Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Общая характеристика текущего состояния сферы реализации программы и прогноз ее развития
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27 мая 2011 г. N 64 (далее - Стратегия), одной из главных целей экономического развития города Ставрополя является создание условий для опережающего роста реального сектора экономики города Ставрополя посредством привлечения частных инвестиций, направленных, в первую очередь, на развитие наиболее перспективных отраслей экономики.
Город Ставрополь имеет имидж провинциального южного города, не проявившего свою отраслевую специализацию. Бренды продукции массового потребления, выпускаемой предприятиями города Ставрополя, узнаваемы только на локальных рынках и не имеют общероссийской известности.
По итогам 2012 года город Ставрополь занял первое место в номинации "Город с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства" и был награжден Национальной премией "Золотой Меркурий", а в номинации "Создание условий для ведения бизнеса" город Ставрополь вышел на седьмое место среди 30 российских городов.
По оценке делового журнала "РосБизнесКонсалтинг" в 2012 году среди 64 крупных городов России город Ставрополь занял 13 место в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов. В среднесрочной перспективе, при условии реализации настоящей Подпрограммы, планируется войти в рейтинговую десятку по условиям ведения бизнеса среди крупных городов России. Именно стратегические (прямые) инвестиции могут стать катализатором динамичного роста экономики города Ставрополя, обеспечить приток новых кадров, современных технологий и эффективных способов управления.
В соответствии со Стратегией ключевой идеей развития города Ставрополя является концепция города растущих возможностей, включающая в себя создание условий для гармоничного развития личности, формирование доброжелательной городской среды, создание условий для здоровой экономики и сильного бизнеса.
Стратегия развития города Ставрополя складывается из многих факторов, влияние на которые оказывает геополитическое положение города Ставрополя, наличие рыночных механизмов ведения бизнеса, демографическая ситуация, кадровый потенциал, нормативно-правовая база в области инвестиций и многое другое. В городе Ставрополе расположены строительные организации, предприятия приборостроения и машиностроения, предприятия пищевой и легкой промышленности. Город Ставрополь обладает значительным инвестиционным потенциалом. Осуществляется формирование и реализация муниципальных программ в области энергосбережения, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.
Для оценки уровня развития экономики города Ставрополя проведен сравнительный анализ отдельных относительных показателей со средним уровнем по Российской Федерации и средним уровнем Ставропольского края. Экономика города Ставрополя занимает ведущие позиции в таких сферах, как розничная торговля, строительство жилья, платные услуги населению, общественное питание.
В городе Ставрополе зарегистрировано более 17 тысяч организаций. Промышленный комплекс составляют 157 крупных и средних предприятий.
В 2012 году на территории города Ставрополя осуществляли свою деятельность 26290 субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 1,5% больше, чем в 2011 году.
Незначительные темпы роста отгруженной продукции объясняются значительным снижением объемов отгрузки на предприятиях-производителях строительных материалов. Так, по итогам 2012 года объем отгруженной продукции крупными и средними предприятиями в данном сегменте составил 66,7% к уровню 2012 года.
В 2012 году по обрабатывающим производствам отгружено промышленных товаров на сумму 23 млрд. 957 млн. рублей, что на 2% выше уровня 2011 года.
Ставрополь проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиции ряду региональных центров Юга России, поэтому инвесторы нередко предпочитают создавать новые предприятия в городе Ростове-на-Дону, городе Краснодаре, городе Волгограде.
В 2012 году в развитие экономики и социальной сферы города Ставрополя организациями инвестировано 15,051 млрд. рублей, что на 15,4% меньше уровня 2011 года.
За январь-июль 2013 года на развитие экономики и социальной сферы города Ставрополя крупным организациям вложено 4344,6 млн. рублей инвестиций, что на 5,9% больше к аналогичному периоду предыдущего года.
Основным источником инвестиций в основной капитал для большинства предприятий и организаций города Ставрополя остаются собственные средства, большую часть которых составляет прибыль. Доля прибыльных предприятий в городе Ставрополе в общем количестве предприятий составляет 65,8%, на долю убыточных предприятий приходится 34,2%. В силу недостаточной рентабельности у части предприятий и организаций города Ставрополя основная часть прибыли идет на обеспечение их текущей деятельности, при этом состояние основных фондов ухудшается. Незначительная часть, направляемых предприятиями средств на финансирование капитальных вложений, идет на модернизацию предприятий промышленности города Ставрополя.
Сложившаяся в настоящее время отраслевая структура экономики, в которой преобладают торговля и сфера услуг, развивающиеся при низком уровне капитальных вложений, является результатом низкого уровня инвестиционной активности в городе Ставрополе.
Инвестиционную активность в городе Ставрополе сдерживают такие показатели, как:
недостаток промышленных площадок, оборудованных инженерной инфраструктурой и поставленных на государственный кадастровый учет;
значительные стартовые издержки стратегических инвесторов;
административные барьеры;
отсутствие механизмов финансирования затрат по подготовке промышленных площадок "под ключ" на принципах муниципально-частного партнерства;
сложность процедур присоединения к инженерным сетям.
Ввиду бюджетных ограничений отсутствует возможность осуществлять финансирование всей необходимой инфраструктуры в соответствующих сферах деятельности исключительно за счет бюджетных средств.
В данной ситуации возникает необходимость привлечения частных инвестиций и взаимовыгодное сотрудничество между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Основной формой такого взаимодействия становится муниципально-частное партнерство.
Муниципально-частное партнерство позволит привлечь инвестиции в экономику и социальную сферу города Ставрополя, эффективно использовать муниципальные и частные ресурсы, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы для развития экономики и социальной сферы города Ставрополя, повысить уровень жизни населения, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя.
В целях формирования положительного имиджа города Ставрополя и продвижения конкурентных преимуществ необходимо особое внимание уделить формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Ставрополя и повышению инвестиционной активности.
Реализация Подпрограммы позволит организовать системную работу по формированию и продвижению положительного имиджа города Ставрополя как города, привлекательного для отдыха и ведения бизнеса.
Одним из условий успешной реализации Подпрограммы будет являться ее ориентация на современные подходы и технологии ведения бизнеса, инвестиционной деятельности, международного сотрудничества, основанные на активном использовании информационных технологий и коммуникаций.
Отказ от программно-целевого метода будет означать рассогласование в цепи мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности в городе Ставрополе, что может привести к падению темпов экономического развития.
Инвестирование является одним из важнейших источников экономического роста города Ставрополя и основой научно-технического прогресса. Успешное решение задач обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста города Ставрополя на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в значительной степени зависит от формирования и реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций, которые оказывают существенное влияние на уровень социально-экономического развития города Ставрополя.
Прогноз реализации Подпрограммы основывается на достижении уровней ее целевых индикаторов и показателей, указанных в приложении 2 к Подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.