в шествиях представляет собой массовое собрание обучающихся для коллективного выражения своего отношения к значимым для всех проблемам или, напротив, к злободневным проблемам. Это одна из эффективных форм социального воспитания как механизма социального воздействия на отдельную личность с целью мобилизации воспитуемых на решение конкретных задач.
Совместное участие детей в шествии может привести к улучшению межличностных отношений в группе; при определенном педагогическом обеспечении в результате шествия происходит расширение кругозора его участников, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства, охваченного шествием.
В воспитательной работе утвердился порядок, при котором вопрос о необходимости проведения шествия решается вышестоящим воспитательным органом. Однако не исключается личная инициатива ученического, студенческою самоуправления, особенно когда они находятся в отрыве от "центра", директората и выполняют самостоятельные задачи.
Значительный дефицит времени на подготовку и проведение шествия, необходимость достижения максимального социального эффекта воздействия на личность - все это обусловливает необходимость тщательной его организации и предварительного изучения потенциала не только шествующих, но и возможностей социальной среды, где проводится данное мероприятие.
Особым видом шествия выступает карнавальное шествие - ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко, хотя долгое время была непременным атрибутом празднования в школе советского периода.
Блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Людей, ведущих блог, называют блогерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.
Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.
В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.
Школьный кинопоказ может осуществляться в компьютерных классах, актовых залах или библиотеках образовательных учреждений, что предполагает демонстрацию документальных или художественных фильмов по определенной тематике (например, "Международный день кино" или "Всемирный день борьбы со Спидом").
Одной из распространенных и интересных форм работы в указанных направлениях является Урок мужества, гражданственности и патриотизма.
На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.
Сам урок должен быть итоговым, кульминационным моментом в ряду мероприятий, проводимых в честь Дней воинской славы.
Цель урока: помочь детям и подросткам глубже осознать беспримерный подвиг нашего народа в грозные годы, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи урока мужества:
популяризация истории России, Российской Армии, родного края;
развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;
развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;
пропаганда и просвещение в области национальных святынь и символов, их почитание.
Организуя урок, необходимо помнить, что уроки проводятся в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символических местах города или края. Если это - учебный кабинет, то он должен быть соответствующим образом оформлен.
Критический опыт пережитого показывает - прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и "вспомнить что-то вновь". То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.
Важнейшей задачей рассмотрения военной темы является обращение обучающихся к истории своей семьи.
Изучение истории России в годы войны целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных и городских музеев, в которых отражены события прошлого нашего народа.
Методическими условиями успешного проведения занятия являются:
опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей;
возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.);
приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных войн и других боевых действий;
использование социокультурных возможностей города (населенного пункта) при проведении занятия;
максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, фрагментов документальных и кинофильмов об этом периоде;
необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к школьным мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев.
Дополнением к оформлению Урока мужества могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов - почетных гостей школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов.
Следует обратить внимание на то, чтобы Урок мужества не был сведен к простому перечислению дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия целесообразно считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию ставропольскими школьниками себя частью страны, края, выработке собственной активной жизненной позиции.
Результатом Урока мужества может стать фотогазета, презентация, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов.
Одной из распространенных и часто используемых форм работы гражданско-патриотического воспитания является линейка.
Линейка (торжественная церемония) - ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. В качестве субъектов взаимодействия выступают: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания); зрители; исполнители ритуальных действий.
Ритуалы, применяемые на линейках:
подъем Государственного флага;
наличие Государственных флагов Российской Федерации, Ставропольского края;
вынос знамени;
награждение.
Сценарный план линейки:
1. Открытие линейки.
2. Исполнение Гимна (подъем государственных флагов, если есть флагштоки).
3. Вынос знамени образовательной организации.
4. Вступительное слово может звучать из уст администрации или подготовленных учащихся.
5. Представление почетных гостей и их выступления.
6. Основное содержание линейки, в которую может быть включено награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д.
7. Закрытие линейки.
8. Вынос знамени.
9. Исполнение Гимна.
10. Афиша-приглашение к участию в общешкольных, районных, городских мероприятиях, посвященных событию, в честь которого проводится линейка.
Необходимо помнить, что данная форма не должна быть затянутой по времени, т.к. проводится при общем построении детей.
Применение компьютерных технологий в воспитательной работе, значительно улучшает восприятие информации и поэтому применение мультимедийных установок для визуального восприятия выступает сегодня обязательным компонентом и в викторинах, и в творческих конкурсах, и в других мероприятиях.
"Путешествие" - динамико-статичный тип форм воспитательной работы, которым относится такие известные формы, как игра-путешествие, экскурсия, поход, парад.
Игра-путешествие имеет и другие названия - "маршрутная игра", "игра на преодоление этапов", "игра по станциям", "игра-эстафета".
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, одна из самых насыщенных потенциалом активности участников форма.
Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
2. Сбор-старт.
3. Движение команд по маршруту.
4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.
5. Сбор-финиш.
6. Организация последействия.
Экспедиция - коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. К данной теме хорошо подходят поисковые экспедиции на территории края, где проходили бои.
Поход - дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).
Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа "путешествие" является наличие оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе, схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во многом - атрибут игры.
По итогам похода желательно провести ряд мероприятий: беседа - обсуждение итогов похода, просмотр кино, фото, видео материалов, отснятых в ходе путешествия, оформление выставки, альбома и другие.
Парад - ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время стала активно использоваться в образовательных организациях Ставрополья: "Парад казачьих кадетских отрядов (классов)", "Смотр строя и песни" и т.п.
Спектакль - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм. Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале.
Концерт - "публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами". Другими словами, концерт - это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).
Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы, следует обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме, заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал (вечер инсценированной песни, вечер военной песни тематическим вечер и т.д.).
Просмотр кино - видео-, телефильма, спектакли - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия - зритель и организатор просмотра.
Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) - представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо (военно-спортивная игра "Зарница", "Орленок"). Разновидности: конкурсная программа на сцене или спортивные игры на площадке ("Держим равнение на защитников Отечества"). Эта форма является достаточно популярной. Другие примеры подобных соревнований: КВН, рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальная игра "Победа", спортивные командные игры "Зимняя спартакиада", "Равнение на героев", "Статен в строю, силен в бою". Спортивные игры могут быть как традиционные, так и шутливые.
Митинг - собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
Диспут - специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме) "Служу России...".
Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому- либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: "круглый стол", "заседание экспертной группы", "форум", "симпозиум", "дебаты", "судебное заседание": пресс-конференция выпускников-курсантов, дебаты "Готов ли стать защитником Отечества", "Ветераны среди нас".
Защита проектов - представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению - придумывание, разработка и оформление проекта ("Я - гражданин России", "Подарок далеким защитникам", "Рядом с нами").
Субботник (трудовая акция) - ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.
Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха ("На страже Родины", "Есть такая профессия - Родину защищать", "По дорогам войны", "Эхо памяти", "Прикоснись к подвигу" и др.).
Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы - это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Разновидности ситуационно-ролевой игры: малая игра, большая ролевая игра, игра-эпопея. Например: операция "Рассвет", "Подарок воину", "Знамя Победы", акция "Подарок городу", "Жилье героям", "Поздравительная открытка".
Большое значение в военно-патриотической работе играет деятельность школьных музеев. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, обучающихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории и культуры родного края, различных предметов и документов. Школьный музей призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями и общественными организациями, а также может выступить в роли узлового пункта воспитательной деятельности школы. Это одна из ведущих форм военно-патриотической работы и к тому же это прекрасная база для проведения школьных мероприятий патриотической направленности.
Тренинг - (англ. training от train обучать, воспитывать) форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Достаточно часто используется, если желаемый результат не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться с различных точек зрения:
как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные образцы поведения, а при помощи отрицательного - "стираются" нежелательные;
как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Смс-рассылка - совокупность аппаратно-программных средств для отправки большого количества коротких сообщений (sms) на мобильные устройства абонентов сотовых сетей.
Осуществляются с помощью специальных приложений: онлайн и устанавливаемых на компьютер пользователя. В первом случае работа с программой выполняется через web-интерфейс (доступ возможен с любого устройства, подключенного к сети Интернет, с использованием персонального логина/пароля). Во втором для работы с смс-рассылкой необходимо сначала скачать на свой компьютер файл со специальной программой (работа с такой смс-рассылкой возможна только с компьютера, на котором стоит программа).
Содержание отдельных мероприятий определяется местом в календаре памятных дат, возрастными особенностями и личным опытом обучающихся, возможностями и особенностями образовательной среды.
Методическими условиями обеспечения успешности мероприятий являются:
соответствие его содержания и формы возрастным особенностям обучающихся;
создание атмосферы сопереживания, соучастия;
включение краеведческого материала в содержание мероприятия;
использование семейных архивов учащихся (фотографии, письма, воспоминания и т.д.);
использование социокультурных возможностей образовательного пространства образовательной организации;
обеспечение эмоционального фона проведения мероприятия (использование наглядности, музыки, фрагментов художественных или документальных фильмов и т.п.).
Результатом, творческим продуктом мероприятий могут стать подготовленные обучающимися фотогазеты, видеофильмы, электронные журналы, разнообразные творческие выставки, проекты и т.п.
Чтобы решить поставленные воспитательные задачи, педагогам, независимо от возраста обучающихся, целесообразно придерживаться следующих правил:
мероприятие, посвященное памятной дате, должно быть актуальным и интересным для той возрастной категории, которой предназначено мероприятие;
информация, сведения и другие факты должны соответствовать исторической действительности и в тоже время раскрывать новые, неизвестные страницы для всех учащихся;
необходимо создать на мероприятии условия, при которых каждый воспитанник имеет право на высказывание собственных чувств и мыслей;
проводимое мероприятие должно развивать способность к сопереживанию, а также интеллектуальные умения учащихся: анализировать, сравнивать, обобщать, делать собственные выводы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.