Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния отрасли "Образование" на территории муниципального района "Троицко-Печорский"
Муниципальная программа муниципального района "Троицко-Печорский" "Развитие образования" разработана в целях повышения доступности, качества системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства, создания условий для социализации обучающихся и воспитанников, обеспечения реализации прав детей, проживающих на территории района, на оздоровление и отдых.
В муниципальной системе отрасли "Образование" на 01.09.2014 года функционирует сеть муниципальных образовательных организаций (далее - ОО), состоящая из 18 образовательных организаций (дошкольные ОО - 4 (21%); ОО для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2 (11%); общеобразовательные организации - 10 (5 СОШ + 5 ООШ) (56%); ОО дополнительного образования детей - 1 (6%); вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение - 1 (6%)).
С целью рационального использования финансирования муниципальной системы отрасли "Образование" Управлением образования ежегодно ведется работа по реализации плана оптимизации сети образовательных организаций; так в 2014 году МОУ СОШ пст. Митрофан-Дикост преобразовано в основную общеобразовательную школу; МДОУ "Детский сад" пст. Якша - в структурное звено МОУ "СОШ" пст. Якша; МДОУ "Детский сад" пст. Комсомольск-на-Печоре - в структурное звено МБОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре, МДОУ "Детский сад" пст. Знаменка - в структурное звено МОУ "ООШ" пст. Знаменка.
С 01.09.2014 года открыта дополнительная группа на базе МДОУ "Детский сад N 3 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск наполняемостью 25 детей.
По состоянию на 01.09.2014 г. муниципальные дошкольные ОО посещают 683 воспитанника, из них на территории пгт. Троицко-Печорск - 464; функционирует 36 групп, из них - 2 разновозрастные группы в образовательных организациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад", 8 - при средних общеобразовательных школах, 4 - при основных общеобразовательных школах.
Во исполнение ч. 3 ст. 65 Федерального Закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", освобождены с 01.01.2014 года от родительской оплаты, взимаемой за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 25 родителей (законных представителей), имеющих детей-инвалидов, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17 семей с охватом 23 ребенка получали муниципальную услугу дошкольного образования за счет государственного сертификата на материнский (семейный) капитал о содержании ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Контингент обучающихся муниципальных образовательных организаций на начало 2014-2015 учебного года составляет 1351 учащийся, из них 21 обучающийся вечерней (сменной) общеобразовательной школы. В дневных общеобразовательных школах обучается 1330 учащихся, из них в начальных классах (1-4 классы) - 533 чел., в 5-9 классах - 672, в 10-11 классах - 125.
Контингент обучающихся сохраняется по сравнению с 2013 - 2014 уч. годом.
Проводимая работа по оптимизации сети ОО не улучшает показатель по наполняемости классов в ОО, увеличению доли учащихся, приходящихся на одного учителя, снижению неэффективных бюджетных расходов. Средняя наполняемость классов по району составляет - 10,6 чел.: в пгт. Троицко-Печорск - 21,7 чел., по сельским школам - 5,2 человек; численность учащихся, приходящихся на 1 учителя, составляет 7 человек. Из 12 образовательных организаций 10 - малокомплектные (83,3%).
На территории муниципального района сохраняется проблема дефицита мест в дошкольные ОО на территории пгт. Троицко-Печорск, по состоянию на 01.09.2014 г. очередность составляет 25 человек, решить данную проблему возможно за счет строительства на территории Троицко-Печорска малокомплектного детского сада. Содержание дошкольного образования, организация образовательного процесса требует обновления и совершенствования, устранения разрыва между требованиями к подготовке дошкольников к продолжению обучения в школе и предлагаемыми услугами детского сада, обеспечения преемственности дошкольного и начального звена. Не внедряются новые технологии, развивающие программы обучения, низкий процент участия педагогов дошкольных ОО в конкурсах педагогического мастерства; одной из причин является старение кадров. Снижается процент образовательных организаций, обеспечивающих дополнительное образование дошкольников. Недостаточное материально-техническое оснащение.
Определенное развитие за последние 3 года можно отметить в системе общего образования. В образовательных организациях района продолжается работа по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению. Предпрофильная подготовка организована в 7 муниципальных общеобразовательных учреждениях, охвачено 120 обучающихся 9-х классов (93%). Вместе с тем Управление образования отмечает недостаточную эффективность организованной предпрофильной подготовки и отсутствие ощутимых результатов от проводимой работы, т.к. выпускники затрудняются в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении. В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" пгт. Троицко-Печорск организовано профильное обучение в 10-11 классах. Обучение ведется по 2 профилям: естественно-математический, социально-гуманитарный - с охватом обучающихся в количестве 90 человек (72%).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373 по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 528 учащихся 1-4 классов (100%), 158- учащихся первых классов, 116 - вторых, 134 - третьих классов, 120 - 4-х классов. Для всех обучающихся 1-4 классов организована внеурочная деятельность. В МБОУ СОШ N 1 организовано обучение по ФГОС в 5-6 классах с охватом 63 обучающихся: 5 "а" класс - 22, 5 "б" - 21, 6 "б" - 20 человек.
Анализ работы образовательных организаций за 3 последних года свидетельствует о стабильных результатах. По итогам 2012-2013 учебного года уровень обученности составляет 97,1% (2013 г. - 98,2%), по дневным школам 97,2% (2012 г. - 98,9%), качество знаний обучающихся 33% (2012 г. - 34%), по дневным школам - 37% (2013 г. - 34,7%).
Отсутствует за последние 2 года положительная динамика по результатам государственной (итоговой) аттестации: количество обучающихся, закончивших школу со справкой - 14, из них 12 обучающихся 9 класса, 2 обучающихся 11 класса вечерней школы.
Исходя их анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных организаций, следует, что не на должном уровне ведется работа по управлению качеством образования, проводимая профилактическая работа со слабоуспевающими учащимися недостаточна и нерезультативна.
Содержание образования на всех ступенях обучения в основном обеспечено учебниками. Комплектование школьных библиотек района учебниками осуществляется за счет республиканского и муниципального бюджетов. По итогам инвентаризации 2013 - 2014 года обеспеченность учебниками ОО района составляет 97,5% (2012 - 2013 год в среднем 98,6%), что выше республиканского, вместе с тем из них морально устаревших учебников 33,3%.
По результатам ЕГЭ уровень обученности выпускников 11-х классов дневных ОО - 100% (2013 г. - 98%). В целом анализ организации и проведения ЕГЭ в 2014 году выявил проблему сохранения количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по обязательным предметам (выпускники вечерней школы).
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов, проводимая в штатном режиме с участием ГЭК. Результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют об увеличении среднего балла по русскому языку в сравнении с прошлым годом.
Одной из задач системы образования республики и района является создание условий для реализации основных общеобразовательных программ в части этнокультурного образования, учета региональных особенностей.
Показатель охвата обучающихся изучением коми языка в ОО района за последний год незначительно увеличился, на 4,7%, по сравнению с прошлым учебным годом. Изучение коми языка как государственного осуществляется во всех МОО с охватом 899 обучающихся; изучение коми языка как родного в 3-х ОО с охватом 21 обучающийся; факультативно изучают в 4-х ОО с охватом 61 человек. В МДОУ "Детский сад N 1 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск организована работа по обучению детей в возрасте от 4 до 7 лет коми разговорной речи с охватом 165 детей по парциональной программе "Парма".
В районе функционирует 1 организация дополнительного образования: МОУДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск, которая ежегодно обеспечивает охват учащихся дополнительным образованием около 660 человек (49,6% от количества школьников). Дополнительное образование организовано по 4 направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. Вместе с тем, по-прежнему в центре внешкольной работы отсутствуют объединения технического направления. Дополнительное образование учащихся осуществляется на базе образовательных учреждений: 80 объединений, в том числе и для обучающихся 1-3 классов, обучающихся по ФГОС, из них 23 спортивные секции (281 уч-ся), 57 творческих объединений (622 об-ся), в т.ч. 25 предметных кружков (349), 32 творческих объединения (273). Общий охват составил 903 (67,8%) обучающихся, в том числе 387 обучающихся (100%) 1-3 классов. Кружки и секции посещают обучающиеся, состоящие на профилактических учетах. Всего на внутришкольном учёте состоит 53 обучающихся, в том числе в ТКпДН и ЗП - 26 человек. Заняты дополнительным образованием 34 (64%) об-ся, состоящих на профилактическом учёте, из них 21(68%) - состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Образование по дополнительным образовательным программам получали 294 дошкольника (83%) из 5 образовательных организаций района через 10 кружков различной направленности, организованных вне режима работы ОО.
Обучающиеся, посещающие объединения дополнительного образования, активно и успешно участвуют в творческих конкурсах районного и республиканского, а также и всероссийского уровней.
Одной из задач ОО является сохранение и укрепление здоровья детей. Анализ работы ОО по обеспечению здоровьесберегающего пространства показывает, что за учебный год отмечается положительная динамика по ряду показателей данного направления.
В 7 ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с охватом 535 детей (70%) и в 4 СОШ, 2 ООШ с охватом 185 обучающихся (14%) реализуются здоровьесберегающие программы и методики с охватом обучающихся. В сравнении с прошлым учебным годом увеличился показатель охвата ОО и обучающихся, реализующих здоровьесберегающие технологии обучающихся.
В 12 (92,3%) образовательных организациях (1282 об-ся) ведется третий час физкультуры, в сравнении с прошлым годом произошло увеличение на одну ОО и на 69 детей (1,5%).
В течение 2013-2014 учебного года в соответствии с нормативными требованиями обучающиеся получали горячее полноценное питание из различных источников финансирования: 756 воспитанников (100%) и 1165 (87%) обучающихся, по сравнению с прошлым учебным годом данный показатель увеличился на 5%.
В 2 МДОУ "Детский сад N 1 общеразвивающего вида", "Детский сад N 3 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск предоставляются меры социальной поддержки семьям, имеющим часто болеющих (или с ранним проявлением туберкулезной инфекции) детей, посещающих 4 подготовительные группы, с охватом более 100 воспитанников в виде организации дополнительного витаминизированного питания.
В районе организуется круглогодичный труд, отдых и оздоровление обучающихся, мероприятия предусматривают целевое финансирование. Ежегодно проводится районный Слет трудовых объединений школьников, обеспечивается участие делегации в республиканском мероприятии.
На территории района 100% образовательных организаций обеспечивают организацию лагерей с дневным пребыванием в течение года с оптимальным охватом детей.
В течение 2 последних лет отмечена положительная динамика показателя "Эффект оздоровления" с 79% до 82,5%, снижение правонарушений, отсутствие несчастных случаев.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению доступности качественного круглогодичного оздоровления, труда и отдыха детей и подростков на территории муниципального района существуют проблемы, которые требуют решения с использованием программных методов, в том числе медицинское сопровождение оздоровительных лагерей в летний период, а также сопровождение организованных групп педагогическими и медицинскими кадрами осуществляется не на должном уровне.
Управлением образования, образовательными организациями продолжена работа по укреплению материальной базы учреждений, в пределах выделенных денежных средств осуществляется проведение капитальных и ремонтных работ. Принимаемые меры по укреплению материально-технической базы образовательных организаций дают результаты, вместе с тем по итогам республиканского мониторинга соответствия образовательных организаций современным требованиям одна ОО района по показателям мониторинга отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса. Более 40% ОО требуют капитальных вложений для проведения ремонтных работ системы канализации, отопления. Необходимы мероприятия по проведению антитеррористической защищенности ОО.
Управлением образования проводится работа, направленная на поддержку талантливой молодежи. Предусмотрены расходы из средств местного бюджета на поощрение молодежи премией главы муниципального района "Троицко-Печорский". Ежегодно дети из числа одаренных и талантливых направляются на мероприятия российского, республиканского и муниципального уровня, посвященные празднованию Нового года. Из средств республиканского бюджета РК выделяются путевки для категории "одаренные дети" в детские оздоровительные лагеря на побережье Черного моря, в 2014 году за счет муниципального бюджета приобретено 12 путевок для данной категории.
Вместе с тем на низком уровне организована система работы по поиску и поддержке талантливых детей, включающая мероприятия по психологическому сопровождению, организации мониторинга достижений и т.д., в связи с отсутствием специалистов, в том числе психологов.
В ОО района, МОУ ДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск нет достаточной материальной базы и финансирования (для оснащения) для работы с одаренными детьми (отсутствие необходимого оборудования для исследований, платные конкурсы, расходы на пересылку и качественное оформление работ). Необходимо активизировать работу по участию обучающихся школ в дистанционных конкурсах.
Качество предоставляемых образовательных услуг зависит от квалификации педагогических работников. Анализ показывает крайне незначительное количество педагогов высшей категории в ДОУ; к сожалению, большое количество педагогов без категории в образовательных организациях района. В целом, квалификационный уровень педагогического состава района невысок, на что влияют возрастные показатели педагогов; в ОО не на должном уровне проводится работа по обеспечению профессионального развития педагогов.
Анализ возрастного состава педагогических кадров показывает, что в районе из общего количества педагогических работников 162 человека (62%) работают в течение 20 и более лет. За 2 последних учебных года в ОО района прибыли 7 молодых специалистов.
На территории района сохраняется серьезный дефицит педагогических кадров. Одним из направлений по решению данной проблемы должна стать целенаправленная профориентационная работа с обучающимися на педагогические профессии.
Во исполнение майских указов президента Российской Федерации проводится работа по достижению установленных целевых показателей по заработной плате педагогических работников. На конец 2014 года целевые показатели по заработной плате педагогов соответствуют показателям, установленным в "Дорожной карте".
Указанные проблемы отрасли "Образование" на территории муниципального района свидетельствуют о необходимости комплексного решения обозначенных проблем и требуют системного подхода в решении поставленных задач программными методами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.