Решение Верховного суда Республики Коми
от 11 января 2008 г. N 3-2-2008
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 11 января 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.2 ст.1 в той части, в какой она допускает возможность установления порядка осуществления мировыми судьями правосудия по делам об административных правонарушениях законами Республики Коми; ч.2 ст.7 в той части, в какой она предусматривает возможность допуска гражданина Российской Федерации, не имеющего стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи; ч.1 ст.8 в той части, в какой она предусматривает назначение на должность мирового судьи с учетом мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования; ч.5 ст.8 в той части, в какой она предусматривает возможность повторного обращения о назначении на должность мирового судьи не ранее чем через год после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе в назначении на должность мирового судьи; ст.9 в части принесения впервые назначенным на должность мировым судьей присяги на заседании Государственного Совета Республики Коми; ч.3 ст.15 в части права органов местного самоуправления оказывать материально-техническую помощь в обеспечении деятельности мировых судей Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 20 ноября 2006 года N 113-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.2 ст.1 в той части, в какой она допускает возможность установления порядка осуществления мировыми судьями правосудия по делам об административных правонарушениях законами Республики Коми; ч.2 ст.7 в той части, в какой она предусматривает возможность допуска гражданина Российской Федерации, не имеющего стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи; ч.1 ст.8 в той части, в какой она предусматривает назначение на должность мирового судьи с учетом мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования; ч.5 ст.8 в той части, в какой она предусматривает возможности повторного обращения о назначении на должность мирового судьи не ранее чем через год после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе в назначении на должность мирового судьи; ст.9 в части принесения впервые назначенным на должность мировым судьей присяги на заседании Государственного Совета Республики Коми; ч.3 ст.15 в части права органов местного самоуправления оказывать материально-техническую помощь в обеспечении деятельности мировых судей Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 20 ноября 2006 года N 113-РЗ.
В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Закона Республики Коми приняты с превышением предоставленных Республике Коми полномочий, т.к. в них урегулированы вопросы судоустройства и статуса судей в Российской Федерации, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Вытегоров В.А. заявление признал частично. Представители Главы Республики Коми Лялин С.И. и Тимофеева Т.В. считали, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению в полном объеме. Полагали, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью соответствуют действующему федеральному законодательству.
Заслушав объяснения прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства, в том числе и статуса судей, находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Анализ содержания ч.2 ст.1; ч.2 ст.7; ч.1; ч.5 ст.8; ч.3 ст.15 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 20 ноября 2006 года N 113-РЗ (в их оспариваемой части) применительно к приведенному выше правилу свидетельствует о несоответствии данных норм действующему федеральному законодательству в области судоустройства и статуса судей в Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями ст.3, 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ с изменениями и дополнениями единство судебной системы Российской Федерации, в частности, обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, законодательного закрепления единства статуса судей, финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Таким образом, согласно приведенным требованиям Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ с изменениями и дополнениями и ст.1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 7 декабря 1998 года N 188-ФЗ с изменениями и дополнениями мировые судьи могут осуществлять правосудие по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях только в порядке, установленном федеральном законом.
Поэтому ч.2 ст.1 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" в той части, в какой она допускает возможность установления порядка осуществления мировыми судьями правосудия по делам об административных правонарушениях законами Республики Коми, не может быть признана соответствующей федеральному законодательству.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми о том, что административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку субъекты Российской Федерации вправе устанавливать порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, и только в той части, в какой этот порядок не урегулирован Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Противоречат федеральному законодательству и ч.2 ст.7; ч.1 ст.8; ч.5 ст.8 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" в той части, в какой они предусматривают возможность допуска гражданина Российской Федерации, не имеющего стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи, назначение на должность мирового судьи с учетом мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования, а также возможность повторного обращения о назначении на должность мирового судьи не ранее чем через год после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе в назначении на должность мирового судьи, т.к. в силу ст.3, 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.1, 2, 4, 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 с изменениями и дополнениями, ст.5, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" законодательное закрепление единства статуса судей в Российской Федерации предусматривает единые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, а также и единый порядок отбора кандидатов на указанную должность.
При этом данный порядок установлен приведенными выше нормами Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и в нем, в частности, прописан ряд условий, при которых гражданин может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи. Одним из обязательных условий допуска к сдаче экзамена является наличие у гражданина стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В нарушение указанного требования федерального законодательства ч.2 ст.7 Закона Республике Коми "О мировых судьях в Республике Коми" допускается возможность сдачи квалификационного экзамена гражданином, не имеющим необходимого стажа работы по юридической профессии, что также не может быть признано законным. Кроме того, ч.1 ст.8; ч.5 ст.8 настоящего Закона устанавливают противоречащий Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральному закону "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения на должность мирового судьи, допуская при этом участие в процедуре назначения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования, и исключая возможность повторного обращения по поводу назначения лица на должность мирового судьи до истечения года после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе этому же лицу в назначении на должность мирового судьи.
В частности, основанный на законодательном закреплении единства судебной системы и статуса судей единый порядок отбора кандидатов на должность мирового судьи, включающий в себя внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представления о назначении рекомендованного квалификационной коллегией судей лица на должность мирового судьи, и последующее решение этого вопроса по существу исключают какое-либо участие в процедуре назначения мирового судьи выборного или иного должностного лица местного самоуправления как по изложенным выше причинам, так и в связи с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с изменениями и дополнениями, не предусматривающими даже косвенного вмешательства органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в процесс назначения (избрания) мировых судей.
Реализация же законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных законом полномочий в части назначения (избрания) на должность мировых судей не должна также нарушать и прописанные в приведенных выше федеральных законах права граждан, прошедших конкурсный отбор и представленных к назначению на указанную должность, и поэтому установленное Законом Республики Коми ограничение по сроку повторного обращения о назначении лица на должность мирового судьи, в отношении которого Государственным Советом Республики Коми ранее принималось решение об отказе в назначении на эту же должность, должно расцениваться как не предусмотренное законодательством большей юридической силы и неосновательное ущемление права гражданина на замещение в установленном порядке должности мирового судьи.
В соответствии с положениями ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", ст.1, 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" судьи, в том числе и мировые, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Обеспечение независимости мировых судей обусловлено их особым статусом, порядком финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности, который в силу требований норм указанных выше Федерального конституционного закона и федеральных законов, ст.26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации исключает какое-либо участие органов местного самоуправления в обеспечении деятельности мировых судей.
В связи с этим ч.3 ст.15 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" в части наделения органов местного самоуправления правом оказывать материально-техническую помощь в обеспечении деятельности мировых судей также не согласуется с действующим федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах ч.2 ст.1 в той части, в какой она допускает возможность установления порядка осуществления мировыми судьями правосудия по делам об административных правонарушениях законами Республики Коми; ч.2 ст.7 в той части, в какой она предусматривает возможность допуска гражданина Российской Федерации, не имеющего стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи; ч.1 ст.8 в той части, в какой она предусматривает назначение на должность мирового судьи с учетом мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования; ч.5 ст.8 в той части, в какой она предусматривает возможность повторного обращения о назначении на должность мирового судьи не ранее чем через год после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе в назначении на должность мирового судьи; ч.3 ст.15 в части права органов местного самоуправления оказывать материально-техническую помощь в обеспечении деятельности мировых судей Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 20 ноября 2006 года N 113-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенных норм Закона Республики Коми, суд находит, что эти нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующей ст.9 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" в части принесения впервые назначенным на должность мировым судьей присяги на заседании Государственного Совета Республики Коми.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" впервые назначенный судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Следовательно, принесение присяги является неотъемлемой и завершающей частью установленного в соответствии с положениями ст.6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядка назначения мирового судьи на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Государственным Советом Республики Коми), и поэтому предусмотренная ст.9 Закона Республики Коми процедура принесения присяги впервые назначенным на должность мировым судьей на этом же сессионном заседании Государственного Совета Республики Коми не противоречит федеральному законодательству о единстве судебной системы и статусе судей и не нарушает прав и свобод граждан и организаций.
Ссылки прокурора на ст.8 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не могут быть приняты во внимание, т.к. согласно ст.4, 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.1, 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, наделены собственной компетенцией и осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых и упраздняемых законами субъекта Российской Федерации.
В связи с этим принесение мировым судьей присяги на собрании судей того или иного районного суда либо суда субъекта Российской Федерации не может быть признано соответствующим установленному законом статусу мирового судьи.
В силу ст.7 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ с изменениями и дополнениями конференции судей субъектов Российской Федерации созываются советом судей по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Таким образом, конференция судей не является постоянно действующим органом судейского сообщества и поэтому вступление впервые назначенного мирового судьи в должность путем принесения им присяги исключительно на конференции судей не только не будет соответствовать прописанному в законе порядку назначения этого судьи, но и приведет к неосновательному ограничению его права на вступление в должность в разумный срок.
Руководствуясь ст.194, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч.2 ст.1 в той части, в какой она допускает возможность установления порядка осуществления мировыми судьями правосудия по делам об административных правонарушениях законами Республики Коми; ч.2 ст.7 в той части, в какой она предусматривает возможность допуска гражданина Российской Федерации, не имеющего стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи; ч.1 ст.8 в той части, в какой она предусматривает назначение на должность мирового судьи с учетом мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования; ч.5 ст.8 в той части, в какой она предусматривает возможность повторного обращения о назначении на должность мирового судьи не ранее чем через год после принятия Государственным Советом Республики Коми решения об отказе в назначении на должность мирового судьи; ч.3 ст.15 в части права органов местного самоуправления оказывать материально-техническую помощь в обеспечении деятельности мировых судей Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 20 ноября 2006 года N 113-РЗ.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими указанных норм Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 11 января 2008 г. N 3-2-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 16 января 2008 г. N 30 (3704)