Решение Верховного суда Республики Коми
от 30 октября 2007 г. N 3-37-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 3-Г07-23 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 30 октября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п.1 раздела "Периодическая печать" и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям" от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, в части, предусматривающей оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п.1 раздела "Периодическая печать" и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям" от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, в части, предусматривающей оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
В обоснование заявления указал, что постановление Правительства Республики Коми в его оспариваемой части принято с превышением предоставленных Республике Коми полномочий, поскольку законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации и не предусматривает право субъектов Российской Федерации на осуществление деятельности по оказанию государственной поддержки в форме предоставления безвозмездных и безвозвратных перечислений (субсидий) периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, не учрежденным органами государственной власти Республики Коми.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения. Представители Правительства Республики Коми Бамбина С.В. и Тимофеева Т.В. считали, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению. Полагали, что постановление Правительства Республики Коми о государственной поддержке периодических изданий и телерадиокомпаний согласуется с действующим федеральным законодательством, регулирующим бюджетные правоотношения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."и" ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.5 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 с изменениями и дополнениями законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Анализ содержания п.1 раздела "Периодическая печать" в той части, в какой он предусматривает государственную поддержку периодических изданий, учрежденных организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" в части слов: "с содержанием и эксплуатацией сетей вещания, приобретением программного продукта других телевизионных компаний, проведением текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретением производственно-технологического телевизионного оборудования, с арендой помещения телекомплекса", "содержание корреспондентских пунктов", Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, применительно к приведенному выше принципу свидетельствует о несоответствии данных норм как действующему федеральному законодательству о средствах массовой информации и Бюджетному кодексу Российской Федерации, так и принципам финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, в силу положений ст.5 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 с изменениями и дополнениями законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Какого-либо делегирования субъектам Российской Федерации полномочий по вопросам нормативного регулирования деятельности средств массовой информации и их финансирования вне рамок направлений расходования бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, законодательство Российской Федерации не предусматривает, за исключением установленного ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями, ст.69, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации права субъектов на финансовое обеспечение учрежденных ими печатных средств массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти, иной официальной информации и полного или частичного финансирования других средств массовой информации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Однако в нарушение приведенных требований федерального законодательства п.1 раздела "Периодическая печать" и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании", Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям предусматривают не конкретизированную по направлениям расходования бюджетных средств и выходящую за рамки полномочий субъектов Российской Федерации государственную поддержку периодических изданий, учрежденных организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также без соблюдения принципа определенности государственную поддержку фактически всех телерадиокомпаний в виде предоставления этим средствам массовой информации безвозмездных и безвозвратных перечислений (субсидий) из республиканского бюджета Республики Коми на частичное покрытие расходов, связанных с производством и выпуском периодических изданий, на содержание и эксплуатацию сетей вещания, приобретение программного продукта других телевизионных компаний, проведение текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретение производственно-технологического телевизионного оборудования, аренду помещения телекомплекса, содержание корреспондентских пунктов, что не согласуется с положениями ст.5 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении собственного правового регулирования не вправе выходить за пределы предоставленных им полномочий и устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку предоставление государственной финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации негосударственным периодическим изданиям и телерадиокомпаниям для покрытия указанных выше расходов действующим федеральным законодательством не предусмотрено, то в соответствии с этими обстоятельствами суд приходит к выводу, что п.1 раздела "Периодическая печать" в части, предусматривающей оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" в части слов: "с содержанием и эксплуатацией сетей вещания, приобретением программного продукта других телевизионных компаний, проведением текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретением производственно-технологического телевизионного оборудования, с арендой помещения телекомплекса", "содержание корреспондентских пунктов", Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении п.1 раздела "Периодическая печать" и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" Порядка финансирования..., суд находит, что данные нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о признании недействующими в указанной части п.1 раздела "Периодическая печать" и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" Порядка финансирования... после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействующим п.1 раздела "Телевидение и радиовещание. Телерадиокомпании" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, в части слов: "Государственная поддержка телерадиокомпаний в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации оказывается посредством предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений (далее - субсидии) на производство и распространение телерадиопрограмм, связанных с... производством информационных передач на коми языке, тематических передач на коми и русском языках по освещению государственной политики в области сохранения и развития коми языка и реализации национальных проектов,...", поскольку оказание поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Коми телерадиокомпаниям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в части возмещения их расходов на производство передач, направленных на популяризацию, сохранение и развитие коми языка, разъяснение государственной политики в этой сфере деятельности и в области реализации национальных проектов, полностью соответствует действующему федеральному законодательству.
Так, в соответствии с положениями ст.1, 2, 3, 7 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" от 25 октября 1991 года N 1807-1 с изменениями и дополнениями, ст.2, 4, 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 36-12-1 с изменениями и дополнениями, ст.3, 8, 9 Федерального закона "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 года с изменениями и дополнениями, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 9 октября 2007 года N 1351 и другими нормативными правовыми актами в области реализации национальных проектов, вопросы осуществления государственной поддержки данных видов деятельности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации в соответствии с принятыми с соблюдением принципов финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами вправе оказывать соответствующую финансовую поддержку средствам массовой информации любой организационно-правовой формы и формы собственности в части возмещения их затрат на производство телерадиопередач, печатных и иных материалов, связанных, как отмечено выше, с популяризацией, сохранением и развитием языков народов Российской Федерации, разъяснением государственной политики в этой сфере деятельности и в области реализации национальных проектов.
Во исполнение приведенных норм федеральных законов и с целью правового регулирования деятельности органов государственной власти Республики Коми по указанным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Республике Коми, в частности, приняты Законы Республики Коми "О культуре" от 22 декабря 1994 года N 15-РЗ с изменениями и дополнениями, "О государственных языках Республики Коми" от 28 мая 1992 года с изменениями и дополнениями, "О целевой республиканской программе "Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми" на 2005-2009 годы" от 14 мая 2005 года N 46-РЗ с изменениями и дополнениями, "О национально-культурной автономии в Республике Коми" от 28 июня 2005 года N 58-РЗ, "О республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год" от 22 декабря 2006 года N 131-РЗ, постановление Государственного Совета Республики Коми "О концепции государственной национальной политики Республики Коми" от 10 октября 1996 года с изменениями и дополнениями, согласно которым сохранение и развитие, в том числе и коми языка как государственного языка Республики Коми, формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности, создание условий для его популяризации, в том числе и через средства массовой информации, пользуются в Республике Коми государственной поддержкой, оказываемой за счет средств республиканского бюджета, что в целом соответствует требованиям ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.69, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом оказание государственной финансовой поддержки, в частности, телерадиокомпаниям, которые осуществляют указанную выше деятельность, само по себе не посягает на свободу данных средств массовой информации и не затрагивает компетенцию федеральных органов государственной власти.
Изложенное в полной мере относится и к поддержке средств массовой информации в части возмещения их расходов на производство передач, печатных и иных материалов, направленных на разъяснение государственной политики в области реализации национальных проектов по развитию образования, медицинского обслуживания, улучшению демографической ситуации и т.д., поскольку в соответствии с положениями ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы, касающиеся национальных проектов, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны в доступной форме доводить до граждан информацию о целях и задачах проектов, о ходе их реализации на соответствующей территории и при этом вправе использовать (на добровольной основе) возможности средств массовой информации любой организационно-правовой формы и формы собственности с оказанием им целевой государственной финансовой поддержки в виде предоставления субсидий.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.1 раздела "Периодическая печать" в части, предусматривающей оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" в части слов: "с содержанием и эксплуатацией сетей вещания, приобретением программного продукта других телевизионных компаний, проведением текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретением производственно-технологического телевизионного оборудования, с арендой помещения телекомплекса", "содержание корреспондентских пунктов", Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям" от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171.
Сообщение о принятом судом решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.1 раздела "Периодическая печать" в части, предусматривающей оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и п.1 раздела "Телевидение и радиовещание, Телерадиокомпании" в части слов: "с содержанием и эксплуатацией сетей вещания, приобретением программного продукта других телевизионных компаний, проведением текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретением производственно-технологического телевизионного оборудования, с арендой помещения телекомплекса", "содержание корреспондентских пунктов", Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 29 декабря 2006 года N 349 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 31 июля 2007 года N 171, после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 30 октября 2007 г. N 3-37-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 6 марта 2008 г. N 44-45 (3718-3719)