Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы города Ставрополя
от 9 февраля 2009 г. N 308
Муниципальная целевая комплексная программа развития образования города
Ставрополя на 2009 - 2013 годы
См. также Решение Ставропольской городской Думы от 27 апреля 2006 г. N 25 "Об утверждении программы "Развитие дошкольного образования в городе Ставрополе на 2006-2010 годы"
Паспорт муниципальной целевой комплексной программы развития образования города Ставрополя на 2009 - 2013 годы
Наименование Программы |
муниципальная целевая комплексная программа развития образования города Ставрополя на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы", Закон Ставропольского края от 14.04.2008 N 23-кз "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2008-2010 годы" |
Заказчик Программы |
управление образования администрации города Ставрополя |
Основной разработчик Программы |
управление образования администрации города Ставрополя |
Исполнители Программы |
комитеты информационной политики, финансов и бюджета администрации города Ставрополя, управления образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, по делам молодежи администрации города Ставрополя, труда и социальной защиты населения города Ставрополя, филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Ставрополе" (по согласованию), муниципальные образовательные учреждения города Ставрополя |
Цели и задачи Программы |
основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании подрастающего поколения путем обновления структуры, видового разнообразия и содержания образования, осуществления социального партнерства в сфере управленческой, образовательной и здоровьесберегающей деятельности, устойчивого инновационного развития системы образования города Ставрополя. Стратегические задачи программы: - интеграция финансовых, материальных, организационных, кадровых, методических, научных и других ресурсов и образовательно-воспитательного потенциала города в обеспечении доступности и качества образовательных услуг; - совершенствование структуры, содержания и технологий образования; - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; - дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества в развитии системы образования города Ставрополя; - повышение эффективности управления в системе образования города Ставрополя; - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; - активное включение обучающихся, воспитанников в социально-экономическую, культурную жизнь общества; - усиление воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений; - развитие новых форм дошкольного образования; - расширение спектра услуг в сфере дополнительного образования детей |
Сроки реализации Программы |
2009-2013 годы |
Система программных мероприятий |
- обеспечение качества образования; - развитие системы образования (дошкольное, общее, дополнительное) города Ставрополя; - развитие воспитательного пространства для детей и подростков; - совершенствование системы здоровьесбережения в муниципальных образовательных учреждениях; - научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; - обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования города Ставрополя; - социальная защита участников образовательного процесса; - нормативно-правовое обеспечение функционирования отрасли "Образование"; - модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений; - организация управления Программой |
Механизм реализации Программы |
к планированию мероприятий Программы и ее реализации привлекаются органы администрации города Ставрополя, управление труда и социальной защиты населения города Ставрополя, филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Ставрополе", высшие учебные заведения, муниципальные образовательные учреждения города Ставрополя. Механизм реализации Программы определяет взаимоувязанный комплекс мероприятий, экономических, правовых рычагов со стороны заказчика Программы |
Финансовое обеспечение Программы |
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета города Ставрополя. Общий объем финансирования Программы составляет 57909,0 тыс. рублей. Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию Программы составят: в 2009 году - без финансирования; в 2010 году - 14842,0 тыс. рублей; в 2011 году - 14005,0 тыс. рублей; в 2012 году - 13998,0тыс. рублей; в 2013 году - 15064,0 тыс. рублей |
Управление реализацией Программы |
управление образования администрации города Ставрополя |
Контроль за ходом выполнения Программы |
администрация города Ставрополя |
Прогноз ожидаемых социально-экономических и иных результатов и оценка эффективности реализации Программы |
Повышение социального эффекта деятельности городского образовательного комплекса: - удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах в соответствии с личностными возможностями, способностями и состоянием здоровья детей; - повышение степени адаптации выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений к современным социально-экономическим условиям, профессиональной ориентации, овладение ключевыми компетенциями личности на необходимом уровне; - повышение уровня культуры здоровья у участников образовательного процесса. Инновационные изменения городского образовательного комплекса (структуры и содержания образования и воспитания): - увеличение охвата детей услугами дошкольного образования с 70 до 76,5 процентов; - увеличение численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах с 84 до 91,5 процентов; - увеличение численности обучающихся 8-11 классов по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения с 76,6 до 81,6 процентов; - увеличение численности детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования детей до 77 процентов; - расширение сети муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя, внедряющих инновационные образовательные программы. Совершенствование нового качества системы управления и информационного обеспечения городского образовательного комплекса: - создание городской системы оценки качества образования; - дальнейшая информатизация системы образования города Ставрополя, внедрение современных информационных образовательных технологий; - расширение доступа муниципальных образовательных учреждений к современным электронным образовательным ресурсам; - участие общественных институтов в управлении образованием (управляющие и попечительские советы, советы образовательных учреждений). Развитие кадрового потенциала городского образовательного комплекса: - повышение квалификации и методической компетентности педагогов за счет совершенствования профессионального мастерства; - получение дополнительного профессионального образования педагогическими и руководящими работниками. Совершенствование материально-технической, финансовой деятельности, ресурсного обеспечения развития образовательного комплекса города Ставрополя: - модернизация материально-технической и учебной базы муниципальных образовательных учреждений; - оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных учреждений современным высокотехнологическим оборудованием; - овладение подходами планирования расходов в системе образования на основании прогноза социально-экономического развития города Ставрополя |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Развитие системы образования города Ставрополя осуществляется в соответствии Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы", Законом Ставропольского края от 14.04.2008 N 23-кз "Об утверждении краевой целевой программы "Развитие образования в Ставропольском крае на 2008 - 2010 годы".
Значительным этапом в развитии образования в городе Ставрополе, в ходе которого были заложены необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании подрастающего поколения, явилась реализация целевой программы развития образования в городе Ставрополе на 2004 - 2008 годы, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 26.11.2003 N 227.
Целевая программа развития образования в городе Ставрополе на 2004-2008 годы стала организационной основой управления развитием системы образования с учетом социально-экономических, демографических, социокультурных условий.
Анализ выполнения плана мероприятий целевой программы развития образования в городе Ставрополе на 2004 - 2008 годы показал, что запланированные мероприятия, в основном, выполнены в установленные сроки. На 01 декабря 2008 года финансирование составило 130,3 процентов. Усовершенствована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность управления образования администрации города Ставрополя и муниципальных образовательных учреждений.
В то же время результаты, достигнутые в системе образования города Ставрополя, уже не могут в полной мере удовлетворять возросшим потребностям личности, общества и рынка труда в городе Ставрополе. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.
Анализ реализации основных направлений целевой программы развития образования в городе Ставрополе на 2004 - 2008 годы и состояния системы образования наряду с достижениями позволяет выявить ряд проблем, в том числе следующие:
- учитывая высокую загруженность муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а также имеющуюся в них очередность (около 8 тысяч детей), немаловажным фактором является проведение мероприятий по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений, открытие дополнительных групп и новых форм дошкольного образования;
- остается актуальной проблема дошкольного и начального школьного образования. 13,7 процентов детей дошкольного возраста не имеет возможности посещать муниципальные дошкольные образовательные учреждения, что создает проблему "неравного старта" для первоклассников и приводит к необходимости организации "предшкольного образования";
- остается актуальным совершенствование качества образования, повышение его доступности, овладение выпускниками общеобразовательных учреждений города Ставрополя знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обеспечения их конкурентоспособности;
- не в полной мере обеспечивается формирование у обучающихся основных базовых компетенций и требуемых личностных качеств, способствующих успешной жизнедеятельности;
- требует совершенствования и дальнейшего развития система работы с детьми, одаренными в различных областях (творческой, интеллектуальной, спортивной). Необходимо создание условий для выявления и обучения одаренных детей, проявления их творческих способностей и лидерских качеств;
- особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школу, а также показатели "второгодничества". По итогам 2007 - 2008 учебного года количество детей, оставленных на повторное обучение, составляет 34 человека (0,1 процента), число обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, составило 23 человека. Остается высоким количество несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, - 123 человека. Необходимо совершенствование системы работы с "трудными" подростками;
- острой остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование созданной системы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;
- обеспечение сбалансированным диетическим питанием детей, улучшение показателей их здоровья требует оснащения пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных учреждений высокотехнологическим оборудованием;
- быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и широкое внедрение их в повседневную жизнь делает более жесткими требования к непрерывному массовому повышению квалификации педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время только 53 процента педагогов владеют навыками пользователей компьютером и используют новые компьютерные технологии в профессиональной деятельности;
- продолжает оставаться проблемой кадровое обеспечение муниципальных образовательных учреждений. Реализация задач модернизации в области образования требует профессиональной и социальной компетентности руководящих и педагогических кадров. Средний возраст работников системы образования составляет 46 лет, около 17 процентов педагогов города пенсионного возраста;
- увеличение пассажирского и транспортного потока в городе требует организации доставки учащихся к месту учебы и обратно;
- модернизация образования требует внедрения современных технологий в образовательный процесс, что в свою очередь требует выделения дополнительных средств на приобретение современного лабораторного и учебного оборудования, замену устаревшего технологического оборудования, обновление спортивного и туристического инвентаря, обеспечение муниципальных образовательных учреждений компьютерной техникой.
Решение названных проблем обеспечит более высокую степень доступности качественного образования, позволит добиться повышения социального результата городской системы образования и обеспечить успешное развитие участников образовательного процесса.
Для решения задач, стоящих перед отраслью "Образование" города Ставрополя, требуется скоординировать работу по следующим направлениям:
- повышение эффективности управления в системе образования;
- повышение качества образования в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов;
- совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
- дальнейшая информатизация системы образования города Ставрополя;
- создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей и подростков, активного включения их в социально-экономическую, культурную жизнь общества;
- развитие новых форм дошкольного образования;
- расширение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов, в том числе через развитие и внедрение интегрированных форм обучения;
- развитие системы дополнительного образования детей;
- профилактика асоциального поведения подростков;
- создание условий для развития деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества в развитии системы образования в городе Ставрополе;
- создание условий для научно-исследовательской и инновационной деятельности и использования ее достижений в решении актуальных проблем образования.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят перед необходимостью формирования и реализации программы нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями. Система образования должна быть приведена в соответствие с основными направлениями развития города Ставрополя.
Разработанная муниципальная целевая комплексная программа развития образования города Ставрополя на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) обеспечивает продолжение модернизации образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования города Ставрополя и меры ее реализации.
Программа как организационная основа муниципальной политики в области образования представляет комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития страны.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и позволит объединить усилия субъектов системы образования города Ставрополя для достижения главных целей развития образования: повышение доступности, совершенствование содержания и технологии образования, обеспечение инновационности образования и системы его управления, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.
Нумерация разделов настоящей программы приводится в соответствии с источником опубликования
1. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является:
- обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании подрастающего поколения путем обновления структуры, видового разнообразия и содержания образования, осуществления социального партнерства в сфере управленческой, образовательной и здоровьесберегающей деятельности, устойчивого инновационного развития системы образования города Ставрополя.
Задачами Программы являются:
- интеграция финансовых, материальных, организационных, кадровых, методических, научных и других ресурсов и образовательно-воспитательного потенциала города Ставрополя в обеспечении доступности и качества образовательных услуг;
- совершенствование структуры, содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества в развитии системы образования города Ставрополя;
- повышение эффективности управления в системе образования города Ставрополя;
- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование культуры здоровья;
- активное включение обучающихся, воспитанников в социально-экономическую, культурную жизнь общества;
- усиление воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений;
- развитие новых форм дошкольного образования;
- расширение спектра услуг в сфере дополнительного образования детей.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер. Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается за счет реализации программных мероприятий.
3. Технико-экономическое обоснование Программы
Расходы на реализацию Программы составят 57909,0 тыс. рублей, в том числе по разделам:
- обеспечение качества образования - 1307,0 тыс. рублей;
- развитие системы образования - 12413,0 тыс. рублей;
- совершенствование системы здоровьесбережения в муниципальных образовательных учреждениях - 2000,0 тыс. рублей;
- обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования - 157,0 тыс. рублей;
- нормативно-правовое обеспечение функционирования отрасли "Образование" - 50,0 тыс. рублей;
- модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений - 41982,0 тыс. рублей.
В рамках реализации Программы предусмотрено приобретение 7 автобусов для организации доставки учащихся к месту учебы и обратно в муниципальные общеобразовательные учреждения города NN 4, 10, 12, 13, 20, 27, 30 и 1 автомобиля "Газель" для перевозки воспитанников-инвалидов муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада N 76. Затраты составят 3400,0 тыс. рублей.
Оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных учреждений современным технологическим и холодильным оборудованием на общую сумму 4736,0 тыс. рублей позволит улучшить качество питания детей.
В целях совершенствования (оснащения) учебного процесса Программой предусмотрено приобретение детской ростовой мебели (столы, стулья, кровати), ростовой мебели для школьников, классных досок, спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму 33696,0 тыс. рублей.
В целях создания условий для работы с одаренными детьми планируется переоснащение материально-технической базы муниципального общеобразовательного учреждения лицея N 16: приобретение 8 специализированных кабинетов, 22 автоматизированных рабочих мест учителя и 1 автоматизированного места библиотекаря, 21 интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов и др. на общую сумму 5600,0 тыс. рублей. На базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Ставропольского Дворца детского творчества предусматривается создание лаборатории технического творчества, которая будет оснащена мебелью, 13 компьютерами, интерактивной доской, 2 видеопроекторами и 2 экранами и др. на общую сумму 1307,0 тыс. рублей.
Программой предусмотрено открытие классов предшкольной подготовки на базе муниципальных общеобразовательных учреждений NN 9, 12, 18, 20, что позволит охватить предшкольной подготовкой большее количество детей старшего дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные учреждения. Запланировано приобретение 4 комплектов ученической мебели, 100 шкафчиков для одежды, 100 кроватей, мягкого инвентаря, ремонт помещений и пр. Затраты составят 4718,0 тыс. рублей.
Приобретение 2 компьютерных классов, компьютерных программ, кабинетов Биологической обратной связи, спортивных тренажеров, оборудования для физиокабинета на общую сумму 2000,0 тыс. рублей обеспечит условия для обучения, воспитания и оздоровления детей -инвалидов на базе муниципальных общеобразовательных учреждений NN 21, 35, муниципальных дошкольных образовательных учреждений NN 29, 36, 45, 76.
Открытие Центров здоровья на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений центров развития ребенка - детских садов NN 3, 6, 14, 20, 68, 74 и их оснащение спортивным оборудованием, тренажерами на общую сумму 490,0 тыс. рублей обеспечит условия для укрепления здоровья детей, повышения уровня их физического развития.
5. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, сгруппированных по следующим разделам:
1. Обеспечение качества образования.
2. Развитие системы образования (дошкольное, общее, дополнительное) города Ставрополя.
3. Развитие воспитательного пространства для детей и подростков.
4. Совершенствование системы здоровьесбережения в муниципальных образовательных учреждениях.
5. Научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
6. Обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования.
7. Социальная защита участников образовательного процесса.
8. Нормативно-правовое обеспечение функционирования отрасли "Образование" города Ставрополя.
9. Модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяет взаимоувязанный комплекс мероприятий, экономических, правовых рычагов со стороны заказчика - координатора Программы - управления образования администрации города Ставрополя.
Заказчик Программы:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, а также механизм реализации Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы;
- осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
- в установленных случаях заключает соответствующие договоры (соглашения).
В целях привлечения общественности к управлению Программой заказчиком создается научно-координационный совет.
Основными задачами научно-координационного совета являются:
- рассмотрение тематики программных мероприятий;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
7. Финансовое обеспечение Программы
(объемы и источники финансирования)
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на соответствующий финансовый год.
Расчет потребности в финансовом обеспечении, необходимом для реализации мероприятий Программы, основан на оценке средств, запланированных в бюджете города Ставрополя по отрасли "Образование".
Прогнозируемый общий объем финансирования Программы на 2009-2013 годы составляет 57909,0 тыс. рублей.
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию Программы составят:
в 2009 году - без финансирования;
в 2010 году - 14842,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 14005,0 тыс. рублей;
в 2012 году - 13998,0тыс. рублей;
в 2013 году - 15064,0 тыс. рублей#
Затраты на реализацию мероприятий Программы в связи с производственной необходимостью подлежат уточнению в пределах выделенных ассигнований на соответствующий финансовый год.
8. Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляются заказчиком Программы - управлением образования администрации города Ставрополя, который координирует деятельность участвующих в реализации Программы.
К участию в реализации Программы привлекаются органы администрации города Ставрополя, филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Ставрополе", высшие учебные заведения, муниципальные образовательные учреждения, общественные организации города Ставрополя.
9. Контроль за ходом выполнения Программы
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием финансовых средств и эффективностью их использования осуществляется администрацией города Ставрополя.
Управление образования администрации города Ставрополя представляет в администрацию города Ставрополя ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным периодом, отчет о ходе выполнения Программы.
10. Прогноз ожидаемых социально-экономических и иных результатов
и оценка эффективности реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы предполагается создать условия для стабильного функционирования системы образования города Ставрополя.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- удовлетворить потребности населения в образовательных услугах в соответствии с личностными возможностями, способностями и состоянием здоровья детей и подростков;
- повысить степень адаптации выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений к современным социально-экономическим условиям, профессиональной ориентации, овладение ключевыми компетенциями личности на необходимом уровне;
- повысить уровень культуры здоровья у участников образовательного процесса;
- увеличить охват детей услугами дошкольного образования с 70 до 76,5 процентов;
- увеличить численность детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах, с 84 до 91,5 процентов;
- увеличить численность обучающихся 8-11 классов по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения с 76,6 до 81,6 процентов;
- увеличить численность детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования детей, до 77 процентов;
- расширить сеть муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя, внедряющих инновационные образовательные программы;
- создать городскую систему оценки качества образования;
- продолжить информатизацию системы образования города Ставрополя, внедрить современные информационные образовательные технологии;
- расширить доступ муниципальных образовательных учреждений к современным электронным образовательным ресурсам;
- расширить участие общественных институтов в управлении образованием;
- повысить квалификацию и методическую компетентность педагогов за счет совершенствования профессионального мастерства;
- получить дополнительное профессиональное образование педагогическим и руководящим работникам;
- усовершенствовать материально-техническую и учебную базу муниципальных образовательных учреждений;
- оснастить пищеблоки муниципальных дошкольных образовательных учреждений современным высокотехнологическим оборудованием;
- овладеть подходами планирования расходов в системе образования на основании прогноза социально-экономического развития города Ставрополя.
Для оценки эффективности и результативности задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов и показателей оценки реализации мероприятий.
Система целевых индикаторов и показателей оценки реализации мероприятий
Программы
(процентов)
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Базовое значе-ние (2008 г.) |
Динамика целевых показателей по годам |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Численность детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования |
70 |
71,5 |
72 |
75,5 |
76 |
76,5 |
2. |
Количество муниципальных образовательных учреждений, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста |
57 |
57 |
57 |
60 |
61 |
62 |
3. |
Численность детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах |
84 |
85,5 |
87 |
88,5 |
90 |
91,5 |
4. |
Количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих новые формы дошкольного образования |
22,8 |
25 |
29 |
31 |
34 |
37 |
5. |
Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение |
87,8 |
88 |
89 |
89 |
90 |
91 |
6. |
Численность обучающихся 8-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения |
76,6 |
77,6 |
78,6 |
79,6 |
80,6 |
81,6 |
7. |
Показатели видов заболеваний детей (в детоднях) |
19,8 |
19,4 |
19 |
18,8 |
18,6 |
18,2 |
8. |
Численность выпускников, сдавших единый государственный экзамен, от общего числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене |
96,2 |
96,4 |
96,8 |
97 |
97,2 |
97,4 |
9. |
Численность обучающихся в расчете на один персональный компьютер |
7,2 |
7 |
6,5 |
6 |
5,4 |
4,5 |
10. |
Численность обучающихся, занявших призовые места на олимпиадах: - краевого уровня; - регионального уровня; - всероссийского уровня |
36 18 22,5 |
38 20 24 |
43 22 26 |
45 24 28 |
49 27 31 |
51 31 33 |
11. |
Количество муниципальных образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах |
24 |
26 |
28 |
30 |
32 |
34 |
12. |
Численность детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
13. |
Численность детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования на базе муниципальных общеобразовательных учреждений |
69 |
69,2 |
69,8 |
70 |
70,3 |
70,5 |
14. |
Численность детей и подростков, состоящих на всех видах профилактического учета |
2,1 |
2 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
15. |
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в образовательное пространство |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
16. |
Численность работников муниципальных образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку |
40 |
42 |
43 |
45 |
47 |
49 |
17. |
Численность педагогических и руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию |
64 |
65 |
67 |
69 |
70 |
72 |
18. |
Обеспеченность педагогическими кадрами муниципальных образовательных учреждений |
98,2 |
98,5 |
98,7 |
99 |
99,2 |
99,4 |
19. |
Количество автоматизированных рабочих мест в муниципальных образовательных учреждениях |
41 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
20. |
Количество муниципальных образовательных учреждений, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием и информационно-коммуникативными образовательными ресурсами |
43 |
47 |
51 |
59 |
63 |
65 |
21. |
Количество муниципальных образовательных учреждений, имеющих свои, регулярно обновляемые, сайты в сети "Интернет" |
44 |
46 |
48 |
49 |
52 |
53 |
План мероприятий целевой комплексной программы развития
образования города Ставрополя на 2009 - 2013 годы
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Источники финансирования (тыс. руб.) |
Исполнители |
||||||||
За счет бюджета города Ставрополя | ||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
1. Обеспечение качества образования | ||||||||||||
1.1. |
Изучение и оценка образовательного потенциала муниципальных дошкольных образовательных учреждений: проведение ежегодных социологических исследований с целью выявления запросов родителей по услугам, содержанию и качеству дошкольного образования; проведение ежегодного мониторинга качества подготовки детей к обучению в школе |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
1.2. |
Внедрение новых форм учебно-воспитательной работы в муниципальных образовательных учреждениях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
1.3. |
Развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные общеобразовательные учреждения |
||||||||
1.4. |
Развитие моделей научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
1.5. |
Создание на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений служб социально-психолого-педагогической поддержки раннего семейного воспитания |
2010- 2013 |
- |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные дошкольные образовательные учреждения |
|||||||
1.6. |
Создание на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Ставропольского Дворца детского творчества лаборатории технического творчества |
2010- 2011 |
- |
1287,0 |
20,0 |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
1.7. |
Проведение мониторинга качества образования |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
1.8. |
Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности муниципальных образовательных учреждений |
2009- 2010 |
Без финансирования |
- |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя |
|||||
1.9. |
Расширение взаимодействия государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей "Поиск" с муниципальными общеобразовательными учреждениями |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей "Поиск" (по согласованию), муниципальные общеобразовательные учреждения |
||||||||
1.10. |
Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности всех уровней системы образования |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
1.11. |
Освещение в средствах массовой информации на официальном сайте администрации города Ставрополя итогов работы с одаренными детьми и подростками по результатам участия в городских, краевых, всероссийских и международных мероприятиях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Комитет информационной политики администрации города Ставрополя, управления образования администрации города Ставрополя, культуры администрации города Ставрополя, физкультуры и спорта администрации города Ставрополя, по делам молодежи администрации города Ставрополя |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
0 |
1287,0 |
20,0 |
- |
- |
|
||||
2. Развитие системы образования | ||||||||||||
2.1. |
Создание условий для работы с одаренными детьми на базе муниципального общеобразовательного учреждения лицея N 16 |
2010- 2013 |
- |
400,0 |
1600,0 |
1696,0 |
1904,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
2.2. |
Развитие альтернативных форм дошкольного образования |
2010, 2012, 2013 |
- |
400,0 |
- |
450,0 |
500,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
2.3. |
Увеличение численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования. Открытие классов предшкольной подготовки на базе муниципальных общеобразовательных учреждений NN 9, 12, 18, 20 |
2010- 2013 |
- |
1079,0 |
1143,0 |
1212,0 |
1284,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя, муниципальные общеобразовательные учреждения |
||||
2.4. |
Создание Центров здоровья на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений центров развития ребенка - детских садов NN 3, 6, 14, 20, 68, 74 |
2010- 2013 |
- |
90,0 |
90,0 |
130,0 |
180,0 |
Управления образования администрации города Ставрополя, здравоохранения администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
2.5. |
Открытие комнат школьника, центров досуга и дополнительного образования во вновь строящихся домах в 204 квартале |
2011- 2013 |
- |
- |
95,0 |
65,0 |
95,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||
|
Итого по разделу |
|
- |
1969,0 |
2928,0 |
3553,0 |
3963,0 |
|
||||
3. Развитие воспитательного пространства для детей и подростков | ||||||||||||
3.1# |
Совершенствование деятельности службы медико-социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков |
2009 - 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
3.2# |
Формирование у молодежи активной жизненной позиции путем проведения тематических мероприятий |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
3.3. |
Поддержка молодежных движений, объединений, профильных отрядов |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
3.4. |
Работа поисковых отрядов, клубов, объединений в муниципальных образовательных учреждениях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
3.5. |
Работа музеев и Залов боевой славы на базе муниципальных общеобразовательных учреждений |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Муниципальные общеобразовательные учреждения |
||||||||
3.6. |
Работа со средствами массовой информации по освещению лучшего опыта организации воспитательного пространства для детей и молодежи |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
3.7. |
Совершенствование деятельности муниципальных образовательных учреждений по реализации реабилитационных и развивающих программ для работы с детьми девиантного поведения |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
3.8. |
Организация профильных смен в детских оздоровительных лагерях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
||||
4. Совершенствование системы здоровьесбережения в муниципальных образовательных учреждениях | ||||||||||||
4.1. |
Создание условий в муниципальных образовательных учреждениях для реализации инклюзивного образования |
2009- 2013 |
Без финансирования |
400,0 |
500,0 |
500,0 |
600,0 |
Управления образования администрации города Ставрополя, здравоохранения администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
4.2. |
Анализ эффективности здоровьесберегающих технологий, используемых в муниципальных образовательных учреждениях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, здравоохранения администрации города Ставрополя, Ставропольская государственная медицинская академия (по согласованию) |
||||||||
4.3. |
Организация групповой и индивидуальной реабилитации, направленной на формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних, на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Муниципальное учреждение социального обслуживания населения "Ставропольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" (по согласованию), государственное учреждение социального обслуживания "Ставропольский социальный приют для детей и подростков "Росинка" (по согласованию), государственное учреждение социального обслуживания "Ставропольский центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" (по согласованию) |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
400,0 |
500,0 |
500,0 |
600,0 |
|
||||
5. Научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса | ||||||||||||
5.1. |
Совершенствование научно-методической базы муниципальных образовательных учреждений по использованию современных информационных технологий |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
5.2. |
Продолжение работы педагогической лаборатории предшкольной подготовки на базе муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста NN 54, 58, 73 |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
||||||||
5.3. |
Создание банка образовательных программ, перспективных технологий обучения одаренных детей (федеральный, региональный опыт) |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
||||
6. Обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы образования города Ставрополя | ||||||||||||
6.1. |
Внедрение новой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений |
2009 |
Без финансирования |
- |
- |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||
6.2. |
Проведение стажировки резерва руководящих кадров на базе инновационных муниципальных образовательных учреждений |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.3. |
Реализация новых институциональных форм повышения квалификации; разработка, апробация и внедрение персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.4. |
Организация работы постоянно действующей педагогической гостиной по пропаганде инновационного опыта работы среди руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.5. |
Продолжение работы постоянно действующей "Школы молодого педагога" |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.6. |
Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования педагогических кадров, в том числе на основе интерактивных методов обучения и с применением дистанционных образовательных технологий |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.7. |
Обучение информационно-коммуникационным технологиям педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений на базе межшкольных методических центров |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.8. |
Проведение на основе договоров обучающих курсов, семинаров для повышения квалификации и профессионального уровня персонала всех служб, задействованных в организации школьного питания |
2011- 2013 |
- |
- |
50,0 |
52,0 |
55,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, филиал федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Ставрополе", комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя (по согласованию) |
||||
6.9. |
Распространение передового педагогического опыта муниципальных образовательных учреждений |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
6.10. |
Обеспечение активного участия в решении вопросов работы с кадрами общественных объединений: Совета директоров, Совета ветеранов, Совета молодых учителей |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
- |
50,0 |
52,0 |
55,0 |
|
||||
7. Социальная защита участников образовательного процесса | ||||||||||||
7.1. |
Открытие в средствах массовой информации консультативно-правовой рубрики по защите прав и интересов ребенка "Давайте детство защищать" |
2009 |
Без финансирования |
- |
- |
- |
- |
Комитет информационной политики администрации города Ставрополя, управление образования администрации города Ставрополя |
||||
7.2. |
Направление на обучение в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения на льготной основе выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управления по делам молодежи администрации города Ставрополя, образования администрации города Ставрополя |
||||||||
7.3. |
Проведение диспансеризации учащихся муниципальных образовательных учреждений и работников образования |
2011- 2013 |
- |
- |
Без финансирования |
Управления здравоохранения администрации города Ставрополя, образования администрации города Ставрополя |
||||||
7.4. |
Предоставление льготного лечения работникам отрасли "Образование" на базе муниципального учреждения здравоохранения города Ставрополя "Центр восстановительной медицины и реабилитации" |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление здравоохранения администрации города Ставрополя |
||||||||
7.5. |
Выполнение мероприятий по поддержке молодых специалистов, выплата 20% надбавки к должностному окладу молодым специалистам на период первых трех лет работы по специальности |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||||||
7.6. |
Направление детей-инвалидов на обучение в государственное образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение "Ессентукское профессиональное училище - центр реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов" |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление труда и социальной защиты населения города Ставрополя (по согласованию) |
||||||||
7.7. |
Совершенствование содержания, форм и методов профилактической и реабилитационной работы с детьми, склонными к наркозависимости |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
||||
8. Нормативно-правовое обеспечение функционирования отрасли "Образование" | ||||||||||||
8.1. |
Пролонгирование договоров с высшими учебными заведениями на территории города Ставрополя по вопросам повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров |
2009- 2010 |
Без финансирования |
- |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя |
|||||
8.2. |
Организация деятельности по нормативному и методическому обеспечению инновационных процессов в муниципальных образовательных учреждениях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
8.3. |
Разработка и опубликование сборников нормативно-правовых актов по организации медико-социального психолого-педагогического сопровождения учащихся и воспитанников |
2010 |
- |
50,0 |
- |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
|
Итого по разделу |
|
- |
50,0 |
- |
- |
- |
|
||||
9. Модернизация материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений | ||||||||||||
9.1. |
Создание условий для эффективного использования базы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детского санаторно-оздоровительного лагеря "Лесная поляна" при проведении мероприятий различного уровня |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя |
||||||||
9.2. |
Расширение практики привлечения внебюджетных средств, развитие платных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
9.3. |
Оснащение пищеблоков муниципальных дошкольных образовательных учреждений (холодильное и технологическое оборудование) |
2010- 2013 |
- |
1166,0 |
1180,0 |
1190,0 |
1200,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
9.4. |
Приобретение: - детской ростовой мебели (столы и стулья, кровати) |
2010- 2013 |
- |
2675,0 |
2862,0 |
3063,0 |
3277,0 |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
- ростовой мебели для школьников и классных досок |
2010- 2013 |
- |
3700,0 |
3900,0 |
4200,0 |
4400,0 |
||||||
- оборудования для оснащения медицинских кабинетов |
2010- 2013 |
- |
250,0 |
300,0 |
300,0 |
350,0 |
||||||
- спортивного оборудования и инвентаря |
2010- 2013 |
- |
995,0 |
1065,0 |
1140,0 |
1219,0 |
||||||
9.5. |
Обеспечение транспортом муниципальных образовательных учреждений для подвоза детей и подростков |
2010- 2011 |
- |
2200,0 |
1200,0 |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
9.6. |
Оборудование пандусами внешних и внутренних лестничных пролетов в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка - детском саду N 76 |
2010 |
- |
150,0 |
- |
- |
- |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя |
||||
|
Итого по разделу |
|
- |
11136,0 |
10507,0 |
9893,0 |
10446,0 |
|
||||
10. Организация управления Программой | ||||||||||||
10.1. |
Экспертиза и мониторинг хода реализации Программы и ее проектов, корректировка программных мероприятий, индикаторов, показателей и механизмов реализации через работу творческих групп и лабораторий |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
10.2. |
Проведение мероприятий и акций, направленных на формирование позитивного отношения к отрасли "Образование", среди родительской общественности и бизнес - сообщества |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
10.3. |
Составление медиа-плана и освещение мероприятий по реализации Программы в средствах массовой информации |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет информационной политики администрации города Ставрополя |
||||||||
10.4. |
Освещение в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации города Ставрополя, муниципальных образовательных учреждений итогов реализации мероприятий Программы |
2009- 2013 |
Без финансирования |
Управление образования администрации города Ставрополя, комитет информационной политики администрации города Ставрополя, муниципальные образовательные учреждения |
||||||||
|
Итого по разделу |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
||||
Всего по программе |
- |
14842,0 |
14005,0 |
13998,0 |
15064,0 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы города Ставрополя от 9 февраля 2009 г. N 308 "Об утверждении муниципальной целевой комплексной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.