Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Ставропольской городской Думы
от 27 февраля 2013 г. N 332
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя на 2013-2017 годы
Паспорт Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя на 2013-2017 годы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя на 2013-2017 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1493-р "Об утверждении плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и перечней пилотных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций в развитие энергетики и системы коммунальной инфраструктуры, координацию реализации которых осуществляют Минэкономразвития Российской Федерации и Минрегион Российской Федерации"; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований" |
Заказчик Программы |
администрация города Ставрополя |
Разработчик Программы |
комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя |
Исполнители Программы |
организации коммунального комплекса, осуществляющие эксплуатацию систем и объектов коммунальной инфраструктуры, иные хозяйствующие субъекты |
Цели и задачи Программы |
цели Программы: комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию коммунальной сферы; улучшение качества коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; обеспечение коммунальными ресурсами новых потребителей в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства; повышение надежности и эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения; повышение уровня благоустройства и улучшение экологической обстановки города. Задачи Программы: строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов системы коммунальной инфраструктуры города Ставрополя с применением передовых технологий; обеспечение эффективного привлечения и освоения инвестиционных ресурсов; снижение эксплуатационных затрат и стоимости коммунальных услуг; снижение уровня износа системы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения города Ставрополя |
Сроки реализации Программы |
2013-2017 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
мероприятия по реконструкции, модернизации, строительству тепловых источников в разрезе тепловых (планировочных) районов; мероприятия по внедрению автоматизированной системы контроля учета энергоресурсов (АСКУЭ); мероприятия по реконструкции, модернизации, прокладке тепловых сетей в разрезе тепловых (планировочных) районов; мероприятия по разработке и внедрению информационно-аналитической системы (ИАС) диспетчерского контроля, мониторинга и управления на базе геоинформационной системы; мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоснабжения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра; мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоснабжения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра; мероприятия по новому строительству объектов водоснабжения; мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоотведения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра; мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоотведения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра; мероприятия по новому строительству объектов водоотведения; мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей среднего напряжения СН; мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей низкого напряжения НН; мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции машин и оборудования подстанций СН, НН; мероприятия по новому строительству электрических сетей среднего напряжения СН; мероприятия по новому строительству машин и оборудования подстанций СН, НН; мероприятия по реконструкции газового оборудования; мероприятия по строительству газопроводов; мероприятия по реконструкции газопроводов; мероприятия по строительству станций катодной защиты СКЗ; мероприятия по кольцеванию газопроводов |
Объемы и источники финансирования Программы |
прогнозируемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, составит 4 599 694,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 669 637,0 тыс. рублей; 2014 год - 1 027 316,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 167 786,0 тыс. рублей; 2016 год - 740 697,0 тыс. рублей; 2017 год - 994 258,0 тыс. рублей. Источниками финансирования Программы являются: собственные средства организаций коммунального комплекса, в том числе: плата за подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры; прибыль, направляемая на инвестиции; средства, поступающие в виде инвестиционной составляющей тарифа; амортизационные отчисления по объектам инвестирования; средства внебюджетных фондов; прочие источники |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
по итогам реализации Программы должны быть получены следующие результаты: обеспечен требуемый уровень эффективности, сбалансированности, безопасности и надежности функционирования системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения города Ставрополя; созданы инженерные коммуникации и производственные мощности системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения для подключения вновь построенных (реконструируемых) объектов жилищного фонда, социальной инфраструктуры, общественно-делового и производственного назначения; обеспечено качественное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение потребителей города Ставрополя при одновременном снижении стоимости услуг; достигнуты значения целевых индикаторов, установленных настоящей Программой; обеспечено эффективное освоение и возврат вложенных средств при сохранении приемлемой ценовой политики |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
целевые индикаторы Программы приведены в таблице 4 |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
Ставропольская городская Дума, администрация города Ставрополя, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, комитет экономического развития администрации города Ставрополя, комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя |
1. Характеристика существующего состояния коммунальной инфраструктуры
1.1. Теплоснабжение
См. Постановление администрации города Ставрополя от 27 августа 2014 г. N 2864 "Об утверждении схемы теплоснабжения города Ставрополя на период 2014 - 2029 годов"
Развитие системы централизованного теплоснабжения города Ставрополя с 1984 года осуществлялось в соответствии с генеральным планом развития города на основании "Схемы теплоснабжения г. Ставрополя на 2005 год с перспективой до 2010 года", разработанной ОАО "Объединение ВНИПИ энергопром" Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, по тепловым (планировочным) районам.
ОАО "Теплосеть" является основной теплоснабжающей организацией, обеспечивающей 97,8 процента полезного отпуска тепловой энергии потребителям города Ставрополя.
Теплоснабжение Ставрополя осуществляется от промышленных и коммунальных котельных. Обеспечение теплом жилищно-коммунального сектора города Ставрополя производится от 76 котельных, находящихся в аренде у ОАО "Теплосеть", из них:
11 районных котельных мощностью свыше 20 гигакалорий в час, с коэффициентом полезного действия (КПД) 89-92 процента;
27 квартальных котельных мощностью от 5 до 20 гигакалорий в час, с КПД 85-92 процента;
38 котельных малой мощностью до 3 гигакалорий в час.
Средневзвешенный КПД всех установленных котлов составляет 84 процента. Суммарная производительность котельного оборудования составляет 828 гигакалорий в час. Общее количество отпускаемого котельными тепла - 823,1 гигакалорий в час. Котельные работают на природном газе. Теплоносителем крупных котельных является вода с параметрами 115-70°С, мелких - 95-70°С.
Транспорт тепла от котельных на предприятии осуществляется до потребителей по двухтрубным тепловым сетям, система теплоснабжения закрытая, с установкой подогревателей горячего водоснабжения в тепловых пунктах потребителей. Протяженность тепловых сетей составляет 209,3 километра (в двухтрубном исчислении), из которых 140 километров находятся в ветхом состоянии, так как полностью отработали свой эксплуатационный ресурс.
Существующая система теплоснабжения города Ставрополя формировалась в 70-80-е годы прошлого столетия, в основном на базе ведомственных котельных, постепенно передаваемых в муниципальную собственность. За годы ее существования ежегодно проводилось совершенствование схемы теплоснабжения путем строительства и реконструкции существующих тепловых сетей, закрытия нерентабельных котельных и замены котельного оборудования на более производительное. Но до 2007 года основным и единственным источником капитальных вложений в отрасль являлись инвестиционные составляющие тарифа на тепловую энергию: ремонтный фонд, амортизационные отчисления и прибыль на развитие. Таким образом, основное бремя развития отрасли долгое время лежало на плечах потребителей тепловой энергии через тариф.
Учитывая платежеспособность основных потребителей (93,6 процента общего объема теплопотребления составляют население и объекты социальной сферы города) и связанную с ней политику в области сдерживания тарифа, развитие отрасли было фактически остановлено на уровне выживания, так как инвестиционных источников в тарифе не хватало даже на простое воспроизводство отрасли. Поддержание производственных мощностей в работоспособном состоянии шло за счет "проедания" основных производственных фондов. Единственным источником финансирования капитальных вложений в модернизацию активной части производственных фондов явилось энергосбережение, проводимое в рамках все того же тарифа на тепловую энергию.
Таким образом, для теплового хозяйства города актуальной проблемой является моральная и физическая изношенность большей части основного и вспомогательного оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей. Эти неблагоприятные факторы вызывают значительные расходы потребляемых энергоресурсов, рост затрат на поддержание в рабочем состоянии котельного оборудования и тепловых сетей при росте непроизводительных потерь тепловой энергии, а также в значительной мере влияют на надежность и безотказность работы системы теплоснабжения.
Теплоэнергетическая отрасль является самой фондоемкой отраслью жилищно-коммунального хозяйства города. Анализ состояния основных производственных фондов показывает, что их износ, особенно активной части (котлы, котельное оборудование и тепловые сети), находится за критической отметкой в 70 процентов, и только благодаря капитальным вложениям, произведенным в ходе реализации Инвестиционной программы ОАО "Теплосеть" по развитию системы теплоснабжения города Ставрополя в 2006-годах, износ снизился в 2008 году до 56 процентов.
Анализ состояния системы теплоснабжения, эксплуатируемой ОАО "Теплосеть", и анализ данных по отказам на тепловых источниках и тепловых сетях за период с 2005 по 2010 год показывает, что наиболее актуальной проблемой является моральная и физическая изношенность большей части основного и вспомогательного оборудования котельных и трубопроводов тепловых сетей. Эти неблагоприятные факторы вызывают: повышенные расходы потребляемых энергоресурсов, рост затрат на поддержание в рабочем состоянии котельного оборудования и тепловых сетей, наличие непроизводительных потерь тепловой энергии при ее транспортировке, а также в значительной мере снижают надежность работы всей системы теплоснабжения.
Системный анализ данных по техническому состоянию теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей, структуры действующих тарифов на тепловую энергию, а также прогнозных данных по росту тепловых нагрузок и их распределению по локальным зонам теплоснабжения (тепловым районам) показал, что необходимо не просто восстановление в прежнем виде тепловых источников и тепловых сетей, а их модернизация на основе внедрения современных инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность производства и транспорта тепловой энергии, и за счет этого снизить в будущем эксплуатационные затраты в себестоимости отпускаемой тепловой энергии.
Системный анализ баланса тепловой мощности по тепловым (планировочным) районам показал, что в целом по зоне теплоснабжения ОАО "Теплосеть" дефицита мощности нет и располагаемых тепловых мощностей теплоисточников достаточно для обеспечения теплоснабжения до понижения среднесуточной температуры наружного воздуха до расчетной величины (-19°С). Однако в зонах теплоснабжения ряда котельных центрального района имеется дефицит мощности, что не позволяет обеспечить надежное и качественное теплоснабжение потребителей. В зоне теплоснабжения северо-западного района города имеется избыток мощности. Содержание избыточной (не используемой) мощности приводит к дополнительным затратам.
1.2. Водоснабжение
1.2.1. Водозаборные сооружения.
Подача воды городу Ставрополю, населенным пунктам Грачевского и Шпаковского районов с населением общей численностью более 600 тыс. человек осуществляется МУП "Водоканал" города Ставрополя из единственного источника - Сенгилеевского водохранилища, расположенного в 15 километрах от его западной окраины, на 437 метров ниже рельефа местности города, что определило уникальность технических решений, примененных при строительстве системы водоподачи. Полезный объем водохранилища - 260 млн. кубических метров, что в полной мере обеспечивает нужды водопотребления города. Подъем воды из водохранилища осуществляется по четырехкаскадной схеме, при этом водозабор совмещен с насосной станцией I подъема, оборудованной 10 мощными артезианскими насосами, а сама насосная станция размещена на свайном острове, выдвинутом в акваторию водохранилища на 80 метров. Насосные станции II и III подъемов (НС-4, НС-5) имеют рабочее давление, превышающее 250 метров водяного столба (25 атмосфер) и обеспечивают подъем воды на высоту 437 метров.
Далее транспортировка воды на очистные сооружения водопровода осуществляется по трем водоводам диаметром 700, 1000 и 1200 миллиметров самотеком до очистных сооружений водопровода. Расстояние от насосной станции "Островная" до очистных сооружений водопровода составляет 14 950 метров.
Аналогов системы водоподачи для города Ставрополя на территории бывшего Советского Союза нет.
Комплекс водозаборных сооружений расположен на оползневом склоне, что значительно влияет на надежность их работы, а при катастрофическом развитии оползневых процессов возможна чрезвычайная ситуация с разрушением водоводов и насосной станции N 5. Оползневой процесс 1989-1990 годов, вызванный выпадением большого количества осадков, коренным образом изменил работу всей системы водоподачи и в конечном итоге привел ее в аварийное состояние.
Любое снижение водоподачи насосными станциями влечет за собой необходимость перевода водоснабжения потребителей на график.
Необходимость строительства новой системы водоподачи на базе Сенгилеевского водохранилища связана с наличием постоянной угрозы возникновения аварийных ситуаций на существующей системе водоснабжения из-за активных оползневых подвижек грунта склонов всей юго-восточной части Сенгилеевской котловины.
В целях повышения надежности Ставропольского водопровода в 1988 году институтом ОАО "Севкавгипроводхоз" города Пятигорска был разработан проект, а в 1997 году начато строительство новой системы водозаборов и водоподачи для водоснабжения города Ставрополя мощностью сооружений 458,7 тыс. кубических метров в сутки, которое предполагалось осуществить в два этапа.
На первом этапе планировалось построить и ввести в эксплуатацию комплекс сооружений, обеспечивающих водоподачу около 200 тыс. кубических метров в сутки, в него входят:
насосная станция с тремя насосными агрегатами фирмы "Зульцер" высокой производительности и напором 500 метров;
водовод диаметром 1 400 миллиметров протяженностью 3,1 километра;
электроподстанция 110/35/6 киловольт с линией электропередач от Ставропольской ГРЭС протяженностью 65 километров;
инспекторская дорога и система отведения ливневых вод и опорожнения водоводов.
Вторым этапом предусматривалось создание новой системы водоподачи по постоянной схеме со строительством двух ниток водоводов от высоконапорной станции до площадки гидроколонны.
В настоящее время выполнены работы по строительству насосной станции второго подъема с тремя высоконапорными агрегатами типа "Зульцер", электроподстанции, участка водовода от насосной станции второго подъема до насосной станции N 5, инспекторской дороги. Для завершения строительства новой и аварийной систем водоподачи для города Ставрополя необходимо около 13 млрд. рублей.
Проектным институтом ОАО "Севкавгипроводхоз" при разработке технико-экономического обоснования строительства новой системы водозаборов и водоподачи для водоснабжения города Ставрополя в 1998 году были рассмотрены варианты забора и подачи воды в город Ставрополь из других источников. Оценка возможных источников: в районе города Ставрополя подземные воды отсутствуют, за исключением родников с небольшим дебитом, которые не покрывают требуемое водопотребление города. В качестве подземных источников предлагаются к рассмотрению варианты использования месторождений подземных грунтовых вод переувлажненных долин верховьев рек Теберда и Аксаут, а также Прикумского и Зеленокумского месторождений. Из поверхностных источников предложены варианты подачи воды из Правоегорлыкского канала с водозабором у села Донского, Новотроицкого водохранилища и из Большого Ставропольского канала. Работы по отысканию резервных источников водоснабжения необходимо продолжить.
1.2.2. Очистные сооружения водопровода.
Очистные сооружения водопровода построены в четыре очереди. Общая проектная производительность сооружений по очистке питьевой воды составляет 230 тыс. кубических метров в сутки. За прошедший период эксплуатации емкостных сооружений в результате их ветхости (первая очередь эксплуатируется с 1955 года, вторая очередь - с 1966 года, третья очередь - с 1973 года), постоянных динамических нагрузок снижена их прочность, имели место разрушения и протечки. Из-за конструктивных недостатков здания и принятых технологических решений при реконструкции эксплуатация первой очереди была крайне затруднена и неэффективна, ее фактическая производительность составляла 30 000 кубических метров в сутки (при проектной - 40 000 кубических метров в сутки). В настоящее время сооружения первой очереди выведены из схемы очистки и временно не работают. С целью повышения надежности работы сооружений очистки воды, увеличения их производительности за счет применения новых методов и технологий предприятие рассматривает вопросы реконструкции первой очереди очистных сооружений.
В системе очистки для обеззараживания питьевой воды на очистных сооружениях водопровода используется жидкий хлор. В 1980 году было начато строительство очистных сооружений водопровода в районе аэродрома ДОСААФ города Ставрополя производительностью 130 тыс. кубических метров в сутки. Строительно-монтажные работы были выполнены ориентировочно на 80 процентов, однако, из-за прекращения финансирования в 1990 году строительство было прекращено. В настоящее время ряд сооружений комплекса демонтирован, объект практически не охраняется и остался бесхозным. В то же время на действующих очистных сооружениях МУП "Водоканал", расположенных вблизи жилого массива по ул. Ленина, 456, назрела необходимость реконструкции с заменой оборудования и водоводов. Учитывая стесненность площадки и невозможность сокращения подачи воды, реконструкция сооружений практически невозможна. Кроме того, требуется решить вопрос выноса с площадки очистных сооружений хлораторной как химически опасного объекта.
1.2.3. Система подачи и распределения воды.
Генеральная схема водоснабжения города решена комплексно и включает в себя хозпитьевое и техническое водоснабжение. В связи с пересеченным рельефом местности предусмотрено 8 зон водоснабжения с устройством на диктующих отметках местности резервуаров для хранения регулирующего, аварийного и пожарного запасов воды.
Уровень обеспеченности населения водой соответствует нормам СНИП. Нормы водопотребления для населения города утверждены постановлением главы города Ставрополя от 27.12.2007 г. N 3980. Подача воды потребителям осуществляется круглосуточно без графиков и ограничений. Потребление воды населением в 2008 году составило 189 литров в сутки на человека. Общий объем забора из открытого источника водоснабжения в 2008 году составил 48 256,0 тыс. кубических метров, в том числе для потребителей города 36 565 тыс. кубических метров (остальной объем воды был передан потребителям близлежащих сельских населенных пунктов).
Водопроводные сети города в основном построены в 60-70-е годы XX века. Износ водопроводов составляет 68,6 процентов. Сверх нормативного срока эксплуатируется около 140 километров водоводов большого диаметра (более 500 миллиметров). Кроме того, в районах частной застройки с ростом интенсивности застройки и качества предоставляемых услуг существующие сети малого диаметра зачастую не обеспечивают пропуск воды и поддержание достаточного давления. Для обеспечения бесперебойного водоснабжения, как старых районов города, так и новых кварталов частной и многоэтажной застройки, назрела необходимость в разработке нового проекта генеральной схемы водоснабжения города, где были бы учтены нынешнее состояние города и перспективы роста.
1.3. Водоотведение
Система водоотведения города Ставрополя представляет собой комплекс сооружений, предназначенных для сбора и отведения сточных вод и очистных сооружений канализации.
В систему входят:
293,9 километра канализационных сетей и коллекторов;
15 насосных станций перекачки сточных вод;
очистные сооружения канализации микрорайона Демино производительностью 1,5 тыс. кубических метров в сутки;
очистные сооружения канализации города по ул. Объездной, 31 производительностью 135 тыс. кубических метров в сутки.
Схема канализации города Ставрополя централизованная, полная раздельная с отведением, очисткой хозбытовых и производственных стоков. Существующая сеть канализационных трубопроводов в основном построена до 1980 года.
Схема канализации города Ставрополя определена проектом с учетом планировки города, рельефа местности, направления коллекторов и местоположения площадки очистных сооружений. Холмистый, прорезанный глубокими впадинами рельеф города определил конструктивные особенности системы канализации. Крупные самотечные коллекторы диаметром 800-500 миллиметров имеют значительную протяженность и "пронизывают" город с запада на восток, являются основными магистралями для сбора и отвода стоков. В схеме канализации принято пять бассейнов канализации. Сточные воды города по основным коллекторам поступают в приемную камеру перед очистными сооружениями канализации, а затем проходят механическую и биологическую очистку и сбрасываются в речку Мутнянка. Значительная часть коллекторов работает с переполнением. Из-за динамических нагрузок и в результате длительной эксплуатации на ряде участков имеет место нарушение целостности труб и требуется их замена.
Существующая схема канализации до 2000 года позволяла развиваться городу и осуществлять сброс и отвод стоков от строящихся новых микрорайонов, прилегающих непосредственно к главным коллекторам. С бурным ростом жилищного строительства в юго-западном районе города возникла необходимость в дополнительном сбросе стоков в систему водоотведения города с увеличением мощности очистных сооружений.
Вместе с тем неохваченными канализацией остались районы города, которые расположены в пониженных местностях. Это прежде всего район Мамайки (на юг от ул. Пономарева), юго-западная и северо-западная промзоны, районы новой застройки ИЖС - 204, 448, 530, 531 кварталов, бульвара Зеленая Роща, Чапаевки, Туапсинки и другие.
Массовый рост коттеджного строительства и высотной застройки обнажил многие проблемы, в том числе и проблему очистки сточных вод. Требуется прокладывать многокилометровые канализационные коллекторы. Отсутствие достаточных средств не позволяло в полной мере решать вопросы строительства и реконструкции канализационных сетей и сооружений. Вместе с тем в результате повышения комфортности жилых зданий частной застройки выросли потребности в улучшении коммунальных услуг, в том числе и пользовании канализацией. Это привело к тому, что сброс сточных вод от населения значительно возрос, создался большой дефицит по очистке на очистных сооружениях (около 40 процентов). Разводящие сети канализации по городу, в районах старой застройки маломощны и не могут обеспечить нормальное водоотведение. А в районах новой застройки, где повсеместно канализация отсутствует и ее строительство связано с необходимостью вложения значительных средств, вопрос централизованного водоотведения не решается. Застройщики в этих условиях были вынуждены производить сброс сточных вод в выгребные ямы. При этом стоки в большинстве случаев не вывозятся, выгребные ямы строятся поглощающего типа. Имеет место излив стоков на поверхность в районах улиц Сочинской, Роз, 448 квартала.
В целях дальнейшего развития канализационной инфраструктуры на основе нового генерального плана города требуется выполнить корректировку проекта "Расширение и реконструкция канализации в городе Ставрополе (2 очередь)". При этом необходимо рассмотреть вопросы: строительства компактных локальных очистных сооружений, строительства новых очистных сооружений, максимально приближенных к жилому массиву юго-западного района, потребности в строительстве новых и реконструкции действующих коллекторов и насосных станций перекачки сточных вод.
1.4. Электроснабжение
Электроснабжение объектов города Ставрополя осуществляется от 10 центров питания, находящихся на балансе и обслуживании ОАО "Ставропольэнерго": подстанции 110/10/6 киловольт Западная, Восточная, Южная, Северная, Лесная, Заводская, Промышленная, Прибрежная, III подъем, Центральная.
Для распределения электроэнергии по территории города используется 32 распределительных пункта напряжением 6/10 киловольт, из них 21 находится на обслуживании сетевой организации Ставропольские электрические сети - филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго".
Всего в схеме электроснабжения города находится 761 трансформаторная подстанция, из них 574 в аренде и 187 обслуживаются сетевой организацией по договорам на оперативное и техническое обслуживание. Общая установленная мощность трансформаторов по городу Ставрополю составляет 424 мегаватта, мощность зимнего режимного дня по городу составила 165,2 мегаватта.
Общая протяженность электрических сетей составляет 1 921 километр, в том числе:
кабельные линии электропередачи - 827 километров,
воздушные линии электропередачи - 522 километра,
сети уличного освещения - 572 километра.
Двадцать пять процентов трансформаторных подстанций подключены по двухлучевой схеме и семьдесят четыре процента подстанций по кольцевой схеме. Только один процент трансформаторных подстанций подключены по радиальной схеме, т.е. они имеют одностороннее питание, это в основном трансформаторные подстанции садоводческих товариществ.
Износ оборудования трансформаторных подстанций и распределительных пунктов составляет 77 процентов, зданий и сооружений - 65 процентов, воздушных линий 6-10 киловольт - 29 процентов, воздушных линий 0,4 киловольт - 42 процента, кабельных линий 6-10 киловольт - 60 процентов, кабельных линий 0,4 киловольта - 68 процентов. Основными факторами, влияющими на повреждение линий электропередач, являются погодные условия и оползневые явления, активизирующиеся в период выпадения большого количества осадков.
Существующее финансирование производственных планов по обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи не позволяет выполнить в полном объеме предусмотренные нормативными документами регламентные работы.
Одной из основных проблем поддержания электрических сетей в эксплуатационном состоянии остается недостаток средств. Прежде всего это связано с низкой инвестиционной составляющей установленных тарифов. На протяжении нескольких лет в затратную часть тарифа в полном объеме не включаются нормативы средств на приобретение сырья и материалов для обслуживания сетей и проведение требуемых ремонтов.
Анализ планов застройки города Ставрополя, производственных программ промышленных потребителей, а также анализ возможности подключения новых объектов к существующим сетям электроснабжения выявляет дефицит пропускной способности питающих электросетей и невозможность обеспечивать бесперебойное электроснабжение потребителей электроэнергии.
1.5. Газоснабжение
Газоснабжение потребителей города Ставрополя осуществляется с 1954 года, обеспечивается северным и южным вводами в город газопроводов высокого давления.
Подача газа в город Ставрополь осуществляется от газораспределительной станции села Верхнерусское и газораспределительной станции - 4 в юго-западном районе города.
Распределение природного газа по потребителям осуществляется через 4 головных газораспределительных пункта.
На обслуживании ОАО "Ставропольгоргаз" находятся:
2 661,3 километра газовых сетей, из них на балансе акционерного общества 907,3 километра, износ которых составляет 69,4 процента;
3 784 газорегуляторных пункта, в том числе на балансе - 1 384;
1 303 предприятия и коммунально-бытовых объекта;
210 котельных;
119 станций катодной защиты.
Уровень газификации города составляет 98,6 процента. Строительство газовых сетей в городе в основном ведется за счет привлеченных средств, эксплуатируется 309,11 километра газовых сетей, отслуживших свой нормативный срок, из них 26,0 километра газовых сетей требуют срочной замены. Из-за отсутствия средств замена газовых сетей ведется не на должном уровне.
За период 2005-2008 годов произведена замена 3,9 километра газовых сетей за счет инвестиционной составляющей в цене на транспортировку природного газа и 3,5 километра газовых сетей за счет средств ОАО "Ставропольгоргаз".
В городе ведется интенсивное строительство жилого фонда, коммунально-бытовых объектов, что требует увеличения пропускной способности существующих газовых сетей, в связи с чем возникла необходимость в решении вопроса по перекладке газовых сетей с увеличением диаметра, замене морально устаревшего оборудования газорегуляторных пунктов на регуляторы большей производительности.
В настоящее время остро стоит вопрос развития системы газоснабжения юго-восточной части города.
1.6. Утилизация и захоронение твердых бытовых отходов
Практически все отходы производства и потребления города Ставрополя размещаются на полигоне твердых бытовых отходов ООО "Полигон Яр", расположенном по Старомарьевскому шоссе в балке Полковничий Яр, часть отходов вывозится на объекты обращения с отходами за пределами города Ставрополя. В 2007 году решением суда данная территория площадью 663 537 квадратных метров была передана ООО "Полигон Яр" в собственность. Проектная мощность полигона "Полигон Яр" составляет 800 тыс. кубических метров в год. В течение года на полигон с территории города Ставрополя вывозится до 1 млн. кубических метров отходов.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 14.10.2009 N 369-рп "О мерах по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ставропольского края" утвержден перечень межмуниципальных зональных центров (отходоперерабатывающих комплексов) в Ставропольском крае. В соответствии с данным перечнем Ставропольский межмуниципальный зональный центр определен на территории Шпаковского района в районе хутора Нижнерусский. Строительство данного объекта осуществляет ООО "Экология".
2. Перспективы развития города Ставрополя
Город Ставрополь - высокоразвитый многофункциональный региональный и межрайонный центр, один из крупных административных, научно-промышленных, культурных и туристических городов Северо-Кавказского экономического региона.
Перспективы развития Ставрополя в основном связаны с реконструкцией, техническим перевооружением и наращиванием производственных мощностей существующих предприятий при сохранении традиционной специализации машиностроительного комплекса. В городе Ставрополе предлагается создать центр нанотехнологий на основе научных исследований по созданию новых материалов и разработке новых источников энергии. Организация этого центра даст толчок развитию сопутствующих производств и будет способствовать занятости населения.
В связи с федеральной целевой программой "Жилище" новое строительство и реконструкция жилого фонда Ставрополя будут способствовать расширению предложений на рынке жилья и позволят развить ипотечную программу. Главной целью решения жилищной проблемы города является повышение уровня обеспеченности населения жильем, создания комфортных условий проживания и, как следствие, повышение качества жизни населения. Расчет жилищного строительства проводился исходя из рекомендаций территориального развития города в основном в юго-западном, южном и северном направлениях. На сегодняшний день численность населения города Ставрополя составляет 407,3 тыс. человек, средняя обеспеченность жильем чуть меньше 25,1 квадратного метра на одного человека.
В проекте генерального плана города Ставрополя на 2017 год численность населения предполагается 410,6 тыс. человек. Жилой фонд проектировался таким образом, чтобы предусмотреть обеспеченность жилой площадью жителей города в среднем на 25,5 квадратного метра на одного человека.
Сравнительный анализ уровня показателей благоустройства жилого фонда города приведен в таблице 1. По основным показателям у города лучшие позиции в сравнении с Российской Федерацией и Ставропольским краем.
Таблица 1. Сравнительные показатели уровня благоустроенности жилого фонда
%
Показатель |
Российская Федерация |
Ставропольский край |
Город Ставрополь |
Удельный вес общей жилой площади, оборудованной: | |||
водопроводом |
76,9 |
79,5 |
92,4 |
водоотведением (канализацией) |
72,8 |
73,8 |
92,0 |
отоплением |
81,9 |
84,3 |
97,0 |
ваннами (душем) |
66,2 |
68,2 |
85,9 |
газом (сетевым, сжиженным) |
69,4 |
90,5 |
98,6 |
горячим водоснабжением |
64,2 |
65,9 |
86,2 |
напольными электроплитами |
18,3 |
4,2 |
20,5 |
Общая площадь муниципального образования составляет 27 668,9 гектара. Из них площадь застроенных земель - 12 787 гектаров или 46,2 процента.
Основной тип застройки - многоэтажное жилье: 5-9 этажей и выше. Наряду с многоэтажным в Ставрополе будет развиваться и индивидуальное строительство. Семьи смогут приобрести жилье в соответствии со своим составом и уровнем доходов.
Территория Ставрополя разбита на 4 планировочных района: юго-западный, южный, северный и центральный.
До 2017 года намечено освоить около 0,28 тыс. гектара под строительство порядка 3 млн. квадратных метров жилой площади. Ориентировочные данные о расчете жилищного строительства по планировочным районам приведены в таблице 2.
Таблица 2. Объемы жилищного строительства
Планировочный район |
Территория, тыс. га |
Жилой фонд, тыс. кв. м |
||
существующее положение |
2017 год |
существующее положение |
2017 год |
|
Юго-западный |
0,31 |
0,46 |
2 110 |
3 300 |
Южный |
0,16 |
0,21 |
214 |
400 |
Северный |
0,96 |
1,2 |
1 995 |
2 800 |
Центральный |
1,45 |
1,27 |
3 165 |
4 000 |
Всего: |
2,88 |
3,16 |
7 484 |
10 500 |
Наибольшее количество территорий под новое строительство намечается освоить в юго-западном районе - 0,37 тыс. гектара. В центральном планировочном районе проектом предлагается провести масштабную реконструкцию жилого фонда вдоль улиц Серова, Тельмана, 8 Марта, Лермонтова от переулка Степного до переулка Пожарского.
Намечено снести около 400 тыс. квадратных метров ветхого аварийного жилья индивидуальной застройки и старые постройки 2-5-этажные.
В исторической части города, где жилые постройки являются памятниками архитектуры, намечено провести капитальный ремонт этих зданий и их оснащение современной инженерной инфраструктурой. Реконструкция жилого фонда в этой части города будет проведена с сохранением объемов жилого фонда. Реконструкция будет проводиться по улицам Таманской, Кирова, Станичной, Калинина, Горького, Орджоникидзе, Дзержинского, проспекту К. Маркса.
Разделение жилого фонда по характеру застройки и его параметры приведены в таблице 3.
Таблица 3. Структура жилой застройки
Характер застройки |
Жилой фонд, тыс. кв. м |
|
существующее положение |
2017 год |
|
Индивидуальная |
2 808 |
3 180 |
2-этажа |
630 |
630 |
5-этажей |
985 |
2 030 |
9 этажей и выше |
3 061 |
4 660 |
Всего: |
7 484 |
10 500 |
Ориентировочная электрическая нагрузка по городу на жилищно-коммунальный сектор составляет на 2017 год 193 мегаватта, суммарное электропотребление на 2017 год - 944,4 млн. киловатт часов в год.
Электропотребление промышленными предприятиями в 2017 году определено в соответствии с отчетными данными, предполагаемым ростом промышленности и увеличением электропотребления промпредприятиями в размере 645,5 млн. киловатт часов в год. Покрытие электронагрузок будет осуществляться от существующих подстанций путем их реконструкции.
Распределение электроэнергии по потребителям может производиться непосредственно с шин подстанций и через распределительные пункты и трансформаторные подстанции, строительство которых осуществляется в новых жилых районах. Передача и распределение электроэнергии всех напряжений в жилой застройке предусматривается кабельными линиями.
В связи с резким увеличением электропотребления населением рекомендуется поэтапно производить реконструкцию электрических сетей. Также назрела необходимость в разработке новой схемы электроснабжения города.
Потребности в тепле для селитебной застройки рассчитаны по укрупненным показателям теплового потока на отопление жилых зданий на 1 квадратный метр общей площади, исходя из санитарно-гигиенических норм, комфортных условий и условий энергосбережений для зданий, строительство которых осуществляется после 1 января 2001 года (СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", СНиП 23-01-99 "Строительная климатология").
Климатические данные:
расчетная температура для проектирования отопления - минус 19°С;
продолжительность отопительного периода - 168 суток.
Тепловая нагрузка на жилищно-коммунальный сектор города, включая Демино, на 2017 год составляет 2 141 гигакаллорию в час.
Теплоснабжение существующей капитальной застройки сохраняется от котельных. Мелкие котельные подлежат закрытию. В квартальных котельных рекомендуется производить реконструкцию путем замены старых котлов на современные, что увеличит мощность котельных и даст возможность подсоединить к ним потребителей ликвидируемых котельных.
Кроме того, необходимо произвести реконструкцию старых тепловых сетей с применением труб с современной теплоизоляцией. Обеспечение теплом нового жилищно-коммунального сектора города осуществляется следующим образом:
новая малоэтажная блокированная и усадебная застройка будут обеспечиваться теплом от индивидуальных источников - современных двух-контурных котлов российского или импортного производства;
многоэтажную застройку рекомендуется снабжать теплом от котельных.
Для получения горячей воды рекомендуется в подвалах домов применять полностью автоматизированные тепловые пункты (ИТП) с пластинчатыми теплообменниками.
Для отдельно стоящих зданий, удаленных от источников тепла, возможно устройство крышных или современных полностью автоматизированных блочных котельных.
К 2017 году предполагается 100 процентная газификация города.
Использование природного газа предусматривается следующими потребителями:
населением для целей пищеприготовления;
отопительными котельными;
населением, обеспеченным индивидуальными теплогенераторами (малоэтажная блокированная и коттеджная застройка);
производственными и коммунальными предприятиями.
При определении расходов газа на пищеприготовление процент охвата населения газовыми плитами определен в размере 83 процентов. 17 процентов населения, проживающего в высотных домах, обеспечиваются электроплитами.
Расход газа на пищеприготовление при централизованном теплоснабжении принят в размере 100 кубических метров в год на человека, в коттеджной застройке при индивидуальном источнике тепла - 250 кубических метров в год на человека.
В детских садах, школах, лечебных учреждениях, на предприятиях общественного питания пищеприготовление предусматривается на электрических плитах.
В 2017 году общее потребление газа городом составит 700,5 млн. кубических метров в год, в том числе:
на пищеприготовление - 67,3 млн. кубических метров в год;
на отопительные котельные - 289,5 млн. кубических метров в год;
на индивидуальные источники тепла - 248,3 млн. кубических метров в год;
на промышленность - 95,4 млн. кубических метров в год.
Для улучшения снабжения города природным газом предлагается строительство новых газопроводов, кольцевание существующих газопроводов. В связи с увеличением потребности в газе необходимо строительство новых газорегуляторных пунктов и шкафных распределительных пунктов, а также замена устаревшего газового оборудования в существующих газорегуляторных пунктах.
Расход водоотведения от городской застройки и промпредприятий на 2017 год составит 260,4 тыс. кубических метров в сутки.
Предусматривается дальнейшее развитие существующей системы канализации города - строительство новых и реконструкция существующих канализационных сетей, сооружений и биологических очистных сооружений канализаций до производительности 290 тыс. кубических метров в сутки.
При подготовке Программы учитывались данные следующих документов территориального планирования муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края:
стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года;
корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010-2030 годы.
3. Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры
По итогам реализации Программы должны быть получены следующие результаты:
обеспечен требуемый уровень эффективности, сбалансированности, безопасности и надежности функционирования системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения города Ставрополя;
созданы инженерные коммуникации и производственные мощности системы централизованного теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения для подключения вновь построенных (реконструируемых) объектов жилищного фонда, социальной инфраструктуры, общественно-делового и производственного назначения;
обеспечено качественное и бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение потребителей города Ставрополя при одновременном снижении стоимости услуг;
достигнуты значения целевых индикаторов, установленных настоящей Программой;
обеспечено эффективное освоение и возврат вложенных средств при сохранении приемлемой ценовой политики.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4. Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
Базовое значение 2009 г. |
Целевой показатель 2017 г. |
1. |
Размер потерь воды в водопроводных сетях |
% |
14,7 |
12,6 |
2. |
Размер потерь тепловой энергии от объема подачи тепла |
% |
11,2 |
9,8 |
3. |
Размер технологического расхода (потерь) электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям |
% |
13,18 |
12 |
4. |
Уровень износа объектов теплоснабжения |
% |
65,2 |
59,3 |
5. |
Уровень износа объектов водоснабжения |
% |
69,2 |
62,9 |
6. |
Уровень износа объектов водоотведения |
% |
74,7 |
68 |
7. |
Уровень износа объектов электроснабжения |
% |
62,4 |
56,8 |
8. |
Уровень износа объектов газоснабжения |
% |
69,4 |
63,2 |
9. |
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах: |
|
|
|
электрической энергии |
кВт.ч на одного проживающего |
1 290,44 |
1 210,48 |
|
тепловой энергии |
Гкал на 1 кв. м общей площади |
0,199 |
0,175 |
|
холодной воды |
куб. м на одного проживающего |
68,44 |
66,76 |
|
природного газа |
куб. м на одного проживающего |
195,64 |
171,05 |
|
10. |
Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями: |
|
|
|
|
электрической энергии |
кВт.ч на одного проживающего |
186,3 |
163,5 |
|
тепловой энергии |
Гкал на 1 кв. м общей площади |
0,22 |
0,164 |
|
холодной воды |
куб. м на одного проживающего |
2,58 |
1,99 |
|
природного газа |
куб. м на одного проживающего |
0,82 |
0,59 |
4. Система программных мероприятий
Программой предусматривается выполнение следующих мероприятий:
по реконструкции, модернизации, строительству тепловых источников в разрезе тепловых (планировочных) районов;
по внедрению автоматизированной системы контроля учета энергоресурсов (АСКУЭ);
по реконструкции, модернизации, прокладке тепловых сетей в разрезе тепловых (планировочных) районов;
по разработке и внедрению информационно-аналитической системы (ИАС) диспетчерского контроля, мониторинга и управления на базе геоинформационной системы;
по реконструкции-модернизации объектов водоснабжения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра;
по модернизации-реконструкции объектов водоснабжения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра;
по новому строительству объектов водоснабжения;
по реконструкции-модернизации объектов водоотведения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра;
по реконструкции-модернизации объектов водоотведения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра;
по новому строительству объектов водоотведения;
по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей среднего напряжения СН;
по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей низкого напряжения НН;
по техническому перевооружению и реконструкции машин и оборудования подстанций СН, НН;
по новому строительству электрических сетей среднего напряжения СН;
по новому строительству машин и оборудования подстанций СН, НН;
по реконструкции газового оборудования;
по строительству газопроводов;
по реконструкции газопроводов;
по строительству станций катодной защиты СКЗ;
по кольцеванию газопроводов.
Сводный перечень мероприятий Программы приведен в Приложении к Программе.
5. Объемы и источники финансирования Программы
Прогнозируемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, составит 4 599 694,0 тыс. рублей, в том числе:
мероприятия по реконструкции, модернизации, строительству тепловых источников в разрезе тепловых (планировочных) районов - 938 657,0 тыс. рублей;
мероприятия по внедрению автоматизированной системы контроля учета энергоресурсов (АСКУЭ) - 4 130,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции, модернизации, прокладке тепловых сетей в разрезе тепловых (планировочных) районов - 521 197,0 тыс. рублей;
мероприятия по разработке и внедрению информационно-аналитической системы (ИАС) диспетчерского контроля, мониторинга и управления на базе геоинформационной системы - 21 218,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоснабжения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра - 430 791,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоснабжения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра - 233 945,0 тыс. рублей;
мероприятия по новому строительству объектов водоснабжения - 63 012,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоотведения без увеличения мощности оборудования, сетей без увеличения диаметра - 271 735,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции-модернизации объектов водоотведения с увеличением установленной мощности, сетей с увеличением диаметра - 428 000,0 тыс. рублей;
мероприятия по новому строительству объектов водоотведения - 41 772,0 тыс. рублей;
мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей среднего напряжения СН - 373 991,0 тыс. рублей;
мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей низкого напряжения НН - 239 520,0 тыс. рублей;
мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции машин и оборудования подстанций СН, НН - 124 749,0 тыс. рублей;
мероприятия по новому строительству электрических сетей среднего напряжения СН - 253 743,0 тыс. рублей;
мероприятия по новому строительству машин и оборудования подстанций СН, НН - 633,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции газового оборудования - 42 738,0 тыс. рублей;
мероприятия по строительству газопроводов - 270 738,0 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции газопроводов - 168 165,0 тыс. рублей;
мероприятия по строительству станций катодной защиты СКЗ - 23 257,0 тыс. рублей;
мероприятия по кольцеванию газопроводов - 7 703,0 тыс. рублей;
Источниками финансирования Программы являются:
собственные средства организаций коммунального комплекса, в том числе: плата за подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры; прибыль, направляемая на инвестиции; средства, поступающие в виде инвестиционной составляющей тарифа; амортизационные отчисления по объектам инвестирования;
средства внебюджетных фондов;
прочие источники.
6. Управление Программой
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться через инвестиционные программы, разработанные организациями коммунального комплекса на основании условий технических заданий, утверждаемых главой администрации города Ставрополя в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Исполнителями Программы являются организации коммунального комплекса города Ставрополя.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Ставропольская городская Дума, администрация города Ставрополя, комитет экономического развития администрации города Ставрополя, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя.
Мониторинг и корректировка Программы осуществляется на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 115 "О принятии нормативных актов по отдельным вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 48 "Об утверждении Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса".
Не приводится
<< Назад |
||
Содержание Решение Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 г. N 332 "Об утверждении Программы комплексного развития систем... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.