13 апреля, 5 октября 2007 г.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Законом Ставропольского края от 6.12.05 г. N 62-кз "Об организации здравоохранения в Ставропольском крае" и распоряжением Губернатора Ставропольского края от 1 августа 2006 г. N 603-р "О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2006 году" подготовлен проект ведомственной целевой программы "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы" (далее - Программа).
Программа рассмотрена министерством экономического развития и торговли Ставропольского края, министерством финансов Ставропольского края и контрольно-счетной палатой Государственной Думы Ставропольского края. Получены положительные заключения к проекту Программы.
По рассмотрению проекта Программы коллегией министерства здравоохранения Ставропольского края принято положительное решение 25 октября 2006 года (протокол N 7, решение N 9).
В соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 11 февраля 2005 года N 57, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", включающую в себя разделы:
"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Ставропольском крае",
"Здоровье матери и ребенка в Ставропольском крае",
"Совершенствование лечебно-диагностического процесса в государственных учреждениях здравоохранения Ставропольского края",
"Охрана и укрепление здоровья населения Ставропольского края",
"Основные направления информатизации государственной системы здравоохранения на территории Ставропольского края".
2. Установить, что:
2.1. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Ставропольского края по разделу "Здравоохранение" на реализацию целевых программ.
3. Государственный заказчик и исполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, показателей результативности и рациональное использование финансовых и материальных средств, выделяемых на реализацию Программы.
4. Заместителю министра здравоохранения - начальнику отдела экономики и планирования Мелешкиной Н.В. и руководителям государственных учреждений здравоохранения, являющихся исполнителями Программы, совместно с министерством финансов Ставропольского края обеспечить финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Ставропольского края.
5. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранения муниципальных образований Ставропольского края (Георгиевский муниципальный район, город Георгиевск, город Невинномысск, город-курорт Пятигорск, город Ставрополь), с которыми заключены соглашения о намерениях ко взаимному сотрудничеству, предусмотреть при утверждении местных бюджетов на соответствующий финансовый год средства на выполнение отдельных мероприятий Программы и обеспечить их финансирование.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Ставропольского края Михайловского А.М.
7. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
С.Л.Вардосанидзе |
Ведомственная целевая программа
"Приоритетные направления развития здравоохранения
в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
(утв. приказом министра здравоохранения Ставропольского края
от 27 октября 2006 г. N 01-05/397)
13 апреля, 5 октября 2007 г.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Приказа
Паспорт
ведомственной целевой программы "Приоритетные направления развития
здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
Наименование - ведомственная целевая программа "Приоритетные
Программы направления развития здравоохранения
в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
(далее - Программа)
Основание - Основы законодательства Российской Федерации
для разработки об охране здоровья граждан (в редакции
Программы Федерального закона от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации
в связи с принятием федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации");
Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
(статья 6);
постановление Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об
утверждении перечня социально значимых
заболеваний и перечня заболеваний,
представляющих опасность для окружающих";
постановление Правительства Российской
Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О
федеральной целевой программе
"Предупреждение и борьба с социально
значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)";
Закон Ставропольского края от 6.12.05 г.
N 62-кз "Об организации здравоохранения
в Ставропольском крае";
распоряжение Губернатора Ставропольского
края от 1 августа 2006 г. N 603-р "О перечне
краевых целевых и ведомственных целевых
программ, принимаемых к разработке в 2006 году"
Закон Ставропольского края "О наделении
органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов
Ставропольского края отдельными
государственными полномочиями
Ставропольского края в области
здравоохранения".
Государственный - министерство здравоохранения
заказчик Программы Ставропольского края
Разработчик - министерство здравоохранения Ставропольского
Программы Ставропольского края
Исполнители - истерство здравоохранения Ставропольского
Программы края;
государственные учреждения здравоохранения
Ставропольского края (далее - ГУЗ края);
органы местного самоуправления муниципальных
образований Ставропольского края
(по согласованию);
муниципальные учреждения здравоохранения
муниципальных образований Ставропольского
края (далее - МУЗ края) (по согласованию)
Цели и задачи - совершенствование методов профилактики,
Программы раннего выявления, диагностики, лечения
и реабилитации больных, страдающих социально
значимыми заболеваниями, в том числе
артериальной гипертонией;
улучшение репродуктивного здоровья, снижение
показателей материнской и детской, в том числе
младенческой смертности, сохранение
и укрепление здоровья детей и подростков;
обеспечение условий для рождения здоровых
детей, профилактика детской заболеваемости
и инвалидности;
сохранение, восстановление и укрепление
здоровья детей на основе комплексного решения
медицинских и социальных проблем материнства
и детства;
укрепление и модернизация материально-
технической базы государственных учреждений
здравоохранения края; предупреждение и
ликвидация медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
совершенствование лечебно-диагностического
процесса в государственных учреждениях
здравоохранения с использованием современных
технологий диагностики и лечения больных;
улучшение показателей здоровья населения края
путем реализации мер, направленных
на изменение образа жизни людей, формирования
у них приоритетного отношения к здоровью;
формирование единой информационно-
аналитической системы здравоохранения
на территории Ставропольского края,
увеличение оперативности, полноты
и достоверности информации;
повышение качества принятия и выполнения
управленческих решений в области
здравоохранения на государственном
и муниципальном уровнях
сохранение, восстановление и укрепление
психического здоровья граждан на основе
современного адекватного лечения лиц,
страдающих психическими расстройствами;
предоставление мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан, имеющим
право на бесплатное обеспечение
лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения при амбулаторном
лечении.
Сроки реализации - 2007-2009 годы
Программы
Перечень основных - профилактика и лечение артериальной
мероприятий гипертонии;
Программы предупреждение и борьба с социально значимыми
заболеваниями в крае;
совершенствование системы охраны здоровья
матери и ребенка;
совершенствование лечебно-диагностического
процесса в государственных учреждениях
здравоохранения;
охрана и укрепление здоровья населения
Ставропольского края;
создание единой информационно-аналитической
системы в отрасли здравоохранения
Объемы и источники - требуемые затраты на реализацию Программы
финансирования за счет всех источников финансирования
Программы составляют 1395454,2 тыс. рублей, в том числе
за счет средств:
федерального бюджета 726492 тыс. рублей;
бюджета Ставропольского края 664252,2 тыс.
рублей;
местных бюджетов 3610 тыс. рублей;
внебюджетных источников 1100 тыс. рублей
Ожидаемые - повышение эффективности профилактики
результаты и выявления на ранних стадиях артериальной
реализации гипертонии;
мероприятий улучшение организации и повышение качества кардиологической помощи населению края;
Программы снижение смертности населения в трудоспособном
возрасте от предотвратимых причин
на 0,5-1 процент ежегодно;
снижение уровня заболеваемости с временной
утратой трудоспособности на 2 процента
ежегодно;
снижение смертности населения
от онкологических заболеваний со 190 случаев
на 100 тыс. населения в 2006 году до 185
случаев в 2007 году, до 180 случаев в 2008
году, до 179 случаев в 2009 году;
снижение запущенности онкологической патологии
с 23 случаев на 1000 населения в 2006 году
до 22 случаев в 2007 году, до 21 случая
в 2008 году, до 20 случаев в 2009 году;
увеличение доли больных злокачественными
новообразованиями, состоящих на учете 5
и более лет, с 46,5 процента до 47 процентов
в 2007 году, до 47,5 процента в 2008 году,
до 48 процентов в 2009 году;
повышение уровня гистологического
подтверждения диагноза с 84 процентов
в 2006 году до 85 процентов в 2007 году,
до 86 процентов в 2008 году, до 87 процентов
в 2009 году;
снижение заболеваемости населения туберкулезом
на 1-1,5 процента в год, в том числе детей -
на 0,3 процента в год;
стабилизация смертности населения
от туберкулеза на уровне показателя
2005 года - 15,3 случая на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости сифилисом - на 8-10
процентов в год, в том числе у детей
и подростков - на 2-5 процентов в год,
гонореей - на 7-8 процентов в год, поздних
и скрытых форм сифилиса - на 5 процентов
в год;
сохранение и увеличение продолжительности
жизни детей с хронической почечной
недостаточностью в 2007 году - до 56 месяцев,
в 2008 году - до 58 месяцев, в 2009 году -
до 60 месяцев;
снижение показателя перинатальной
и младенческой смертности
в 2007 году на 1 процент,
в 2008 году - на 0,5 процента,
в 2009 году - на 0,5 процента;
снижение показателя смертности детей
в возрасте от 0 до 18 лет за весь период
реализации Программы на 3 процента,
в том числе в 2007 году - на 1 процент,
в 2008 году - на 1 процент,
в 2009 году - на 1 процент;
снижение заболеваемости детей первого года
жизни на 3 процента, в том числе:
в 2007 году на 1 процент, что на 15 случаев
меньше;
в 2008 году на 1 процент, что на 15 случаев
меньше;
в 2009 году - 1 процент, что на 15 случаев
меньше;
улучшение качества своевременной диагностики
и лечения больных с использованием современных
технологий; снижение лучевой нагрузки
на персонал и пациентов при проведении
рентгенорадиологических исследований;
увеличение доли пациентов, охваченных
бригадными формами оказания
психиатрической помощи, в 2008 году до
20 процентов от общего числа наблюдаемых
пациентов, в 2009 году - до 30
процентов;
снижение доли пациентов, нуждающихся в
стационарной психиатрической помощи, в
2008 году до 27 процентов от общего
числа наблюдаемых пациентов, в 2009 году
- до 26 процентов;
снижение повторных в течение года
госпитализаций в психиатрические
стационары в 2008 году до 14,2 процента
от числа госпитализуемых# пациентов, в
2009 году - до 14,1 процента
Управление - управление реализацией Программы и контроль
реализацией за ходом ее выполнения осуществляются
Программы государственным заказчиком, который определяет
и контроль за ходом методы управления и формы осуществления
ее выполнения контроля
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 в раздел 1 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Приказа
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
В Ставропольском крае одной из наиболее серьезных проблем отрасли здравоохранения остается высокий уровень общей смертности населения края. За период с 1990 года по 2005 год данный показатель увеличился на 25,2 процента (с 11,5 на 1000 населения до 14,4), а рождаемость снизилась на 31,5 процента (с 14,6 на 1000 населения до 10). Естественная убыль составила в среднем более 10 тысяч человек в год.
В структуре причин смертности населения превалируют болезни системы кровообращения (это проблема возрастов старших групп населения), доля которых в 2005 году составила 61,2 процента и 23,7 процента в структуре потерь трудового потенциала населения.
Последствиями артериальной гипертонии являются такие осложнения, как острые нарушения мозгового кровообращения и инфаркты миокарда. Важное значение имеет своевременная информированность населения об опасности артериальной гипертонии и ее осложнений. Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.
Из-за недостаточного финансирования учреждения здравоохранения неудовлетворительно оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой и испытывают острую нужду в современных сердечно-сосудистых препаратах. Материально-техническая база краевого клинического кардиологического диспансера нуждается в модернизации. Срок приобретенной аппаратуры подходит к критическому и требует финансовых затрат для ремонта и замены с целью проведения глубокого всестороннего обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и применения новых технологий в данной области.
Решение проблемы борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода посредством выполнения программных мероприятий.
В Ставропольском крае остается напряженной эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические и другие заболевания).
Ежегодно в крае регистрируется около 450 тысяч случаев инфекционных заболеваний. В 2005 году экономические потери только от 28 наиболее значимых инфекций составили 906,1 млн. рублей.
Наиболее массовыми остаются грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции. Сохраняется крайне высокая активность природных очагов туляремии, бешенства, лептоспироза. В крае отмечается высокая миграционная активность населения, в том числе в связи с паломничеством для совершения хаджа, что связано с возможностью заноса на территорию края, в частности, менингококковой и ряда других инфекций. Особенности водоснабжения края создают угрозу вспышек вирусного гепатита А.
Основным направлением в профилактике значительной части инфекционных заболеваний в крае остается специфическая профилактическая иммунизация населения, в первую очередь групп риска.
По-прежнему сохраняется дефицит средств для закупок препаратов для проведения прививок по эпидпоказаниям и современных вакцин для щадящей иммунизации детей по состоянию здоровья имеющих длительные медицинские отводы от прививок национального календаря.
Серьезной проблемой здравоохранения в Ставропольском крае продолжает оставаться туберкулез. Общий показатель заболеваемости туберкулезом постоянного населения составил в 2005 году 52,3 случая на 100 тысяч населения, что ниже чем в 2004 году (56,2). Заболеваемость туберкулезом органов дыхания составила в 2005 году 47,2 на 100 тысяч населения (2004 год - 51,4). Однако остается достаточно высокой смертность от туберкулеза - 15,3 на 100 тысяч населения в 2005 году.
В крае продолжается постоянный рост заболеваемости сахарным диабетом. Eжегодно количество больных увеличивается в среднем на 3 тысячи человек, в том числе детей и подростков в среднем на 45 человек. Обеспеченность в крае эндокринологических больных лекарственными препаратами остается неудовлетворительной. Больные не получают полноценного лечения.
Ежегодно в Ставропольском крае регистрируется около 8 тысяч человек вновь заболевших раком. Заболеваемость растет с 339,7 в 2003 году до 351,5 на 100 тысяч населения в 2005 году. Проблема льготного лекарственного обеспечения онкологических больных с каждым годом становится все более актуальной. Результаты лечения напрямую связаны с оснащением учреждений современным диагностическим и лечебным оборудованием.
В Ставропольском крае зарегистрировано 877 ВИЧ-инфицированных, в том числе 25 детей. Показатель распространенности ВИЧ-инфекции в Ставропольском крае составил 31 случай на 100 тысяч населения, что в 7,7 раза ниже, чем в среднем по России (232), и в 2,4 раза ниже, чем в Южном федеральном округе (74). Тем не менее существует острая необходимость в проведении комплекса мероприятий по предупреждению дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.
Заболевания, передаваемые половым путем, относятся к опасным в социальном плане и при отсутствии должного контроля могут оказать серьезное влияние на увеличение числа бесплодных пар в крае и соответственно на демографические показатели. Любое заболевание, передаваемое половым путем, является фактором, повышающим риск передачи ВИЧ-инфекции в десятки раз. За последние три года в Ставропольском крае наблюдается стабильное снижение уровня заболеваемости сифилисом (на 100 тысяч населения с 68,2 случая в 2003 году до 34,3 случая в 2005 году). Однако продолжают регистрироваться случаи раннего врожденного сифилиса, заболевания детей и подростков. Ежегодно происходит увеличение доли скрытых и поздних форм сифилиса, которая составляет свыше 80 процентов от общего числа заболеваний. В структуре заболеваемости гонореей преобладает регистрация острых форм (90 процентов). Причина - в слабой материальной базе большинства лабораторий края, где практически утрачен метод бактериальной диагностики.
Рост психических расстройств в крае и их отрицательных последствий для общества (нетрудоспособность, инвалидность, преступность и социально опасные действия, непригодность к военной службе и другие), неудовлетворительное состояние материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь населению Ставропольского края, недостаточное развитие стационарозамещающих и других внебольничных форм организации специализированной медицинской помощи, низкий уровень бесплатного обеспечения современными высокоэффективными лекарственными препаратами лиц, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, - все это обусловило необходимость принятия программных методов для улучшения качества лечебно-диагностического процесса указанной категории граждан (их численность на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения Ставропольского края на 01.01.2007 г. составляет 31741 чел.)
В условиях крайне неблагоприятной медико-демографической ситуации, сложившейся в последние десятилетия в крае в связи со снижением рождаемости, особую социальную значимость приобретает сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка как фактор национальной безопасности. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности населения способствуют снижению уровня воспроизводства населения, ухудшению качества здоровья детей.
Особую значимость приобретают проблемы младенческой и детской смертности, детской заболеваемости и инвалидности.
Состояние здоровья женщин и детей, формирующееся под воздействием комплекса неблагоприятных факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экономической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, несоответствием программ и условий обучения женщин и детей гигиеническим нормативам, распространение нездоровых привычек: курение, употребление алкогольных напитков, гиподинамии и т.д., характеризуется выраженным ростом общей заболеваемости, и с другой стороны, - снижением возможности приспосабливаться к повышенным нагрузкам беременности и родов. Так, частота анемий и болезней системы кровообращения увеличилась более чем в 1,5 раза, болезней мочеполовой системы в 2,3 раза, гестозов - почти на 30 процентов. Отсюда сужение защитно-компенсаторных возможностей организма, ведущее к увеличению осложнений беременности и родов - невынашивания, аномалии родовой деятельности, кровотечений и т.д.
Таким образом, большинство проблем имеют социально-психологические корни, выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, при этом особое внимание должно быть обращено на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию, образованию детей, формированию здорового образа жизни.
Злокачественные новообразования детского возраста в последние годы стали одной из важнейших проблем не только педиатрии, но и медицины вообще. Результаты проведенного эпидемиологического исследования показали, что среднегодовой стандартизированный показатель заболеваемости новообразованиями у детей в Ставропольском крае за период с 1995 года по 2004 год составил 11,6 на 100 тысяч детского населения, что соответствует частоте встречаемости онкопатологии у детей в развитых странах.
Используя современные методы лечения онкологических заболеваний у детей, удалось добиться пятилетней безрецидивной ремиссии у 63,8 процента больных с лимфобластным лейкозом. Для больных с другими гемобластозами результаты несколько хуже, что обусловлено развитием тяжелейших, иногда не совместимых с жизнью осложнений на фоне химиотерапии и прогрессирования основного заболевания. Для уменьшения инвалидизации и смертности детей, страдающих онкогематологической патологией, в ближайшее время необходимо решить проблемы минимизации осложнений при проведении химиотерапии, лечения химиорефрактерных опухолей, лечения острого нелимфобластного лейкоза, улучшения качества жизни больных, страдающих онкогематологической патологией.
Внедрение современных методов диагностики и лечения сопровождается ростом числа детей с хронической почечной недостаточностью, доживающих до терминальной стадии заболевания, при которой требуется проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа, развитие которого с внедрением новых, более современных методов его проведения у детей будет также способствовать снижению детской смертности, улучшению качества жизни больных детей, страдающих хронической почечной недостаточностью.
Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста в Ставропольском крае продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.
Большинство родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений в крае нуждаются в оснащении современной аппаратурой, обеспечивающей выполнение новых технологий.
Нерешенными остаются проблемы модернизации и оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием краевых клинических учреждений здравоохранения. Медицинское оборудование физически и морально устарело. Одним из возможных путей обеспечения стандартов его оснащения является техническая модернизация в рамках реализации данной Программы.
В настоящее время с особой остротой встает проблема обеспечения диализной помощью больных с хронической почечной недостаточностью. Диализ является основным методом заместительного лечения этой патологии, обеспечивающим спасение больных и значительное увеличение продолжительности и качества жизни. Мощность материально-технической базы позволяет обеспечить хроническим гемодиализом только 114 пациентов при имеющейся очередности более 400 человек. Необходимо увеличить количество диализных мест до 42 путем открытия филиалов государственного учреждения здравоохранения "Медицинский центр амбулаторного диализа" в городах Буденновске и Пятигорске и расширение базового отделения в городе Ставрополе, что позволит обеспечить большее количество больных необходимой медицинской помощью.
Рентгеновские аппараты, эксплуатируемые более десяти лет в государственных учреждениях здравоохранения края, нуждаются в техническом обслуживании и ремонте.
Все перечисленные проблемы требуют от органа исполнительной власти Ставропольского края принятия соответствующих решений, которые могут быть эффективными только при использовании программных методов.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 в раздел 2 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Приказа
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе артериальной гипертонией;
снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения края от заболеваний социального характера на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
стабилизация эпидситуации по ВИЧ/СПИДу, обеспечение противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Ставропольском крае, прежде всего среди молодежи, путем повышения эффективности проводимых мероприятий;
сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских и социальных проблем материнства и детства;
укрепление и модернизация материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения края, являющихся исполнителями Программы;
применение передовых технологий и совершенствование лечебно-диагностического процесса в государственных учреждениях здравоохранения Ставропольского края;
охрана и укрепление здоровья населения края, формирование у него приоритетного отношения к своему здоровью;
формирование единой информационно-аналитической системы в отрасли.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных с социально значимыми заболеваниями, в том числе артериальной гипертонией;
обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактики детской заболеваемости и инвалидности;
сохранение, восстановление и укрепление здоровья матери и ребенка;
укрепление и восстановление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения края, службы крови и медицины катастроф;
предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование деятельности службы медицины катастроф и службы крови;
совершенствование лечебно-диагностического процесса в ГУЗ края с использованием современных технологий диагностики и лечения больных;
создание и функционирование информационно-пропагандистской системы по формированию здорового образа жизни населения края и профилактики заболеваний;
создание единого информационного пространства лечебно-профилактических учреждений края.
сохранение, восстановление и укрепление психического здоровья граждан на основе современного адекватного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами;
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении.
3. Сроки реализации Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в 2007-2009 годах.
4. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных по времени, ресурсам и исполнителям.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
изучение состояния здоровья различных групп населения Ставропольского края;
создание информационно-пропагандистской системы по формированию здорового образа жизни населения края, профилактике заболеваний;
профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний;
обеспечение функционирования на территории Ставропольского края системы учета больных, страдающих социально значимыми заболеваниями;
обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами, дезинфицирующими средствами, тест-системами, вакцинами;
дальнейшее укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения и их филиалов, созданных в связи с проведением реформы местного самоуправления;
организация надзора и контроля за проведением мероприятий по предупреждению распространенности ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения;
повышение уровня готовности системы здравоохранения к предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
внедрение технологий заболеваемости детей, оздоровление детей из неблагополучных семей;
совершенствование лечебно-диагностической помощи беременным женщинам и новорожденным детям;
создание и внедрение в практическое здравоохранение новых технологий диагностики и лечения больных;
создание единой информационно-аналитической системы в отрасли здравоохранения, необходимой для повышения эффективности организации управления ресурсами здравоохранения и получения информации о качестве медицинской помощи и финансовых потоках в государственных учреждениях здравоохранения;
техническое обслуживание компьютерной техники, серверного оборудования, организационной техники и средств связи; монтаж и техническое обслуживание локально-вычислительных сетей.
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования по разделам Программы представлены в приложениях 1-5.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Приказа
5. Ресурсное обеспечение Программы
(объемы и источники финансирования)
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 абзац второй раздела 5 настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного Приказа
Прогнозируемый объем финансирования за счет всех источников, необходимый для реализации мероприятий Программы, на 2007-2009 годы составляет 1395 454,2 тыс. рублей, в том числе за счет:
федерального бюджета | 726 492 тыс. рублей |
бюджета Ставропольского края | 664 252,2 тыс. рублей |
местных бюджетов | 3 610 тыс. рублей |
внебюджетных источников | 1100 тыс. рублей |
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 абзац третий раздела 5 настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного Приказа
Финансирование Программы за счет средств внебюджетных источников подтверждается соглашениями между министерством здравоохранения Ставропольского края и государственными учреждениями здравоохранения "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница N 1", которые направляют на выполнение отдельных мероприятий Программы средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Финансирование Программы за счет средств местных бюджетов подтверждается соглашениями (договорами) о намерениях между министерством здравоохранения Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, которые направляют на выполнение отдельных мероприятий Программы средства местных бюджетов.
Объемы финансирования программных мероприятий уточняются и корректируются в установленном порядке между разделами и подразделами Программы в процессе ее реализации.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяет государственный заказчик - министерство здравоохранения Ставропольского края, который:
определяет исполнителей мероприятий Программы в соответствии с содержанием Программы и профилем учреждений здравоохранения края, на которые возлагается выполнение поставленных задач;
планирует источники финансирования, необходимые для реализации Программы и добивается их включения в бюджет Ставропольского края на очередной финансовый год;
по согласованию с исполнителями Программы привлекает внебюджетные источники - средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
на основании соглашений (договоров) о намерениях с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края привлекает средства местных бюджетов на выполнение отдельных мероприятий Программы;
устанавливает приказом министра здравоохранения края конкретные объемы финансирования Программы по разделам на очередной финансовый год в разрезе государственных учреждений здравоохранения и на централизованные мероприятия;
организует выполнение мероприятий Программы совместно с исполнителями Программы по казначейской системе исполнения бюджета;
определяет порядок организационного взаимодействия между государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, являющимися исполнителями Программы;
координирует деятельность заинтересованных организаций в области здравоохранения;
несет ответственность за целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств;
запрашивает отчеты органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (уполномоченных органов) о ходе финансирования и выполнения программы по отдельным мероприятиям за счет средств местных бюджетов;
на основании отчетов исполнителей Программы формирует в установленные сроки сводные отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы.
Материально-техническое и финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком и исполнителями Программы в установленном порядке.
Приобретение лечебно-диагностического оборудования и медикаментов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственные учреждения здравоохранения "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер" и "Краевой эндокринологический диспансер" передают муниципальным учреждениям здравоохранения лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретаемые централизованно в рамках реализации Программы за счет бюджета Ставропольского края, в порядке, установленном законодательством Ставропольского края.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются государственным заказчиком - министерством здравоохранения Ставропольского края, который определяет формы и методы управления и осуществления контроля, включая:
проведение совещаний с главными специалистами и руководителями государственных учреждений здравоохранения,
мониторинг реализации программных мероприятий,
периодическое заслушивание главных специалистов по выполнению Программы на коллегиях министерства здравоохранения края,
непосредственный контроль за освоением выделенных бюджетных средств в разрезе приоритетных направлений развития здравоохранения, включенных в Программу;
подготовку отчетов о реализации Программы;
корректировку Программы в установленном порядке.
Министерство здравоохранения Ставропольского края с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается через социально-экономические показатели. Методики оценки основываются на проведении анализа в динамике показателей здоровья населения согласно ежегодной государственной статистической отчетности и анализа затрат на лечение больных.
Под эффективностью лечения понимается предупреждение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых и других заболеваний, а также качественное изменение образа жизни, которое приведет к отсутствию необходимости госпитализации и реабилитации больных.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на осуществление улучшения показателей здоровья населения Ставропольского края.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238 в абзац четвертый раздела 8 настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного Приказа
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
повысить эффективность профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии;
обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению края;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин на 0,5-1 процент ежегодно;
снизить уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 2 процента ежегодно;
снизить смертность населения от онкологических заболеваний со 190 на 100 тыс. населения в 2006 году до 85# в 2007 году, до 180 в 2008 году, до 179 в 2009 году;
снизить запущенность онкологической патологии с 23 случаев на 1000 населения в 2006 году до 22 в 2007 году, до 21 в 2008 году, до 20 в 2009 году;
увеличить долю больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете пять и более лет, с 46,5 процента до 47 процентов в 2007 году; до 47,5 процента в 2008 году; до 48 процентов в 2009 году;
повысить уровень гистологического подтверждения диагноза с 84 процентов в 2006 году до 85 процентов в 2007 году, до 86 процентов в 2008 году, до 87 процентов в 2009 году;
повысить показатель выживаемости у детей:
- при остром лимфобластном лейкозе: в 2007 году до 40 месяцев, в 2008 году до 50 месяцев, в 2009 году до 60 месяцев;
- при остром нелимфобластном лейкозе: в 2007 году до 12 месяцев, в 2008 году до 16 месяцев, в 2009 году до 20 месяцев;
снизить заболеваемость населения туберкулезом на 1-1,5 процента в год, в том числе детей - на 0,3 процента в год;
стабилизировать уровень смертности населения от туберкулеза на уровне показателя 2005 года - 15,3 случая на 100 тысяч населения;
снизить заболеваемость сифилисом - на 8-10 процентов в год, в том числе у детей и подростков - на 2-5 процентов в год, гонореей - на 7-8 процентов в год, поздних и скрытых форм сифилиса - на 5 процентов в год;
снизить заболеваемость вирусным гипатитом# B - в 1,2 раза, дифтерией, корью, эпидемическим паратитом, коклюшем - до единичных случаев;
предупредить эпидемическое распространение среди населения края: лептоспироза, туляремии, бешенства, вирусного гепатита A, менингококковой инфекции и ряда других инфекционных заболеваний, в том числе природно-очаговых, чрезвычайно актуальных для территории края;
увеличить охват профилактическими прививками детей, имеющих длительные медицинские отводы по состоянию здоровья;
добиться полной ликвидации полиомиелита и врожденной краснухи; обеспечить охват целенаправленным скринингом не менее 220 тысяч человек в год, ежегодное диспансерное наблюдение не менее 300 ВИЧ-инфицированных, лечение специфическими антиретровирусными препаратами больных ВИЧ/СПИДом;
обеспечить снижение количества осложнений при сахарном диабете на 2 процента ежегодно;
добиться ежегодного увеличения продолжительности жизни больных сахарным диабетом на 0,5 года от момента заболевания;
обеспечить 100-процентное обеззараживание компонентов крови;
укрепить материально-техническую базу государственных учреждений здравоохранения Ставропольского края;
снизить перинатальную и младенческую смертность за период реализации Программы на 3 процента;
снизить заболеваемость детей первого года жизни в 2007 году на 1 процент; в 2008 году - на 1 процент; в 2009 году - на 1 процент;
снизить показатель смертности детей в возрасте от 0 до 18 лет за весь период реализации Программы на 3 процента;
увеличить долю пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в 2008 году до 20 процентов от общего числа наблюдаемых пациентов, в 2009 году - до 30 процентов;
снизить долю пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в 2008 году до 27 процентов от общего числа наблюдаемых пациентов, в 2009 году - до 26 процентов;
снизить повторные в течение года госпитализации в психиатрические стационары в 2008 году до 14,2 процента от числа госпитализуемых# пациентов, в 2009 году - до 14,1 процента.
Эффективность Программы по направлениям травматологии, нейрохирургии и нейрореабилитации оценивается различными показателями:
критериями медицинской статистики (число пролеченных больных, длительность пребывания пациента в стационаре, общий срок лечения с учетом реабилитации больного после проведения операции, число осложнений, смертность);
показателями с применением в российской практике медицинской шкалы Карновского. Использование данной шкалы позволяет объективно определить исход проводимого лечения каждого пациента при поступлении и при выписке, приблизить критерии оценки к принятым в доказательной медицине.
В Ставропольском краевом клиническом центре специализированных видов медицинской помощи ожидаемый экономический эффект за счет применения высоких технологий по эндопротезированию тазобедренного сустава составит в 2007 году 10,2 млн. рублей, в 2008 году - 12 млн. рублей, в 2009 году - 14 млн. рублей.
В государственных учреждениях здравоохранения Ставропольского края могут получать нейрохирургическую помощь многочисленные категории больных, ранее направлявшихся для лечения в центральные клиники России. Ежегодный экономический эффект составит два миллиона рублей.
В области сердечно-сосудистой хирургии при оценке эффективности проведения операций коронарного шунтирования осуществляется интегральный анализ и определяется экономическая эффективность по ряду параметров в сравнении с пациентами, получающими изолированную консервативную терапию. Планируемая экономическая эффективность составит в 2007 году 23,5 млн. рублей, в 2008 году - 35,2 млн. рублей, в 2009 году - 47 млн. рублей.
Оценка результативности противотуберкулезных мероприятий проводится на основании показателей ежегодной государственной статистической отчетности и анализа исполнения смет расходов специализированных учреждений здравоохранения. Предполагаемый экономический эффект за счет снижения заболеваемости населения туберкулезом, сокращения сроков лечения на амбулаторном этапе с 10 до 8 месяцев и уменьшения выплат по временной нетрудоспособности составит 4,1 млн. рублей в год.
Прогнозируемая экономическая эффективность мероприятий Программы по подразделу "Меры по развитию онкологической помощи" руб.# за счет снижения заболеваемости и инвалидности с временной или стойкой утратой трудоспособности, а также смертности, по предварительной оценке, составит в расчете на год 14,7 млн. рублей.
По расчетам специалистов ожидаемая сумма экономической эффективности от проведения мероприятий по раннему выявлению и лечению больных ВИЧ/СПИДом составит 1,3 млн. рублей в год.
Общая экономическая эффективность от проведения планируемых мероприятий Программы составит в 2007 году 55,8 млн. рублей, в 2008 году - 69,3 млн. рублей, в 2009 году - 83,1 млн. рублей.
Министр |
С.Л.Вардосанидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 г. N 01-05/397 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
Настоящий Приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст Приказа опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 20 декабря 2006 г. N 29 (209)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 30 декабря 2009 г. N 01-05/706
Изменения вступают в силу с даты подписания названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 23 ноября 2009 г. N 01-05/601
Изменения вступают в силу с даты подписания названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 июля 2009 г. N 01-05/338
Изменения вступают в силу с момента подписания названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с даты подписания соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 8 июля 2009 г. N 01-05/301
Изменения вступают в силу с момента внесения соответствующих изменений в закон Ставропольского края "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2009 год"
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 12 марта 2009 г. N 01-05/77
Изменения вступают в силу с даты подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 4 марта 2009 г. - со дня официального опубликования Закона Ставропольского края от 27 февраля 2009 г. N 6-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2009 год", за исключением мероприятий Программы с уточненными прогнозируемыми объемами финансирования на 2008 год, которые распространяются на правоотношения с 20 декабря 2008 г., то есть со дня официального опубликования Закона Ставропольского края от 18 декабря 2008 г. N 96-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2008 год"
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 17 ноября 2008 г. N 01-05/423
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 года, за исключением положений, для которых пунктом 3 названного приказа предусмотрен иной порядок вступления в силу
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 16 июля 2008 г. N 01-05/253
Изменения, за исключением положений, для которых пунктом 4 приказа установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступают в силу с даты подписания названного приказа и распространяются на правоотношения, возникшие с 4 марта 2008 г.
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 3 апреля 2008 г. N 01-05/100
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 29 декабря 2007 г. 01-05/329
Изменения вступают в силу с даты подписания названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 5 октября 2007 г. N 01-05/238
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 13 апреля 2007 г. N 01-05/89
Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Закона Ставропольского края 7 марта 2007 г. N 14-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2007 год" и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.