Решение Верховного суда Республики Коми
от 18 марта 2008 г. N 3-19-2008
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 марта 2008 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п.8 ч.1 ст.3 в части слов: "или земель запаса", Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ, установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия п.8 ч.1 ст.3 в части слов: "или земель запаса", Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемой нормой Закона Республики Коми Правительство Республики Коми наделено полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую, хотя действующим федеральным законодательством данное полномочие отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Калашникова О.Е. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. Глава Республики Коми в суд своих представителей не направил.
Заслушав участвующего в деле прокурора и исследовав представленные материалы, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания п.8 ч.1 ст.3 Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ применительно к приведенному правилу свидетельствует о частичном несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству в области регулирования вопросов перевода земель из одной категории в другую.
Так, в силу положений ст.2, 8 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В частности, вопросы перевода земель из одной категории в другую урегулированы Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, предусматривающим, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и Правительством Российской Федерации в отношении иных земель (ст.2 Закона).
Однако в нарушение приведенных положений федерального законодательства п.8 ч.1 ст.3 Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" наделяет Правительство Республики Коми полномочиями по установлению содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую, хотя в силу установленных ст.13 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ особенностей перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию, а также прямого указания настоящего Федерального закона установление содержания ходатайства о переводе земель запаса из одной категории в другую отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах п.8 ч.1 ст.3 в части слов: "или земель запаса", Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенной нормы, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу п.8 ч.1 ст.3 в части слов: "или земель запаса", Закона Республики Коми "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" от 28 июня 2005 года N 59-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 8 ноября 2007 года N 92-РЗ.
Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 18 марта 2008 г. N 3-19-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 19 апреля 2008 г. N 76-77 (3750-3751)