В соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", постановлениями Правительства Ставропольского края от 31 августа 2005 г. N 106-п "О социальном обслуживании населения в Ставропольском крае" и от 19 ноября 2008 г. N 180-п "О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Ставропольском крае", а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ставропольского края приказываю:
1. Утвердить прилагаемые государственные стандарты Ставропольского края "Социальное и социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов".
2. Директорам государственных учреждений социального обслуживания - центров социального обслуживания населения Ставропольского края обеспечить реализацию государственных стандартов Ставропольского края "Социальное и социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов".
3. Начальнику отдела организации социального обслуживания и адресной помощи населению Никитиной Г.П. организовать контроль за применением государственных стандартов Ставропольского края "Социальное и социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов" государственными учреждениями социального обслуживания - центрами социального обслуживания населения Ставропольского края.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Кобыляцкого Н.Г.
Министр |
А. П. Карабут |
Утвержден
министра труда и социальной защиты населения
Ставропольского края от 2 марта 2009 г. N 21
Государственный стандарт Ставропольского края "Социальное и
социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста
и инвалидов"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями и предприятиями социального обслуживания населения независимо от форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица, и устанавливает основные положения, определяющие объем, качество, порядок и условия предоставления социально-бытовых и социально-медицинских услуг на территории Ставропольского края.
2. Нормативные ссылки
1. В основе государственного стандарта лежат следующие нормативные документы:
1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "2 августа 1995 года"
3) Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг;
4) Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2003 Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения;
5) Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007 Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам;
6) Постановление Правительства Ставропольского края от 31 августа 2005 г. N 106-п "О социальном обслуживании населения в Ставропольском крае";
7) Постановление Правительства Ставропольского края от 23 августа 2006 г. N 121-п "О тарифах на гарантированные государством социальные услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Ставропольского края";
8) Постановление Правительства Ставропольского края от 19.11.2008 г. N 180-п "О порядке установления государственных стандартов социального обслуживания населения в Ставропольском крае";
9) Приказ министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 30 сентября 2005 г. N 106 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Ставропольского края".
2. В государственном стандарте использованы ссылки на следующие документы:
1) Концепция национальной системы стандартизации 1998 года;
2) Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
3) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
4) Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
5) Стандарт ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения;
6) Стандарт ГОСТ Р 50691-94 Система качества. Модель обеспечения качества услуг;
7) Стандарт ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения;
8) ГОСТ Р 52883-2007 Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания;
9) Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);
10) Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
11) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
12) Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
13) Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения", утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 27 июля 1999 г. N 32;
14) Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. N 18.
3. Определения
В настоящем стандарте используются определения по ГОСТ 50646-94, а также Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в том числе:
социальная служба - предприятие и учреждение независимо от форм собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
социальная услуга - действия по оказанию клиенту социальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации помощи по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услуг;
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность клиента социальной службы, которую он не может преодолеть самостоятельно;
исполнитель - предприятие, учреждение или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
предоставление услуги - деятельность исполнителя, необходимая для обеспечения выполнения социальной услуги.
4. Общие положения
4.1. Настоящий стандарт определяет требования к объемам, качеству, порядку и условиям предоставления социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Ставропольском крае.
4.2. Социальные услуги предоставляются клиенту, проживающему на территории Ставропольского края.
4.3. При принятии решения о предоставлении клиенту конкретных социальных услуг учитываются: специфика трудной жизненной ситуации, в которой он находится, его потребности и возможности в самообслуживании, содержание индивидуальной программы реабилитации, личный выбор клиентом тех или иных форм получения услуг и другие объективные факторы.
5. Основные требования к объему услуг
5.1. Социальный работник посещает клиента для оказания социальных услуг не менее 2 раз в неделю. Медицинский работник посещает клиента для оказания социально-медицинских услуг не менее 3 раз в неделю.
5.2# Отдельные виды социальных услуг, перечисленные в разделе 9 настоящего стандарта, предоставляются в объеме, определенном в разделе 10 настоящего стандарта.
6. Основные требования к качеству услуг
6.1. Предоставление услуг социального (социально-медицинского) обслуживания на дому осуществляется социальными службами, имеющими соответствующий перечень документов:
- положение (устав) об учреждении (организации);
- руководства, правила, инструкции, методики работы с клиентами;
- эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру;
- договор с клиентом.
6.2. Социальные службы должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для инвалидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
См. также:
РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", принятый и введенный в действие совместным постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51 взамен РДС 35-201-98
Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Градостроительные нормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89, 2.08.02-89, 2.09.04-87)
6.3. Социальные службы должны быть оснащены специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, необходимым для полного и качественного оказания основных видов социальных услуг.
6.4. Каждый специалист, в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к его специальности, должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
6.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все работники социальных служб должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
6.6. При оказании услуг персонал социальных служб должен проявлять к клиентам максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.
6.7. Социальные работники, оказывающие социальные услуги клиентам социальных служб, должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего образования.
6.8. Медицинские работники, оказывающие социально-медицинские услуги клиентам социальных служб, должны иметь среднее медицинское образование, соответствующую подготовку по установленной программе и иметь сертификат на право оказания медицинских услуг.
6.9. Социальные работники и медицинские работники, оказывающие социальные услуги, должны иметь действующую медицинскую книжку установленной формы.
6.10. Информация о социальной службе и оказываемых ею социальных услугах должна соответствовать требованиям Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
6.11. Качественное предоставление социальных и социально-медицинских услуг заключается в полном и своевременном удовлетворении нужд и потребностей клиентов в решении социально-бытовых, социально-психологических, социально-медицинских, социально-правовых и социально-экономических проблем в целях создания им нормальных условий жизни. Приобретение продуктов, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств и медицинских изделий должно осуществляться по умеренным ценам и в лицензированных торговых точках. Социально-медицинское обслуживание клиентов должно осуществляться строго в соответствии с показаниями врачей и удовлетворять интересы и законные требования клиентов.
7. Основные требования к порядку предоставления услуг
7.1. Социальные услуги, входящие в настоящий стандарт, предоставляются на основании личного письменного заявления гражданина или его законного представителя и документов, подтверждающих право гражданина на получение услуг, которые он предоставляет исполнителю.
7.2. При оказании социальных услуг руководитель социальной службы заключает с гражданином или его законным представителем договор, определяющий виды, объем и периодичность оказываемых клиенту социальных услуг, права и ответственность сторон, а также порядок и размер оплаты в случае оказания услуг на условиях полной или частичной оплаты.
7.3. При предоставлении социальных услуг, входящих в настоящий стандарт, проводится проверка права гражданина на получение услуг, в случае подтверждения такого права гражданин принимается на обслуживание.
7.4. Клиенты социальной службы информируются исполнителем обо всех социальных услугах, на получение которых они имеют право, а также о контактных реквизитах, по которым они могут подать жалобу на работу исполнителя.
7.5. Посещение социальным работником и медицинской сестрой клиента социальной службы осуществляется в соответствии с графиком.
7.6. Результат посещения и факт оказания социальной услуги фиксируется социальным работником и медицинской сестрой в журнале учета оказанных социальных услуг и в тетради посещений с указанием наименования услуги, даты ее оказания и заверяется подписью клиента и социального работника.
7.7. Журнал учета оказанных социальных услуг должен храниться у социального работника, тетрадь посещений должна храниться у клиента.
7.8. Работники социальных услуг, оказывающие социальные услуги, должны иметь служебные удостоверения.
8. Основные требования к условиям предоставления социальных услуг
8.1. Противопоказаниями для зачисления на социальное и социально-медицинское обслуживание на дому являются бактерио- или вирусоносительство, хронический алкоголизм, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулеза, тяжелые психические расстройства, венерические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
8.2. Покупка социальным работником для клиента продуктов питания, товаров и услуг осуществляется на денежные средства, предоставленные клиентом.
8.3. Социальные услуги, входящие в стандарт, предоставляются с условием соблюдения клиентами следующих требований:
8.3.1. Недопущение оскорблений по отношению к сотрудникам учреждения социального обслуживания.
8.3.2. Нахождение в трезвом виде во время прихода социального работника, медицинской сестры.
8.3.3. Нахождение дома в назначенное время прихода социального работника, медицинской сестры или их уведомление о своем отсутствии не позднее чем за сутки до назначенного дня посещения.
8.3.4. Недопущение угрозы или нанесения вреда социальным работникам со стороны клиента, членов семьи клиента и домашних животных.
8.3.5. Обеспечение сохранности тетради посещений.
8.4. Нарушения клиентами социальных служб требований, указанных в подпункте 8.3 настоящего стандарта, фиксируются исполнителем составлением акта.
8.5. В случае неоднократного (2 и более раз) нарушения клиентами социальных служб требований, указанных в подпункте 8.3 настоящего стандарта, исполнитель может отказаться от обслуживания клиента.
9. Основные виды социальных и социально-медицинских услуг,
предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому,
их содержание
9.1. Услуги по организации питания, быта, досуга:
9.1.1. Вид услуги: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
Содержание услуги: приобретение продуктов питания и доставка продуктов клиенту на дом. При необходимости размещение продуктов в холодильнике.
9.1.2. Вид услуги: помощь в приготовлении горячей пищи.
Содержание услуги:
- подготовка и чистка овощей;
- подготовка и нарезка продуктов для блюд;
- постановка блюда на плиту для приготовления;
- упаковка в пакеты продуктов для их сохранения;
- кипячение чайника.
9.1.3. Вид услуги: приготовление горячей пищи.
Содержание услуги: полное приготовление горячей пищи с несложным технологическим процессом.
9.1.4. Вид услуги: помощь в мытье посуды.
Содержание услуги:
- подготовка посуды к мытью;
- очистка посуды от остатков пищи;
- подогрев воды при отсутствии централизованной подачи горячей воды.
9.1.5. Вид услуги: мытье посуды, ее дезинфекция.
Содержание услуги:
- очистка посуды от остатков пищи;
- мытье посуды моющим средством;
- дезинфекция посуды кипятком;
- протирка посуды;
- расстановка посуды в шкафу.
9.1.6. Вид услуги: покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
Содержание услуги:
- приобретение и доставка товаров;
- содействие клиенту в примерке товаров (одежда, обувь).
9.1.7. Вид услуги: обеспечение питьевой водой.
Содержание услуги: доставка питьевой воды клиенту.
9.1.8. Вид услуги: топка печей.
Содержание услуги:
- доставка топлива к печи из места хранения;
- очистка печи от золы;
- вынос золы;
- топка печи.
9.1.9. Вид услуги: содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления.
Содержание услуги:
- закупка топлива на деньги клиента у поставщиков;
- установление связей с организациями и третьими лицами, осуществляющими заготовку и распиловку дров.
9.1.10. Вид услуги: доставка топлива для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления.
Содержание услуги: организация доставки топлива на дом за средства клиента.
9.1.11. Вид услуги: сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
Содержание услуги:
- маркировка вещей;
- упаковка, сдача вещей клиента в стирку, химчистку, ремонт;
- обратная доставка вещей клиенту;
- размещение вещей в местах хранения.
9.1.12. Вид услуги: содействие в организации ремонта жилых помещений.
Содержание услуги: приглашение поставщиков услуг для ремонта жилого помещения (по телефону, с личным посещением поставщика).
9.1.13. Вид услуги: помощь в уборке жилого помещения.
Содержание услуги:
- протирка пыли с наружной поверхности мебели, подоконников;
- подметание пола.
9.1.14. Вид услуги: уборка жилого помещения.
Содержание услуги:
- протирка пыли с наружной поверхности мебели, подоконников;
- снятие паутины;
- подметание и мытье пола.
9.1.15. Вид услуги: осуществление оплаты жилья и коммунальных услуг, налоговых платежей, абонентской платы за телефон, радио.
Содержание услуги:
- заполнение квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, радио;
- принятие квитанций и денег у клиента;
- оплата квитанций по месту оплаты;
- доставка квитанций и остатков денежных средств, если таковые есть, клиенту;
- содействие в решении возникающих у клиентов вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи;
- информирование о правилах расчетов, изменениях тарифов.
9.1.16. Вид услуги: содействие в получении услуг, предоставляемых организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи.
Содержание услуги:
- доставка продуктов питания и промышленных товаров из специализированных магазинов и отделов;
- оформление заказа на получение хлеба из пекарни;
- оформление документов на получение зерна в сельхозпредприятиях;
- оформление заказа на ремонт бытовой техники, установку бытового оборудования, оформление заказов на поверку приборов учета воды, газа, электроприборов, доставка обуви в ремонт и т. д.;
- получение почты, посылок и т. п. в отделениях связи или из абонентских ящиков, оформление подписки на периодическую печать, оформление переводов и т. п., отправка писем через отделения связи.
9.1.17. Вид услуги: оказание помощи в написании писем.
Содержание услуги:
- написание писем под диктовку клиента;
- отправка писем через почтовые ящики.
9.1.18. Вид услуги: проведение бесед, эмоциональной разгрузки.
Содержание услуги: беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
9.1.19. Вид услуги: содействие в отправлении религиозных обрядов в дни религиозных праздников.
Содержание услуги:
- покупка и доставка клиенту религиозных принадлежностей (свечи, иконы, литература и пр.);
- приглашение священнослужителей на дом к клиенту для отправления религиозных обрядов;
- освящение продуктов, воды в храме в дни религиозных праздников.
9.1.20. Вид услуги: содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами.
Содержание услуги:
- доставка и сдача книг в библиотеку;
- приобретение книг, газет, журналов в киосках и магазинах, доставка их клиенту;
- выемка корреспонденции из почтовых ящиков клиентов и их доставка в квартиру.
9.1.21. Вид услуги: содействие в организации досуга.
Содержание услуги:
- информирование о возможностях организованного проведения досуга;
- приобретение и доставка клиенту билетов на культурно-массовые мероприятия.
9.2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.
9.2.1. Вид услуги: содействие в получении медицинской помощи, в том числе госпитализации, сопровождение нуждающихся в медицинские учреждения, лечебно-профилактические учреждения.
Содержание услуги:
- вызов врача на дом (по телефону или с посещением поликлиники);
- помощь в оформлении документов;
- сопровождение клиента в поликлинику, на госпитализацию;
- помощь в сборе вещей, документов, необходимых для госпитализации.
9.2.2. Вид услуги: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья.
Содержание услуги:
- помощь в приеме лекарств, пищи;
- перестилание постели;
- смена нательного белья;
- умывание;
- мытье рук.
9.2.3. Вид услуги: оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом.
Содержание услуги:
- вызов бригады скорой помощи, врача на дом;
- выбор и выдача необходимых лекарств, эмоциональная поддержка до прибытия вызванного врача;
- сопровождение клиента в учреждения здравоохранения.
9.2.4. Вид услуги: проведение медицинских процедур в соответствии с назначением врача.
Содержание услуги:
- измерение температуры тела;
- помощь в приеме лекарств клиентом;
- накладывание компрессов;
- закапывание капель клиенту.
9.2.5. Вид услуги: оказание помощи обслуживаемому в поддержании личной гигиены.
Содержание услуги:
- мотивация на поддержание личной гигиены;
- помощь в переодевании, умывании, причесывании.
9.2.6. Вид услуги: содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
Содержание услуги:
- сопровождение клиента для посещения соответствующих специалистов в поликлинике;
- содействие в сборе всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния организма клиента;
- сопровождение клиента на МСЭ.
9.2.7. Вид услуги: содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации.
Содержание услуги:
- содействие клиентам в разработке индивидуальных программ реабилитации;
- получение или покупка, организация доставки технических средств ухода и реабилитации клиентам;
- оказание содействия клиенту в получении рекомендаций врача реабилитолога;
- мотивация к восстановлению утерянных функций жизнедеятельности.
9.2.8. Вид услуги: приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врачей.
Содержание услуги:
- покупка и доставка лекарств и изделий медицинского назначения клиенту;
- выписка рецептов у лечащего врача.
9.2.9. Вид услуги: посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки.
Содержание услуги:
- посещение клиентов в больницах в период временной госпитализации;
- доставка продуктов питания и предметов первой необходимости.
9.2.10. Вид услуги: содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение.
Содержание услуги:
- информирование клиента о возможностях санаторно-курортного лечения,
- содействие в получении необходимых документов,
- посещение/сопровождение клиента в ФСС для подачи документов и получения путевки.
9.2.11. Вид услуги: содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи.
Содержание услуги:
- вызов врача на дом;
- помощь в оформлении и получении необходимых документов для протезирования;
- запись клиента на обмерку для получения ортопедической обуви/корсета и прочих протезно-ортопедических изделий;
- сопровождение клиента в поликлинику, протезно-ортопедическое предприятие для получения услуг протезирования;
- получение и доставка протезно-ортопедических изделий клиенту.
9.3. Вид услуги: содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
Содержание услуги:
- помощь в сборе и оформлении документов для поступления в учебные заведения;
- содействие в получении юридической консультации по вопросам получения образования.
9.4. Вид услуги: содействие в трудоустройстве.
Содержание услуги:
- информирование клиента о наличии вакансий в банке данных центра занятости;
- помощь в оформлении документов для трудоустройства.
9.5. Правовые услуги.
9.5.1. Вид услуги: помощь в оформлении документов.
Содержание услуги:
- сбор документов, необходимых для приема на социальное обслуживание, помещение в стационарные учреждения социального обслуживания населения;
- помощь в оформлении документов, направленных на защиту законных прав и интересов клиентов;
- содействие в получении страхового медицинского полиса;
- приглашение юриста/нотариуса на дом к клиенту;
- сопровождение клиента к юристу/нотариусу.
9.5.2. Вид услуги: оформление документов на получении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Содержание услуги:
- помощь в оформлении и доставке документов, необходимых для своевременного получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;
- при необходимости сопровождение клиента.
9.5.3. Вид услуги: содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки.
Содержание услуги:
- помощь в оформлении и доставке документов, необходимых для своевременного получения мер социальной поддержки и социальной помощи;
- при необходимости сопровождения клиента в органы социальной защиты населения.
9.5.4. Вид услуги: оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и получения других социальных выплат.
Содержание услуги:
- получение необходимой для клиента информации в органах пенсионного обеспечения, социальной защиты;
- помощь в оформлении и доставке документов, необходимых для своевременного получения пенсий и других выплат социального назначения;
- при необходимости сопровождения клиента в органы пенсионного обеспечения, органы социальной защиты населения.
9.5.5. Вид услуги: содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг.
Содержание услуги:
- приглашение юриста/нотариуса на дом к клиенту;
- сопровождение клиента к юристу/нотариусу.
9.5.6. Вид услуги: содействие в организации ритуальных услуг.
Содержание услуги:
- оповещение родственников, скорой помощи и милиции в случае обнаружения клиента умершим;
- содействие в оформлении документов умершего клиента;
- погребение одиноких клиентов или клиентов из числа одинокой супружеской пары.
9.6. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому.
9.6.1. Вид услуги: наблюдение за состоянием здоровья.
Содержание услуги:
- опрос клиента о состоянии здоровья;
- осмотр кожных покровов;
- измерение температуры тела;
- измерение артериального давления;
- контроль за приемом лекарств.
9.6.2. Вид услуги: оказание экстренной доврачебной помощи (услуга выполняется медицинской сестрой).
Содержание услуги:
- вызов бригады скорой помощи;
- помощь в приеме лекарств;
- измерение артериального давления;
- оказание различных видов экстренной доврачебной помощи при возникновении состояний, угрожающих жизни и здоровью клиента.
9.6.3. Вид услуги: выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача.
Содержание услуги:
- подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов;
- помощь в приеме лекарств;
- наложение компрессов, горчичников;
- выполнение перевязок;
- обработка пролежней и раневых поверхностей;
- растирание (втирание);
- забор материалов для проведения лабораторных исследований;
- прием лекарств клиентом;
- закапывание капель клиенту;
- оказание помощи в пользовании катетером и другими медицинскими изделиями;
- оказание помощи в выполнении физических упражнений.
9.6.4. Вид услуги: оказание санитарно-гигиенических услуг.
Содержание услуги:
- обтирание;
- гигиенические ванны;
- причесывание;
- смена нательного белья;
- смена постельного белья (продольная/поперечная);
- смена памперсов;
- помощь в пользовании биотуалетом или судном.
9.6.5. Вид услуги: кормление ослабленных больных.
Содержание услуги:
- приготовление, подогрев пищи;
- кормление;
- мытье посуды после кормления.
9.6.6. Вид услуги: проведение санитарно-просветительской работы.
Содержание услуги: беседа с клиентом при личном посещении.
10. Нормативы потребления и качества социальных и социально-медицинских услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому согласно приложению 1.
Приложение 1
к государственному стандарту Ставропольского края
"Социальное и социально-медицинское
обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов"
Нормативы потребления и качества социальных и социально-медицинских
услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому
N |
Наименование услуг |
Объем предоставленной услуги |
Особые требования к порядку оказания услуги |
Особые условия предоставления услуги |
Особые требования к качеству услуги |
1. Услуги по организации питания, быта, досуга | |||||
1.1. |
Покупка и доставка на дом продуктов питания |
Не менее 2 раз в неделю - из магазинов. Не более 2 раз в месяц - с рынка |
На продукты, купленные в торговых точках с кассовым аппаратом, предоставляются чеки |
Заказ должен быть сделан заранее, не позднее чем за 1 день до посещения (лично или по телефону). Объем предоставленных продуктов не должен превышать 5 кг за один раз на 1 клиента |
Продукты доставляются в соответствии с заказом клиента из торговых точек, расположенных на территории проживания клиента. Приобретаемые продукты должны соответствовать сроку годности |
1.2. |
Покупка и доставка на дом горячих обедов |
Не более 2 раз в неделю |
Если горячие обеды предоставляются за деньги клиента, должны быть представлены чеки |
Услуга предоставляется при условии, что горячие обеды продаются на территории проживания клиента |
Горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлены с учетом состояния здоровья клиентов |
1.3. |
Помощь в приготовлении горячей пищи, приготовление горячей пищи |
Не более 2 раз в неделю. Не более 2 блюд за 1 раз |
При оказании услуги используются продукты и кухонные принадлежности клиента |
При состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию |
Оказание услуги должно осуществляться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил Место приготовления пищи должно быть убрано по окончании работы |
1.4. |
Помощь в мытье посуды, мытье посуды, ее дезинфекция |
Не более 2 раз в неделю |
При оказании услуги используются моющие и дезинфицирующие средства клиента |
При состояниях, связанных временной потерей способности к самообслуживанию |
При оказании услуги должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования |
1.5. |
Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости |
Не более 1 раза в неделю |
На промышленные товары первой необходимости, купленные в торговых точках с кассовым аппаратом, предоставляются чеки |
Услуга предоставляется при условии, что товары продаются на территории проживания клиента. К промышленным товарам первой необходимости относятся товары, от наличия которых зависит жизнь и здоровье клиентов. Объем предоставленных товаров не должен превышать 5 кг за 1 раз на клиента, при условии одновременной доставки с продуктами питания общий вес не должен превышать 7 кг за 1 раз |
|
1.6. |
Обеспечение питьевой водой |
Питьевой воды не менее 20 литров в неделю на 1 человека. Для бытовых нужд не менее 40 литров в неделю |
При доставке воды из источника централизованного водоснабжения или колодца (скважины) используется тара клиента |
Услуга предоставляется в случае, если клиент проживает в жилье без центрального водоснабжения. В случае доставки бутилированной воды совместно с продуктами или промышленными товарами первой необходимости их общий вес не должен превышать предельно допустимую норму- 7 кг |
Питьевая вода должна доставляться либо из источника централизованного водоснабжения, либо из колодца (скважины), либо из торговых точек (бутилированная вода) |
1.7. |
Топка печей |
Не менее 2 раз в неделю |
Топка печей осуществляется до первой закладки дров в печь после растопки |
Услуга предоставляется в случае, если клиент проживает в жилье без центрального отопления, в период с октября по май |
При оказании услуги должны соблюдаться правила пожарной безопасности После чистки печи социальный работник должен убрать золу из жилого помещения в яму для мусора |
1.8. |
Содействие в обеспечении топливом |
Не более 2 раз в год |
|
Услуга предоставляется в случае, если клиент проживает в жилье без центрального отопления |
Качество закупаемого топлива должно быть согласовано с клиентом |
1.9. |
Доставка топлива |
Не более 2 раз в год |
|
Услуга предоставляется в случае, если клиент проживает в жилье без центрального отопления, за средства клиента |
|
1.10. |
Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка |
По мере необходимости, но не более 2 раз в месяц. Общий вес сухого белья не должен превышать 5 кг за 1 раз |
|
Услуга предоставляется в случае, если она доступна на территории проживания клиента |
|
1.11. |
Содействие в организации ремонта жилых помещений |
По мере необходимости |
|
Услуга предоставляется в случае, если она доступна на территории проживания клиента. Социальный работник подает заявку на ремонт жилья, если жилье находится на балансе ЖЭУ. По согласованию с клиентом социальный работник оказывает посреднические услуги по поиску объявлений в средствах массовой информации об услугах ремонтных бригад |
|
1.12. |
Помощь в уборке жилого помещения, уборка жилого помещения |
Не более 1 раза в неделю |
|
Уборке подлежит жилая комната клиента независимо от ее квадратуры и наличия других комнат в доме или квартире. В случае совместного проживания в одной комнате с другими членами семьи уборка проводится вокруг кровати клиента |
При оказании услуг по уборке жилого помещения и организации быта должны соблюдаться техника безопасности и противопожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования. Социальный работник должен знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты |
1.13. |
Осуществление оплаты жилья и коммунальных услуг, налоговых платежей, абонентской платы за телефон, радио |
Не более 1 раза в месяц |
После осуществления оплаты социальный работник должен предоставить клиенту квитанции об оплате |
|
Обеспечение своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг связи |
1.14. |
Содействие в получении услуг, предоставляемых организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи |
Не более 2 раз в месяц |
При покупке товаров и услуг предоставляются чеки |
|
|
1.15. |
Оказание помощи в написании писем |
По мере необходимости, но не более 2 раз в месяц |
|
|
Обеспечение отправки письма в день написания |
1.16. |
Проведение бесед, эмоциональной разгрузки |
По мере необходимости |
|
Услуга может предоставляться штатным психологом учреждения (организации) социального обслуживания на основании стандарта или регламента оказания данной услуги, либо иным другим психологом, осуществляющим свою деятельность на территории проживания клиента |
Социальный работник должен знать основы психологии лиц старшего возраста, а также элементарные приемы социально-психологической реабилитации клиента |
1.17 |
Содействие в отправлении религиозных обрядов в дни религиозных праздников |
По мере необходимости, но не более 1 раза в месяц. Освящение продуктов и воды в храмах - не более 2 раз в год |
|
Услуга предоставляется в случае, если данные религиозные принадлежности и возможность проведения обряда освящения доступны на территории проживания клиента |
Должен быть обеспечен строгий учет вероисповедания, возраста, пола, физического состояния клиентов, особенности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях |
1.18. |
Содействие в обеспечении книгами |
Не более 1 раза в месяц |
|
Если библиотека доступна на территории проживания клиента. Если торговые точки по продаже книг доступны на территории проживания клиента |
Книги доставляются в соответствии с заказом клиента |
1.19. |
Содействие в обеспечении журналами, газетами |
Не более 2 раз в неделю. Содействие в подписке не более 2 раз в год во время подписной кампании |
|
Если данная услуга доступна на территории проживания клиента |
Подписка и покупка газет и журналов осуществляется в соответствии с заказом клиента |
1.20. |
Содействие в организации досуга клиента |
По мере появления таких возможностей, которыми может воспользоваться клиент |
Услуга по покупке и доставке билетов осуществляется по просьбе клиента |
Если данная услуга доступна на территории проживания клиента |
|
2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги | |||||
2.1. |
Содействие в получении медицинской помощи, в том числе в госпитализации, сопровождение нуждающихся в медицинские учреждения, лечебно-профилактические учреждения |
По мере необходимости, но не более 2 раз в неделю. Сопровождение - не более 2 раз в месяц |
|
Услуга предоставляется в пределах территории проживания подопечного. День сопровождения согласовывается клиентом с социальным работником не менее чем за 3 дня |
Документы для госпитализации клиента должны быть оформлены в срок, требуемый для своевременной госпитализации |
2.2. |
Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья |
По мере необходимости, но не более 3 раз в неделю |
Если такие трудности носят не временный, а постоянный характер, должен быть рассмотрен вопрос о госпитализации клиента или помещении его на стационарное обслуживание |
При состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию |
Оказание услуги должно быть организовано своевременно, услуга должна способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиента, устранению неприятных ощущений дискомфорта |
2.3. |
Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом |
По мере необходимости в любой из дней обслуживания |
|
|
Социальный работник должен знать основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи |
2.4. |
Проведение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначениям лечащего врача |
По мере необходимости, но не более 3 раз в неделю |
Услуга предоставляется медицинской сестрой |
При состояниях, связанных с временным ухудшением состояния здоровья. На период потребности в услуге клиент должен быть временно переведен в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому |
Оказание услуги должно быть организовано своевременно, услуга должна способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиента, устранению неприятных ощущений дискомфорта |
2.5. |
Оказание помощи обслуживаемому в поддержании личной гигиены |
По мере необходимости, но не более 4 раз в неделю |
Если такие трудности носят не временный, а постоянный характер, должен быть рассмотрен вопрос о госпитализации клиента или помещение его на стационарное обслуживание |
При состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию, и состояниях, связанных с временным ухудшением состояния здоровья. На период потребности в услуге клиент может быть временно переведен в специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому |
Оказание услуги должно быть организовано своевременно, услуга должна способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиента, устранению неприятных ощущений дискомфорта |
2.6. |
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы |
Не более 1 раза в год |
|
Наличие у клиента показаний к прохождению медико-социальной экспертизы |
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых# клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение клиентом соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого# клиента с использованием квалификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке |
2.7. |
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации |
Согласно требованиям индивидуальной программы реабилитации |
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации |
|
|
2.8. |
Приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врачей |
Не более 2 раз в неделю. Выписка рецептов в поликлиниках - не более 2 раз в месяц |
|
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения приобретаются в аптеках, находящихся на территории проживания клиента. Лекарственные средства, которые необходимо получать в специализированных аптеках, приобретаются в ближайшей к месту проживания клиента специализированной аптеке |
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения должны соответствовать предписанию врачей. Лекарственные средства должны соответствовать гарантийному сроку хранения и использования |
2.9. |
Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки |
Не более 2 раз в неделю |
При оказании данной услуги по просьбе подопечного возможна доставка продуктов питания, предметов первой необходимости, лекарственных средств и изделий медицинского назначения |
Услуга предоставляется в случае, если медицинское учреждение находится на территории проживания клиента. Доставка и перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, лекарственных средств и изделий медицинского назначения должны быть оговорены с социальным работником заранее, не позднее чем за 1 день до посещения клиента |
|
2.10. |
Содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение |
По мере появления таких возможностей, которыми может воспользоваться подопечный |
|
При наличии таких возможностей на территории проживания клиента |
|
2.11. |
Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи |
Не менее 1 раза в год |
|
Наличие у клиента медицинских показаний. Если данная услуга доступна на территории проживания клиента |
|
2.12. |
Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями |
По мере необходимости |
|
Если данная услуга доступна на территории проживания клиента |
|
2.13. |
Содействие в трудоустройстве |
По мере необходимости |
|
Если данная услуга доступна на территории проживания клиента |
|
2.14. |
Помощь в оформлении документов |
По мере необходимости, но не чаще 1 раза в месяц |
|
За исключением оформления документов по приватизации квартир (домов) и документов, затрагивающих интересы третьих лиц |
Социальный работник должен: - обладать необходимым минимумом знаний для оформления документов; - обладать знаниями правил оформления документов |
2.15. |
Оформление документов на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг |
Не чаще 1 раза в квартал |
|
|
Социальный работник должен: - обладать необходимым минимумом знаний для оформления документов; - обладать знаниями правил оформления документов |
2.16. |
Содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки |
По мере необходимости, но не чаще 1 раза в месяц |
|
|
Социальный работник должен: - обладать необходимым минимумом знаний для оформления документов; - обладать знаниями правил оформления документов |
2.17. |
Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и получения других социальных выплат |
По мере необходимости, но не чаще 1 раза в месяц |
|
Услуга оказывается на территории проживания клиента |
|
2.18. |
Содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг |
По мере необходимости. Сопровождение - не чаще 1 раза в месяц |
|
|
|
2.19. |
Содействие в организации ритуальных услуг |
|
Услуга оказывается в рабочее время в соответствии с регламентом работы социальной службы |
Оформление документов о смерти осуществляется в случае отсутствия у умершего клиента родственников. За счет средств, выделяемых на организацию похорон умерших граждан. Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела |
|
3. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными или отделениями социально-медицинского обслуживания на дому | |||||
3.1. |
Наблюдение за состоянием здоровья |
По мере необходимости, но не более 1 раза в день |
|
|
|
3.2. |
Оказание экстренной доврачебной помощи |
По мере необходимости, в любой из дней обслуживания |
|
|
Медицинская сестра должна знать основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи |
3.3. |
Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача |
По мере необходимости, но не чаще 1 раза в день |
При наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида |
Выполнение медицинскими сестрами специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому плановых медицинских назначений клиентам производится только по назначению участкового (лечащего) врача |
Осуществляется с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиентам. Должно быть обеспечено своевременное, квалифицированное и с высоким качеством проведение предписанных клиентам медицинских процедур. Своими действиями медицинская сестра должна способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиента, устранять неприятные ощущения дискомфорта |
3.4. |
Оказание санитарно-гигиенических услуг |
По мере необходимости, но не более 1 раза в день |
Если такие трудности носят не временный, а постоянный характер, должен быть рассмотрен вопрос о госпитализации клиента или помещение его на стационарное обслуживание |
При состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию |
Оказание услуги должно быть организовано своевременно, услуга должна способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиента, устранению неприятных ощущений дискомфорта |
3.5. |
Кормление ослабленных больных |
По мере необходимости и с учетом нуждаемости клиента, но не более 1 раза в день |
|
При состояниях, связанных с временной потерей способности к самообслуживанию |
|
3.6. |
Проведение санитарно-просветительной работы |
По мере необходимости |
|
Услуга предоставляется медицинскими сестрами специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому |
Медицинская сестра, оказывающая услугу, должна знать: - санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; - основы психологии лиц старшего возраста |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 2 марта 2009 г. N 21 "Об утверждении государственного стандарта Ставропольского края "Социальное и социально-медицинское обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
Текст приказа опубликован в газете "Ставропольская Правда" от 1 апреля 2009 г. N 71-72 (24688-24689)
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 26 января 2015 г. N 12 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 19 июня 2013 г. N 192
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа