Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации программы и прогноз ее развития
Начиная с 2004 года бюджетная политика администрации города Ставрополя была направлена на совершенствование системы управления муниципальными финансами в соответствии с базовыми направлениями бюджетных реформ, определенными Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах.
См.:
Решение Ставропольской городской Думы от 28 сентября 2005 г. N 117 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Ставрополе"
Постановление администрации города Ставрополя от 3 октября 2011 г. N 2748 "О муниципальной долговой книге города Ставрополя"
В указанный период были утверждены и реализованы Программа реформирования муниципальных финансов города Ставрополя на 2005 - 2006 годы и Программа повышения эффективности бюджетных расходов в городе Ставрополе на 2011 - 2013 годы.
Основными результатами проводимых бюджетных реформ стали:
планирование расходов бюджета города на очередной финансовый год исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств на основе реестра расходных обязательств;
внедрение в бюджетный процесс среднесрочного финансового планирования;
начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая развитие программно-целевых методов бюджетного планирования, а также переход от сметного финансирования муниципальных учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города;
упорядочение принятых социальных обязательств перед населением.
Вместе с тем, проводимая на федеральном уровне бюджетная политика ставит новые задачи в сфере управления муниципальными финансами, направленные на решение проблем, продолжающих оставаться актуальными для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
недостаточная ориентация системы муниципального финансового контроля на оценку эффективности бюджетных расходов;
отсутствие всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях совершенствования данного механизма;
недостаточная открытость бюджетов, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Решение указанных проблем позволит обеспечить финансовую стабильность города Ставрополя, создаст необходимые условия и предпосылки для достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития города Ставрополя, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27 мая 2011 г. N 64 (далее - Стратегия).
Данная работа будет осуществляться в рамках настоящей программы.
Программа имеет существенные отличия от других муниципальных программ города Ставрополя. Она является обеспечивающей, то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе администрации города Ставрополя, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Исходя из этого результатами программы являются достижение и соблюдение определенных целевых индикаторов и показателей программы, характеризующих:
состояние и (или) тенденции динамики развития бюджетной и налоговой системы города Ставрополя;
"качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, проводимой администрацией города Ставрополя;
"качество" нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетного процесса в городе Ставрополе.
В программу включены следующие особые, нетипичные для других муниципальных программ расходы, которые не имеют прямого влияния на достижение ее целей:
расходы на обслуживание муниципального долга города Ставрополя, объем которых напрямую зависит от долгосрочной бюджетной политики города Ставрополя и сценариев долговой политики города Ставрополя;
средства резервного фонда администрации города Ставрополя;
расходы на выплаты на основании исполнительных листов судебных органов.
Несмотря на то, что большинство мероприятий программы не могут быть непосредственно увязаны с достижением определенных Стратегией целей, реализация программы вносит значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей социально-экономического развития города Ставрополя, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения города Ставрополя.
Для обеспечения макроэкономической стабильности, устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики, роста уровня и качества жизни населения, для тесной увязки стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями необходимо обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Ставрополя как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г.
Основой для решения перечисленных задач является разработка долгосрочной бюджетной стратегии города Ставрополя до 2025 года (далее - бюджетная стратегия).
Разработка бюджетной стратегии будет базироваться на муниципальных программах, как связующем звене между долгосрочными целями социально-экономического развития города Ставрополя и бюджетными проектировками на очередной финансовый год и плановый период.
Муниципальные программы должны полностью обеспечить решение всех основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления города Ставрополя по решению вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Реализация программно-целевого принципа планирования бюджета города позволит перейти к систематическому анализу эффективности его расходов для достижения поставленных целей взамен действующего подхода - контроля суммы расходов на то или иное направление расходования средств бюджета города.
Особое внимание должно быть уделено обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения муниципальных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя.
Для достижения целей, стоящих перед органами местного самоуправления города Ставрополя, муниципальные программы должны разрабатываться на основе надежных экономических прогнозов, а расчет ресурсного обеспечения реализации муниципальных программ должен осуществляться на основе конкретных конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей социально-экономического развития города Ставрополя.
Бюджетной стратегией будут предусмотрены механизмы повышения эффективности бюджетной политики и обеспечена предсказуемость реакций бюджетной системы города Ставрополя на воздействие внешних экономических факторов.
Ожидаемыми основными результатами реализации программы являются:
своевременное и качественное составление проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период и бюджетной отчетности о его исполнении;
формирование параметров бюджета города исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации, при сохранении оптимальной налоговой и долговой нагрузки;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов;
создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
качественная организация исполнения бюджета города;
открытость и доступность для граждан информации о бюджете города, бюджетном процессе;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города;
увеличение количества главных распорядителей средств бюджета города, имеющих действенные механизмы внутреннего контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета города, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета и осуществлением мер, направленных на повышение эффективности (результативности и экономности) использования средств бюджета города.
На решение задач и достижение целей программы могут оказать влияние внутренние и внешние риски реализации программы. Анализ данных рисков и принятие мер по управлению ими осуществляет ответственный исполнитель программы - комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя.
К внутренним рискам реализации программы относятся:
несвоевременная разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение основных мероприятий программы;
неготовность организационной структуры комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя к эффективному управлению процессом реализации мероприятий программы;
длительный срок реализации программы и, как следствие, возрастание неопределенности по мере реализации программы.
Мерами управления внутренними рисками реализации программы являются:
оперативный мониторинг выполнения мероприятий программы;
своевременная актуализация содержания и сроков исполнения мероприятий программы с сохранением ожидаемых результатов их реализации.
К внешним рискам реализации программы относятся:
снижение темпов социально-экономического развития города Ставрополя;
увеличение инфляции;
несовершенство системы нормативного правового регулирования в сфере реализации программы на федеральном и региональном уровнях;
чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, постигшие город Ставрополь.
Для управления внешними рисками реализации программы в течение всего срока ее реализации необходимо осуществлять мониторинг изменения ситуации на мировом финансовом рынке, прогнозировать социально-экономическое развитие города Ставрополя с учетом возможного ухудшения экономической ситуации, а также создавать собственные резервные источники бюджета города - резервный фонд администрации города Ставрополя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.