Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета
МО "Город Сыктывкар"
от 27 декабря 2001 г. N 27/12-298
Программа
занятости населения г.Сыктывкара на 2002-2005 годы
Паспорт
Программы занятости населения г.Сыктывкара на 2002-2005 годы
Наименование Программы Программа занятости населения г.Сыктывкара на
2002-2005 годы
Основание для разработки Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации";
Распоряжение Главы Республики Коми от 20 апреля
2001 г. N 383-р;
Распоряжение главы администрации МО "Город
Сыктывкар" от 16 апреля 2001 г. N 78-р
Государственный Департамент федеральной государственной службы
заказчик занятости населения по Республике Коми
Разработчик Программы ГУ "Сыктывкарский городской центр занятости
населения"
Цель Программы Создание условий для функционирования
эффективного рынка труда, обеспечивающего ищущих
работу граждан соответствующей работой, а
работодателей качественной рабочей силой
Основные задачи Совершенствование и повышение эффективности форм
и методов взаимодействия с работодателями,
учебными заведениями, общественными
организациями, органами местного самоуправления;
повышение эффективности активной политики на
рынке труда;
совершенствование организационных форм
содействия трудоустройству граждан;
минимизация сроков трудоустройства и упреждение
длительной безработицы;
совершенствование системы профессионального
обучения безработных граждан и незанятого
населения с учетом текущего и перспективного
состояния рынка труда;
содействие гражданам в организации
предпринимательской деятельности;
совершенствование работы по профилактике
безработицы;
повышение уровня информационного обеспечения
политики занятости и качества предоставляемых
услуг
Сроки реализации 2002-2005 годы
Программы
Ожидаемые результаты Реализация Программы позволит:
сдержать уровень безработицы в пределах 1,2-1,4
процента;
трудоустроить на постоянную и временную работу
39200 человек;
предоставить возможность переподготовки,
профессионального обучения и повышения
квалификации для 2080 человек;
обеспечить самостоятельной занятостью 257
человек;
организовать общественные и временные работы для
16650 человек, в том числе для 9150 подростков;
установить квоты на 790 рабочих мест для
трудоустройства граждан, особо нуждающихся в
социальной защите;
трудоустроить через программу "Молодежная
практика" 78 выпускников учреждений
профессионального образования;
направить для обучения в учреждения начального
профессионального образования в счет 10% квоты
183 безработных подростка;
оказать профориентационные услуги и
психологическую поддержку для 10000 человек;
улучшить эффективность трудоустройства населения
путем проведения специализированных и
тематических ярмарок ученических и рабочих мест;
повысить уровень осведомленности граждан через
подготовку общественно-значимой и достоверной
информации о состоянии и тенденциях развития
рынка труда и практической деятельности службы
занятости
Источники и объемы Финансовые затраты на реализацию Программы
финансирования составят 148682 тыс. рублей (в ценах 2001 года),
в том числе средства:
федерального бюджета - 63949,5 тыс. рублей;
республиканского бюджета - 200 тыс. рублей;
местного бюджета - 2877,6 тыс. рублей, в том
числе 477,6 тыс. рублей - адресная помощь в
части уплаты налога организациям,
трудоустроившим безработных граждан в счет
установленных квот;
работодателей (в т.ч. инвестиции) - 81654,9 тыс.
рублей
Контроль Контроль за реализацией Программы осуществляют
Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Республике Коми,
администрация муниципального образования "Город
Сыктывкар", ГУ "Сыктывкарский городской центр
занятости населения"
Введение
Программа занятости населения г.Сыктывкара на 2002-2005 годы (далее - Программа) разработана государственным учреждением "Сыктывкарский городской центр занятости населения" совместно со структурными подразделениями муниципального образования "Город Сыктывкар" в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Программа составлена с учетом социально-экономической ситуации в городе, соотношения спроса и предложения рабочей силы, влияния демографических факторов на трудовые ресурсы, анализа и прогноза рынка труда.
Программа определяет государственную политику на рынке труда, механизм ее реализации, цели, задачи и приоритетные направления деятельности службы занятости населения на период до 2005 года.
Программа обеспечивает преемственность Программы занятости населения г.Сыктывкара на 2000-2001 годы в реализации целей и главных направлений государственной политики занятости населения.
4.1. По улучшению функционирования рынка труда
4.1.1. Социальное партнерство на рынке труда
Развитие социального партнерства является одним из методов эффективного регулирования рынка труда. Реализация поставленной задачи будет осуществляться путем:
взаимодействия с администрациями муниципальных образований г.Сыктывкара и Эжвинского района, органами местного самоуправления, работодателями, общественными организациями в реализации Программы, создании постоянных и временных рабочих мест, обеспечении занятости граждан, наиболее уязвимых и слабоконкурентных на рынке труда;
сотрудничества с учреждениями профессионально-образовательной сферы по улучшению качества обучения, внедрению современных технологий обучения, совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений;
взаимодействия с органами управления, работодателями и профсоюзами по предупреждению массовых высвобождений работников;
повышения роли Координационных комитетов содействия занятости населения при главах администраций муниципальных образований города и района по решению вопросов занятости;
развития партнерских связей с организациями, занимающимися рекрутинговой деятельностью.
Главной составной частью социального партнерства является взаимодействие службы занятости с работодателями. В целях совершенствования механизма взаимодействия на предстоящий период предусматривается следующая программа действий.
Основная задача | Мероприятия |
2002 год | |
Расширение базы пред- приятий, сотрудничающих со службой занятости |
1. Разработка маркетинговой концепции взаимо- действия с работодателями, определяющей цели и задачи сотрудничества, средства и методы их достижения. 2. Разработка положения и внедрение в практику работы системы аккредитации работодателей в службе занятости. 3. Развитие системы информационной поддержки работодателей через: создание информационных киосков; расширение возможностей автоматизированных систем "Консультант"; организацию работы справочного телефона "Горя- чая линия". 4. Разработка условий общегородского конкурса работодателей по содействию занятости населе- ния. 5. Проведение маркетинговых исследований пот- ребности работодателей в услугах СЗ. 6. Создание "Клуба работодателей". 7. Проведение "круглых столов", семинаров, совещаний, "Дней социального партнерства на предприятии" для выработки согласованных дей- ствий в области занятости населения. |
2003 год | |
Развитие системы ка- чественного подбора специалистов и рабочей силы |
1. Совершенствование технологии работы по формированию общегородского банка вакансий. 2. Компьютеризация и совершенствование банка данных высококвалифицированных специалистов. 3. Содействие в развитии системы подготовки и повышения квалификации кадров на производстве. 4. Подготовка квалифицированных кадров под социальный заказ работодателя. 5. Оказание рекрутинговых услуг. 6. Разработка показателей оценки эффективности работы СЗ по качественному заполнению вакансий. |
2004 год | |
Оказание консалтинговых услуг |
1. Профподбор и отбор персонала предприятия. 2. Предоставление услуг по расстановке и разви- тию персонала. 3. Консультирование предприятий в условиях реорганизации и перепрофилирования производ- ства. 4. Проведение исследований по заявкам работода- телей. 5. Предоставление информации, компьютерных программ, современных технологий по работе с персоналом. |
2005 год | |
Совершенствование форм и методов взаимодейст- вия с работодателями с учетом экономической ситуации |
1. Определение критериев оценки и группировки предприятий с учетом их спроса на рабочую силу и экономического положения. 2. Разработка программы действий в отношении групп предприятий. 3. Совершенствование технологии и форм взаимо- действия с работодателями. |
4.1.2. Содействие в трудоустройстве
По прогнозу в службу занятости г.Сыктывкара за содействием в трудоустройстве ежегодно обратится 18500-19000 человек. Центр занятости будет оказывать населению следующие виды услуг:
формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в том числе о спросе и предложении на рабочую силу;
подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и работников по запросу работодателя;
реализация мер по развитию предпринимательской деятельности и самозанятости граждан;
организация временной занятости населения, в том числе несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время;
профессиональное обучение незанятого населения с учетом прогнозов развития рынка труда и потребностей работодателей;
реализация мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе квотирование рабочих мест для приема на работу слабоконкурентных категорий населения (молодежь, инвалиды, одинокие и многодетные родители, длительно безработные граждане, лица, освобожденные из мест лишения свободы и др.);
содействие занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений в рамках программы "Молодежная практика";
проведение консультаций по профессиональной ориентации, оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных граждан;
выполнение специальных программ социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт";
реализация мер по содействию в переезде граждан для трудоустройства в другой местности по направлению центра занятости, включая возмещение затрат в предусмотренном законодательством порядке.
4.1.2.1. Содействие занятости женщин.
Специфика рынка труда г.Сыктывкара заключается в дефиците свободных рабочих мест для женщин. Удельный вес женщин в численности экономически активного населения города составляет 65,6%, в то время как их занятость не превышает 52%. Исследования показывают, что женщины чувствуют себя на рынке труда менее уверенно, чем мужчины. Проблема женской занятости и безработицы - это комплекс экономических и социальных проблем: сложность самореализации в трудовой деятельности, тяжесть двойной нагрузки (совмещение семейной и профессиональной ролей) для работающих женщин, снижение самооценки на почве накопления негативных эмоций.
Предлагаемые меры позволят регулировать положение женщин на рынке труда, повысить их конкурентоспособность и активность:
содействовать трудоустройству на условиях постоянной и временной занятости 6000 человек ежегодно, в том числе по программам:
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
квотирование рабочих мест для жен- щин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов |
120 | 120 | 130 | 130 |
временная занятость девочек-под- ростков в свободное от учебы время |
1000 | 1200 | 1200 | 1200 |
общественные работы | 750 | 1200 | 1200 | 1200 |
временная занятость "Молодежная практика" для выпускниц профессио- нальных учебных заведений |
15 | 15 | 10 | 8 |
организация собственного дела и самостоятельной занятости |
10 | 40 | 45 | 40 |
изучать спрос женщин в надомном труде и выявлять потребность в нем работодателей;
организовать профессиональную подготовку с использованием всех видов и форм обучения с учетом потребности рынка труда и в соответствии с личными интересами женщин;
проводить работу по ориентации на самостоятельную занятость; осуществлять профессиональное обучение с целью организации предпринимательской деятельности; оказывать методическую помощь в разработке бизнес-планов;
в "Клубе ищущих работу" для безработных женщин проводить следующие мероприятия:
- организация и проведение социально-психологических тренингов, обучение приемам саморегуляции и релаксации;
- оказание психологической поддержки длительно неработающим женщинам;
- индивидуальное и групповое консультирование по составлению плана поиска работы, формированию установки на активные действия по трудоустройству;
- проведение лектория "Клуб деловых людей" и "Деловая женщина";
осуществлять информационную и психологическую поддержку высвобождаемым женщинам;
проводить ярмарки вакантных рабочих мест, в том числе специализированные для отдельных категорий женщин (не имеющих профессиональной подготовки, длительно не приступавших к трудовой деятельности, ищущих работу на условиях неполной занятости и др.);
осуществлять индивидуальный подбор вакансий для женщин, имеющих специальности, мало востребованные на рынке труда; при необходимости оказывать им содействие в переподготовке и смене сферы деятельности;
сотрудничать с общественными женскими организациями и социальными службами по проблемам женской занятости и безработицы; проводить семинары, совещания, "круглые столы" с заинтересованными структурами;
проводить социологические опросы и исследования, направленные на выявление и решение проблем занятости женщин;
широко освещать вопросы женской безработицы в средствах массовой информации.
4.1.2.2. Содействие занятости молодежи.
В целях снижения уровня молодежной безработицы предусматривается:
содействовать трудоустройству на условиях постоянной и временной занятости 4700-4800 человек ежегодно, в том числе по программам:
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
квотирование рабочих мест для тру- доустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, освобожденных из воспитательно-тру- довых колоний несовершеннолетних, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолет- них, детей из малообеспеченных семей |
110 | 110 | 120 | 120 |
временная занятость подростков в свободное от учебы время |
2000 | 2380 | 2370 | 2400 |
общественные работы | 500 | 640 | 640 | 650 |
временная занятость "Молодежная практика" для выпускников профес- сиональных учебных заведений |
25 | 20 | 18 | 15 |
организация собственного дела и самостоятельной занятости |
5 | 25 | 27 | 30 |
осуществлять профессиональное обучение и переподготовку по востребованным на рынке труда специальностям;
для трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений использовать программы "Молодежная практика" и "Стажер" с прохождением практики на предприятиях города;
расширять круг предприятий-партнеров и перечень профессий, по которым молодые специалисты будут проходить стажировку в рамках "Молодежной практики";
разрабатывать индивидуальные программы трудоустройства для отдельных молодежных групп (выпускники профессиональных учебных заведений, молодежь, не имеющая профессии, граждане, имеющие специальности, не пользующиеся спросом на рынке труда, и др.);
обучать молодежь навыкам делового общения и методам активного поиска работы в рамках программы "Школа трудоустройства";
совершенствовать превентивную работу профконсультантов в учебных заведениях в качестве меры по профилактике молодежной безработицы;
осуществлять ориентацию выпускников школ на получение базового профессионального образования с учетом потребностей рынка труда; оказывать помощь несовершеннолетним гражданам в выборе профессии и учебного заведения по программе "Школа профессионального самоопределения", в том числе с дальнейшим их обучением в учреждениях начального профессионального образования в счет 10% квоты;
проводить для выпускников учебных заведений и безработной молодежи "Дни открытых дверей", ярмарки учебных и рабочих мест, мини-ярмарки;
продолжить сотрудничество с общественными молодежными организациями.
4.1.2.3. Содействие занятости инвалидов.
Для решения профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов предусматриваются следующие мероприятия:
содействовать трудоустройству на условиях постоянной и временной занятости 190 человек ежегодно, в том числе по программам:
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
квотирование рабочих мест | 15 | 20 | 20 | 20 |
общественные работы | 10 | 10 | 10 | 10 |
организация собственного дела и самостоятельной занятости |
- | 3 | 5 | 5 |
развивать и совершенствовать работу по содействию в трудоустройстве гражданам с ограниченной трудоспособностью;
формировать банк данных:
- потребности в рабочих местах для инвалидов;
- инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве и переобучении;
- родителей детей-инвалидов, желающих заниматься надомным трудом или работать в режиме неполного рабочего дня;
обучать эффективному поведению в условиях рынка труда;
разработать и проводить занятия социально-психологического тренинга для инвалидов и лиц с медицинскими ограничениями к работе; оказывать профориентационные услуги и психологическую поддержку;
проводить анализ профессионального состава безработных инвалидов; определить перечень профессий в соответствии с возможностями предприятий по использованию труда инвалидов и направлять на обучение и переподготовку;
содействовать развитию различных форм самостоятельной занятости;
проводить совместные заседания и "круглые столы" службы занятости, бюро медикосоциальной экспертизы, управления социальной защиты, общественных организаций инвалидов;
с целью определения оптимальных форм деятельности проводить анкетирование безработных инвалидов.
4.1.2.4. Содействие занятости лиц, уволенных с военной службы.
Для решения проблем занятости бывших военнослужащих и членов их семей намечаются следующие меры:
формировать банк данных вакансий, позволяющих решать проблему трудоустройства без предварительного переобучения;
проводить индивидуальные и групповые консультации с целью оказания информационной, профориентационной и психологической помощи;
ориентировать на индивидуальную предпринимательскую деятельность; оказывать методическую помощь в подготовке бизнес-планов и обеспечивать нормативными документами;
в целях повышения информированности о ситуации на рынке труда и услугах службы занятости проводить "Семинары по поиску работы";
формировать банк данных бывших военнослужащих, нуждающихся в переподготовке и трудоустройстве;
на основе экономических прогнозов, определения потребности в квалифицированных кадрах осуществлять профессиональную подготовку гражданским специальностям;
устанавливать квоты на рабочие места;
привлекать к участию в общественных работах.
4.1.2.5. Содействие занятости лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
В целях профессионально-трудовой реабилитации граждан, вернувшихся из мест лишения свободы, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и более эффективного трудоустройства предусматривается:
оказывать информационную и психологическую поддержку, предоставлять профориентационные услуги, в том числе через программы социальной адаптации;
устанавливать квоты для приема на работу;
привлекать к участию в общественных работах;
оказывать образовательные услуги и содействовать профессиональной подготовке и переподготовке;
продолжить сотрудничество службы занятости с учреждениями уголовно-исполнительной системы по содействию занятости лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
4.1.2.6. Содействие занятости длительно безработных граждан.
Основные задачи Программы в отношении граждан, длительное время не приступавших к трудовой деятельности, состоят в:
преодолении негативных последствий безработицы;
восстановлении мотивации к труду;
социальной адаптации длительно безработных граждан, формировании навыков самостоятельного поиска работы;
дополнительном повышении шансов трудоустройства.
Указанные задачи будут достигнуты путем:
индивидуального подбора вакансий;
первоочередного привлечения к общественным работам;
квотирования рабочих мест;
регулярной работы комиссии Центра занятости населения по предотвращению длительной безработицы;
проведения выездных заседаний комиссии по работе с длительными безработными в поселковых Советах (Краснозатонский, Максаковка, Седкыркещ);
оказания индивидуальных консультаций с целью рассмотрения возможных вариантов трудоустройства и повышения мотивации к труду;
проведения групповых консультаций по обучению активному поиску работы;
организации занятий по программам "Школа трудоустройства", "Семинар по поиску работы", "Приемы саморегуляции и релаксации";
оказания психологической поддержки.
4.2. По повышению уровня занятости населения
4.2.1. Создание дополнительных рабочих мест
Практика долгосрочного прогноза создания рабочих мест себя не оправдывает. Данный раздел программы будет формироваться ежегодно с последующей корректировкой.
В течение 2002 года предполагается создать 747 рабочих мест. На эти цели будет выделено 55412 тыс. рублей, из них из республиканского бюджета - 200 тыс. рублей, средства инвесторов - 50000 тыс. рублей, предприятий - 5212 тыс. рублей. В сфере малого бизнеса ежегодно будет создаваться 2200-2400 рабочих мест.
Прогноз создания рабочих мест на 2002 год
Наименование предприятия | Кол-во рабочих мест |
Затраты, тыс. рублей | |||
Всего | в том числе | ||||
Средства предприятий |
Инвести- ции |
Респуб. бюджет |
|||
Всего: | 747 | 55412 | 5212 | 50000 | 200 |
Промышленность | 670 | 54065 | 4065 | 50000 | |
Лесопромышленный компл. | 645 | 54000 | 4000 | 50000 | |
ООО "Сысолалеспром" | 45 | 4000 | 4000 | ||
ООО "Севлеспил" | 70 | 20000 | 20000 | ||
ОАО "СЛПК" | 20 | ||||
ООО ПКП "Сыктывкарские бумажные изделия" |
10 | ||||
ОАО "Лесопромышленный комплекс "Сыктывкарский ЛДК" |
500 | 30000 | 30000 | ||
Машиностроение | 20 | 60 | 60 | ||
ОАО "Машиностроительный завод "Орбита" |
20 | 60 | 60 | ||
Пищевая | 5 | 5 | 5 | ||
ООО "Мясокомбинат" | 5 | 5 | 5 | ||
Сельское хозяйство | 4 | 500 | 500 | ||
ОАО "Совхоз "Пригородный" | 4 | 500 | 500 | ||
Транспорт | 17 | 522 | 522 | ||
ГУП "Комиавиатранс" | 3 | 100 | 100 | ||
ОАО "Комиинтеравиа" | 5 | 150 | 150 | ||
ГУ доч. предпр. "Аэрона- вигация Северного Урала" |
1 | 10 | 10 | ||
ЗАО "СПОГАТ" | 8 | 262 | 262 | ||
Связь | 30 | 200 | 200 | ||
АО "Связь" | 15 | ||||
ГУП РК "Республиканский телевизионный канал" |
15 | 200 | 200 | ||
Жилищно-коммунальное хо- зяйство |
8 | 125 | 125 | ||
СМУП "Спецавтохозяйство" | 3 | 100 | 100 | ||
СМУП "Комбинат благо- устройства" |
5 | 25 | 25 | ||
Социальное обеспечение | 18 | ||||
Министерство по социаль- ным вопросам |
18 |
4.2.2. Развитие предпринимательской инициативы
В основу развития предпринимательской инициативы заложены задачи, определенные Указом Главы РК от 19 марта 2001 года N 120 "Об Экономической программе Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы". Это:
создание новых рабочих мест, увеличение количества занятых в малом бизнесе;
расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
содействие развитию малого бизнеса через систему инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ее расширение и совершенствование;
содействие обеспечению малых предприятий квалифицированными кадрами, оказанию образовательных, консультационных и информационных услуг.
Для решения указанных задач предусматривается:
продолжить сотрудничество с Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства;
обеспечивать безработных граждан правовой, финансовой, информационной поддержкой на стадии организации, становления и развития собственного дела;
осуществлять профессиональную диагностику незанятых граждан с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
готовить кадры для малого предпринимательства и работы в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний и навыков;
проводить лекторий "Клуб деловых людей" и "Деловая женщина" для незанятых граждан, желающих организовать собственное дело.
4.2.3. Организация общественных и временных работ
Общественные работы являются одной из форм снижения напряженности на рынке труда, оказания материальной поддержки незанятому населению в период поиска работы, сохранения мотивации к труду длительно безработных граждан, приобретения трудовых навыков у молодежи. Общественные работы признаны важнейшим направлением деятельности в сфере поддержания занятости населения.
В предстоящие годы, исходя из целесообразности развития социальной инфраструктуры и общественно значимых для города работ, предусматривается создать 7500 временных рабочих мест. Для реализации намеченной задачи предполагается:
формировать банк данных о наличии вакантных рабочих мест, расширять их виды; организовать круглогодичные работы;
ежегодно разрабатывать каталог общественных работ и порядок его реализации;
продолжить практику трудоустройства безработных граждан на общественные работы в рамках соглашений о сотрудничестве между Департаментом ФГСЗН по Республике Коми и ведомствами;
проводить семинары, совещания, "круглые столы" с руководителями предприятий, главами администраций муниципальных образований г.Сыктывкара и Эжвинского района по вопросам организации общественных работ.
4.2.4. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан
Одной из мер социальной поддержки и трудовой адаптации несовершеннолетних граждан является организация их временной занятости. Для реализации программы временного трудоустройства подростков намечаются следующие меры:
создать в течение четырех лет условия для временного трудоустройства 9150 несовершеннолетних граждан;
расширять круг предприятий по созданию и выделению временных рабочих мест для подростков; проводить отбор предприятий на конкурсной основе;
совершенствовать механизм финансирования труда несовершеннолетней молодежи из местного бюджета;
расширять виды работ для трудоустройства школьников в учебный период;
обеспечить приоритетное право временного трудоустройства подростков из малообеспеченных семей, детям-сиротам, подросткам из "группы риска";
проводить деловые встречи по вопросам подростковой занятости с работодателями, органами образования, отделами по работе с молодежью, органами местного самоуправления;
создать совместно с работодателями условия для безопасного и эффективного труда несовершеннолетней молодежи.
4.2.5. Квотирование рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Квотирование рабочих мест производится с целью обеспечения дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите.
Программой намечено трудоустроить по квоте 790 человек, для чего будут проведены следующие мероприятия:
осуществлять контроль за реализацией Указа Главы Республики Коми от 1 марта 1999 года N 55 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
ежегодно проводить с работодателями согласование объемов квотирования рабочих мест и утверждать постановлениями глав администраций муниципальных образований города и района;
привлекать средства местного бюджета для адресной помощи работодателям при трудоустройстве безработных граждан в счет установленных квот;
рассматривать на координационных комитетах по содействию занятости населения ход реализации Указа Главы Республики Коми от 1 марта 1999 года N 55 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
4.3. По повышению качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда
4.3.1. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения
В целях совершенствования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения с учетом текущего и перспективного состояния рынка труда предусмотрены следующие мероприятия:
содействовать трудоустройству граждан путем их профессионального обучения специальностям, направлениям и видам трудовой деятельности, ориентированным на потребности рынка труда;
проводить на конкурсной основе отбор образовательных учреждений для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан;
для удовлетворения актуальной и перспективной потребности рынка труда, а также требований работодателей к уровню подготовки определять перечень необходимых профессий (специальностей) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей граждан, уровня их профессиональных знаний, умений, навыков, мотивационных аспектов;
содействовать обучению граждан интегрированным профессиям с использованием учебно-программной документации, составленной на вариантно-модульной основе;
совершенствовать систему опережающего обучения высвобождаемых граждан, способствующей сокращению периода вынужденной безработицы;
содействовать повышению квалификации инженерно-педагогических кадров по проблемам разработки и применения модульной учебно-программной документации в процессе профессиональной подготовки населения;
формировать банк профессий, ориентированных на самостоятельную занятость и предпринимательскую деятельность;
проводить совместные заседания, семинары, "круглые столы" службы занятости и учебных заведений по выбору оптимальных методов, средств и форм обучения, а также контролю за ходом образовательного процесса;
совершенствовать технологию профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, развивать и внедрять новые формы сотрудничества учебных заведений с предприятиями, учреждениями, организациями города.
4.3.2. Профессиональная ориентация, социальная адаптация и психологическая поддержка населения
Развитие и совершенствование системы мер по профессиональной ориентации и социально-психологической поддержке населения осуществляется в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда, предупреждения и профилактики негативных последствий безработицы; формирования навыков эффективного самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к труду.
Для их достижения в течение 2002-2005 годов предусматривается:
совершенствовать методическое и материально-техническое обеспечение профориентационной деятельности;
продолжить профориентационную работу в учебных заведениях в качестве превентивной меры сдерживания роста молодежной безработицы, ориентации выпускников школ на получение базового профессионального образования с учетом потребности рынка труда;
разработать и проводить краткосрочные программы социальной адаптации "Школа трудоустройства", "Семинар по поиску работы", "Приемы саморегуляции и релаксации";
осуществлять превентивную профориентационную работу на предприятиях, планирующих массовые высвобождения работающих;
проводить работу по ориентации безработных граждан на самостоятельную занятость и предпринимательскую деятельность;
совершенствовать формы и методы профориентационной работы с различными категориями населения;
взаимодействовать с работодателями для расширения сферы оказываемых услуг, в том числе хозрасчетных.
В предстоящие годы будет развиваться деятельность "Клуба ищущих работу", который организован для оказания психологической поддержки, коррекции уровня самооценки, освоения элементов самопрезентации, смены пассивной жизненной установки на активную. Клубная работа с незанятым населением будет проводиться по следующим программам социальной адаптации: "Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Стажер", "Школа трудоустройства", "Клуб деловых людей", "Деловая женщина", "Школа профессионального самоопределения", социально-психологический тренинг для инвалидов.
4.4. По регулированию трудовой миграции
В целях регулирования территориальной трудовой мобильности рабочей силы предусматривается:
формировать банк данных потребности в кадрах предприятий и организаций, находящихся за пределами г.Сыктывкара;
участвовать в формировании общероссийского банка вакансий;
улучшить информационно-справочную работу о возможностях переезда и трудоустройства населения в другой местности;
проводить экспертизу обоснованности привлечения работодателями иностранной рабочей силы, а также работников из других регионов России, учитывая приоритетное право граждан Сыктывкара на замещение вакантных рабочих мест;
контролировать привлечение работодателями иностранной рабочей силы на территории г.Сыктывкара;
оказывать финансовую помощь безработным гражданам в переезде в другую местность с целью трудоустройства по направлению службы занятости.
4.5. По информационной поддержке политики действий на рынке труда
4.5.1. Информационное обслуживание населения
В 2002-2005 годах информационная деятельность службы занятости будет развиваться по следующим направлениям:
повышение эффективности и совершенствование системы сбора и анализа информации о рынке труда;
подготовка общественно значимой и достоверной информации о состоянии и тенденциях развития рынка труда, практической деятельности службы по решению проблем труда и занятости и применению Закона "О занятости населения в Российской федерации";
информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации;
содействие представителям средств массовой информации в подготовке материалов по вопросам занятости и безработицы;
развитие автоматизированных систем службы занятости, обеспечивающих гражданам доступность и наглядность справочно-информационного материала;
организация и проведение массовых общественных мероприятий (ярмарки учебных и вакантных рабочих мест, "Дни открытых дверей", "Дни занятости" на предприятиях и др.);
издание брошюр, буклетов, бюллетеней и другой печатной продукции;
проведение тематических "круглых столов" с приглашением представителей средств массовой информации;
отбор и классификация материалов, опубликованных в периодической печати и касающихся деятельности служб занятости, с целью изучения передового опыта; комплектование справочно-информационного фонда по проблемам труда и занятости.
4.5.2. Информатизация службы занятости
В целях повышения эффективности работы службы занятости намечаются следующие меры:
продолжить эксплуатацию программного комплекса "Катарсис" версии 7.ХХ, который обеспечивает высокое качество обслуживания граждан, снижение времени, необходимого для приема клиента и подбора подходящего рабочего места, а также своевременное начисление пособий по безработице;
совершенствовать на базе электронных носителей технологию обмена информацией с социальными службами города;
совершенствовать информационно-справочную систему службы занятости с использованием программ "Power Point" и "Консультант", предназначенных для оказания консультаций населению и работодателям;
для полной автоматизации бухгалтерской деятельности продолжить сопровождение программных комплексов "1С:Бухгалтерия" и "1С:Зарплата и кадры";
продолжить работу по развитию электронной почты, модернизации локальных вычислительных сетей и ПЭВМ, подключению к глобальной сети Internet;
привести компьютерный парк ЦЗН в соответствие с техническими требованиями используемых программных продуктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.