Администрация города Ставрополя (далее - Администрация), представительство Федерации профсоюзов Ставропольского края - координационный совет организаций профсоюзов города Ставрополя (далее - Профсоюзы) и некоммерческое партнерство "Объединение работодателей города Ставрополя" (далее - Работодатели) в лице своих полномочных представителей, именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законом Ставропольского края "О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда" заключили настоящее трехстороннее Соглашение на 2013 - 2015 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территориальном уровне и совместные действия по их осуществлению.
Приоритетными задачами Соглашения Стороны считают создание условий, содействующих развитию экономики, росту производительности труда, улучшению инвестиционного климата, повышению предпринимательской активности, стабильной занятости и развитию эффективной инфраструктуры рынка труда, повышению качества предоставляемых муниципальных услуг, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест; поддержанию социальной стабильности и обеспечению социальной защиты населения.
Стороны рассматривают настоящее Соглашение, как основной правовой акт, определяющий механизм их взаимодействия.
Соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и объединений работодателей в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при разработке отраслевых соглашений, коллективных договоров организаций, действующих на территории города Ставрополя.
Стороны Соглашения принимают на себя обязательства, предусмотренные Соглашением между Правительством Ставропольского края, Федерацией профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013 - 2015 годы, в объеме своих полномочий.
Соглашение является одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования.
В целях обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованной в соответствии с решением Думы города Ставрополя от 30 октября 2002 г. N 193 "Об утверждении Положения о городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее - Комиссия), в пределах установленных полномочий, разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Ставропольского края, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя, профсоюзов, работодателей и добиваются их реализации.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 года и действует по 31 декабря 2015 года включительно.
I. В области развития экономики
Стороны:
1.1. Формируют эффективный механизм управления экономикой города Ставрополя на основе проведения административной реформы, всестороннего развития различных форм сотрудничества.
1.2. Проводят активную политику по преодолению депрессивных явлений в экономике города Ставрополя за счет расширения активной хозяйственной деятельности, формирования и развития новых точек роста, индустриальных парков и кластеров.
1.3. Формируют систему по преодолению административных барьеров, борьбы с коррупцией с участием всех Сторон социального партнерства. Создают условия для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках. Обеспечивают прозрачность и гласность процедур закупок для муниципальных нужд.
1.4. Содействуют:
совершенствованию информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства;
развитию сферы услуг, повышению уровня жизни населения, снижению социального неравенства, обеспечению всеобщей доступности основных социальных объектов, развитию культуры, физкультуры и спорта, усилению адресности социальной поддержки семьи, материнства и детства, укреплению материально-технической базы образования, культуры, физкультуры и спорта, поддержке и социализации молодежи, организации проведения профессиональных осмотров населения для профилактики и предупреждения заболеваний;
обеспечению эффективной молодежной политики путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, ее духовно-нравственного воспитания;
реконструкции и строительству автомобильных дорог местного значения;
повышению качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечению населения качественной питьевой водой, строительству жилья, очистных сооружений, вводу и реконструкции новых мощностей с внедрением современных технологий.
1.5. Проводят в Комиссии консультации по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития города Ставрополя и проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год (в соответствии с перечнем показателей социально-экономического развития города Ставрополя, являющимся приложением 1 к настоящему Соглашению).
1.6. Вырабатывают при необходимости в адрес органов государственной власти Ставропольского края, Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения, способствующие повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию налоговой и тарифной политики.
1.7. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий либо недружественных поглощений.
Администрация и Работодатели:
1.8. Осуществляют разработку и реализацию программ социально-экономического развития, развития отраслей и программ по основным направлениям деятельности на основе проведения консультаций и встреч, координационных советов, рабочих групп.
1.9. Взаимодействуют при реализации стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года.
1.10. Содействуют развитию малого и среднего предпринимательства, созданию благоприятных условий для работодателей, участвующих в системе социального партнерства, занимающихся техническим перевооружением производства, созданием новых рабочих мест.
Администрация:
1.11. Способствует созданию новой конкурентоспособной экономики. Проводит мероприятия по противодействию коррупции.
1.12. Содействует внедрению современных методов управления в экономику города Ставрополя на основе новых информационных технологий.
1.13. Обеспечивает рост инвестиционной привлекательности города Ставрополя. Содействует реализации инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых предприятий и производств.
1.14. Не допускает задолженности по расчетам за выполненные работы (услуги) по муниципальным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
1.15. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению продукции местных товаропроизводителей на региональный и межрегиональный рынки.
1.16. Ежегодно представляет Сторонам Соглашения информацию об исполнении бюджета города Ставрополя за предыдущий год по показателям в соответствии с приложением 1 к настоящему Соглашению.
1.17. Во взаимодействии с Профсоюзами и Работодателями разрабатывает планы реструктуризации, перепрофилирования неэффективных муниципальных учреждений, а также трудоустройства и переквалификации высвобождаемых работников.
Работодатели:
1.18. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.
1.19. Участвуют в решении социально значимых проблем города Ставрополя, осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.20. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.21. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Ставропольского края, бюджет города Ставрополя, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
1.22. Учитывают мнение представителей профсоюзных организаций при разработке бизнес-планов, антикризисных программ.
1.23. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации.
1.24. При проведении мероприятий по реорганизации, реструктуризации организации сохраняют уровень заработной платы и социальных гарантий, действовавших до начала их проведения, при условии, если это не ухудшает социально-экономическое положение работников.
1.25. Информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организации, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
Профсоюзы:
1.26. Способствуют устойчивой работе организаций города Ставрополя, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции, повышению профессионализма и деловой активности работников.
1.27. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, защищают социально-экономические права и интересы работников.
1.28. Осуществляют контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
1.29. Проводят работу в трудовых коллективах, направленную на расширение практики договорного регулирования социально-трудовых отношений, проявление первичными профсоюзными организациями инициативы к началу коллективных переговоров по заключению коллективных договоров. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров.
1.30. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству.
1.31. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при администрации города Ставрополя по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.32. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития города Ставрополя.
Профсоюзы и Работодатели:
1.33. Проводят в организациях города Ставрополя обучение работников по правовым и экономическим вопросам.
1.34. Организуют конкурсы (соревнования) профессионального мастерства в отраслях экономики и в организациях города Ставрополя.
II. В области регулирования оплаты труда, повышения уровня жизни и социальной защиты населения и снижения бедности
Стороны:
2.1. Разрабатывают и реализуют комплекс мер, обеспечивающих повышение размера реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и качества труда, повышения уровня жизни населения города Ставрополя. Способствуют совершенствованию организации труда и заработной платы, обеспечивающих повышение квалификации работников, рост производительности труда и устойчивое развитие экономики города Ставрополя.
2.2. При заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров определяют порядок индексации заработной платы не менее чем на величину роста потребительских цен, размеры и условия выплаты компенсационных и стимулирующих выплат, долю оплаты труда по тарифным ставкам и окладам в фонде заработной платы, долю затрат на оплату труда в себестоимости продукции (товаров, услуг).
2.3. Проводят целенаправленную работу:
по установлению в организациях города Ставрополя через коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, систем оплаты труда, включающих фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера, определяют порядок индексации заработной платы;
по выявлению "серых" схем выплаты заработной платы работников организаций Ставрополя, сбору сведений от работающего населения о фактах выплаты заработной платы в размере ниже величины прожиточного минимума, выплаты заработной платы "в конвертах", с нарушением установленных сроков.
2.4. Стороны согласились, что:
в организациях производственной сферы деятельности тарифная ставка рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже, чем предусмотрено отраслевыми соглашениями. В случаях, когда тарифная ставка рабочего первого разряда не регулируется отраслевыми соглашениями, ее размер устанавливается на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Правительством Российской Федерации. В месячную тарифную ставку рабочего первого разряда не включаются доплаты, надбавки, иные выплаты;
в учреждениях непроизводственной сферы деятельности размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы, в соответствии с квалификационными требованиями должностей работников различных сфер деятельности (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и т.д.);
не допускается установление разной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов, общих для различных сфер деятельности должностей работников).
2.5. До установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, получающих субсидии для финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), устанавливают в отраслевых соглашениях минимальный гарантированный уровень оплаты труда для каждой профессиональной квалификационной группы.
2.6. На основе консультаций сторон Комиссии ежегодно вносят предложения по отдельным показателям проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год, в том числе по увеличению оплаты труда работников казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя, получающих субсидии для финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
2.7. Содействуют, в пределах имеющихся полномочий, ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, придав этому процессу необратимый характер.
2.8. Проводят целенаправленную работу по легализации заработной платы работников организаций города Ставрополя.
2.9. Участвуют в реализации целевых программ, направленных на решение проблем работающей молодежи. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью в организациях города Ставрополя. Пропагандируют здоровый образ жизни, проводят различные культурно-спортивные мероприятия (олимпиады, фестивали, смотры-конкурсы и др.).
Администрация:
2.10. При формировании бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год предусматривает средства, необходимые для повышения заработной платы работников муниципальных казенных учреждений, а также муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя, получающим субсидии для финансового обеспечения выполнения задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в размерах, не ниже установленных для работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Ставропольского края, и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При определении объема финансирования учитывает Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
2.11. Устанавливает тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также осуществляет регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
2.12. Содействует обеспечению в полном объеме реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и органов местного самоуправления города Ставрополя.
2.13. Определяет муниципальным учреждениям размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат, муниципальным казенным учреждениям - на содержание имущества.
Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания допускается только при соответствующем изменении муниципального задания.
2.14. Предусматривает средства на повышение средней заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
2.15. Продолжает реализацию меры социальной поддержки молодых специалистов социальной сферы, установив им доплату в размере 20 процентов от оклада.
Работодатели:
2.16. Осуществляют регулярное повышение заработной платы работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, настоящим Соглашением, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
2.17. Обеспечивают приближение размера тарифной ставки рабочего первого разряда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае.
2.18. Обеспечивают долю затрат на оплату труда в себестоимости продукции не ниже 25 процентов, а в организациях, где она сложилась на более высоком уровне, не допускают ее снижения.
2.19. Обеспечивают удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы не менее 70 процентов.
2.20. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении, иных выплат, причитающихся работнику, производят их выплату с уплатой процентов (денежной компенсации) в соответствии с обязательствами, предусмотренными коллективными договорами, соглашениями, но не ниже предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
2.21. Производят выплату месячной заработной платы работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, ежеквартально устанавливаемым в Ставропольском крае.
Устанавливают в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности размер тарифной ставки (оклада) рабочего 1-го разряда не ниже, чем предусмотрено отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Профсоюзы:
2.22. Осуществляют общественный контроль за:
своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы в организациях города Ставрополя. Добиваются устранения нарушений трудового законодательства в оплате труда, в том числе через комиссии по трудовым спорам, в судебном порядке;
распределением фонда стимулирующих выплат;
порядком распределения средств, поступающих в муниципальные учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2.23. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, своевременностью и достоверностью сведений персонифицированного учета, предоставляемых в орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Инициируют создание в организациях комиссий по защите прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Проводят организационно-разъяснительную работу в первичных профсоюзных организациях, направленную на защиту пенсионных прав работников.
2.24. Добиваются установления одинакового уровня оплаты равнозначного труда в организациях города всех форм собственности, обоснованной интенсификации труда, использования единых квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик.
2.25. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов работающей молодежи. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
Профсоюзы и Работодатели:
2.26. Включают в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций обязательства, устанавливающие:
размер тарифной ставки 1 разряда не ниже установленных в отраслевых соглашениях, в случае их отсутствия - согласно пункту 2.4 настоящего Соглашения;
особенности оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
обязательность проведения экспертизы, организуемой профсоюзами, с целью выявления и устранения причин несвоевременной выплаты заработной платы;
признание времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя и оплаты его в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
порядок выплаты вознаграждения за нерабочие праздничные дни;
удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы не менее 70 процентов;
соотношения между минимальным и максимальным размерами оплаты труда не более 10 раз;
порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен;
сроки выплаты заработной платы;
выделение средств на социальную поддержку работников и членов их семей;
гарантии деятельности профсоюзной организации;
мероприятия по защите пенсионных прав работников;
особенности регулирования трудовой деятельности молодежи, мер социальной поддержки молодых работников.
III. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
Стороны:
3.1. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.2. Содействуют расширению возможностей трудоустройства инвалидов, в том числе в счет квоты для приема на работу инвалидов в организации города Ставрополя.
3.3. Участвуют в организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.
3.4. Руководствуются следующими критериями массового высвобождения работников:
а) ликвидация организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
10 человек в течение 30 календарных дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
5 процентов работающих в течение 30 календарных дней при численности занятых от 101 до 500 человек;
10 процентов работающих в течение 60 календарных дней при численности занятых от 501 человека и выше.
Более высокие требования к критериям массового высвобождения работающих определяются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах организаций.
Администрация:
3.5. Организует проведение мониторинга инвестиционных проектов в части создания и сохранения рабочих мест.
3.6. Своевременно и объективно информирует Стороны о социально-экономическом положении в городе Ставрополе.
Работодатели:
3.7. Обеспечивают выполнение Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" при проведении мероприятий, связанных с высвобождением работников по причинам ликвидации предприятий, сокращения численности или штата, при переходе на сокращенный режим рабочего времени.
3.8. Рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов (квоту), исходя из среднесписочной численности работников на начало года.
3.9. Принимают меры по соблюдению квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.
3.10. Содействуют организации и проведению оплачиваемых общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан.
3.11. Создают временные рабочие места для трудоустройства учеников муниципальных общеобразовательных учреждений в период летних каникул и в свободное от учебы время.
Профсоюзы:
3.12. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры следующих обязательств:
по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников в организации;
по созданию дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите;
по выработке системы мер по материальной поддержке высвобождаемых работников;
по предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате банкротства организаций;
по сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией либо сокращением штата (численности) организации, льгот и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
3.13. Осуществляют защиту трудовых прав и оказывают бесплатную юридическую помощь работающим членам профсоюза по вопросам занятости и трудовых отношений.
Работодатели и Профсоюзы:
3.14. Включают в коллективные договоры, отраслевые соглашения и реализуют мероприятия по эффективной занятости населения, направленные на: сохранение рабочих мест, обеспечение условий работы для молодых специалистов, предоставление высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации, предусматривая их достаточное финансирование.
3.15. При проведении реструктуризации организаций формируют конкретные локальные программы, создают комиссии по проведению данных мероприятий, включают вопросы условий реструктуризации и реорганизации в коллективные договоры и соглашения. В случае реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения, вновь образуемые юридические лица сохраняют уровень заработной платы и социальных гарантий, предусмотренных действующим на момент реорганизации коллективным договором.
3.16. В пределах своей компетенции содействуют предупреждению конфликтных ситуаций, способствуют разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
IV. Развитие кадрового потенциала
Стороны:
4.1. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и краевыми наградами, поощрению почетными грамотами Ставропольской городской Думы и администрации города Ставрополя, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
4.2. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
4.3. Проводят совместную информационно-разъяснительную работу по информированию населения города Ставрополя о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости населения.
Администрация:
4.4. Проводит совместно с работодателями ежегодный мониторинг спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на среднесрочную перспективу с учетом стратегии социально-экономического развития города Ставрополя.
4.5. Разрабатывает прогнозы потребности экономики города Ставрополя в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей по видам экономической деятельности и видам профессионального образования, и направляет их в Правительство Ставропольского края для уточнения объема и структуры приема обучающихся в государственные образовательные учреждения профессионального образования Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края.
4.6. Формирует и обеспечивает эффективное использование резерва управленческих кадров для муниципальной службы в администрации города Ставрополя и работы в муниципальных учреждениях, организует подготовку лиц, состоящих в указанных резервах.
4.7. Организует работу по направлению руководителей и специалистов организаций города Ставрополя для подготовки в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров.
4.8. Изучает работу по совершенствованию и развитию системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки персонала организаций города Ставрополя, в том числе организаций малого и среднего предпринимательства.
Работодатели:
4.9. Ежегодно разрабатывают текущий и среднесрочный прогноз потребности в рабочих и специалистах и направляют предложения о потребности в кадрах в администрацию города Ставрополя.
4.10. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников организаций города Ставрополя, по прохождению учебной, производственной, преддипломной практики и стажировки учащихся, мастеров производственного обучения; предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников; развитию материально-технической базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
4.11. Организуют внутрифирменное обучение персонала, повышают квалификацию работников организаций города Ставрополя путем освоения ими новых и смежных профессий, обеспечивают сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
4.12. Планируют и реализуют мероприятия по адаптации вновь принятых работников в организациях города Ставрополя. Активно используют потенциал наставничества при проведении первоначального обучения новых работников непосредственно на производстве в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
4.13. По окончании профессионального обучения на производстве организуют присвоение работникам квалификации (разряда, класса, категории и т.д.) по профессии согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и предоставляют работу в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией и т.д.).
4.14. Гарантируют работникам, совмещающим работу с обучением на производстве или обучающимся в интересах организации в учебных заведениях без отрыва от производства, создание необходимых условий, сохранение средней заработной платы на весь период обучения.
4.15. Предусматривают финансовые средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для не менее 20 процентов работников организации в год.
4.16. Формируют резерв управленческих кадров в организациях города Ставрополя.
4.17. Выделяют не менее 1 процента рабочих мест для выпускников образовательных учреждений.
Профсоюзы:
4.18. Добиваются через отраслевые соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации.
V. В сфере охраны труда и экологической безопасности
Стороны:
5.1. Осуществляют разработку и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, охраной окружающей среды и экологической безопасностью, соответствующих современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
5.2. Взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения законодательства об охране труда в организациях города Ставрополя.
5.3. Содействуют экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
5.4. Организуют и проводят ежегодные смотры-конкурсы среди организаций города Ставрополя на лучшее состояние условий и охраны труда.
5.5. Обеспечивают социальную защиту трудящихся от профессиональных рисков:
организуют обучение по охране труда работников организаций города Ставрополя;
содействуют направлению на обучение по охране труда в приоритетном порядке руководителей организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек).
5.6. Реализуют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города Ставрополя.
Администрация:
5.7. Обеспечивает реализацию постановления администрации города Ставрополя от 23.07.2012 N 2103 "Об утверждении Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Ставрополе на 2012 - 2015 годы".
5.8. Ежегодно проводит сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях города Ставрополя, разрабатывает меры по их улучшению. Информирует работодателей и профсоюзы о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в организациях города Ставрополя.
5.9. Совершенствует работу по направлению для обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций города Ставрополя.
5.10. Содействует в пределах своей компетенции проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и внедрению системы сертификации организации работ по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда в организациях города Ставрополя.
5.11. Оказывает содействие в пределах своей компетенции работодателям в обеспечении работников качественными, сертифицированными средствами индивидуальной защиты через организацию участия руководителей и специалистов организаций города Ставрополя в проведении специализированных выставок средств индивидуальной защиты и т.д.
Работодатели:
5.12. Обеспечивают соблюдение требований законодательства об охране труда.
5.13. Разрабатывают годовые комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий и обеспечивают их финансирование в соответствии с коллективными договорами и соглашениями по охране труда.
5.14. Проводят целенаправленную работу по созданию и укреплению действующих служб (специалистов) охраны труда. В целях создания соответствующих условий работы служб (специалистов) охраны труда и проведения профилактической работы создают кабинеты по охране труда, содействуют повышению квалификации специалистов службы охраны труда.
5.15. Совершенствуют систему компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, разрабатывают программы по сокращению и выведению из производства рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.16. Предоставляют в соответствии с соглашениями и коллективными договорами дополнительные по сравнению с трудовым законодательством компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
5.17. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие неблагоприятное воздействие на работника. Принимают меры по замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников.
5.18. За счет собственных средств предусматривают профилактическое лечение работников, в том числе приобретение путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения и оплату личных медицинских книжек работников.
5.19. За счет собственных средств создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
5.20. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства по охране труда правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, членами комиссий по охране труда, в том числе представляют соответствующую информацию и документы.
5.21. Предусматривают в коллективных договорах меры материального поощрения и предоставление оплачиваемого отпуска уполномоченным и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения ими своих общественных обязанностей, осуществляют меры по созданию им условий для эффективной работы, содействуют профсоюзным организациям в проведении ежегодных смотров-конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда". Проводят в организациях города Ставрополя "Дни охраны труда".
5.22. Осуществляют добровольное дополнительное страхование работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии финансовых возможностей.
5.23. Обеспечивают информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
5.24. Разрабатывают и внедряют системы управления охраной труда, оценки и управления профессиональными рисками.
Профсоюзы:
5.25. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения по охране труда дополнительных гарантий и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях для работников.
5.26. Вносят в установленном порядке предложения по экспертизе условий труда на рабочих местах и оценке правильности предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
5.27. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защищают (в том числе в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь, консультирование и защиту членов профсоюзов по вопросам охраны труда.
5.28. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями прав и законных интересов работников в области охраны труда, вносят работодателям предложения об устранении выявленных нарушений, информируют об этом соответствующие государственные органы.
5.29. Формируют комитеты (комиссии) по охране труда и вводят институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях города Ставрополя, вносят работодателям предложения по их обучению и организации их эффективной работы.
5.30. Информируют членов профсоюза, работников о состоянии условий и охраны труда в городе Ставрополе, отдельных отраслях экономики и организациях города Ставрополя, изменениях в трудовом законодательстве, в том числе посредством издания и распространения справочно-методической литературы по охране труда.
5.31. Принимают участие в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок в области охраны труда и окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
5.32. Участвуют в организации и проведении "Дней охраны труда".
5.33. Оказывают содействие внедрению отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда в организациях города Ставрополя.
VI. В сфере конструктивного взаимодействия Сторон и развития системы социального партнерства
Стороны:
6.1. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в хозяйствующих субъектах города Ставрополя.
6.2. Проводят в рамках Комиссии консультации по вопросам социально-экономического развития города Ставрополя и принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение.
6.3. Обеспечивают безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов администрации города Ставрополя по вопросам социально-трудовых отношений.
6.4. Проводят разъяснительную работу о преимуществах договорных отношений в сфере труда и соблюдении трудовых прав работников в виде "круглых столов", семинаров-совещаний, публикаций в средствах массовой информации, уделяя особое внимание субъектам малого и среднего предпринимательства.
6.5. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их выполнением.
6.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим законодательством на принципах примирительных, компромиссных решений и процедур, не допуская перерастания трудовых споров в остро конфликтные формы.
6.7. Официально информируют друг друга о готовящихся мероприятиях, разрабатываемых документах с целью реализации Соглашения, решения других социально-экономических проблем.
6.8. Информируют друг друга о работе, проведенной по выполнению Соглашения, и достигнутых результатах.
6.9. Договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:
Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;
после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;
изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.
Администрация:
6.10. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.11. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников, работодателей без предварительного их обсуждения со Сторонами.
6.12. Проводит мониторинг заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях города Ставрополя.
6.13. Обеспечивает участие представителей Профсоюзов и Работодателей в формируемых на уровне города Ставрополя консультативных и совещательных органах, рассматривающих социально-трудовые вопросы.
6.14. Направляет на рассмотрение в Комиссию проекты нормативных правовых актов администрации города Ставрополя, разрабатываемые в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения.
6.15. В целях распространения опыта работы по заключению коллективных договоров проводит городской конкурс, направленный на поддержку социально-трудовых прав работников через коллективный договор.
6.16. Оказывает поддержку объединениям профсоюзов и работодателей в повышении их роли в обществе.
Работодатели:
6.17. Обеспечивают соблюдение прав профсоюзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях города Ставрополя.
6.18. Поддерживают инициативу профсоюзов по заключению коллективных договоров и соглашений.
6.19. Представляют соглашения и коллективные договоры в управление труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе для уведомительной регистрации.
Профсоюзы:
6.20. Проводят мероприятия по заключению коллективных договоров и отраслевых соглашений.
6.21. Осуществляют контроль исполнения обязательств коллективных договоров и соглашений.
6.22. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
6.23. Оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.
6.24. Инициируют создание комиссий по трудовым спорам в организациях города Ставрополя и оказывают содействие работодателям и работникам в их создании.
6.25. Продолжают работу по восстановлению и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза в организациях города Ставрополя.
VII. Организация контроля за выполнением Сторонами обязательств по Соглашению
7.1. Контроль хода выполнения Соглашения осуществляется Комиссией, а также сторонами Соглашения самостоятельно с ежегодным рассмотрением итогов его выполнения за предыдущий год на заседаниях Комиссии.
7.2. Для обеспечения реализации отдельных обязательств Соглашения и конкретизации их содержания по предложению сторон Комиссия может принимать соответствующие решения.
7.3. При невыполнении обязательств по причинам, признанным сторонами уважительными, стороны принимают согласованные меры к обеспечению выполнения обязательств.
7.4. При обсуждении итогов выполнения Соглашения стороны учитывают перечень социально-экономических показателей согласно приложению 2.
7.5. Соглашение, после его подписания Сторонами, в трехмесячный срок подлежит опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь" с предложением к работодателям города Ставрополя о присоединении к Соглашению.
7.6. Изменения и дополнения, вносимые в Соглашение, в трехмесячный срок после подписания Сторонами подлежат опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь".
Текст Соглашения одобрен Комиссией (решение N 4 от 03.10.2012).
Примечание: Соглашение составлено в 4-х экземплярах и передано Администрации, Профсоюзам, Работодателям и управлению труда и социальной поддержки населения по осуществлению отдельных государственных полномочий в городе Ставрополе.
Глава администрации города Ставрополя |
А.X. Джатдоев |
Представитель Федерации профсоюзов |
Л.П. Чернолес |
Председатель некоммерческого партнерства |
И.А. Михайлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между администрацией города Ставрополя, представительством Федерации профсоюзов Ставропольского края - координационным советом организаций профсоюзов города Ставрополя и некоммерческим партнерством "Объединение работодателей города Ставрополя" на 2013-2015 годы
Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 г. и действует по 31 декабря 2015 г. включительно
Текст соглашения опубликован в газете "Вечерний Ставрополь" от 23 января 2013 г. N 15-16 (5176-5177)