Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Коми "О социальной защищенности инвалидов в Республике Коми" (Красное знамя, 1992, 17 июня) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Коми
О социальной защите инвалидов в Республике Коми
Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Республике Коми с целью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до шестнадцати лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которые имеют своей целью создание для инвалидов условий, способствующих преодолению, замещению (компенсации) ограничений жизнедеятельности, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества в соответствии с его социально-экономическим развитием.
Статья 3. Законодательство Республики Коми по социальной защите инвалидов
Законодательство Республики Коми по социальной защите инвалидов основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральных законах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Коми по социальной защите инвалидов.
Если международные договоры (соглашения) Российской Федерации устанавливают иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, применяются правила международных договоров.
Статья 4. Компетенция Государственного Совета Республики Коми в области социальной защиты инвалидов
К ведению Государственного Совета Республики Коми в сфере социальной защиты инвалидов относятся:
определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территории Республики Коми;
принятие законов, республиканских программ и иных нормативных правовых актов Республики Коми о социальной защите инвалидов, контроль за их выполнением;
установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории Республики Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 5. Компетенция Главы Республики Коми в области социальной защиты инвалидов
К ведению Главы Республики Коми в сфере социальной защиты инвалидов относятся:
реализация государственной политики в отношении инвалидов на территории Республики Коми;
участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов;
разработка и реализация республиканских программ, направленных на социальную защиту инвалидов;
утверждение перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территории Республики Коми, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
координация научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
создание предприятий, учреждений и организаций государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации и реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;
аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности Республики Коми, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территории Республики Коми;
иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов
К ведению органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов относятся:
соблюдение и исполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми о социальной защите инвалидов на соответствующей территории;
реализация федеральных и республиканских программ социальной защиты инвалидов на соответствующей территории;
разработка и утверждение местных программ, направленных на защиту инвалидов;
установление дополнительных льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов за счет средств местных бюджетов;
создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации и Республики Коми к ведению органов местного самоуправления.
Статья 7. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Медико-социальная экспертиза
Статья 8. Понятие медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза осуществляется государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.
Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и республиканского фондов обязательного медицинского страхования.
На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:
определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
изучение уровня и причин инвалидности населения;
участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.
Решение органа государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями.
Глава 3. Реабилитация инвалидов
Статья 10. Понятие реабилитации инвалидов
Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление или компенсация утраченных функций организма, восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации (обучение инвалидов навыкам самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, передвижения, поведения в быту и в общественных местах, самоконтролю), привлечения инвалидов к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Статья 11. Республиканская, районные и городские программы реабилитации инвалидов
Республиканская, районные и городские программы реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов.
Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг определяется федеральной базовой программой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Порядок реализации республиканской программы реабилитации инвалидов утверждается Главой Республики Коми.
Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают программы реабилитации инвалидов на соответствующих территориях.
Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.
Статья 12. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, социальных, профессиональных и других реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами местного самоуправления, а также организациями.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, республиканской, районными и городскими программами реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, спортивный инвентарь и оборудование, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду, или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, принятой на территории Республики Коми. Порядок выплаты компенсации определяется Главой Республики Коми.
Статья 13. Государственная служба реабилитации инвалидов
Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством Республики Коми по социальным вопросам.
Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.
Республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления с учетом территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также различных фондов и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов. Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов, федерального и республиканского фондов обязательного медицинского страхования, фонда занятости населения, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.
Порядок организации и деятельности государственной службы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
Статья 14 настоящего Закона вступает в силу по мере принятия Главой Республики Коми нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных норм
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Это право обеспечивается:
мерами по поддержке и укреплению материально-технической базы редакций газет и журналов, предназначенных для инвалидов, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции для инвалидов, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов;
оказанием инвалидам помощи в получении услуг по сурдопереводу и предоставлению сурдотехники и тифлотехники, обеспечению литературой, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля;
введением системы субтитрирования и(или) сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.
Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы (в том числе для инвалидов по зрению) осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Язык жестов признается как средство межличностного общения.
Статья 15 настоящего Закона вступает в силу по мере принятия Главой Республики Коми нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных норм
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям, для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с республиканской, районными и городскими программами формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, утвержденными в установленном порядке.
Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с Министерством Республики Коми по социальным вопросам и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Оборудование указанных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, организациями, в ведении которых находится жилищный фонд. Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств владельцев жилья.
В случаях, когда инвалиду или членам его семьи занимаемое жилое помещение принадлежит на праве собственности, услуги по приспособлению жилья могут быть оказаны ему, исходя из его материального положения, бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты согласно решениям органов местного самоуправления за счет средств местных бюджетов.
Учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около учреждений по социальным вопросам, организаций торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 настоящего Закона вступает в силу по мере принятия Главой Республики Коми нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных норм
Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Организации, не выполняющие предусмотренных настоящим Законом, другими федеральными законами, законами Республики Коми, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации, объектов социальной инфраструктуры (в том числе жилых) для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов. Порядок и размеры отчислений устанавливаются Правительством Российской Федерации, Главой Республики Коми и органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются исключительно на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
Статья 17. Медицинская помощь инвалидам
Инвалидам гарантируется:
внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, инвалидов по зрению;
беспрепятственная госпитализация по медицинским показаниям в лечебно-профилактические учреждения Республики Коми;
обеспечение лекарствами и медицинским инвентарем для ухода за инвалидами бесплатно или на льготных условиях в пределах норм и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и Главой Республики Коми;
предоставление медицинской и социальной помощи в специализированных реабилитационных центрах, на социальных койках (отделениях, больницах) для одиноких инвалидов;
оказание психологической помощи.
Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации и территориальных программ обязательного медицинского страхования населения Республики Коми за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование населения.
Статья 18. Санаторно-курортное лечение
Инвалиды, дети-инвалиды имеют право на бесплатное или льготное получение путевок на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Неработающие инвалиды, дети-инвалиды и лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, имеют право на санаторно-курортное лечение бесплатно.
Неработающие инвалиды, в том числе находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение органами по социальным вопросам.
Дети-инвалиды и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение органами здравоохранения и органами по социальным вопросам.
Работающие инвалиды имеют право на льготное получение путевок на санаторно-курортное лечение по месту работы за счет средств социального страхования.
Инвалиды из числа бывших военнослужащих имеют право на внеочередное и бесплатное получение путевок на санаторно-курортное лечение через органы здравоохранения и органы по социальным вопросам.
Инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Статья 19. Обслуживание инвалидов в учреждениях социального обслуживания и учреждениях здравоохранения
Государство обеспечивает развитие сети учреждений социального обслуживания населения и учреждений здравоохранения. Инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании и не способные обслуживать себя самостоятельно, помещаются в учреждения социального обслуживания населения и учреждения здравоохранения, где им должны создаваться благоприятные условия для полноценного образа жизни.
Инвалиды, находящиеся в учреждениях социального обслуживания населения и учреждениях здравоохранения, оплачивают свое содержание в них (за исключением медицинской помощи, специальных средств и услуг, на которые они имеют льготы). Размер оплаты содержания инвалидом не может превышать 75 процентов получаемой им пенсии или пособия (расходы сверх этих сумм покрываются за счет собственных бюджетов учреждений социальной защиты населения и учреждений здравоохранения).
Порядок и условия обслуживания инвалидов в учреждениях социального обслуживания и учреждениях здравоохранения определяются законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 20. Транспортное обслуживание инвалидов
Инвалиды, дети-инвалиды, а также лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида (родители, опекуны, попечители, социальные работники), пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, а в сельской местности - на всех видах транспорта, за исключением такси, в пределах административного района.
Инвалидам, а также лицу, сопровождающему инвалида I группы или ребенка-инвалида, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.
Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, имеют право на 50-процентную скидку по оплате проезда на междугородных линиях автомобильного транспорта на всей территории Республики Коми с 16 мая по 30 сентября.
Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения (в том числе санаторно-курортного, обследования, протезирования) и обратно, если законодательством Российской Федерации не будут установлены более льготные условия.
Дети-инвалиды и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, имеют право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) и обратно в автобусах пригородных и междугородных маршрутов по территории Республики Коми.
Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
Часть седьмая статьи 20 настоящего Закона вступает в силу по мере принятия Главой Республики Коми нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных норм
Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях.
Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.
Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.
Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсаций транспортных расходов и расходов, связанных с эксплуатацией специальных автотранспортных средств, определяются Правительством Российской Федерации и Главой Республики Коми.
Статья 21. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Инвалиды I группы имеют право на получение жилых помещений вне очереди. Семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды II и III групп имеют право на получение жилых помещений в первоочередном порядке.
Часть третья и четвертая статьи 21 настоящего Закона вступают в силу по мере принятия Главой Республики Коми нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных норм
Жилая площадь предоставляется им с учетом требований статьи 15 настоящего Закона в жилых массивах с развитой инфраструктурой.
Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищных фондов, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищных фондов.
Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления по месту нахождения стационарных учреждений социального обслуживания либо по месту прежнего жительства инвалида по его желанию на территории Республики Коми. Документы для постановки на учет на выделение жилья инвалиду подаются руководителем стационарного учреждения.
Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста восемнадцати лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются в порядке, установленном Главой Республики Коми и органами местного самоуправления.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства.
Статья 22. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.
Глава Республики Коми и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.
Инвалиды имеют право на бесплатное изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами (слуховые аппараты, аппараты для голосообразования, глазные протезы), необходимыми им для социальной адаптации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации и Главой Республики Коми.
Часть шестая статьи 22 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 1999 г.
Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в порядке и на условиях, определяемых Главой Республики Коми.
Инвалиды I и II групп, семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на внеочередную установку телефона. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50-процентная скидка по оплате за установку и пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Инвалидам по зрению устанавливается 100-процентная скидка за пользование радиотрансляционной точкой. Инвалиды по зрению освобождаются от платы за пересылку бандеролей с вложением изданий с выпуклыми знаками (рельефно-точечным шрифтом) для слепых и бандеролей с вложением магнитофонных записей "говорящей" книги для инвалидов. Предоставление указанных льгот производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в порядке, предусмотренном Главой Республики Коми.
Услуги, оказываемые спортивно-оздоровительными организациями и учреждениями, культурными организациями, предоставляются детям-инвалидам бесплатно, а инвалидам других категорий - с 50-процентной скидкой по их оплате. Финансирование данных услуг осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в порядке, предусмотренном Главой Республики Коми, и за счет местного бюджета.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления создают в учреждениях образования, культуры, физической культуры и спорта специализированные группы для детей-инвалидов.
Инвалиды имеют право на внеочередное обслуживание в организациях торговли, бытового обслуживания населения и связи.
Статья 23. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В детских дошкольных учреждениях общего типа детям-инвалидам создаются условия для пребывания и проведения реабилитационных мероприятий (в том числе специализированные группы).
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, органами местного самоуправления создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
Часть седьмая статьи 23 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 1999 г.
Родителям (законным представителям) детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно или в негосударственных образовательных учреждениях, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание ребенка в государственном и муниципальном образовательном учреждении. Финансирование затрат, сверх установленных нормативами, производится родителями (законными представителями).
Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Образование инвалидов
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Для инвалидов, получающих общее среднее образование и проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения, организуется обучение органами управления образованием на базе этих учреждений.
Получение образования допускается в различных формах, в том числе очной, очно-заочной, экстерном, специальных классах, группах, на дому и по индивидуальным учебным планам.
Инвалидам создаются необходимые условия для учебы, включая сдачу зачетов и экзаменов, внеконкурсный прием на подготовительные отделения высших учебных заведений и получение стипендии.
Инвалиды, обучающиеся в учебных заведениях не по месту жительства, имеют право на первоочередное получение места в общежитии данного учебного учреждения, где им создаются надлежащие условия для проживания с учетом их физического состояния.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
Глава 5. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 25. Государственная политика в сфере занятости инвалидов
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов, в том числе организаций общественных объединений инвалидов;
установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирования создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
организации обучения инвалидов новым профессиям.
Статья 26. Государственная поддержка и стимулирование организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых льгот) организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Порядок определения квоты для преимущественного и целевого трудоустройства инвалидов утверждается Главой Республики Коми.
Общественные объединения инвалидов и их организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в фонд занятости населения. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Статья 28. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами местного самоуправления для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Коми, фонда занятости населения, работодателей.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением работниками трудовых обязательств.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Статья 29. Условия труда инвалидов
Инвалидам, занятым в организациях, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалиды I и II групп имеют право на ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 30 рабочих дней, инвалиды III группы - не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.
По просьбе инвалида администрация обязана предоставлять в удобное для него время отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью:
инвалидам I и II групп - до двух календарных месяцев в году;
инвалидам III группы - до одного календарного месяца в году.
Статья 30. Порядок и условия признания инвалида безработным
Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган службы занятости наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Статья 31. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели вправе за счет собственных средств решать вопросы, связанные с улучшением условий жизни как работающих, так и работавших у них инвалидов, предоставлять инвалидам льготы и преимущества при пользовании спортивно-оздоровительными учреждениями и комплексами, домами отдыха, пансионатами, санаториями и культурно-просветительскими учреждениями, находящимися в их ведении.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы в фонд занятости населения, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемом Главой Республики Коми.
Статья 32. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
В случаях, если иными нормативными правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Закону и одновременно по другому нормативному правовому акту, льгота предоставляется по одному из них по выбору инвалида.
Статья 33. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
Глава 6. Общественные объединения инвалидов
Статья 34. Право инвалидов на создание общественных объединений
В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественным объединением инвалидов признается объединение, созданное в целях защиты прав и интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, в том числе общественно полезной деятельности, их интеграции в общество, и зарегистрированное в установленном законодательством порядке.
Общественные объединения инвалидов и их подразделения, являющиеся юридическими лицами, могут быть участниками хозяйственных обществ, созданных с целью осуществления предпринимательской деятельности. Органы исполнительной власти Республики Коми и органы местного самоуправления оказывают содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую, общественным объединениям инвалидов.
Органы государственной власти Республики Коми и органы местного самоуправления привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Статья 35. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов
Государство гарантирует предоставление льгот общественным объединениям инвалидов, организациям, находящимся в их собственности, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов, по оплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты Республики Коми всех уровней, в порядке, установленном действующим законодательством.
Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате республиканских и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей (в том числе за аренду помещений, коммунальные услуги, за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой) принимаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.
Организации общественных объединений инвалидов пользуются приоритетным правом на получение государственного заказа на выпуск товаров и оказание услуг с гарантированным обеспечением материально-техническими ресурсами из соответствующих государственных фондов.".
<< Назад |
Статья 2. >> О введении в действие настоящего Закона |
|
Содержание Закон Республики Коми от 25 декабря 1998 г. N 51-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.