Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние системы образования в городе Сыктывкаре
1.1. Краткая характеристика системы образования
Система образования города Сыктывкара представлена различными типами и видами образовательных учреждений.
Виды и типы образовательных учреждений | на 01.01.2000 г. | |
Кол-во учреждений |
Кол-во учащихся |
|
1. Дошкольные образовательные учреждения Управ- ления образования |
83 | 12166 |
В том числе национальные детские сады | 1 | |
2. Школы, всего: | 57 | 38901 |
в том числе: 1) начальных |
6 |
825 |
В том числе начальных школ-садов | 3 | 298 |
2) основных | 2 | 289 |
3) средних (полных) | 41 | 36058 |
в том числе: гимназий | 6 | 3136 |
лицеев | 5 | 1020 |
школ с углубленным изучением отдельных предме- тов (имеющих лицензии) |
9 | 3832 |
3. Негосударственные образовательные учреждения | 1 | 60 |
4. Вечерние школы | 2 | 701 |
5. Общеобразовательные школы-интернаты для ро- дительских детей |
2 | 494 |
6. Специальные (коррекционные) школы | 7 | 826 |
7. Специальные (коррекционные) школы-интернаты для родительских детей |
2 | 189 |
8. Детские дома | 3 | 142 |
9. Общеобразовательные школы-интернаты для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро- дителей |
1 | 205 |
10. Специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей |
1 | 125 |
11. Учреждения дополнительного образования | 25 | 22874 |
В том числе: лицеи дополнительного образования | - | - |
Дворец творчества детей и молодежи | 1 | 2798 |
Эстетические центры дополнительного образования | 11 | 11542 |
Детско-юношеские спортивные школы | 1 | 1238 |
Детско-юношеские клубы физической подготовки | 5 | 2546 |
На 01.01.2000 г. в городе Сыктывкаре (вместе с Эжвой) функционировало 57 школ, в том числе 3 школы-сада, 5 лицеев, 6 гимназий, 41 средняя общеобразовательная школа, 1 негосударственное учреждение - Православная гимназия, 7 специальных (коррекционных) школ и 3 специальных (коррекционных) школы-интерната, 2 вечерние (сменные) школы. В системе Управления образования функционировало 83 дошкольных образовательных учреждения с охватом детей 12166 человек. В 25 учреждениях дополнительного образования занималось 22874 ученика.
Во всех типах образовательных учреждений обучалось и воспитывалось 76683 учащихся.
В городе не только сохранена, но и получила дальнейшее развитие система образования, позволяющая удовлетворять образовательные потребности населения.
Современная система дошкольного образования города Сыктывкара представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги, ориентированные на потребности семьи и интересы общества. Развивается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений.
Положительно зарекомендовал себя новый тип образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, создающий благоприятные условия для обеспечения преемственности воспитания и обучения детей: начальные школы-сады NN 8, 44, 81, 104.
Многие руководящие и педагогические работники детских садов реализуют свое право на самостоятельность управления и финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также право на выбор образовательных программ, успешно решая эти задачи с учетом экономических и национально-культурных условий.
Созданы и получают распространение механизмы регуляции качества дошкольного образования в условиях его вариантности и разнообразия: проведение аттестации дошкольных образовательных учреждений на основе гуманистических критериев оценки их деятельности помогает педагогам осваивать личностно-ориентировочный стиль взаимодействия с ребенком.
В сфере общего образования продолжаются процессы демократизации и гуманизации.
Одной из особенностей системы образования в городе стала его вариативность: в основном сложилась система всех видов образовательных учреждений, а также система инновационных образовательных учреждений.
Активизировался переход к образованию по выбору, происходит дальнейшее углубление и дифференциация содержания базового уровня образования. В городе сохранено единое образовательное пространство Республики Коми и России.
Образовательные учреждения города Сыктывкара работают в соответствии с республиканским Базисным учебным планом, который предусматривает наряду с сохранением федерального компонента содержания образования введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Для реализации новых образовательных задач в соответствии с социальным заказом в городе созданы 6 гимназий, 5 лицеев, работают 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Все эти образовательные учреждения работают в тесном контакте с ВУЗами города Сыктывкара. В инновационных образовательных учреждениях сложились творческие педагогические коллективы, вырабатываются и реализуются новые педагогические идеи.
Дальнейшее развитие в городе получила национальная система образования. За последние 3 года увеличилось число учащихся, изучающих коми язык, с 13% в 1997 году до 20% в 2000 году.
В школах города Сыктывкара происходит обновление системы воспитания, значительную роль в этом играют учреждения дополнительного образования (25 учреждений, 22874 человека), являющиеся частью целостной системы образования в городе.
В ходе реализации I и II этапов городской программы в 10 раз возросло количество творческих объединений детей от детского сада до школы и в 9 раз возросло количество кадров, занятых развитием и воспитанием детей во внеурочное время.
Деятельность учреждений дополнительного образования ориентирована на создание условий для коллективного детского творчества, а также для раннего самоопределения детей, их самореализации и саморазвития.
В городе сложилась система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными направлениями деятельности этих учреждений являются охрана здоровья обучающихся, их социальная адаптация, подготовка к самостоятельной жизни и профессиональное самоопределение.
Система работы с детьми с отклонениями в развитии предусматривает обучение детей различных как по уровню интеллекта, так и по состоянию физического развития. Вопрос обучения каждого ребенка с отклонениями в развитии решается индивидуально.
257 детей-инвалидов по состоянию здоровья получают образование, как в школах, так и на дому.
В общеобразовательных школах I ступени функционирует 12 классов компенсирующего обучения, в городе работает 2 специальных (коррекционных) учреждения, 2 специальных (коррекционных) учреждения для детей с нарушениями слуха.
В 1999-2000 учебном году в системе коррекционно-развивающего образования обучалось 1140 детей.
Кадровый потенциал образовательных учреждений города Сыктывкара составляет 8,5 тысяч работников.
Большое внимание уделяется работе по профессиональному росту педагогов. В учреждениях образования создаются условия для проведения аттестации работников, желающих повысить разряды на основании Положения об аттестации. Свыше 80% учителей имеют выcшее педагогическое образование, ежегодно возрастает число педагогов высшей категории.
В соответствии с городской Программой развития образования города Сыктывкара на 19982000 годы в январе 2000 года при Управлении образования был создан Центр лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. В результате деятельности Центра в 2000 году были аттестованы и аккредитованы 14 образовательных учреждений и 12 дошкольных образовательных учреждений. С 1996 года по 2000 год было аттестовано и аккредитовано 25 школ, лицеев, гимназий и 15 дошкольных образовательных учреждений - всего 40 образовательных учреждений.
Качество и результативность работы
Образовательные учреждения города Сыктывкара добились высоких результатов работы: по итогам 1999-2000 учебного года уровень обученности учащихся составил 99,3%, качество обучения 42%.
Впервые в истории города Сыктывкара 88 выпускников награждены золотой и серебряной медалями.
Учащиеся города Сыктывкара стали победителями и призерами республиканских предметных олимпиад, 62% всех призовых мест республиканских олимпиад заняли учащиеся школ столицы.
Система образования города справляется с поставленными перед ней задачами, обеспечивает конституционные права граждан на получение качественного образования и воспитания, поэтому выпускники школ являются конкурентоспособными на рынке образования и труда, ежегодно растет показатель поступления выпускников в высшие учебные заведения. В 2000 году из 1854 выпускников средних школ города поступили и продолжают обучение в ВУЗах 1021 выпускник, или 55% выпускников.
Финансирование отрасли
Госсоветом Республики Коми установлен норматив финансирования расходов на содержание одного ученика школ, воспитанника дошкольных образовательных учреждений и школ-интернатов, а также ученика, занимающегося в учреждениях дошкольного образования.
Однако в связи со сложными социально-экономическими условиями бюджет обеспечивает данный норматив лишь на 45%, что отрицательно сказывается на состоянии материально-технической базы учреждений образования.
1.2. Проблемы образования
Развитие системы образования города Сыктывкара происходит в сложных экономических условиях.
Потребность образовательных учреждений в материальных и финансовых ресурсах обеспечивается за счет средств республиканского и муниципального бюджета на 45%.
Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования.
Материально-техническая база образовательных учреждений устаревает, приходит в негодность. Многие здания и сооружения системы образования города требуют капитального ремонта.
Обеспеченность общеобразовательных учреждений города учебниками федерального компонента составляет 80%, национально-регионального компонента - 90%.
На 01.01.2000 года компьютерные классы функционируют в 14 образовательных учреждениях города, что составляет 30% всех образовательных учреждений, однако только в 6-ти из них компьютерная техника отвечает современным требованиям, выход в Интернет имеют лишь 4 учреждения: Технологический лицей, Технический лицей, Лицей народной дипломатии, Республиканская гимназия искусств. Наблюдается тенденция старения и сокращения компьютерного парка, за последние два года закрыты компьютерные классы в 11 школах, образовательные учреждения не имеют средств для приобретения информационно-методических материалов, программных средств, средств для подключения к телекоммуникационным сетям.
Актуальной проблемой в области общего образования является его дальнейшая гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей учащихся, социальных норм и других элементов культуры.
В городе продолжает расти количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общей численности детей данной категории более 70% остались без попечения родителей при живых родителях. По состоянию на 01.01.2000 г. в семьях граждан города Сыктывкара воспитывается 410 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях - 189 детей.
Причинами увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, являются падение социального престижа семьи, ее материальные, жилищные трудности, увеличивается категория родителей, ведущих асоциальный образ жизни, уклоняющихся от воспитания детей. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в педагогической, психологической социальной и медицинской реабилитации.
Особого внимания, индивидуальной работы требуют дети по различным причинам не посещающие образовательные учреждения.
Актуальными остаются проблемы профилактики и раннего выявления употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ несовершеннолетними, проблемы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения детей и подростков и обеспечивающих выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Актуальными остаются проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях города. Итоги медицинского осмотра учащихся в 1999-2000 учебном году показывают, что лишь 20,5% учащихся школ и 8,9% учащихся интернатных учреждений отнесены к I группе здоровья, количество детей без отклонений в здоровье составляет лишь 25,6%. Состояние здоровья учащихся города Сыктывкара предполагает проведение комплексной оздоровительной работы, включающей активное внедрение в образовательный процесс различных оздоровительных технологий, в том числе здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Проблемами дошкольного образования являются осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования, состояние здоровья детей дошкольного возраста. Сравнительный анализ итогов медицинских осмотров в 1998-2000 гг. показывает, что растет количество детей, имеющих отклонения в здоровье и хронические болезни.
Многочисленные программы нового поколения в подавляющем большинстве ориентированы на познавательное развитие ребенка и недостаточно отражают его социально-личностное развитие. Практические работники дошкольных образовательных учреждений испытывают недостаток в новых программах коррекционно-педагогической направленности.
Важнейшей проблемой системы образования города является восстановление единства систем обучения и воспитания, достигаемого за счет реализации программ дополнительного образования. Имеют место проблемы, связанные с кадровым обеспечением учреждений дополнительного образования, научно-методическим и программным обеспечением.
Остается проблемой информационно-методическое обеспечение образовательных учреждений города, организация системы непрерывного образования всех категорий педагогических работников. По-прежнему сохраняется высокий уровень сменности учебных занятий, 26% всех учащихся школ города обучаются во II смену.
Проблемой является устойчивая тенденция "старения" педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов.
На 01.01.2000 г. число педагогических работников пенсионного возраста составляет 16,9% от их общей численности. В образовательных учреждениях имеет место дефицит учителей иностранного языка, истории, трудового обучения.
Требует повышения уровень профессиональной компетентности и квалификации руководящих, педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений в условиях внедрения государственных образовательных стандартов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.