30 сентября, 23 ноября, 21 декабря 2009 г.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы" (далее - Программа), одобренную решением коллегии министерства экономического развития Ставропольского края от 26 декабря 2008 г. N 6.
2. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом исполнения федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.
3. В течение 7 дней направить экземпляр настоящего приказа в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов Российской Федерации в установленном порядке.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экономического развития Ставропольского края Скоркину Н.В.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель министра экономического развития |
Н.П. Иванов |
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 30 сентября 2009 г. N 327/од в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа
Утверждена
приказом министерства
экономического развития
Ставропольского края
от 23 марта 2008 г. N 89/од
Ведомственная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Ставропольском крае на 2009-2011 годы"
30 сентября, 23 ноября, 21 декабря 2009 г.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 21 декабря 2009 г. N 400/од в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы"
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства", распоряжение Губернатора Ставропольского края от 03 октября 2008 г. N 322-рп "О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2008 году" |
Государственный заказчик Программы |
министерство экономического развития Ставропольского края |
Разработчик Программы |
министерство экономического развития Ставропольского края |
Информация об изменениях:См. текст позиции | |
Цель Программы |
обеспечение и поддержка благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения краевого и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Ставропольского края |
Задачи Программы |
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, создания благоприятного бизнес - климата в Ставропольском крае; внедрение и совершенствование финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование информационной и консультационной поддержки, внедрение современных методик подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, применение новых прогрессивных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае специалистами министерства экономического развития Ставропольского края; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого и среднего предпринимательства путем создания и ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, получивших государственную поддержку |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае в количестве 300 единиц; увеличение численности работников на малых и средних предприятиях Ставропольского края на 10 процентов ежегодно; увеличение размера среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в Ставропольском крае на 15 процентов ежегодно; увеличение оборота малых и средних предприятий Ставропольского края на 25 процентов ежегодно; увеличение объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий на 30 процентов ежегодно; увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями Ставропольского края в валовом региональном продукте Ставропольского края на 5 процентов ежегодно |
Срок реализации Программы |
2009-2011 годы |
Информация об изменениях:См. текст позиции |
|
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования мероприятий Программы составит 548811,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Ставропольского края - 163130,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2009 году - 62780,0 тыс. рублей; в 2010 году - 47550,0 тыс. рублей; в 2011 году - 52800,0 тыс. рублей; (суммы могут уточняться при ежегодном формировании бюджета Ставропольского края); федерального бюджета - 378121,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2009 году - 181700,0 тыс. рублей; в 2010 году - 300,0 тыс. рублей; в 2011 году - 300,0 тыс. рублей; (суммы могут уточняться при ежегодном формировании федерального бюджета); юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, определенных на конкурсной основе - 7560,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2010 году - 3560,0 тыс. рублей; в 2011 году - 4000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства с субсидированием части процентной ставки в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, а также субсидирование на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга на сумму около 1,6 млрд. рублей; обеспечение доступа не менее 30 субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитам, не обладающих собственными активами для залога на общую сумму около 300,0 млн. рублей дополнительных кредитных ресурсов; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубатора, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 15 позволит обеспечить поддержку и развитие не менее 30 субъектов малого бизнеса на стадии становления с минимальными затратами при осуществлении предпринимательской деятельности; субсидирование не менее 40 инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края; сохранение не менее 3000 рабочих мест на предприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих поддержку в рамках Программы; создание не менее 300 дополнительных рабочих мест; развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности; ежегодный прирост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в бюджет Ставропольского края от субъектов малого и среднего предпринимательства; рост доли налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в бюджет Ставропольского края от субъектов малого и среднего предпринимательства |
Информация об изменениях:См. текст позиции |
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом, программно-целевым методом
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития Ставропольского края.
Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике Ставропольского края и способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе;
становление и развитие малого и среднего предпринимательства изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Начиная с 2001 года развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программного метода. В 2008 году заканчивается реализация ведомственной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы".
Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы" является логическим продолжением предыдущих программ и учитывает результаты их реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанной на реализации ведомственных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед Ставропольским краем, возможностей краевого бюджета, полностью себя оправдывает.
Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.
Так, количество малых предприятий за годы действия программ по поддержке малого предпринимательства с 7,1 тыс. единиц в 2001 году увеличилось до 12,1 тыс. единиц в 2007 году.
Численность работающих на малых предприятиях Ставропольского края в 2007 году составила 153,2 тыс. человек (на 13,5 процентов больше, чем в 2006 году и на 41,7 процента больше, чем в 2005 году).
"Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей)"
Наблюдается рост среднемесячной заработной платы работников малых предприятий Ставропольского края. Так, по сравнению с 2005 годом в 2007 году среднемесячная заработная плата возросла на 79,5 процента.
"Среднемесячная заработная плата"
Увеличение численности работников малых предприятий Ставропольского края может говорить о более профессиональном организационном уровне предприятий и рабочего процесса на них, заинтересованности и видении перспектив развития этого направления в экономике края, а также свидетельствовать о квалификационном соответствии кадров, задействованных в малых предприятиях.
По данным 2007 года наибольшее количество работников занято в оптовой и розничной торговле (36,7 процента), строительстве (23,2 процента), обрабатывающем производстве (18,5 процента).
"Число замещенных рабочих мест по видам экономической деятельности за 2007 г."
Можно выделить отрасль, обеспечивающую наибольшую занятость населения: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; а также отрасль, занимающую первое место по обороту в расчете на одно малое предприятие: оптовая и розничная торговля.
Оборот малых предприятий Ставропольского края в 2007 году возрос по сравнению с 2006 годом на 47,5 процентов (на 46 млрд. руб.), а по сравнению с 2005 годом почти в 2 раза (на 66,3 млрд. руб.).
"Оборот малых предприятий"
В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей).
Значительными темпами растет объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, который по сравнению с 2006 годом увеличился в 2 раза и в 2007 году составил свыше 1 156,9 млн. рублей.
"Инвестиции в основной капитал"
Это говорит о том, что предприниматели Ставропольского края стали более ответственно подходить к ведению своего бизнеса, понимая, что без внедрения новейших технологий в производство, в настоящее время развиваться невозможно. Определенное влияние на рост данного показателя оказала и государственная финансовая поддержка проектов субъектов малого предпринимательства в виде субсидирования.
В целом, проводимая в Ставропольском крае государственная политика по обеспечению развития предпринимательства, способствует положительной динамике основных качественных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.
Субсидирование из бюджета Ставропольского края дает ощутимую эффективность за счет расширения производства и наращивания объемов выпуска продукции кредитуемыми организациями, работающими в сфере малого бизнеса. Работа в этом направлении была продолжена и в 2006-2007 годах. Для субсидирования утверждено 48 инвестиционных проектов, 18 из которых реализованы предприятиями малого бизнеса. В реальный сектор экономики края привлечено 1 074,2 млн. рублей льготных кредитных ресурсов, средней стоимостью 5 процентов годовых, в том числе предприятиями малого бизнеса 170,4 млн. рублей. В целом за годы действия механизма субсидирования в крае около 34 процентов всех инвестиционных проектов приходилось на долю субъектов малого предпринимательства. Приоритет отдавался инвестиционным проектам, которые реализованы в различных отраслях промышленности, около 55 процентов (26 проектов) от общего количества инвестиционных проектов. Основная доля (17 проектов) приходилась на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 17 инвестиционных проектов реализовано в торговле и сфере услуг, 4 - в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, далеко не все субъекты малого бизнеса имеют возможность воспользоваться банковскими кредитными ресурсами, особенно начинающие предприниматели. Поэтому в рамках реализации программ поддержки малого предпринимательства Правительством Ставропольского края принимались меры по развитию небанковского финансирования малого бизнеса. За счет бюджетных средств реализованы проекты развития четырех кредитных потребительских кооперативов на сумму около 2 млн. рублей в городах Ставрополе, Пятигорске и Ипатовском муниципальном районе. Благодаря чему создана сеть из 60 филиалов и представительств этих кооперативов в муниципальных образованиях Ставропольского края, с числом пайщиков более двух тысяч человек. Если в 2003 году кооперативами предоставлены микрокредиты - 41 млн. руб., в 2004 году - более 100 млн. рублей, то в 2005 году объемы микрокредитования превысили 350 млн. рублей, в 2006 году составили около 900 млн. рублей, а в 2007 году - с выше 1 млрд. рублей.
"Кредитование малого бизнеса кредитными потребительскими кооперативами Ставропольского края"
В целях реализации Федерального Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определения отдельных положений в области государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также полномочий органов государственной власти Ставропольского края в данной сфере принят Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. N 61-кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства". Закон направлен на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Ставропольского края и правовое регулирование поддержки малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях развития предпринимательских отношений в Ставропольском крае.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю за 9 месяцев 2008 года основные показатели деятельности малых предприятий следующие:
количество малых предприятий - 5029 единиц;
численность работников списочного состава (без внешних совместителей) - 109 189 человек;
оборот малых предприятий - 82148,0 млн. рублей;
отгружено товаров собственного производства и выполнено работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности - 33 489,2 млн. рублей;
выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг по видам экономической деятельности - 82 613,7 млн. рублей;
доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики области - 885,5 млн. рублей.
Федеральным Законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе и в Ставропольском крае, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.
Так, можно выделить следующие проблемы:
недостаточно развита инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, слабое взаимодействие различных сфер экономики в направлении развития малого и среднего предпринимательства;
используются не в полном объеме возможности совершенствования систем налогообложения малого и среднего предпринимательства;
информационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне городов и районов края не получила достаточного развития.
В то же время на процесс развития предпринимательской деятельности все большее влияние оказывают внешние факторы: повышение требований к конкурентоспособности, к качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Решение этой проблемы неразрывно связано с повышением информационно-образовательного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также программным методом планируется обеспечивать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, сформировать действенную систему его организационной, информационной и финансовой поддержки.
Развитие малого и среднего бизнеса и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ставропольского края требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Необходимо обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа позволяет согласовывать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, финансовых институтов, предпринимательских структур, общественных научных и образовательных организаций по развитию системы малого и среднего предпринимательства. Необходимость программного планирования развития системы малого и среднего предпринимательства вызвана тем, что требуется кардинальное изменение отношения к развитию сферы малого и среднего предпринимательства. В связи с комплексным характером, для решения проблемы необходима межотраслевая и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов Ставропольского края.
Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программном подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики.
Программа разработана с учетом тенденций и опыта развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, предложений органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, опыта предшествующих программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, и способы их минимизации представлены в Таблице 1:
Таблица 1
Возможные риски |
Способ минимизации |
1 |
2 |
Внесение изменений в федеральное и региональное законодательство в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов местного самоуправления. |
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативно-правовых документов. |
Ограниченность бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы. |
Участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации на предоставление субсидий из Федерального бюджета. Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений. |
Утеря актуальности мероприятий настоящей Программы. |
Анализ эффективности проводимых мероприятий. Перераспределение средств внутри разделов настоящей Программы. |
Недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства края о возможности и порядке получения государственной поддержки и целесообразности мероприятий Программы. |
Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляемых мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации. Пропаганда успешных проектов и начинаний. |
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 ноября 2009 г. N 368/од в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа
Раздел 2. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы,
сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является обеспечение и поддержка благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения краевого и местного бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Ставропольского края.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 2:
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
оценка |
оценка |
оценка |
|||
1 |
2 |
3 |
4. |
5 |
6 |
1. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства |
тыс. единиц |
13,2 |
13,5 |
13,8 |
2. |
Численность работников на малых и средних предприятиях |
тыс. человек |
204,0 |
225,0 |
248,0 |
3. |
Среднемесячная заработная плата на малых и средних предприятиях |
рублей |
8500,0 |
9775,0 |
11240,0 |
4. |
Оборот малых и средних предприятий |
млрд. рублей |
275,0 |
346,0 |
433,0 |
5. |
Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий |
млрд. рублей |
4,5 |
5,8 |
7,5 |
6. |
Доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями Ставропольского края в валовом региональном продукте Ставропольского края |
процент |
21,5 |
22,6 |
23,7 |
Для достижения цели Программы поставлены следующие задачи, позволяющие в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, решить основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства:
1. совершенствование правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, создания благоприятного бизнес - климата в Ставропольском крае;
2. внедрение и совершенствование финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства;
3. развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
4. совершенствование информационной и консультационной поддержки, внедрение современных методик подготовки кадров для сферы малого и среднего предпринимательства, применение новых прогрессивных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае специалистами министерства экономического развития Ставропольского края;
5. повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого и среднего предпринимательства путем создания и ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, получивших государственную поддержку
См. также: постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами"
Срок реализации Программы - 2009-2011 годы.
Условием досрочного прекращения Программы может быть изменение социальной и экономической ситуации в стране и выявление новых приоритетов при решении общегосударственных задач.
Раздел 3. Перечень мероприятий Программы
Предлагаемый перечень основных мероприятий Программы включает в себя следующие разделы:
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку.
По нормативному правовому регулированию малого и среднего предпринимательства будут осуществлены следующие мероприятия:
1.1. Организация и проведение социологических обследований состояния малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае, реакции деловых кругов на принимаемые правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и разработка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики поддержки предпринимательства.
1.2. Разработка и издание информационно-справочных пособий по вопросам нормативного и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате которого будет повышен уровень информированности предпринимателей по вопросам нормативного и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В разделе будут осуществлены мероприятия:
2.1. Оказание на конкурсной основе государственной поддержки в виде субсидий проектам субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате которого будет реализовано не менее 80 проектов малых и средних предприятий.
2.2. Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам, в результате реализации которых субъектами малого и среднего предпринимательства будут дополнительно привлечены кредитные ресурсы на общую сумму более 1,6 млрд. рублей.
3. Совершенствование организационной и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В разделе представлен следующий комплекс мероприятий:
3.1. Проведение семинаров, научно-практических конференций, рабочих встреч и круглых столов по проблемам развития малого и среднего предпринимательства.
3.2. Организация и проведение ежегодного краевого конкурса "Предприниматель года".
3.3. Организация и проведение мероприятия посвященного празднованию в Ставропольском крае профессионального праздника "День российского предпринимателя".
3.4. Организация освещения средствами массовой информации вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, материалов, направленных на распространение положительного опыта деятельности малых и средних предприятий на территории Ставропольского края, публикация извещений о проведении конкурсного отбора проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, информационных сообщений и других необходимых документов, освещающих результаты его проведения.
В результате реализации данных мероприятий будет обеспечена пропаганда достижений, роли и места субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Ставропольского края, а также создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом и среднем предпринимательстве.
Будут подготовлены и опубликованы в средствах массовой информации информационные материалы, статьи, посвященные отдельным проблемам или достижениям, подготавливаться радио- и телепередачи. Будут также регулярно проводиться встречи, семинары и "круглые столы" с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры помимо прочего будут способствовать вовлечению в сферу малого и среднего предпринимательства дополнительного круга лиц.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 ноября 2009 г. N 368/од пункт 4 раздела 3 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного приказа
4. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, рост профессионализма руководителей и специалистов министерства экономического развития Ставропольского края, в обязанности которых входят вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Ставропольского края.
В разделе представлен следующий комплекс мероприятий:
4.1. Организация обучения основам предпринимательской деятельности и повышения квалификации руководителей малых и средних предприятий путем проведения курсов повышения квалификации, лекций, семинаров, участие в семинарах и конференциях руководителей и специалистов Минэкономразвития, в обязанности которых входят вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Ставропольского края.
4.2 Организация и проведение информационно-консультационных семинаров по вопросам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В результате осуществления данных мероприятий будет обеспечено:
повышение уровня подготовки кадров малого и среднего предпримательства# Ставропольского края и информированности субъектов предпринимательства по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов;
обмен положительным опытом по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, применение новых прогрессивных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае специалистами министерства экономического развития Ставропольского края.
5. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
Раздел представлен следующим мероприятием:
5.1. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), в результате которого будет организована работа сети инновационных и производственных бизнес-инкубаторов.
О предоставлении субсидий на создание и развитие бизнес-инкубаторов см. постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178
См. Положение о порядке создания и развития бизнес-инкубаторов в Ставропольском крае, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 г. N 164-п
Финансирование данного мероприятия осуществляется в соответствии с целями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительством Ставропольского края.
Реализация мероприятия, позволит сформировать условия для создания развитых рыночных отношений и интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания организационных, информационных, консультационных, финансовых и других услуг.
5.2. Создание гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае.
Реализация данного мероприятия позволит малому и среднему бизнесу дополнительно привлечь кредитные ресурсы на сумму более 300,0 млн. рублей по средствам, предоставленных поручительств (гарантий).
6. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Раздел включает в себя обеспечение создания и ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, получивших государственную поддержку, в результате которого будет обеспечен доступ к информационным базам данных о получателях поддержки, оказываемой органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления Ставропольского края.
См. постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами"
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств из государственных и негосударственных источников:
1. Средства из бюджета Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе в форме субсидий (субвенций) субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисляются в порядке и объемах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Объем средств федерального бюджета, представляемых ежегодно на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, прогнозируется в соответствии с условиями финансирования, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". Прогнозируемые суммы уточняются ежегодно.
См. постановление Правительства Ставропольского края от 18 августа 2010 г. N 283-п "Об утверждении Порядка предоставления грантов за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края начинающим субъектам малого предпринимательства на создание на территории Ставропольского края собственного бизнеса в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы"
2. Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется министерством экономического развития Ставропольского края - главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с порядком финансирования мероприятий Программы, утверждаемым в установленном порядке государственным заказчиком Программы.
Бюджетное финансирование мероприятий Программы может быть осуществлено как в форме субсидий, так и в других формах расходов бюджета, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края предоставляются в соответствии с порядком, установленным Правительством Ставропольского края.
Прогнозируемые суммы уточняются ежегодно при формировании бюджета Ставропольского края.
3. Средства исполнителей мероприятий Программы прогнозируются как возможный источник финансирования. При расчетах предполагалось участие исполнителей в финансировании мероприятий Программы в пределах 20 процентов от их общей стоимости.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 338710,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
бюджета Ставропольского края - 148850,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2009 году - 48500,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 47550,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 52800,0 тыс. рублей;
(суммы могут уточняться при ежегодном формировании бюджета Ставропольского края);
федерального бюджета - 182300,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2009 году - 181700,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 300,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 300,0 тыс. рублей;
(суммы могут уточняться при ежегодном формировании федерального бюджета);
юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, определенных на конкурсной основе - 7560,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2010 году - 3560,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 4000,0 тыс. рублей.
Приказом Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 ноября 2009 г. N 368/од в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком разрабатываются и утверждаются положение о порядке проведения открытого конкурса по отбору проектов в рамках реализации мероприятий Программы, положение о проведении краевого конкурса "Развитие малого предпринимательства", порядок расходования средств, выделяемых из бюджета Ставропольского края на финансирование Программы, ежегодные планы финансирования мероприятий Программы.
Государственная поддержка проектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется государственным заказчиком на конкурсной основе в соответствии с положением о порядке конкурсного отбора участников реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы".
Государственный заказчик осуществляет конкурсный, котировочный отбор исполнителей мероприятий Программы в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
По результатам конкурсного, котировочного отбора государственный заказчик заключает государственные договоры (контракты), иные договоры гражданско-правового характера, разрабатывает технические задания по реализации контрактов (договоров), утверждает и контролирует исполнение организационно-технических мероприятий, ведет приемку выполненных работ (проектов).
Порядок формирования гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" утверждается Правительством Ставропольского края.
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" разрабатывает и утверждает, а Государственный заказчик Программы согласовывает:
порядок отбора банков-партнеров для заключения соглашений о сотрудничестве с финансовыми организациями по предоставлению поручительств государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" и взаимодействия с ними;
порядок предоставления поручительств государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" и исполнения обязательств по договорам поручительства;
по итогам отбора банков-партнеров принимается решение о размещении средств государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае".
По итогам конкурсного отбора принимается решение о размещении средств государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае" в кредитной организации.
Для реализации мероприятия Программы "Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам" государственный заказчик Программы разрабатывает и утверждает порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края, который утверждается Правительством Ставропольского края.
См. также:
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 января 2009 г. N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства"
Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 марта 2009 г. N 97 "Об утверждении формы соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства"
Исполнители мероприятий Программы:
министерство экономического развития Ставропольского края;
юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, определенные на конкурсной основе.
По отдельным мероприятиям Программы исполнители определяются непосредственно в Программе, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный заказчик Программы согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.
В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости и добровольности, которые обеспечивают широкие возможности для участия в мероприятиях Программы всех заинтересованных юридических и физических лиц.
Государственный заказчик Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета Ставропольского края, исходя из конечных целей Программы определяет приоритеты, осуществляет выбор первоочередных задач, на реализацию которых следует направить бюджетные ассигнования, а также подготавливает проекты бюджетных заявок на планируемый год и представляет их в министерство экономического развития Ставропольского края.
Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления Ставропольского края.
Государственный заказчик Программы представляет в министерство экономического развития Ставропольского края отчеты о выполнении программы:
ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года;
ежегодно - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
На основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности государственный заказчик принимает решения о финансировании и реализации программных мероприятий, а также осуществляет корректировку Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, продление срока ее реализации в установленном порядке.
Государственный заказчик Программы обеспечивает публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей мероприятий Программы, о проводимых конкурсах и критериях определения их победителей на официальном сайте министерства экономического развития Ставропольского края www.stavinvest.ru, а также путем освещения в средствах массовой информации Ставропольского края.
Раздел 6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства.
1. Экономический эффект:
1.1. Привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства с субсидированием части процентной ставки в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, а также субсидирование на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга на сумму около 1,6 млрд. рублей.
Экономическая эффективность по данному мероприятию Программы - 1 бюджетный рубль будет стимулировать привлечение 8 рублей кредитных средств или ресурсов, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам лизинга предприятиями малого и среднего бизнеса Ставропольского края.
1.2. Обеспечение доступа не менее 30 субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитам, не обладающих собственными активами для залога на общую сумму около 300 млн. рублей дополнительных кредитных ресурсов.
Экономическая эффективность по этому мероприятию Программы - 1 бюджетный рубль будет стимулировать привлечение 4 рублей кредитных ресурсов предприятиями малого и среднего бизнеса Ставропольского края.
1.3. Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубатора, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. К. Маркса, 15 и позволяющего обеспечить поддержку и развитие не менее 30 субъектов малого бизнеса на стадии становления с минимальными затратами при осуществлении предпринимательской деятельности.
1.4. Субсидирование не менее 40 инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольского края.
2. Социальный эффект:
2.1. Сохранение не менее 3000 рабочих мест на предприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих поддержку в рамках Программы.
2.2. Создание не менее 300 дополнительных рабочих мест.
2.3. Развитие самозанятости населения, сокращение безработицы и снижение социальной напряженности.
Методика расчета социальной эффективности в целом по Программе приведена в таблице 4.
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
Фонд заработной платы сохраненных и вновь принятых сотрудников малых и средних предприятий (социальный эффект) |
млн. рублей |
20422,2 |
25807,7 |
32771,04 |
2 |
Количество затрат, понесенных для достижения социального эффекта, всего по Программе |
млн. рублей |
230,2 |
51,4 |
57,1 |
3 |
Социальная эффективность (с затратами всего по Программе) |
рублей |
88,7 |
502,1 |
573,9 |
3. Бюджетный эффект:
3.1 Ежегодный прирост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в бюджет Ставропольского края от субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.2 Рост доли налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в бюджет Ставропольского края от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для оценки налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства учитывается поступление следующих налогов:
налог на доходы физических лиц с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой;
единый сельскохозяйственный налог;
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Методика расчета бюджетной эффективности Программы приведена в таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Налоговые поступления от деятельности малого и среднего предпринимательства |
Единица измерения |
2009 год (план) |
2010 год (план) |
2011 год (план) |
1 |
Поступление единого налога по упрощенной системе налогообложения |
тыс. рублей |
1 719 064,1 |
1 873 779,8 |
2 042 420,0 |
2 |
Поступление единого налога на вмененный доход |
тыс. рублей |
948 379,6 |
1 052 701,4 |
1 147 444,5 |
3 |
Поступление единого сельскохозяйственного налога |
тыс. рублей |
226 726,4 |
217 000,0 |
326 900,0 |
4 |
Поступление налога на доходы физических лиц от работников на малых и средних предприятиях |
тыс. рублей |
145 520,0 |
317 417,0 |
412 642,0 |
5 |
Итого налоговых поступлений |
тыс. рублей |
3 039 690,1 |
3 460 898,2 |
3 929 406,6 |
6 |
Прирост налоговых поступлений (бюджетный эффект) |
тыс. рублей |
481 589,1 |
421 208,1 |
468 508,4 |
7 |
Средства, предусмотренные по Программе |
тыс. рублей |
230 200,0 |
51 410,0 |
57 100,0 |
8 |
Прибыль бюджета (стр. 6 - стр. 7) |
тыс. рублей |
251 389,1 |
369 798,1 |
411 408,4 |
9 |
Бюджетная эффективность (стр. 8: стр. 7) |
рублей |
1,1 |
7,2 |
7,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 марта 2009 г. N 89/од "О ведомственной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов СК" от 15 июля 2009 г. N 17 (299)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 25 марта 2013 г. N 120/од
Действие пунктов 2.5, 2.6, 2.8 и 7.3 мероприятий и прогнозируемых объемов финансирования ведомственной целевой программы продлено на 2013 год
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 16 мая 2012 г. N 125/од
Действие мероприятий 2.2., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 2.7., 2.8., 7.2., 7.3. ведомственной целевой программы продлено на 2012 г. названным приказом, вступающим в силу со дня подписания, но не ранее внесения изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", в сводную бюджетную роспись бюджета Ставропольского края на 2012 год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, предусматривающих расходы на указанные цели
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 27 декабря 2010 г. N 465/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 25 ноября 2010 г. N 408/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 5 октября 2010 г. N 337/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 10 августа 2010 г. N 261/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 20 июля 2010 г. N 249/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 21 декабря 2009 г. N 400/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 23 ноября 2009 г. N 368/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства экономического развития Ставропольского края от 30 сентября 2009 г. N 327/од
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа