Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящее приложение вступает в силу с 1 января 2022 г.
Приложение 3 изменено с 13 октября 2021 г. - Постановление администрации города Ставрополя от 13 октября 2021 г. N 2325
Приложение 3
к муниципальной программе
"Экономическое развитие
города Ставрополя"
Подпрограмма
"Создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя"
17 апреля, 8 октября, 29 декабря 2020 г., 28 января, 9 апреля, 13 октября 2021 г.
Паспорт подпрограммы
"Создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя"
Наименование Подпрограммы |
"Создание условий для развития торговой деятельности и сферы услуг на территории города Ставрополя" (далее - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя |
Соисполнители Подпрограммы |
нет |
Участники Подпрограммы |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя, управляющие розничными рынками компании; муниципальные унитарные предприятия |
Задачи Подпрограммы |
формирование современной многоформатной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Ставрополя; формирование добросовестной конкуренции как основы повышения доступности товаров и услуг на территории города Ставрополя; формирование эффективной доступной системы обеспечения защиты прав потребителей на территории города Ставрополя |
Показатели решения задач Подпрограммы |
количество объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя; обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек; обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках города Ставрополя; количество предприятий потребительского рынка города Ставрополя, принявших участие в конкурсе на лучшее предприятие потребительского рынка; количество победителей и лауреатов конкурса "Торговля России"; количество граждан, воспользовавшихся льготами на бытовые услуги по помывке в общем отделении бань; количество проведенных ярмарок (выходного дня, тематических, универсальных); средняя численность работающих на предприятиях; количество договоров, заключенных с товаропроизводителями Ставропольского края в рамках акции "Овощи к подъезду" на территории города Ставрополя; количество обращений граждан, рассмотренных по фактам нарушения прав потребителей в сфере потребительского рынка на территории города Ставрополя; количество справочно-информационного материала по вопросам защиты прав потребителей, размещенного в средствах массовой информации |
Сроки реализации Подпрограммы |
2022 - 2025 годы |
Объемы и источники финансового обеспечения Подпрограммы |
реализация Подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 17632,04 тыс. рублей, в том числе: 2022 год - 4408,01 тыс. рублей; 2023 год - 4408,01 тыс. рублей; 2024 год - 4408,01 тыс. рублей; 2025 год - 4408,01 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
увеличение количества объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории города Ставрополя с 4863 единиц в 2022 году до 5033 единиц в 2025 году; обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек с 1580 кв. м в 2022 году до 1650 кв. м в 2025 году; увеличение обеспеченности населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках города Ставрополя, с 2,8 торгового места в 2022 году до 2,9 торгового места в 2025 году; увеличение количества предприятий потребительского рынка города Ставрополя, принявших участие в конкурсе на лучшее предприятие потребительского рынка, с 98 единиц в 2022 году до 120 единиц в 2025 году; увеличение количества победителей и лауреатов конкурса "Торговля России" с 4 единиц в 2022 году до 7 единиц в 2025 году; увеличение количества граждан, воспользовавшихся льготами на бытовые услуги по помывке в общем отделении бань, с 31250 человек в 2022 году до 31850 человек в 2025 году; увеличение количества проведенных ярмарок (выходного дня, тематических, универсальных) с 120 единиц в 2022 году до 128 единиц в 2025 году; увеличение средней численности работающих на предприятиях с 68039 человек в 2022 году до 69632 человек в 2025 году; увеличение количества договоров, заключенных с товаропроизводителями Ставропольского края в рамках акции "Овощи к подъезду" на территории города Ставрополя, с 140 единиц в 2022 году до 155 единиц в 2025 году; количество обращений граждан, рассмотренных по фактам нарушения прав потребителей в сфере потребительского рынка на территории города Ставрополя; увеличение количества справочно-информационного материала по вопросам защиты прав потребителей, размещенного в средствах массовой информации, с 8 единиц в 2022 году до 14 единиц в 2025 году |
1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы и прогноз ее развития
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов, платежеспособности населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города Ставрополя.
Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечивать качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на территории города Ставрополя.
В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка города Ставрополя насчитывает в своем составе более 4800 стационарных предприятий, из них 3056 предприятий торговли, 1257 - бытового обслуживания, 512 - общественного питания, 5 розничных рынков.
С целью повышения доступности товаров для населения города Ставрополя определены задачи по развитию многоформатной инфраструктуры розничной торговли, созданию максимально благоприятных условий местным товаропроизводителям.
В результате работы по развитию потребительского рынка в 2018 - 2020 годах и I квартале 2021 года на территории города Ставрополя за счет строительства и реконструкции был введен в эксплуатацию 261 объект торговли общей площадью более 70,0 тыс. кв.м. Создано 956 новых рабочих мест. В отрасли торговли и сфере услуг работает более 75 тыс. человек.
Оборот розничной торговли в 2018 году составлял 256,6 млрд рублей, в 2019 году увеличился на 100,8 процента и составил 268,8 млрд рублей.
Под влиянием экономических и социальных последствий, вызванных мировой пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, повлекшей за собой падение производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, в 2020 году оборот розничной торговли снизился на 4,3 процента по сравнению с соответствующим периодом 2019 года и составил 257,3 млрд рублей. С начала 2021 года началось наращивание темпов роста товарооборота розничной торговли и динамика продаж перешла в положительную зону. За I квартал 2021 года товарооборот составил 67,7 млрд или 94,6 процента к уровню аналогичного периода 2020 года.
Основную часть оборота розничной торговли (92,7 процента) формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, 7,3 процента - на розничных рынках и ярмарках.
На территории города Ставрополя функционируют 48 торгово-развлекательных центров, более 25 организаций федеральной торговой сети, 11 предприятий региональной торговой сети.
Наряду с формированием современных торговых центров на территории города Ставрополя развивается фирменная торговая сеть, в структуре которой 150 объектов ставропольских товаропроизводителей.
Фактическая обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых объектов на тысячу человек с 2018 по 2020 годы увеличилась на 175 процентов и составила 1560 кв. м при нормативе 887 кв. м (по реализации продовольственных товаров - 304 кв. м, по реализации непродовольственных товаров - 583 кв. м).
Важную роль в структуре многоформатной торговли составляют розничные рынки. На территории города Ставрополя деятельность осуществляют 5 розничных рынков: из них 2 универсальных, 3 сельскохозяйственных. Общая площадь розничных рынков составляет 58139,8 кв. м. Согласно схемам размещения торговых мест на 5 розничных рынках города Ставрополя обустроено 2020 торговых мест, фактическая заполняемость которых составляет более 60 процентов. В 2018 году введен в эксплуатацию сельскохозяйственный рынок "Городской рынок" (ООО "Эрмис", 23 тыс. кв.м). В 2019 - 2020 годах завершен капитальный ремонт имущественного комплекса рынка "Базар" (ООО "Нанотех", 7 тыс. кв. м).
Обеспеченность населения города Ставрополя площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на рынках, составляет 2,8 торгового места на тысячу человек, что в 1,7 раза превышает норматив минимальной обеспеченности населения Ставропольского края (1,69).
В целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, обеспечения жителей качественной сельскохозяйственной продукцией в рамках акции "Покупай ставропольское!" еженедельно организовываются ярмарки выходного дня: в 2018 году с учетом других операторов проведено 285 ярмарок, в 2019 году - 304, в 2020 году - 186. Общее количество торговых мест на ярмарках составляет от 35 до 120 мест.
В рамках акции "Овощи к подъезду" в 2018 году заключено 200 договоров с товаропроизводителями Ставропольского края на размещение автолавок для реализации сельскохозяйственной продукции: в 2019 году - 201 договор, в 2020 году - 106 договоров.
В рамках реализации решения Ставропольской городской Думы от 24 декабря 2015 г. N 802 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" в 2018 году проведено 13 конкурсных отборов по размещению нестационарных сезонных торговых объектов по продаже кваса и безалкогольных прохладительных напитков, мороженого, хвойных деревьев и размещению летних площадок с оказанием услуг питания, в 2019 году - 8 конкурсных отборов, в 2020 году - 9. В 2018 году заключено 286 договоров, в 2019 году - 287 договоров, в 2020 году - 224 договора.
В 2019 году на территории города Ставрополя осуществляли деятельность 678 предприятий общественного питания на 37,6 тыс. посадочных мест. Рост количества предприятий составил 102 процента к уровню 2018 года. Рост оборота общественного питания за 2019 год составил 103,7 процента к уровню 2018 года или 18,8 млрд рублей. Оборот общественного питания на душу населения за 2019 год - 42,9 тыс. рублей. В городе Ставрополе за последний год появились многочисленные предприятия общественного питания, функционирующие в новом формате. Популярными становятся такие тренды ресторанного бизнеса, как фудкорты кайжуал дининг, фудтех, фри-флоу. Эти форматы подразумевают свободное перемещение гостей по торговому залу с возможностью самостоятельного выбора готовящихся в их присутствии блюд. В 2019 году в городе Ставрополе открыт сетевой ресторан "Цех" (ул. Черняховского, 2) с концепцией обслуживания "тру кост" ("истинная стоимость"). Концепция предполагает платный вход в заведение, тогда как еда и напитки реализуются по себестоимости.
В 2020 году осуществляли деятельность 512 предприятий общественного питания на 31,6 тыс. посадочных мест. Из-за пандемии новой коронавирусной инфекции и введения режима повышенной готовности приостановили или прекратили деятельность 66 предприятий на 6,0 тыс. посадочных мест. Снижение количества предприятий и временное приостановление деятельности повлекло за собой падение оборота общественного питания до 13,4 млрд рублей и составил 71 процент к уровню 2019 года. Оборот общественного питания на душу населения за 2020 год снизился до 29,0 тыс. рублей и составил 67 процентов к уровню 2019 года.
В 2019 году на территории города функционировали 113 летних площадок с оказанием услуг питания на 10,5 тысячи посадочных мест, в 2020 году - 112 единиц на 10,3 тысячи посадочных мест. Работа летних площадок позволила пополнить бюджет города Ставрополя соответственно на 1,9 млн рублей и на 2,1 млн рублей. В 2021 году плановый показатель составляет 2,14 млн рублей, ожидаемый - 2,7 млн рублей.
Благодаря изменившемуся покупательскому поведению доставка готовой еды из ресторана стала частью нашей сегодняшней жизни.
Многие заведения общественного питания, рассчитанные на средний класс, уже пересмотрели стратегию развития и создали практически с нуля собственные службы доставки. А к платформам доставки еды Яндекс.Еда и DeliveryClub уже подключились 38 процентов предприятий общественного питания. Переход на доставку еды на дом - верное адаптационное решение для ресторанного бизнеса.
Данная отрасль помогает предприятиям пережить кризис, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Бытовое обслуживание населения - сфера экономики, связанная с деятельностью по ремонту и модернизации уже существующих товаров и удовлетворению вновь появляющихся потребностей, выполняемая по индивидуальным заказам населения. В настоящее время актуальность сферы услуг бытового характера возрастает. Такой подход позволяет выявить наиболее востребованные виды услуг: ремонт жилья, потребление услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги по пошиву и ремонту одежды. Непроизводственные бытовые услуги сегодня имеют тенденции: рост сферы парикмахерских услуг - от обычных парикмахерских до салонов красоты, с максимальным набором услуг, оснащенных современным оборудованием, инструментом, новыми препаратами; появление крупных фитнесс-центров с комплексом услуг в сфере спорта и здоровья; переход ряда услуг из социальных в разряд престижных (вместо общественных бань и душевых появились сауны и VIP клубы); появление новых видов услуг, таких как клининг - профессиональная уборка помещений и других. Сфера бытовых услуг развивается и имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения качества жизни населения.
Одной из задач повышения качества жизни населения является правовая основа защиты прав потребителей.
Анализ ситуации в городе Ставрополе показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей снижается. В 2018 году рассмотрено 950 обращений потребителей, в 2019 году - 450, в 2020 году - 346, оказано содействие в возврате денежных средств на сумму 7,42 млн рублей.
Остается серьезной проблемой профессиональное образование работников торговли, общественного питания и, особенно, бытового обслуживания, специалистов массовых профессий и технического персонала. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
2. Задачи Подпрограммы
Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач Подпрограммы:
формирование современной многоформатной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Ставрополя;
формирование добросовестной конкуренции как основы повышения доступности товаров и услуг на территории города Ставрополя;
формирование эффективной доступной системы обеспечения защиты прав потребителей на территории города Ставрополя.
3. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы рассчитана на 4 года, с 2022 года по 2025 год включительно.
4. Перечень и общая характеристика мероприятий Подпрограммы
Перечень и общая характеристика мероприятий Подпрограммы приведены в приложении 5 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Финансирование Подпрограммы в 2022 - 2025 годах осуществляется за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 17632,04 тыс. рублей, в том числе:
2022 год - 4408,01 тыс. рублей;
2023 год - 4408,01 тыс. рублей;
2024 год - 4408,01 тыс. рублей;
2025 год - 4408,01 тыс. рублей
Объем бюджетных средств определяется решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование за счет средств бюджетов Российской Федерации и Ставропольского края, а также за счет средств внебюджетных источников не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.