18 января, 20 сентября 2012 г.
В целях улучшения экологической обстановки в Ставропольском крае Правительство Ставропольского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012 - 2015 годы".
См. также Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 29 января 2009 г. N 32 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2009-2011 годы"
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Белого Ю.В. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Ефремова Г.Г.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Гаевский |
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 г. N 346-п в настоящую Программу внесены изменения
Краевая целевая программа
"Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Ставропольского края
от 20 июля 2011 г. N 268-п)
18 января, 20 сентября 2012 г.
Паспорт краевой целевой программы
"Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
краевая целевая программа "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Лесной кодекс Российской Федерации; Водный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; |
Федеральный закон "О животном мире"; Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"; | |
Федеральный закон "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; | |
Закон Ставропольского края "Об особо охраняемых природных территориях в Ставропольском крае"; | |
распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 апреля 2011 г. N 146-рп "О перечне краевых целевых и ведомственных целевых программ, принимаемых к разработке в 2011 году" | |
Государственный заказчик Программы |
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края |
Разработчик Программы |
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края |
Цели Программы |
повышение уровня экологической безопасности, улучшение качества окружающей среды, обеспечение рационального природопользования и конституционных прав жителей Ставропольского края на благоприятную окружающую среду |
Задачи Программы |
сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий краевого значения; организация информационной поддержки формирования экологической культуры и развития экологического образования жителей Ставропольского края; |
ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, в том числе в сфере сельского хозяйства Ставропольского края, и повышение экологической ответственности хозяйствующих субъектов; | |
снижение негативного воздействия выбросов стационарных источников промышленных объектов и автомобильного транспорта на атмосферный воздух в Ставропольском крае; | |
| |
обеспечение устойчивого функционирования и развития охотничьего хозяйства в Ставропольском крае; | |
обеспечение охраны и воспроизводства объектов животного мира в Ставропольском крае; | |
осуществление ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в Ставропольском крае; | |
| |
обеспечение защиты территории Ставропольского края от негативного воздействия вод | |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
|
площадь территорий государственных природных заказников краевого значения, в которых проведено комплексное экологическое обследование и землеустройство; | |
количество публикаций в средствах массовой информации о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае; | |
издание и опубликование ежегодного доклада "Об экологической ситуации и о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае"; транспортировка и утилизация в Ставропольском крае пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений; | |
количество напечатанных сборников "Законодательное регулирование экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях; | |
количество напечатанных иллюстрированных научных изданий "Памятники природы Ставропольского края"; | |
оценка загрязненности атмосферного воздуха по количеству учтенных стационарных источников выбросов на территории Ставропольского края; | |
увеличение численности объектов животного мира, обитающих в Ставропольском крае, отнесенных к объектам охоты; | |
увеличение объемов добычи объектов животного мира, обитающих в Ставропольском крае, отнесенных к объектам охоты; | |
увеличение численности видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края; | |
увеличение численности копытных животных, обитающих на особо охраняемых природных территориях краевого значения; | |
увеличение оснащенности государственных учреждений Ставропольского края (лесхозов) средствами пожаротушения; | |
| |
| |
увеличение численности жителей Ставропольского края, защищенных от негативного воздействия вод; | |
улучшение условий жизнедеятельности жителей Ставропольского края | |
Сроки реализации Программы |
2012-2015 годы |
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования мероприятий Программы составит 204146,31 тыс. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края, в том числе по годам: |
в 2012 году - 124793,67 тыс. рублей; | |
в 2013 году - 23303,44 тыс. рублей; | |
в 2014 году - 26848,96 тыс. рублей; | |
в 2015 году - 29200,24 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
увеличение темпа роста в Ставропольском крае биологического разнообразия редких и исчезающих видов животных и растений; |
увеличение площади земель, расположенных в границах государственных природных заказников краевого значения, изымаемых для государственных нужд Ставропольского края; | |
увеличение площади особо охраняемых природных территорий краевого значения с установленными границами; | |
увеличение размера предотвращаемого ущерба от негативного воздействия вод на территории Ставропольского края; | |
|
Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Ставропольский край (далее - край) - субъект Российской Федерации с интенсивной хозяйственной деятельностью. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала и сохранение окружающей среды в крае является первостепенной задачей для обеспечения условий жизнедеятельности жителей края.
Важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы играют особо охраняемые природные территории краевого значения. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения в крае естественного биологического разнообразия.
См. постановление Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 г. N 280-п "Об утверждении порядков определения особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения в Ставропольском крае"
В крае 112 особо охраняемых природных территорий краевого значения, занимающих 1,6 процента территории края, в том числе: 46 государственных природных заказников краевого значения, 66 памятников природы.
В настоящее время в 26 государственных природных заказниках краевого значения не проведены работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству, вследствие чего не установлены их границы, режим особой охраны данных заказников не соответствует их фактическому использованию, не дана оценка их современному состоянию. В отношении 49 памятников природы не установлены границы, что не позволяет в полном объеме обеспечивать соблюдение режима их особой охраны. Земли особо охраняемых природных территорий краевого значения, образованных без изъятия земель у собственников, арендаторов, землепользователей, включены в хозяйственный оборот, из-за чего распашка земель, выпас скота, использование удобрений ведут к изменению природных ландшафтов и уничтожению мест обитания животных и мест произрастания растений.
Для решения вышеназванных проблем необходимо:
провести работы по комплексному экологическому обследованию и землеустройству государственных природных заказников краевого значения;
осуществить мероприятия по государственной регистрации права собственности края на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, государственная собственность на которые не разграничена;
провести изъятие земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников краевого значения, в том числе путем выкупа, осуществить государственную регистрацию права собственности края.
В целях регулирования развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях Программой планируется издание сборника "Законодательное регулирование развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях".
Планируется создать электронную систему сбора и обработки данных результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха, водных объектов, радиационной обстановки, отходов производства и потребления в Ставропольском крае, а также создать электронную карту города Ставрополя, отражающую влияние внешней среды города Ставрополя на живые организмы.
Большую угрозу окружающей среде в крае представляют пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды и минеральные удобрения, которых в крае более 150 тонн. Для решения этой проблемы Программой предусмотрены мероприятия по транспортировке и утилизации указанных пестицидов и минеральных удобрений.
Основным фактором загрязнения атмосферного воздуха в крае являются выбросы вредных веществ автомобильным транспортом. Их доля в общем объеме выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в крае в 2010 году составила 84,74 процента. Рост количества автомобильного транспорта в крае за последние 5 лет послужил причиной увеличения количества выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на 2,4 процента.
Оценка состояния атмосферного воздуха в крае не является полной, так как государственная и территориальная наблюдательная сеть охватывает край не полностью. Действующая государственная и территориальная наблюдательная сеть стационарных пунктов наблюдения, расположенных в городах Ставрополе, Невинномысске, Минеральные Воды, городах-курортах Пятигорске и Кисловодске, не обеспечивает достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха в крае.
См. постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него"
По результатам выполнения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в крае выбросами стационарных источников промышленных объектов и автомобильного транспорта определяется необходимое количество стационарных пунктов и дополнительных точек наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Программой предусмотрены проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в крае для определения доли каждого стационарного источника промышленного объекта в загрязнении атмосферного воздуха и разработка мероприятий по охране атмосферного воздуха.
Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха в крае также будут использованы для диагностики и прогнозирования изменения качества атмосферного воздуха в крае под влиянием изменений выбросов вредных веществ в результате ввода в действие новых и реконструкции действующих стационарных источников промышленных объектов, осуществления систематических природоохранных мероприятий.
Более 10 процентов видов объектов животного мира, обитающих в крае (олень, косуля, кабан, барсук, енот-полоскун, енотовидная собака, лисица, корсак, куница, норка, ондатра, заяц-русак, фазан, гусь, утка, куропатка, голубь, перепел, кулик), являются объектами охоты.
В крае развиты такие виды охоты, как любительская и спортивная охота.
Анализ динамики численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - охотничьих животных), в течение последних 10 лет показал, что произошло ее снижение. В первую очередь это связано с увеличением численности охотников, наличием у них большого количества охотничьего нарезного, охотничьего комбинированного и других видов оружия. Кроме того, хозяйственная деятельность человека на территории края крайне негативно повлияла на среду обитания охотничьих животных.
Основными проблемами при сосуществовании человека и охотничьих животных являются:
нарушение гражданами и юридическими лицами правил охоты на охотничьих животных;
несоблюдение гражданами и юридическими лицами режима особо охраняемых природных территорий краевого значения;
недостаточное уничтожение вредных для охотничьего хозяйства животных;
несоблюдение охотниками правил охоты при миграции охотничьих животных.
Рациональное использование биоресурсов и сохранение среды их обитания являются важными задачами для устойчивого существования охотничьих животных и их воспроизводства.
В целях сохранения и восстановления численности популяций охотничьих животных в крае, усиления контроля за деятельностью охотников возникает необходимость проведения комплекса программных мероприятий.
В современных условиях для увеличения и стабилизации численности охотничьих животных в крае необходимо создать систему природоохранных и охотхозяйственных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия и увеличение численности охотничьих животных, так и на сохранение естественной среды их обитания.
В целях сохранения в крае численности видов животных и растений Программой планируется проведение комплекса мероприятий по стабилизации уровня воды в озере Лысый Лиман в Апанасенковском районе.
Эффективным механизмом поддержания экологического баланса являются леса, расположенные на землях лесного фонда края, площадь которых составляет 114036 га.
Территория края относится к крайне малолесным районам Российской Федерации. Только 1,5 процента территории края занимают земли лесного фонда края.
Обеспечение выполнения мероприятий Программы по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда края в границах государственного казенного учреждения "Невинномысское лесничество", осуществляется государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Невинномысский лесхоз".
Создание системы придорожных защитных лесных насаждений в крае начато в 1948 году и к 1990 году площадь защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в крае составила около 140 тыс. га. С 1990 года работы по защитному лесоразведению в крае были приостановлены.
Санитарное состояние придорожных защитных лесных насаждений в крае, прилегающих к автомобильным дорогам, неудовлетворительное.
Финансирование мероприятий Программы по проведению рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в крае, их санитарной очистке от бытового мусора, реконструкции и дополнению позволит выполнить комплекс технологически взаимосвязанных лесохозяйственных мероприятий по восстановлению конструкции придорожных защитных лесных насаждений в крае, улучшению их породного состава и противопожарного обустройства.
Конечным результатом выполнения комплекса вышеуказанных мероприятий Программы будет являться формирование здоровых, оптимально сконструированных, устойчивых к вредителям и болезням придорожных защитных лесных насаждений. Срок службы таких насаждений, при условии своевременного санитарно-профилактического ухода, в различных лесорастительных зонах края может составлять от 30 до 60 лет.
Край входит в пятерку наиболее паводкоопасных регионов Российской Федерации. Формирование водного стока бассейнов основных рек края происходит в основном в горных районах, где велико количество осадков, а часть площади горных районов края занимают ледники, что обусловливает ежегодное прохождение весеннего половодья и летних паводков. Край является зоной с очень сложным формированием стока паводков. Их формирование может проходить в любое время года, причем на большей части территории края оно проходит быстротечно, трудно прогнозируемо и наносит значительный ущерб.
Затоплению паводковыми водами в крае подвержено 8 городов, 2 поселка городского типа, 44 сельских населенных пункта. Количество жителей края, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет около 240 тыс. человек. Затоплению в крае подвержено 577,5 кв. км земель. Ежегодный ущерб от наводнений в крае при прохождении рядовых паводков составляет около 300 млн. рублей.
Основными причинами ущерба от наводнений в крае являются застройка паводкоопасных территорий и недостаточная обеспеченность поселений и объектов экономики края сооружениями инженерной защиты.
Активизация эрозионных процессов на территории края в береговой полосе и руслах рек приводит к опасному разрушению берегов, выведению из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных угодий, развитию оползневых процессов на застроенных территориях.
В целях ликвидации угрозы затопления территорий края и оползневых процессов в руслах рек планируется финансирование следующих мероприятий Программы:
инженерно-технические мероприятия по реконструкции берегоукрепления правого берега р. Кубань в районе г. Невинномысска в Кочубеевском районе;
защита г. Минеральные Воды от склонового стока с горы Змейка (корректировка) в Минераловодском районе;
противопаводковые мероприятия на р. Подкумок в Предгорном районе от города-курорта Кисловодска до пос. Белый Уголь;
противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в городе-курорте Ессентуки.
С учетом имеющегося опыта реализации в крае целевых программ по охране и использованию окружающей среды использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для обеспечения конституционных прав жителей края на благоприятную окружающую среду. Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов при реализации мероприятий Программы по сохранению и улучшению экологической обстановки в крае.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным экологическим последствиям в крае.
При реализации мероприятий Программы могут возникнуть риски, связанные с неэффективным управлением Программой, сокращением финансирования мероприятий Программы.
Риски, связанные с неэффективным управлением Программой, могут привести к недостижению отдельных целевых индикаторов и показателей Программы и снижению ожидаемых результатов реализации Программы.
Способами ограничения указанных рисков являются:
принятие взвешенных скоординированных решений по выбору мероприятий Программы, направленных на рациональное использование и сохранение природных ресурсов края, проведение совещаний с участием заинтересованных органов государственной власти Ставропольского края;
более широкое вовлечение организаций края в процессы планирования и реализации мероприятий Программы;
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
усиление контроля за ходом выполнения мероприятий Программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы.
Раздел 2. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы, сроки ее реализации
Целями Программы являются:
повышение уровня экологической безопасности, улучшение качества окружающей среды, обеспечение рационального природопользования и конституционных прав жителей края на благоприятную окружающую среду.
Для достижения указанных целей Программой предусматривается решение следующих задач:
сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий краевого значения;
организация информационной поддержки формирования экологической культуры и развития экологического образования жителей края;
ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, в том числе в сфере сельского хозяйства края, и повышение экологической ответственности хозяйствующих субъектов;
снижение негативного воздействия выбросов стационарных источников промышленных объектов и автомобильного транспорта на атмосферный воздух в крае;
обеспечение устойчивого функционирования и развития охотничьего хозяйства в крае;
обеспечение охраны и воспроизводства объектов животного мира в крае;
осуществление ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в крае;
обеспечение защиты территории края от негативного воздействия вод.
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается на основании целевых индикаторов и показателей Программы, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели Программы
N |
Наименование целевого индикатора, показателя |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 1 |
|||||
2. |
Площадь территорий государственных природных заказников краевого значения, в которых проведено комплексное экологическое обследование и землеустройство |
тыс. га |
36,6 |
11,3 |
11,3 |
11,2 |
3. |
Количество публикаций в средствах массовой информации о состоянии окружающей среды в крае |
- |
25 |
25 |
25 |
25 |
4. |
Издание и опубликование ежегодного доклада "Об экологической ситуации и о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае" |
экземпляров |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4.1. |
Количество напечатанных иллюстрированных научных изданий "Памятники природы Ставропольского края" |
экземпляров |
250 |
- |
- |
- |
4.2. |
Количество напечатанных сборников "Законодательное регулирование экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях" |
экземпляров |
100 |
- |
- |
- |
5. |
Транспортировка и утилизация в крае пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений |
тонн |
80 |
70 |
- |
- |
6. |
Оценка загрязненности атмосферного воздуха по количеству учтенных стационарных источников выбросов на территории края |
- |
3044 |
6329 |
1319 |
1930 |
7. |
Увеличение численности объектов животного мира, обитающих в крае, отнесенных к объектам охоты |
процентов к уровню 2010 года |
3 |
5 |
7 |
9 |
8. |
Увеличение объемов добычи объектов животного мира, обитающих в крае, отнесенных к объектам охоты |
процентов к уровню 2010 года |
2 |
4 |
6 |
8 |
9. |
Увеличение численности видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края |
процентов к уровню 2010 года |
2 |
2 |
3 |
3 |
10. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 10 |
|||||
11. |
Улучшение санитарного состояния придорожных защитных лесных насаждений в крае |
га |
22 |
22 |
22 |
22 |
12. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 12 |
|||||
13. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 13 |
|||||
14. |
Увеличение площади территории края, защищенной от вредного воздействия вод |
тыс. кв. м |
210 |
- |
- |
- |
15. |
Увеличение численности жителей края, защищенных от негативного воздействия вод |
человек |
840 |
- |
- |
- |
16. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 16 |
Сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
По итогам реализации мероприятий Программы при достижении значений целевых индикаторов и показателей Программы менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы, корректировке ее мероприятий или досрочном ее прекращении.
Раздел 3. Перечень мероприятий Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий Программы, сгруппированных в два раздела:
1. Охрана окружающей среды в крае.
2. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности края.
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования Программы указаны в приложении 1 к Программе.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности края указаны в приложении 2 к Программе.
Ежегодно не менее 20 процентов средств бюджета Ставропольского края, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, предусмотрено направить на развитие инновационной деятельности в крае, в том числе с использованием инновационных строительных материалов и технологий.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались актуальность и экономическая значимость проблемы сохранения благоприятной экологической обстановки на территории края.
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составит 204146,31 тыс. рублей за счет средств бюджета Ставропольского края, в том числе по годам:
в 2012 году - 124793,67 тыс. рублей;
в 2013 году - 23303,44 тыс. рублей;
в 2014 году - 26848,96 тыс. рублей;
в 2015 году - 29200,24 тыс. рублей.
Объем средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Программы, носит прогнозный характер и будет ежегодно уточняться при формировании проекта бюджета Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком Программы - министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - государственный заказчик Программы) и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы.
Важнейшим элементом реализации мероприятий Программы является взаимосвязь их планирования, мониторинга, уточнения и корректировки. В связи с этим предполагается ежеквартальный анализ хода реализации мероприятий Программы на основе оценки их результативности и достижения целевых индикаторов и показателей Программы.
Формирование и использование современной системы контроля в ходе реализации Программы являются неотъемлемыми составляющими механизма ее реализации.
Исполнителями мероприятий Программы являются:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края;
государственное бюджетное учреждение "Невинномысский лесхоз";
государственное казенное учреждение Ставропольского края "Управление по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения";
организации, определяемые в установленном порядке.
Государственный заказчик Программы:
согласовывает с исполнителями мероприятий Программы возможные сроки выполнения мероприятий Программы, объемы и источники их финансирования;
несет ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. Бюджетный Кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае"
представляет в министерство экономического развития Ставропольского края отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы;
заключает при необходимости с исполнителями мероприятий Программы соглашения об их участии в реализации мероприятий Программы;
осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей мероприятий Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Ставропольского края, утверждаемой на соответствующий финансовый год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 01 июня 2009 г. N 149-п "О Порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ и Порядке проведения оценки эффективности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ".
Корректировка мероприятий Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление сроков их реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы осуществляется путем ее размещения на официальном сайте министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации края.
Раздел 6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Улучшение экологической обстановки в крае является важным условием реализации Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы будет осуществляться на основании целевых индикаторов и показателей Программы.
К числу наиболее значимых социально-экономических последствий от проведения мероприятий Программы, направленных на сохранение, развитие и улучшение экологической обстановки в крае, относятся:
выполнение комплексного экологического обследования и землеустройство государственных природных заказников краевого значения;
информирование жителей края о состоянии окружающей среды в крае и мерах по ее улучшению;
предотвращение вредного воздействия на окружающую среду в крае пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений;
улучшение и восстановление среды обитания объектов растительного и животного мира, обитающих в крае;
улучшение санитарного состояния придорожных защитных лесных насаждений края;
предотвращение ущерба от негативного воздействия вод на территории края.
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Увеличение темпа роста в крае биологического разнообразия редких и исчезающих видов животных и растений |
процентов к уровню 2010 года |
2 |
3 |
4 |
4 |
2. |
Увеличение площади земель, расположенных в границах государственных природных заказников краевого значения, изымаемых для государственных нужд края |
га |
- |
324 |
641 |
- |
3. |
Увеличение площади особо охраняемых природных территорий краевого значения с установленными границами |
процентов к уровню 2010 года |
28,0 |
3,3 |
7,8 |
13,5 |
4. |
Увеличение размера предотвращаемого ущерба от негативного воздействия вод на территории края |
млн. рублей |
1459,4 |
- |
- |
- |
5. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 5 |
Составной частью эффективности мероприятий Программы является экологическая эффективность. Экологическая эффективность от реализации мероприятий Программы обеспечивается путем реализации технических и технологических решений, принимаемых при проектировании объектов капитального строительства государственной собственности края, соответствующих современным экологическим стандартам.
См. также Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы" (принят постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 11 сентября 2000 г. N 218-ст)
Программой предусмотрены следующие мероприятия, направленные на снижение воздействия негативных процессов, влияющих на окружающую среду в крае:
проведение комплексного экологического обследования и землеустройство 70,4 тыс. га особо охраняемых природных территорий;
утилизация 150 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений;
улучшение санитарного состояния придорожных защитных лесных насаждений на территории 88 га;
увеличение к 2016 году на 10 процентов количества видов животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, в отношении которых ведутся учет численности, мониторинг и государственный кадастр;
удовлетворение потребности жителей края в осуществлении спортивной и любительской охоты.
На основании расчетных данных проектно-сметной документации на объекты капитального строительства, включенные в Программу, размер предотвращаемого ущерба за счет ликвидации угрозы затопления территории края составит 1459,4 млн. рублей.
Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий Программы и эффективность использования выделенных на ее реализацию средств бюджета Ставропольского края обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования средств;
прозрачности использования средств.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 г. N 346-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
"Экология и природные ресурсы
Ставропольского края на 2012-2015 годы"
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования
краевой целевой программы "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы"
18 января, 20 сентября 2012 г.
N |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Прогнозируемый объем финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края (тыс. рублей) |
Ожидаемый результат реализации мероприятия |
|||||||||
всего |
в том числе |
|||||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||
|
I. Рациональное использование, сохранение минерально-сырьевой базы и природных ресурсов Ставропольского края Информация об изменениях:См. текст раздела I |
|||||||||||||
II. Охрана окружающей среды в Ставропольском крае | ||||||||||||||
2. |
Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае (далее - особо охраняемые природные территории краевого значения), в том числе: |
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - минприроды края), организации, привлекаемые в установленном порядке (далее - организации края) |
2012-2015 годы |
46843,12 |
10556,67 |
11342,25 |
12079,50 |
12864,70 |
сохранение типичных и уникальных природных ландшафтов как естественной среды обитания растительного и животного мира, биологического разнообразия флоры и фауны, редких и исчезающих видов растений и животных в особо охраняемых природных территориях краевого значения |
|||||
|
проведение работ по комплексному экологическому обследованию и землеустройству государственных природных заказников краевого значения* |
минприроды края, организации края |
2012, 2014-2015 годы |
23239,25 |
10206,67 |
- |
5167,88 |
7864,70 |
оценка современного состояния и научно-техническое обоснование деятельности особо охраняемых природных территорий краевого значения; утверждение границ и режима особой охраны заказников краевого значения в Ставропольском крае |
|||||
|
печать иллюстрированного научного издания "Памятники природы Ставропольского края" |
Минприроды края, организации края |
2012 год |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
- |
формирование экологической культуры у жителей Ставропольского края и их информирование о состоянии особо охраняемых природных территорий краевого значения |
|||||
|
издание сборника "Законодательное регулирование экологического туризма на особо охраняемых природных территориях на федеральном и региональном уровнях" |
минприроды края, организации края |
2012 год |
50,00 |
50,00 |
- |
- |
- |
изучение и внедрение опыта по организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Ставропольского края |
|||||
|
составление карт (планов) границ государственных природных заказников краевого значения |
Минприроды края, организации края |
2012 год |
200,00 |
200,00 |
- |
- |
- |
подготовка документов, содержащих сведения о государственных природных заказниках краевого значения - зонах с особыми условиями использования территорий, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости |
|||||
|
формирование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, включенных в границы государственных природных заказников краевого значения в Ставропольском крае |
минприроды края, организации края |
2013 год |
3600,00 |
- |
3600,00 |
- |
- |
утверждение схем расположения земельных участков, проведение работ по межеванию земель и их постановка на кадастровый учет |
|||||
|
изъятие земельных участков, включенных в границы государственных природных заказников краевого значения, в собственность Ставропольского края путем выкупа в государственную собственность Ставропольского края |
минприроды края, организации края |
2013-2014 годы |
14653,87 |
- |
7742,25 |
6911,62 |
- |
обеспечение установленного режима особой охраны наиболее ценных в природоохранном отношении земель сельскохозяйственного назначения, включенных в хозяйственный оборот в границах государственных природных заказников краевого значения |
|||||
|
проведение землеустройства памятников природы краевого значения |
минприроды края, организации края |
2015 год |
5000,00 |
- |
- |
- |
5000,00 |
утверждение границ и режима особой охраны памятников природы, вручение охранного обязательства |
|||||
3. |
Выполнение экологических проектов и мероприятий в Ставропольском крае, в том числе: |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
23735,81 |
7847,00 |
5010,06 |
5290,21 |
5588,54 |
экологическое просвещение и улучшение деятельности по нормированию воздействия негативных факторов на окружающую среду в Ставропольском крае |
|||||
|
реализация мероприятий по эколого-просветительской деятельности, обеспечению органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, жителей Ставропольского края достоверной информацией о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
6034,48 |
1200,00 |
1232,50 |
1700,72 |
1901,26 |
размещение 100 публикаций о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае в средствах массовой информации Ставропольского края и на официальном сайте минприроды края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих достоверные данные о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае; издание и опубликование ежегодного доклада "Об экологической ситуации и о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае" |
|||||
|
реализация мероприятий в рамках проведения ежегодной экологической акции "Сохраним природу Ставрополья" |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
3804,51 |
300,00 |
319,51 |
1608,00 |
1577,00 |
посадка деревьев и кустарников; информирование жителей Ставропольского края о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае и мерах по ее улучшению |
|||||
|
транспортировка и утилизация пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений на территории Ставропольского края |
минприроды края, организации края |
2012-2013 годы |
3097,50 |
1500,00 |
1597,50 |
- |
- |
транспортировка и утилизация в Ставропольском крае 150 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений |
|||||
|
создание электронной системы сбора и обработки данных результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха, водных объектов, радиационной обстановки, отходов производства и потребления в Ставропольском крае |
минприроды края, организации края |
2012 год |
300,00 |
300,00 |
- |
- |
- |
информирование органов государственной власти и жителей Ставропольского края о состоянии окружающей среды в Ставропольском крае на основе создания электронной системы сбора и обработки данных результатов мониторинга состояния атмосферного воздуха, водных объектов, радиационной обстановки, отходов производства и потребления в Ставропольском крае |
|||||
|
создание электронной карты города Ставрополя, отражающей влияние внешней среды города Ставрополя на живые организмы |
минприроды края, организации края |
2012 год |
300,00 |
300,00 |
- |
- |
- |
информирование органов государственной власти и жителей Ставропольского края о состоянии окружающей среды в городе Ставрополе на основе создания электронной карты города Ставрополя, отражающей влияние внешней среды города Ставрополя на живые организмы |
|||||
|
выполнение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами от стационарных источников промышленности и автотранспорта, в том числе на территориях: |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
10199,32 |
4247,00 |
1860,55 |
1981,49 |
2110,28 |
комплексная оценка загрязнения атмосферного воздуха в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края; принятие управленческих решений природоохранного значения, в том числе по развитию сети наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в Ставропольском крае |
|||||
|
г. Буденновска, Буденновского, Новоселицкого и Левокумского районов и городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска и Пятигорска |
минприроды края, организации края |
2012 год |
4247,00 |
4247,00 |
- |
- |
- |
- |
|||||
|
г. Ставрополя и Шпаковского муниципального района |
минприроды края, организации края |
2013 год |
1860,55 |
- |
1860,55 |
- |
- |
|
|||||
|
г. Георгиевска и г. Минеральные Воды |
минприроды края, организации края |
2014 год |
1981,49 |
- |
- |
1981,49 |
- |
|
|||||
|
Новоалександровского, Ипатовского и Красногвардейского районов |
минприроды края, организации края |
2015 год |
2110,28 |
- |
- |
- |
2110,28 |
|
|||||
| ||||||||||||||
4. |
Воспроизводство и сохранение объектов животного и растительного мира на территории Ставропольского края |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
24612,38 |
1525,00 |
5671,13 |
8119,25 |
9297,00 |
сохранение и развитие ресурсов объектов животного мира, обитающих в Ставропольском крае; создание охотничьего хозяйства в Ставропольском крае |
|||||
|
воспроизводство и сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
21042,38 |
405,00 |
4531,13 |
7469,25 |
8637,00 |
увеличение численности редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края |
|||||
|
ведение Красной книги Ставропольского края |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
3000,00 |
1000,00 |
1000,00 |
500,00 |
500,00 |
учет численности, мониторинг видов животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, учет 28 тыс. особей животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края; подготовка рекомендаций по специальным мерам охраны 105 видов животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края |
|||||
| ||||||||||||||
|
разработка в Ставропольском крае научного обоснования установления норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, на 2012 - 2015 годы* |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
570,00 |
120,00 |
140,00 |
150,00 |
160,00 |
добыча гражданами для личных нужд объектов животного мира в Ставропольском крае |
|||||
5. |
Проведение рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в Ставропольском крае, их санитарной очистки от бытового мусора, реконструкции и дополнения |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
5280,0 |
1190,0 |
1280,0 |
1360,0 |
1450,0 |
проведение рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в Ставропольском крае на площади 88 га |
|||||
|
проведение рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в Ставропольском крае, их санитарной очистки от бытового мусора, реконструкции и дополнения |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
45331,23 |
10215,00 |
10976,48 |
11689,95 |
12449,80 |
проведение рубок ухода за придорожными защитными лесными насаждениями в Ставропольском крае на площади 400 га, реконструкция существующих придорожных лесных насаждений в Ставропольском крае на площади 10 га |
|||||
|
оснащение государственных учреждений Ставропольского края (лесхозов) противопожарной техникой, оборудованием, средствами пожаротушения и индивидуальной защиты |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
6298,84 |
1500,00 |
1500,00 |
1597,50 |
1701,34 |
снижение средней площади одного пожара в лесах, расположенных на землях лесного фонда Ставропольского края |
|||||
|
Итого по разделу II |
|
|
100471,31 |
21118,67 |
23303,44 |
26848,96 |
29200,24 |
|
|||||
III. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Ставропольского края | ||||||||||||||
6. |
Капитальное строительство и реконструкция объектов государственной собственности Ставропольского края* |
минприроды края, организации края |
2012-2015 годы |
103675,00 |
103675,00 |
- |
- |
- |
ввод в эксплуатацию объектов водохозяйственного назначения в Ставропольском крае, в том числе: в 2012 году - 2 объекта |
|||||
|
Итого по разделу III |
|
|
103675,00* |
103675,00 |
- |
- |
- |
|
|||||
|
Итого по Программе: |
|
|
204146,31 |
124793,67 |
23303,44 |
26848,96 |
29200,24 |
|
* Не менее 20 процентов от объема средств бюджета Ставропольского края будет направлено на развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае, в том числе с использованием инновационных строительных материалов и технологий
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 г. N 346-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
"Экология и природные ресурсы
Ставропольского края на 2012-2015 годы"
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Ставропольского края
18 января, 20 сентября 2012 г.
N |
Наименование стройки или объекта, адрес стройки или объекта* |
Наименование главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края |
Наименование заказчика-застройщика |
Мощность стройки или объекта, подлежащих вводу |
Год начала строительства |
Направление инвестирования (строительство или реконструкция) |
Объем финансирования стройки или объекта за счет средств бюджета Ставропольского края (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе |
||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I. Апанасенковский район |
|
|
|
|
|||||||
1. |
Проведение комплекса мероприятий по стабилизации уровня воды в озере Лысый Лиман |
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - минприроды края) |
государственное казенное учреждение Ставропольского края "Управление по строительству и эксплуатации сооружений природоохранного назначения" (далее - ГКУ СК "Управление СЭСПН") |
протяженность 1390 м |
2008 г. |
строительство |
12185,60 |
12185,60 |
- |
- |
- |
II. Арзгирсий муниципальный район Информация об изменениях:См. текст раздела II | |||||||||||
III. Кочубеевский район | |||||||||||
3. |
Инженерно-технические мероприятия по реконструкции берегоукрепления правого берега р. Кубань в районе г. Невинномысска, Ставропольский край |
минприроды края |
ГКУ СК "Управление СЭСПН" |
протяженность 2417,5 м |
2011 г. |
реконструкция |
11373,90 |
11373,90 |
- |
- |
- |
4. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 4 |
||||||||||
IV. Минераловодский район | |||||||||||
5. |
Защита г. Минеральные Воды от склонового стока с горы Змейка (корректировка) |
минприроды края |
ГКУ СК "Управление СЭСПН" |
протяженность 4505 м |
2005 г. |
строительство |
18850,00 |
18850,00 |
- |
- |
- |
V. Предгорный район | |||||||||||
6. |
Противопаводковые мероприятия на р. Подкумок в Предгорном районе от г. Кисловодска до пос. Белый Уголь |
минприроды края |
ГКУ СК "Управление СЭСПН" |
протяженность 5591,3 м |
2011 г. |
строительство |
14824,22 |
14824,22 |
- |
- |
- |
7. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 7 |
||||||||||
VI. Туркменский муниципальный район Информация об изменениях:См. текст раздела VI | |||||||||||
VII. Город-курорт Ессентуки | |||||||||||
9. |
Противопаводковые мероприятия на р. Бугунта в г. Ессентуки |
минприроды края |
ГКУ СК "Управление СЭСПН" |
протяженность 4742 м |
2005 г. |
строительство |
46441,28 |
46441,28 |
- |
- |
- |
|
Итого |
|
|
|
|
|
103675,00 |
103675,00 |
- |
- |
- |
* Наименование стройки или объекта указано в соответствии с утвержденной проектной сметной документацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 июля 2011 г. N 268-п "О краевой целевой программе "Экология и природные ресурсы Ставропольского края на 2012-2015 годы" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края www.stavregion.ru, в "Сборнике законов и других правовых актов СК" от 30 ноября 2011 г. N 34 (374)
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2012 г. N 572-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 г. N 537-п
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления, за исключением подпункта 4.5 Изменений, который вступает в силу не ранее внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Ставропольского края на 2012 год в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, предусматривающих расходы на объекты капитального строительства государственной собственности Ставропольского края
Постановление Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2012 г. N 346-п
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Ставропольского края от 18 января 2012 г. N 10-п
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления