Решение Ставропольского краевого суда от 16 октября 2007 г. N 3 - 129/07
(извлечение)
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильясханова Сурупаши Анасовича о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части слов: "являющихся пенсионерами или инвалидами", установил:
Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 25 ноября 2004 года N 1050-III ГДСК принят закон Ставропольского края N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", который 7 декабря 2004 года подписан Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым и официально опубликован в печатных изданиях "Ставропольская правда" и "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края" - 10 и 30 декабря 2004 года соответственно.
Ильясханов С.А. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий"# в части слов: "являющихся пенсионерами или инвалидами", указывая, что он является лицом, пострадавшим от политических репрессий, однако лишен права на получение мер социальной поддержки ввиду того, что оспариваемая им норма закона Ставропольского края сужает круг лиц, которым предоставлено право на получение этой поддержки.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
В силу ст. 1 закона Ставропольского края N 100-кз действие закона распространяется на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами или инвалидами и постоянно проживающих на территории Ставропольского края.
Он имеет статус реабилитированного лица с 3 мая 2006 года, постоянно проживает на территории Ставропольского края, но не является инвалидом и не достиг пенсионного возраста.
Исходя из положений Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" он вправе получать меры социальной поддержки, однако в их предоставлении отказано со ссылкой на положения краевого закона.
Кроме того, из ответа начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Степновского муниципального района Ставропольского края следует, что ранее выданное ему свидетельство о праве на льготы, как реабилитированному лицу, признано недействительным, т.к. выдано до наступления пенсионного возраста.
Таким образом, оспариваемый закон существенно нарушает его права.
В суд Ильясханов С.А. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть заявление без его участия, т.к. состояние здоровья не позволяет ему приехать в г. Ставрополь для участия в судебном заседании (л.д. 15).
Представитель Государственной Думы Ставропольского края Каратеева М.Н., представитель Губернатора Ставропольского края Марченко 3.Ф. и представитель министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Руденко Е.А. просили отказать в удовлетворении заявления Ильясханова С.А., полагая его необоснованным.
Пояснили, что в соответствии с действующим законодательством субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. Согласно ст. 16 Закона РФ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. При этом закон содержал указание на то, что его действие распространяется только на тех реабилитированных лиц, которые являются пенсионерами или инвалидами.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ перечень этих льгот исключен из Закона РФ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ и Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Принимая Закон N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", субъект Российской Федерации сохранил базовый уровень обеспечения мерами социальной поддержки определенной категории граждан, перечисленной в федеральном законе N 1761-1 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года.
Следовательно, права и свободы заявителя не нарушаются, он вправе воспользоваться мерами социальной поддержки как реабилитированное лицо по достижении пенсионного возраста либо в случае инвалидности.
Выслушав стороны, заключение прокурора об обоснованности заявления Ильясханова С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
В силу пп. "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 г. в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, включая Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. N 1761-1 (в действующей редакции).
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть первая); расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть вторая).
Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 25 ноября 2004 года N 1050-III ГДСК принят Закон Ставропольского края N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", который 7 декабря 2004 года подписан Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым и официально опубликован в печатных изданиях.
Как указано в преамбуле закона, он принят в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и определяет меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Статье# 1 указанного Закона предусмотрена сфера применения мер социальной поддержки: "Настоящий закон распространяется на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являющихся пенсионерами или инвалидами и постоянно проживающих на территории Ставропольского края (далее - жертвы политических репрессий)".
Однако в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. N 1761-1 мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должны обеспечиваться реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что единственным критерием для предоставления мер социальной поддержки является статус гражданина, который в установленном законом порядке должен быть реабилитирован или признан пострадавшим от политических репрессий.
Никаких иных критериев федеральное законодательство не предусматривает.
Судом установлено, что Ильясханов С.А. имеет статус реабилитированного лица, что подтверждается справкой N И-30, выданной 14 ноября 2004 года зам. министра внутренних дел Республики Дагестан (л.д. 14).
3 мая 2006 года администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края Ильясханову С.А. выдано свидетельство серии В N 0177620 о том, что он имеет права на льготы, установленные ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. 10).
Из содержания ответа начальника управления труда и социальной защиты населения администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от 27.06.2007 г. N 1769 следует, что выданное заявителю свидетельство о праве на льготы как реабилитированному лицу признано недействительным, т.к. выдано до наступления пенсионного возраста (л.д. 12).
Следовательно, заявителем Ильясхановым С.А. представлены доказательства, что нормы ст. 1 Закона Ставропольского края N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" нарушают его права, поскольку ему отказано в предоставлении мер социальной поддержки.
В то же время представителями заинтересованных лиц не представлено доказательств того, что оспариваемые нормы соответствуют действующему федеральному законодательству.
Суд находит несостоятельными ссылки представителей заинтересованных лиц на то, что закон N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" соответствовал положениям ст. 16 Закона РФ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, ввиду того, что в силу прямого указания закона нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. После внесения изменений в федеральный закон субъект Российской Федерации должен привести нормативно-правовой акт в соответствие с требованиями федерального закона.
Не могут быть признаны обоснованными и другие доводы представителей законодательной и исполнительной власти, а также министерства труда и социальной защиты населения края о том, что закон субъекта Российской Федерации не нарушает права лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации фактически сужает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд находит заявление Ильясханова С.А. подлежащим удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Поскольку суд приходит к выводу о том, что статья 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части указания круга субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки: "являющихся пенсионерами или инвалидами" противоречит федеральному законодательству, данный нормативный правовой акт в этой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия, т.к. новая редакция федерального закона стала действовать с 1 января 2005 года. Краевой закон опубликован 10 и 30 декабря 2004 года, вступил в силу с 1 января 2005 года.
Текст документа опубликован в печатных изданиях "Ставропольская правда" и "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края", следовательно, сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в этих же средствах массовой информации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Ильясханова Сурупаши Анасовича о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части слов: "являющихся пенсионерами или инвалидами" - удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента издания статью 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части указания круга субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки: "являющихся пенсионерами или инвалидами".
Решение о признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента издания статьи 1 Закона Ставропольского края от 7 декабря 2004 г. N 100-кз "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в части указания круга субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки: "являющихся пенсионерами или инвалидами" подлежит опубликованию в печатных изданиях "Ставропольская правда" и "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или представления через Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ставропольского краевого суда от 16 октября 2007 г. N 3 - 129/07
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или представления через Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения
Текст решения опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 30 апреля 2008 г. N 12 (256)