Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сферы
реализации Подпрограммы и прогноз ее развития
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьей 35 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
Мероприятия по развитию муниципальной службы в городе Ставрополе за период 2009 - 2013 годов выполнялись в соответствии с муниципальной целевой программой "Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров города Ставрополя на 2007 - 2009 годы", утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 27 декабря 2006 года N 155 (далее - Программа на 2007 - 2009 годы), и ведомственными (отраслевыми) муниципальными целевыми программами: "Развитие муниципальной службы в городе Ставрополе на 2010 год" (далее - Программа на 2010 год), утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 08.10.2009 N 895; "Развитие муниципальной службы в городе Ставрополе на 2011 год" (далее - Программа на 2011 год), утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 06.08.2010 N 2262; "Развитие муниципальной службы в городе Ставрополе на 2012 год" (далее - Программа на 2012 год), утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 24.08.2011 N 2385; "Развитие муниципальной службы в администрации города Ставрополя на 2013 год" (далее - Программа на 2013 год), утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 23.08.2012 N 2590.
С целью регулирования вопросов муниципальной службы и кадровой политики в администрации города Ставрополя и органах администрации города Ставрополя постоянно проводится мониторинг реализации законодательства Российской Федерации, законодательства Ставропольского края. В случае необходимости вносятся изменения в правовые акты администрации города Ставрополя.
Одним из инструментов повышения эффективности муниципального управления является подготовка кадров. Повышение муниципальными служащими уровня знаний и овладение профессиональными навыками оказывают непосредственное влияние на качество и эффективность принимаемых решений.
Повышение профессионализма муниципальных служащих обеспечивается путем организации дополнительного профессионального образования.
В целях организации работы по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих администрации города Ставрополя, органов администрации города Ставрополя постоянно ведется работа по совершенствованию системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, которая включает в себя:
мониторинг и прогнозирование потребности в повышении профессионального уровня муниципальных служащих;
организацию в установленном порядке подготовки, профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации муниципальных служащих;
контроль за качеством и актуализацией программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, за максимальным приближением содержания образовательных программ к направлениям профессиональной деятельности по замещаемым должностям;
обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
анализ морально-психологического климата коллективов администрации города Ставрополя и ее органов, психологическое просвещение муниципальных служащих города Ставрополя.
Так, в рамках реализации мероприятий программ по развитию муниципальной службы в городе Ставрополе повысили уровень профессиональной подготовки:
по Программе на 2010 год - 110 муниципальных служащих города Ставрополя, что составило 12,2% от общего количества муниципальных служащих города Ставрополя;
по Программе на 2011 год - 150 муниципальных служащих города Ставрополя, что составило 17,0% от общего количества муниципальных служащих города Ставрополя;
по Программе на 2012 год - 143 муниципальных служащих города Ставрополя, что составило 15,0% от общего количества муниципальных служащих города Ставрополя.
В настоящее время осуществляется Программа на 2013 год. Первоначально на ее реализацию была утверждена сумма в размере 674,69 тысяч рублей. В соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 03 июля 2013 г. N 382 "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "О бюджете города Ставрополя на 2013 год" финансирование уменьшено на 90333 рублей, и составило 583668 рублей, что приведет к снижению результативности мероприятий Программы на 2013 год и процент муниципальных служащих, повысивших свой профессиональный уровень, уменьшится до 5,5% вместо 10% запланированных.
В рамках Программы на 2013 год:
прошли курсы повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ставропольский государственный аграрный университет" по программе "Информационное, организационное и документационное обеспечение муниципального управления" (36 часов) 18 муниципальных служащих;
направлены и проходят обучение по профессиональной переподготовке в Ставропольском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" по программе "Государственное и муниципальное управление" (506 часов) 10 муниципальных служащих;
направлены на курсы повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ставропольский государственный аграрный университет" по программе "Управление государственными и муниципальными закупками" (72 часа) 2 муниципальных служащих;
планируется направить на курсы повышения квалификации по программе "Управление государственными и муниципальными заказами" (24 часа) 16 муниципальных служащих и по программе "Правовое обеспечение органов местного самоуправления" (72 часа) 17 муниципальных служащих.
Обучение муниципальных служащих должно осуществляться с применением современных технологий подготовки управленческих кадров и с учетом специфики профессиональной деятельности. Необходимость улучшения качества профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих заслуживает первостепенного внимания. Высокие требования к качеству оказываемых образовательных услуг обусловлены особенностями характера труда муниципальных служащих и его правового регулирования.
В современных условиях развитие системы местного самоуправления и муниципальной службы, как ее неотъемлемой составляющей, осуществляется на основе комплексного подхода. Он подразумевает не только повышение образовательного и профессионального уровня муниципальных служащих, но и оценку работников путем проведения аттестации, систему мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, организационно-методическому и аналитическому сопровождению в сфере муниципальной службы, рациональное использование кадрового потенциала муниципальных служащих, анализ морально-психологического климата и психоэмоционального состояния муниципальных служащих.
В целях соблюдения действующего федерального и краевого законодательства о муниципальной службе проводится систематический мониторинг сведений об организации муниципальной службы и кадровой работы в администрации города Ставрополя и в органах администрации города Ставрополя, предметом которого является анализ расстановки и движения кадров, качественных характеристик работников, прогнозирование развития кадровой ситуации и потребности в кадрах в администрации города Ставрополя, органах администрации города Ставрополя. Также мониторинг включает в себя изучение обеспеченности квалифицированными специалистами, динамику их профессионального развития и движения; сведения об итогах проведения аттестации муниципальных служащих; сведения о штатной численности; сведения о формировании кадровых резервов на замещение должностей муниципальной службы.
В целях определения уровня профессиональных знаний, навыков и умений муниципальных служащих, соответствия замещаемой должности муниципальной службы и перспектив дальнейшего служебного роста муниципальных служащих проводится мониторинг по определению муниципальных служащих подлежащих аттестации. За период 2009 - 2013 годы аттестацию прошли более 400 муниципальных служащих администрации города Ставрополя и ее органов.
С целью обеспечения администрации города Ставрополя, органов администрации города Ставрополя высококвалифицированными специалистами, отвечающими современным требованиям в области муниципального управления, осуществлялся постоянный контроль и координация работы кадровых служб органов администрации города Ставрополя по вопросам формирования кадровых резервов.
Резерв управленческих кадров представляет собой специально сформированный на основе индивидуального отбора и комплексной оценки состав высококвалифицированных специалистов, положительно оцениваемых по результатам их деятельности, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на должности муниципальной службы, руководящие должности в муниципальных организациях города Ставрополя.
Система работы с резервом управленческих кадров включает в себя формирование резерва управленческих кадров города Ставрополя и кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации города Ставрополя и органах администрации города Ставрополя, организацию подготовки лиц, состоящих в резерве, и его эффективное использование.
В 2011 году для замещения должностей муниципальной службы и руководящих должностей в муниципальных учреждениях (организациях) города Ставрополя, подведомственных отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Ставрополя состояло 660 кандидатов, из них в муниципальном резерве управленческих кадров города Ставрополя состоит 114 кандидатов, в кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации города Ставрополя - 59 кандидатов, в резерве управленческих кадров для замещения руководящих должностей в муниципальных учреждениях (организациях) города Ставрополя, подведомственных отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города Ставрополя - 487 кандидатов.
По состоянию на 01 октября 2013 года в резерве управленческих кадров города Ставрополя состоят 7 кандидатов, а в муниципальном резерве управленческих кадров города Ставрополя - 73 кандидата.
Также проводится работа по разработке и утверждению индивидуальных планов по подготовке лиц, включенных в муниципальный резерв управленческих кадров города Ставрополя.
В рамках реализации муниципальных программ в части касающейся повышения квалификации муниципальных служащих администрации города Ставрополя и ее органов, в целях подготовки лиц, включенных в муниципальный резерв управленческих кадров города Ставрополя в 2011 году прошли обучение 21 кандидат, в 2012 году - 11 кандидатов, в 2013 году - 10 кандидатов.
Повышение профессионального уровня муниципальных служащих возможно посредством реализации приоритетных направлений работы с кадровым составом муниципальной службы путем совершенствования системы оценочных процедур, улучшения качества программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
За последние несколько лет заметно возросли требования к органам местного самоуправления со стороны гражданского общества. Требуется выработка оптимального порядка взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с администрацией города Ставрополя, формирование мониторинга общественного мнения об эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих, повышение открытости муниципальной службы.
Вместе с тем отсутствует система оценочных показателей результативности профессиональной деятельности муниципальных служащих, а недостаточная открытость муниципальной службы города Ставрополя способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.
Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством о муниципальной службе механизмы стимулирования муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию муниципальных служащих.
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит внедрить современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии, сформирует у муниципальных служащих необходимые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющие реализовывать полномочия органов местного самоуправления на высоком уровне, эффективно выполнять должностные обязанности и выработать качества, препятствующие эмоциональному выгоранию.
Реализация программных мероприятий будет способствовать выходу муниципальной службы в городе Ставрополе на более высокий качественный уровень, что позволит сделать более эффективным механизм муниципального управления во всех сферах деятельности администрации города Ставрополя и органов администрации города Ставрополя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.