Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния отрасли "Образование" на территории муниципального района "Троицко-Печорский"
Муниципальная программа муниципального района "Троицко-Печорский" "Развитие образования" разработана в целях повышения доступности, качества системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства, создания условий для социализации обучающихся и воспитанников, обеспечения реализации прав детей, проживающих на территории района, на оздоровление и отдых.
В муниципальной системе отрасли "Образование" на 01.09.2015 года функционирует сеть муниципальных образовательных организаций (далее - ОО), состоящая из 16 образовательных организаций (образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования - 3 (19%); образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования и основную образовательную программу начального общего образования - 3 (19%); общеобразовательные организации - 9 (4 СОШ + 5 ООШ (56%); ОО дополнительного образования детей - 1 (6%)).
С целью рационального использования финансирования муниципальной системы отрасли "Образование" Управлением образования ежегодно ведется работа по реализации плана оптимизации сети образовательных организаций; так в 2015 году вечерняя сменная общеобразовательная школа реорганизована в форме присоединения к МБОУ СОШ N 1 пгт. Троицко-Печорск, основная общеобразовательная школа пст. Знаменка - в МБОУ "Школа" пст. Знаменка, реализующую программу дошкольного образования и основную образовательную программу начального общего образования; реорганизация в форме преобразования средней школы в основную пст. Комсомольск-на-Печоре.
По состоянию на 01.09.2015 г. муниципальные дошкольные организации посещает 644 воспитанника, из них на территории пгт. Троицко-Печорск - 483; функционирует 33 группы, из них - 3 разновозрастные группы в образовательных организациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (пст. Белый Бор, д. Еремеево, пст. Знаменка), 5 - при средних общеобразовательных школах (СОШ N 1, с. Усть-Илыч, пст. Якша, пст. Приуральский), 4 - при основных общеобразовательных школах (пст. Митрофан-Дикост, пст. Нижняя Омра, пст. Русаново, пст. Комсомольск-на-Печоре).
За счет средств местного бюджета обеспечено финансирование расходов по присмотру и уходу за 22 детьми льготных категорий: 5 (дети-инвалиды) и 17 (оставшихся без попечения родителей) из 18 семей из 8 образовательных организаций района.
18 семей с охватом 23 ребенка, получали муниципальную услугу дошкольного образования за счет государственного сертификата на материнский (семейный) капитал о содержании ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
С целью ликвидации очередности в пгт. Троицко-Печорск с 01.09.2014 года открыта дополнительная группа в МДОУ "Детский сад N 3 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск на 25 мест. Новое здание МОУ СОШ пст. Якша приняло 54 ребенка в комфортные условия пребывания детей.
В очереди на получение места в образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования, с 01.09.2015 г. зарегистрировано 120 заявлений. По состоянию на 01.09.2015 года очередь для предоставления места в детском саду детям в возрасте от 1,5 до 5 лет отсутствует. Все 100% заявителей удовлетворены.
Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 09.12.2013 года N 295 "О внедрении федерального государственного стандарта дошкольного образования в системе образования Республики Коми" и в целях обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального образования велась работа по реализации Плана - графика мероприятий по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) на территории муниципального района "Троицко-Печорский" на 2014 - 2015 годы.
В соответствии с утвержденным документом в учебном году ОО района была продолжена организационно-управленческая работа по переходу на ФГОС ДО: в 2014 - 2015 учебном году были организованы выездные курсы повышения квалификации для 27 педагогических работников из 8 ОО (директор, старший воспитатель, воспитатель) по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации воспитателей, старших воспитателей образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в объеме 72 часов. За два года курсовой подготовкой охвачено 37 педагогов ОО, что составляет 54% от общего количества педагогических работников.
По вопросу развития дошкольного образования на территории района остается нерешенным ряд проблем, выявленных в том числе и в предыдущие годы: не происходит возрастного обновления, омоложения контингента педагогов ДОО; низкая активность участия в конкурсах профессионального мастерства; низкий квалификационный уровень педагогов дошкольного образования; требует обновления учебно-методическая база ДОО; недостаточный уровень организационно-управленческой работы в ОО по переходу ФГОС ДО; отсутствие системы должного контроля за качеством предоставления образовательной услуги родителям; требует укрепления материально-техническая база ОО.
Контингент обучающихся муниципальных образовательных организаций на 01.09.2015 учебного года составляет 1360 учащихся, из них в очно-заочной форме обучаются 21 обучающийся. В начальных классах обучается (1-4 классы) - 576 чел., в 5-9 классах - 661, в 10-11 классах - 123.
Контингент обучающихся сохраняется по сравнению с 2014-2015 уч. годом.
Проводимая работа по оптимизации сети ОО не улучшает показатель по наполняемости классов в ОО, увеличению доли учащихся, приходящихся на одного учителя, снижению неэффективных бюджетных расходов. Средняя наполняемость классов по району составляет - 9,8 чел.: в пгт. Троицко-Печорск - 21,7 чел., по сельским школам - 5,2 человек; численность учащихся, приходящихся на 1 учителя, составляет 7 человек. Из 12 образовательных организаций 10 - малокомплектные (83,3%).
Определенное развитие за последние 3 года можно отметить в системе общего образования. В образовательных организациях района продолжается работа по организации предпрофильной подготовки и профильному обучению.
Предпрофильная подготовка организована в 5 муниципальных общеобразовательных организациях, охвачено 114 обучающихся 9-х классов (80,3% от количества обучающихся 9-х классов). Всего учащимся 9-х классов в текущем году предложено 28 программ курсов по выбору по 4 образовательным областям: математической (4), естественно-научной (3), филологической (10), технологии (5); 6 курсов профориентационной направленности.
В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" пгт. Троицко-Печорск организовано профильное обучение в 10-11 классах. Обучение ведется по 2 профилям: естественно-математический (2 класса - 44 чел.), социально-гуманитарный (2 класса - 26 чел.) - с охватом обучающихся в количестве 70 человек (57,4% от количества обучающихся 10-11 классов).
В муниципальных образовательных организациях осуществляется реализация ФГОС начального общего образования. По федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 571 обучающийся 1-4 классов, 152 - учащихся первых классов, 160 - вторых, 119 - третьих классов, 140 - четвёртых классов. Для всех обучающихся 1-4 классов организована внеурочная деятельность.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" 119 обучающихся 5-х классах образовательных организаций образовательная деятельность организована в соответствии с ФГОС ОО, в МБОУ СОШ N 1 в пилотном режиме реализуется ФГОС основного общего образования в 6-7 классах с охватом 61 обучающийся.
В 2015-2016 учебном году в муниципальных общеобразовательных организациях продолжается изучение предмета "Основы светской этики" в рамках введения курса "Основы религиозных культур и светской этики". Предмет изучают обучающиеся 4-х классов в количестве 140 человек, в том числе "Основы православной культуры" - 27, "Основы светской этики" - 97, "Основы мировых религиозных культур" - 16.
В пятых классах комплексный предметный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" реализуется через включение во внеурочную деятельность, в рабочие программы учебных предметов: обществознание, литература Республики Коми, искусство, литература, история.
Анализ работы образовательных организаций за 3 последних года свидетельствует о стабильных результатах. По итогам 2014-2015 учебного года уровень обученности составляет 97,7% (2013 - 2014 уч.г. - 97,5%).
Уменьшилось количество обучающихся, закончивших школу со справкой - 8 чел. (2013-2014 уч.г. - 13).
Исходя их анализа результатов учебной деятельности общеобразовательных организаций, следует, что не на должном уровне ведется работа по управлению качеством образования, проводимая профилактическая работа со слабоуспевающими учащимися недостаточна и не всегда результативна.
Содержание образования на всех уровнях обучения в основном обеспечено учебниками. Комплектование школьных библиотек района учебниками осуществляется за счет республиканского и муниципального бюджетов. По итогам инвентаризации 2014 - 2015 года обеспеченность учебниками ОО района составляет 99% (2013 - 2014 год в среднем 97%).
По результатам ЕГЭ уровень обученности выпускников 11-х классов дневных ОО - 97% (2014 г. - 100%). В целом анализ организации и проведения ЕГЭ в 2015 году выявил проблему сохранения количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов по обязательным предметам.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования показал незначительное повышении качества знаний по русскому языку на 1,9% и значительное снижение по математике на 6,1%.
Одной из задач системы образования республики и района является создание условий для реализации основных общеобразовательных программ в части этнокультурного образования, учета региональных особенностей.
В образовательных организациях района обеспечивается изучение коми языка как государственного: 880 обучающихся (11 школ, 2-9 классы); изучение коми языка как родного: 23 обучающихся (2 школы, 1-9 классы). Коми литература изучается 23 обучающихся (2 школы, 2-11 классы).
Коми языка факультативно изучают: 121 обучающихся (4 школы, 1 классы). Всего в ОО района изучают коми язык 1024 обучающихся в 12 школах, что составляет 84%.
В районе функционирует 1 организация дополнительного образования: МОУДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск, которая ежегодно обеспечивает охват учащихся дополнительным образованием около 660 человек (49,6% от количества школьников). Дополнительное образование организовано по 4 направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. Вместе с тем, по-прежнему в центре внешкольной работы отсутствуют объединения технического направления.
Дополнительное образование учащихся и воспитанников осуществляется на базе образовательных организаций, в которых организованы бесплатные общедоступные кружки и спортивные секции. На базе школ организовано 89 (в 2013-2014 уч.г. - 80) объединений, в том числе для обучающихся 1-4 классов, обучающихся по ФГОС: из них 21 (в 2013-2014 уч.г. - 23) спортивная секция с охватом обучающихся - 185 чел. (в 2013-2014 уч.г. - 281 учащийся), 68 (в 2013-2014 уч.г. - 57) творческих объединений с охватом 595 обучающихся (в 2013-2014 уч.г. - 622 обучающихся), в т.ч. 40 (в 2013-2014 уч.г. - 25) предметных кружков с охватом 460 чел. (в 2013-2014 уч.г. - 349),28 (в 2013-2014 уч.г. - 32) творческих объединения - 135 чел. (в 2013-2014 уч.г. - 273), общий охват составил 780 (58,3%) (в 2013-2014 уч.г. - 903 (67,8%)) обучающихся, в т.ч. 541 обучающийся (100%) 1-4 классов.
Объединения дополнительного образования детей посещают обучающиеся, состоящие на профилактических учетах. Из 51 обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, 49 (96%) заняты во внеурочное время - (2013-2014 уч.г. - 37 (75%)). Охват обучающихся, состоящих на учете в ТКпДН и ЗП, внеурочной деятельностью составил 34 человека (97%) (2013-2014 уч.г. - 66%). Наблюдается уменьшение количества обучающихся из числа состоящих на профилактическом учёте, не занятых дополнительным образованием во вторую половину дня.
Обучающиеся, посещающие объединения дополнительного образования, активно и успешно участвуют в творческих конкурсах районного и республиканского, а также и всероссийского уровней.
Одной из задач ОО является сохранение и укрепление здоровья детей. Анализ работы ОО по обеспечению здоровьесберегающего пространства показывает, что за учебный год отмечается положительная динамика по ряду показателей данного направления.
В 11 ОО реализуются здоровьесберегающие программы и методики. В сравнении с прошлым учебным годом увеличился показатель охвата ОО и обучающихся, реализующих здоровьесберегающие технологии обучающихся.
В 12 (100%) образовательных организациях ведется третий час физкультуры (1318 обучающихся). В течение 2014-2015 учебного года в соответствии с нормативными требованиями обучающиеся получали горячее полноценное питание из различных источников финансирования: 644 воспитанника (100%), 546 обучающихся начального звена (100%), 507 обучающихся среднего звена (75%), 99 обучающихся старшего звена (85%).
Вместе с тем, анализ организации питания в ОО района выявил снижение охвата обучающихся организованным питанием в сравнении с прошлым учебным годом на 1%; по итогам плановых проверок Управлением образования в 4 ОО выявлены нарушения санитарного законодательства в части организации питания обучающихся и воспитанников; специалистами Роспотребнадзора по итогам 4 проверок также выявлены факты нарушения санитарного законодательства по данному вопросу и составлено в отношении 3 руководителей ОО, имеющих пищеблоки, составлены 3 протокола, 3 представления и 3 предписания по фактам выявленных нарушений; не пройдена курсовая подготовка работниками пищеблоков ОО района; не проводился мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей организацией питания в ОО; требует укрепления материально-техническая база ОО (мебель, спортинвентарь, кухонная и столовая посуда).
В районе организуется круглогодичный труд, отдых и оздоровление обучающихся, мероприятия предусматривают целевое финансирование. Ежегодно проводится районный Слет трудовых объединений школьников, обеспечивается участие делегации в республиканском мероприятии.
На территории района 100% образовательных организаций обеспечивают организацию лагерей с дневным пребываний в течение года с оптимальным охватом детей.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению доступности качественного круглогодичного оздоровления, труда и отдыха детей и подростков на территории муниципального района существуют проблемы, которые требуют решения с использованием программных методов, в том числе медицинское сопровождение оздоровительных лагерей в летний период, а также сопровождение организованных групп педагогическими и медицинскими кадрами осуществляется не на должном уровне.
Управлением образования, образовательными организациями продолжена работа по укреплению материальной базы учреждений, в пределах выделенных денежных средств осуществляется проведение капитальных и ремонтных работ. Принимаемые меры по укреплению материально-технической базы образовательных организаций дают результаты, вместе с тем по итогам республиканского мониторинга соответствия образовательных организаций современным требованиям одна ОО района по показателям мониторинга отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса. Более 40% ОО требуют капитальных вложений для проведения ремонтных работ системы канализации, отопления. Необходимы мероприятия по проведению антитеррористической защищенности ОО.
Управлением образования проводится работа, направленная на поддержку талантливой молодежи. Предусмотрены расходы из средств местного бюджета на поощрение молодежи премией главы муниципального района "Троицко-Печорский". Ежегодно дети из числа одаренных и талантливых направляются на мероприятия российского, республиканского и муниципального уровня, посвященные празднованию Нового года. 1 обучающийся был поощрён путевкой в Международный детский центр "Артек".
Вместе с тем на низком уровне организована система работы по поиску и поддержке талантливых детей, включающая мероприятия по психологическому сопровождению, организации мониторинга достижений и т.д., в связи с отсутствием специалистов, в том числе психологов.
В ОО района, МОУ ДОД "Центр внешкольной работы" пгт. Троицко-Печорск нет достаточной материальной базы и финансирования (для оснащения) для работы с одаренными детьми (отсутствие необходимого оборудования для исследований, платные конкурсы, расходы на пересылку и качественное оформление работ). Необходимо активизировать работу по участию обучающихся школ в дистанционных конкурсах.
Качество предоставляемых образовательных услуг зависит от квалификации педагогических работников. Анализ показывает крайне незначительное количество педагогов высшей категории в ДОО; к сожалению, большое количество педагогов без категории в образовательных организациях района. В целом, квалификационный уровень педагогического состава района невысок, на что влияют возрастные показатели педагогов; в ОО не на должном уровне проводится работа по обеспечению профессионального развития педагогов.
Анализ возрастного состава педагогических кадров показывает, что в районе из общего количества педагогических работников 162 человека (62%) работают в течение 20 и более лет. За 2 последних учебных года в ОО района прибыли 7 молодых специалистов.
На территории района сохраняется серьезный дефицит педагогических кадров. Одним из направлений по решению данной проблемы должна стать целенаправленная профориентационная работа с обучающимися на педагогические профессии.
Во исполнение майских указов президента Российской Федерации проводится работа по достижению установленных целевых показателей по заработной плате педагогических работников. На конец 2015 года целевые показатели по заработной плате педагогов соответствуют показателям, установленным в "Дорожной карте".
Указанные проблемы отрасли "Образование" на территории муниципального района свидетельствуют о необходимости комплексного решения обозначенных проблем и требуют системного подхода в решении поставленных задач программными методами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.