Решение Верховного суда Республики Коми
от 7 декабря 2007 г. N 3-45-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 3-Г08-1 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 7 декабря 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия статьи 1 в той части, в какой она предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; подпункта 1 части 1 статьи 2; подпункта 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия статьи 1 в той части, в какой она предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; подпункта 1 части 1 статьи 2; подпункта 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ.
В обоснование заявления указал, что в нарушение положений федерального законодательства о местном самоуправлении и государственной поддержке граждан, имеющих детей, приведенные выше нормы Закона Республики Коми предусматривают наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, хотя данные полномочия переданы Российской Федерацией органам государственной власти Республики Коми на основании Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и без права их последующей передачи органам местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Бамбина С.В., Нам А.Б. и Лукина А.Н. заявление не признали и считали, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и согласуются с действующим федеральным законодательством, регулирующим вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителей.
Заслушав прокурора, представителей Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Так, анализ содержания статьи 1, подпункта 1 части 1 статьи 2, подпункта 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ свидетельствует о несоответствии указанных норм действующему федеральному законодательству, регулирующему финансовое обеспечение осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и вопросы материальной поддержки материнства, отцовства и детства в той части, в какой они предусматривают наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями по назначению и выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
В частности, из преамбулы и ст.3, 4, 4.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 9 мая 1995 года N 81-ФЗ с изменениями и дополнениями следует, что в Российской Федерации установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, и одним из видов таких пособий является единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
При этом данная мера материальной поддержки материнства, отцовства и детства является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субвенций.
Функции контроля за целевым расходованием субъектами Российской Федерации предоставленных за счет средств Федерального фонда компенсаций субвенций осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Органам же государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями ст.4.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" переданы только полномочия по назначению и выплате государственного единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и не предоставлено право передачи этих полномочий органам местного самоуправления в порядке, установленном ст.19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с изменениями и дополнениями.
Поэтому в силу этих обстоятельств и требований п.7 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями приведенные выше положения Закона Республики Коми не могут быть признаны законными, т.к. полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ссылки представителей Главы Республики Коми на Правила предоставления в 2007 году субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 847, являются несостоятельными, поскольку данные Правила всего лишь предусматривают аккумулирование указанных субвенций в региональных фондах компенсаций с целью последующего предоставления денежных средств органам местного самоуправления на реальную выплату уже назначенных уполномоченным органом государственной власти Республики Коми пособий и не регулируют вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
При таких обстоятельствах статью 1 в той части, в какой она предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; подпункт 1 части 1 статьи 2; подпункт 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенных норм Закона Республики Коми, суд находит, что данные нормы подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после вступления этого решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу статью 1 в той части, в какой она предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; подпункт 1 части 1 статьи 2; подпункт 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и не действующими статьи 1 в той части, в какой она предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; подпункта 1 части 1 статьи 2; подпункта 1 части 3 статьи 3 Закона Республики Коми "О наделении на 2007 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в части назначения и выплаты некоторых видов единовременных пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей" от 5 марта 2007 года N 4-РЗ после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 7 декабря 2007 г. N 3-45-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 19 апреля 2008 г. N 76-77 (3750-3751)