Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ставрополя
от 21 октября 2011 г. N 2987
Долгосрочная муниципальная целевая программа
"Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012-2014 годы"
Паспорт долгосрочной муниципальной целевой программы "Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012-2014 годы"
Наименование Программы |
долгосрочная муниципальная целевая программа "Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; распоряжение администрации города Ставрополя от 15.08.2011 N 61-р "О разработке долгосрочной муниципальной целевой программы "Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012 - 2014 годы" |
Заказчик Программы |
администрация города Ставрополя |
Разработчик Программы |
комитет экономического развития администрации города Ставрополя |
Исполнители Программы |
комитет экономического развития администрации города Ставрополя; комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя; комитет информационных технологий администрации города Ставрополя; комитет по информационной политике и массовым коммуникациям администрации города Ставрополя |
Цель Программы |
создание на территории города Ставрополя благоприятных условий для формирования и продвижения конкурентных преимуществ города Ставрополя |
Задачи Программы |
формирование положительного имиджа города Ставрополя; создание условий для привлечения инвестиций в экономику города Ставрополя; оказание информационной поддержки инвестиционным проектам, реализуемым на территории города Ставрополя; создание условий для развития туризма в городе Ставрополе |
Срок реализации Программы |
2012-2014 годы |
Основные мероприятия Программы |
разработка проектов муниципальных правовых актов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности города Ставрополя; разработка и сопровождение информационного портала "Виртуальный Ставрополь"; разработка, ежегодное издание и поддержание в актуальном состоянии инвестиционного паспорта города Ставрополя; информационное сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых на территории города Ставрополя; участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, инвестиционных и туристских форумах, семинарах, круглых столах; разработка и изготовление презентационных материалов для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, инвестиционных форумах, семинарах, круглых столах; разработка туристских маршрутов на территории города Ставрополя, организация пресс-туров (инфотуров) для журналистов и представителей туриндустрии на территории города Ставрополя; проведение мониторинга туристских ресурсов и объектов на территории города Ставрополя; разработка и издание единого событийного календаря города Ставрополя; разработка и изготовление рекламной продукции, публикации в средствах массовой информации о развитии туризма в городе Ставрополе |
Объемы и источники финансирования Программы |
на 2012 - 2014 годы 9 175,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 3 520,0 тыс. рублей; 2012 год - 2 755,0 тыс. рублей; 2013 год - 2 900,0 тыс. рублей за счет средств бюджета города Ставрополя |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
формирование положительного имиджа города Ставрополя; улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности; увеличение притока инвестиций в экономику города Ставрополя; создание новых рабочих мест |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
при определении эффективности реализации мероприятий Программы используются следующие показатели: увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения; снижение уровня безработицы по методологии Международной организации труда; увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения; повышение уровня средней заработной платы; увеличение объемов услуг гостиниц и аналогичных мест проживания по сравнению с 2011 годом |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения |
комитет экономического развития администрации города Ставрополя. |
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами
Город Ставрополь - промышленный, научный и культурный центр Ставропольского края.
Опросы жителей города Ставрополя показывают, что большинство респондентов воспринимают город Ставрополь как красивый и привлекательный для жизни город, но с относительно низким качеством деловой среды и неудовлетворительными условиями для ведения бизнеса.
Во внешней экономической среде город Ставрополь имеет имидж провинциального южного города, не проявившего свою отраслевую специализацию. Бренды продукции массового потребления, выпускаемой предприятиями города, узнаваемы только на локальных рынках и не имеют общероссийской известности.
По оценке делового журнала "РБК", в 2009 году среди 64 крупных городов России город Ставрополь занял 13 место в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов. В среднесрочной перспективе, при условии реализации данной программы, планируется войти в рейтинговую десятку по условиям ведения бизнеса среди крупных городов России. Именно стратегические (прямые) инвестиции могут стать катализатором динамичного роста экономики города Ставрополя, обеспечить приток новых кадров, современных технологий и эффективных способов управления.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года ключевой идеей развития города Ставрополя является концепция города растущих возможностей, включающая в себя создание условий для гармоничного развития личности, формирование доброжелательной городской среды, создание условий для здоровой экономики и сильного бизнеса.
См.:
Постановление Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2010 г. N 132-п "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ставропольского края"
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 27 апреля 2009 г. N 125-рп "О мерах по информационному продвижению конкурентных преимуществ Ставропольского края"
Постановление администрации города Ставрополя от 15 июля 2010 г. N 1931 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития города Ставрополя"
Стратегия развития города Ставрополя складывается из многих факторов, влияние на которые оказывает геополитическое положение города Ставрополя, наличие рыночных механизмов ведения бизнеса, демографическая ситуация, кадровый потенциал, нормативно-правовая база поддержки инвесторов и многое другое. В городе Ставрополе расположены предприятия стройиндустрии, предприятия приборостроения и машиностроения, предприятия пищевой и легкой промышленности. Город Ставрополь обладает значительным инвестиционным потенциалом. Ведется работа по формированию и реализации городских программ в области энергосбережения, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, по оснащению сети лечебных учреждений и социальной помощи населению, в области молодежной политики, развития физической культуры и спорта.
В городе Ставрополе функционируют 82 туристские фирмы, в том числе 2 туроператора, 81 турагентство, 2 экскурсионных бюро. Численность работающих в них составляет 400 человек.
На территории города Ставрополя осуществляют свою деятельность 29 гостиниц и других организаций, занимающихся коллективным размещением гостей города. Общая площадь их номерного фонда составляет более 11,0 тыс. кв. метров.
В 2010 году оборот крупных и средних организаций по виду деятельности "Гостиницы и рестораны" увеличился на 15,8% по сравнению с 2009 годом и составил 82,0 млн рублей.
Туристские ресурсы города Ставрополя представляют следующие группы объектов:
историко-культурные ресурсы, состоящие из отдельных зданий - памятников архитектуры и истории, храмов, музеев, памятников археологии и истории, мемориальных комплексов;
природные ресурсы - привлекательные ландшафтные зоны, парки, отдельные памятники природы, точки панорамного обзора;
объекты инфраструктуры - театры, кинотеатры, концертные залы, художественные галереи, спортивные сооружения, гостиничные комплексы, деловые центры, конференц-залы, выставочные центры, рестораны, кафе, развлекательные центры, дискотеки, аквапарки.
В городе Ставрополе расположено 222 памятника истории, культуры, архитектуры, градостроительства федерального, регионального и местного значения.
См. Закон Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 14-кз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае"
Несмотря на то, что объекты культурно-исторического потенциала города Ставрополя не являются наиболее экономически выгодным сектором туристской отрасли, именно они во многом формируют спрос на самый широкий спектр услуг, стимулируют экономическое развитие предприятий соответствующих секторов экономики (гостиницы, предприятия общественного питания, транспорта, торговли, связи), являясь важным фактором развития. Разработка и развитие новых маршрутов культурно-исторического туризма в городе Ставрополе может стимулировать развитие и других видов туризма: развлекательного, познавательного, археологического, паломнического.
См.:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. N 98-кз "О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках"
Город Ставрополь занимает второе место по Ставропольскому краю по показателю оборота общественного питания в расчете на одного жителя города Ставрополя. В городе Ставрополе расположено множество ресторанов, кафе, баров и объектов быстрого питания. Размещение и расширение объектов идет вслед за формирующимися центрами притяжения жителей города, изменением предпочтений и интересов жителей города Ставрополя.
В связи с отсутствием в городе Ставрополе значимого туристского потока, услуги гостиничного комплекса ориентированы, в первую очередь, на потребности приезжих из других регионов России с рабочими целями. Для них в крупных гостиничных комплексах, мини-отелях оборудованы конференц-залы и банкетные залы различной вместимости.
Вместе с тем, существует ряд факторов, препятствующих развитию туризма в городе Ставрополе:
отсутствие научных, достоверных статистических данных, результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка, оценивать меняющийся потенциал развития туризма и состояние туристских ресурсов;
дефицит опытных кадров в сфере туризма;
отсутствие рекламы туристских возможностей города Ставрополя;
отсутствие туристского бренда, который позволит позиционировать город Ставрополь как место привлечения туристов.
В настоящее время город Ставрополь прочно занимает место "перевалочной базы", "точки отправления" к другим местам отдыха, в том числе к городам-курортам Кавказских Минеральных Вод.
Отсутствие бренда обусловлено и отсутствием самого туристского продукта, увязанного в комплекс: объекты показа - места размещения - информационное сопровождение.
Негативным фактором в возможном развитии туризма является слабое транспортное обеспечение. В настоящее время фактически не функционирует аэропорт Ставрополь. Железнодорожное сообщение ограничивается одним рейсом в город Москву. Наибольшее количество транзитных поездов идет через город Невинномысск, расположенный на расстоянии шестидесяти километров от города Ставрополя.
В целях повышения эффективности городской туристской деятельности необходимо формирование единого событийного календаря города Ставрополя, способного привлекать туристов. Для устойчивого позиционирования на внешнем рынке город Ставрополь должен аккумулировать и продвигать события, происходящие на территории города Ставрополя и интегрировать их в событийный календарь Ставропольского края. Данные мероприятия должны создавать яркий информационный повод для продвижения города Ставрополя как туристского центра, иметь высокий потенциал туристского интереса для привлечения дополнительных туристских потоков, должны повышать статус их проведения от внутригородского до федерального и международного уровней.
Таким образом, в городе Ставрополе возможно создание индустрии туризма в целом, включая формирование новых туристских продуктов, повышение качества обслуживания и совершенствование инфраструктуры досуга.
Для оценки уровня развития экономики города Ставрополя проведен сравнительный анализ отдельных относительных показателей со средним уровнем по Российской Федерации и средним уровнем Ставропольского края. Экономика города Ставрополя занимает ведущие позиции в таких сферах, как розничная торговля, строительство жилья, платные услуги населению, общественное питание.
Значительное отставание города Ставрополя отмечается по трем показателям: объем отгруженной продукции по промышленным видам деятельности, объем инвестиций в основной капитал, степень износа основных фондов.
В настоящее время городская инвестиционная инфраструктура недостаточно развита, не проводится системная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. В результате в 2010 году по объему инвестиций в основной капитал на душу населения город Ставрополь значительно отстает от уровня Российской Федерации - в 3,6 раза. Ставрополь проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиционные ресурсы ряду региональных центров Юга России, поэтому инвесторы нередко предпочитают создавать новые предприятия в городе Ростове-на-Дону, городе Краснодаре, городе Волгограде.
Структура объемов инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям) в среднем за последние два года сложилась следующим образом:
обрабатывающие производства - 10,8%;
оптовая и розничная торговля - 8,7%;
транспорт и связь - 14,3%;
операции с недвижимым имуществом - 34,6%;
образование - 4,9%;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 6,7%;
прочие виды деятельности - 20,0%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям города Ставрополя за 2010 год составил 5887,8 млн рублей (72,5% к 2009 году). Предприятия использовали 3679,7 млн рублей собственных средств, или 54,3% всех инвестиций в основной капитал (40,8% в 2009 году). Удельный вес прибыли, остающейся в распоряжении организаций, увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом с 17,2% до 21,1%, а амортизации - с 23,2% до 30,6%.
По-прежнему основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для большинства предприятий и организаций города Ставрополя остаются собственные средства, большую часть которых составляет прибыль. Доля прибыльных предприятий в городе Ставрополе в общем количестве предприятий составляет 65,8%, на долю убыточных предприятий приходится 34,2%. В силу недостаточной рентабельности у части предприятий и организаций города Ставрополя, основная часть прибыли идет на поддержание и расширение их текущей деятельности, а состояние основных фондов при этом ухудшается. Направляемые предприятиями средства на финансирование капитальных вложений идут в основном на восстановление и поддержание их состояния, а на модернизацию и развитие средства выделяет лишь незначительное число предприятий промышленности города Ставрополя.
Также необходимо учитывать, что по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в общем объеме оборота организаций города Ставрополя по видам экономической деятельности на долю обрабатывающих производств приходится 12,3%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 20,7%, на розничную торговлю - 39,8%, на транспорт и связь - 21,1%, на прочие виды деятельности - 6,1%.
Сложившаяся в настоящее время отраслевая структура экономики, в которой преобладают торговля и сфера услуг, развивающиеся при низком уровне капитальных вложений, является результатом низкого уровня инвестиционной активности в городе Ставрополе.
Инвестиционную активность в городе Ставрополе сдерживают такие показатели, как:
недостаток промышленных площадок, оборудованных инженерной инфраструктурой и поставленных на государственный кадастровый учет;
значительные стартовые издержки стратегических инвесторов;
бюрократические барьеры;
отсутствие механизмов финансирования затрат по подготовке промышленных площадок "под ключ" на принципах государственно-частного партнерства;
сложность процедур присоединения к ресурсным сетям;
необходимость "с нуля" создавать городскую модель развития венчурных инвестиций, предусматривающую стимулирование потока проектов ранних стадий и создание условий для развития посевных инвестиций, формирование института частных инвесторов в научно-технической сфере ("бизнес-ангелов"), развитие механизмов венчурных инвестиций в крупные и средние предприятия города Ставрополя.
С другой стороны, наблюдается практически полное отсутствие в средствах массовой информации положительных материалов о городе Ставрополе, что создает негативный образ города, никак не привлекающий представителей бизнес-сообщества. Необходимо проведение широкомасштабной кампании по отражению в средствах массовой информации положительных тенденций, наблюдаемых в социально-экономическом развитии города Ставрополя, освещению его конкурентных преимуществ, способных заинтересовать потенциальных инвесторов.
В целях формирования положительного имиджа города Ставрополя и продвижения конкурентных преимуществ необходимо особое внимание уделить формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Ставрополя, повышению инвестиционной активности, увеличению туристского потока, развитию туристской инфраструктуры.
Реализация мероприятий программы позволит организовать системную работу по формированию и продвижению положительного имиджа города Ставрополя, как города привлекательного для отдыха и ведения бизнеса.
Инвестиционная, культурно-историческая, общественно-политическая привлекательность города Ставрополя будут являться следствием четко сформулированных, актуализированных и правильно донесенных конкурентных преимуществ, что окажет значительное влияние на лояльность субъектов инвестиционной деятельности.
См. Закон Ставропольского края от 1 октября 2007 г. N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае"
Одним из условий успешной реализации программы будет являться ее ориентация на современные подходы и технологии ведения бизнеса, инвестиционной деятельности, международного сотрудничества, основанные на активном использовании информационных технологий и коммуникаций.
Повышение инвестиционной активности на территории города Ставрополя, дальнейшее развитие туристской отрасли возможно только при активной поддержке администрацией города Ставрополя. Отказ от программно-целевого метода будет означать рассогласование в цепи мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и развитию туристской деятельности в городе Ставрополе, что может привести к падению темпов экономического развития и к значительному снижению эффективности туристической деятельности.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы: создание на территории города Ставрополя благоприятных условий для формирования и продвижения конкурентных преимуществ города Ставрополя.
В рамках Программы будут решаться следующие основные задачи:
формирование положительного имиджа города Ставрополя;
создание условий для привлечения инвестиций в экономику города Ставрополя;
оказание информационной поддержки инвестиционным проектам, реализуемым на территории города Ставрополя;
создание условий для развития туризма в городе Ставрополе.
4. Система программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении 1 к долгосрочной муниципальной целевой программе "Продвижение конкурентных преимуществ города Ставрополя на 2012 - 2014 годы".
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы на 2012 - 2014 годы будет обеспечиваться за счет средств бюджета города Ставрополя в сумме 9 175,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 3 520,0 тыс. рублей,
2013 год - 2 755,0 тыс. рублей,
2014 год - 2 900,0 тыс. рублей.
Распорядителем бюджетных средств является администрация города Ставрополя, осуществляющая контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Ставрополя в соответствии с действующим законодательством.
6. Система управления реализацией Программы
Комитет экономического развития администрации города Ставрополя отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета города Ставрополя.
Комитет экономического развития администрации города Ставрополя для выполнения программных мероприятий вправе привлекать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в установленном действующим законодательством порядке.
Выбор организации-исполнителя осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Исполнители работ предоставляют акты выполненных работ в сроки и в порядке, установленные муниципальными контрактами.
На основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности комитет экономического развития администрации города Ставрополя инициирует решения о финансировании и реализации программных мероприятий, о корректировке Программы, в том числе включение новых мероприятий, корректировку объемов финансирования Программы, продление срока ее реализации в установленном порядке.
Комитет экономического развития администрации города Ставрополя обеспечивает публичность (открытость) информации о реализации программных мероприятий.
Комитет экономического развития администрации города Ставрополя ежегодно до 01 марта года, следующего за отчетным годом, предоставляет отчет о ходе выполнения Программы, действие которой не завершено в отчетном году; отчет о выполнении Программы, действие которой завершено в отчетном году.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата на территории города Ставрополя, формированию положительного имиджа города Ставрополя, привлечению инвестиций, развитию туризма на территории города Ставрополя.
При определении эффективности реализации мероприятий Программы используются критерии оценки, указанные в Приложении 2 к Программе.
Управляющий делами |
Н.И. Щендригин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.