Решение Верховного суда Республики Коми
от 9 августа 2007 г. N 3-27/07
См. Дополнительное решение Верховного суда Республики Коми от 22 августа 2007 г. N 3-27/07
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Тучнолобовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, суде, 9 августа 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 16 части 1, пункта 15 части 2 статьи 2, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ (в редакции Законов РК от 07.12.2006 г. N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ) "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований",
установил:
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 16 части 1, пункта 15 части 2 статьи 2, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N '134-РЗ (в редакции Законов РК от 07.12.2006 г. N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ) "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" и в обоснование требований указал, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Закидальский Е.М. с требованиями прокурора не согласен.
Представители Главы Республики Коми Чернова Н.Н. и Захарова Г.В. с требованиями прокурора не согласны.
Заслушав прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп.2 п.1 ст.26, ст.251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п."н" ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Установлено, что во исполнение подпункта 6 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Законом Республики Коми от 07.12.2005 г. N 134-РЗ "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" (в редакции Законов Республики Коми от 07.12.2006 N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ, далее Закон Республики Коми), опубликованным 13.12.2005 г. в газете "Республика" N 230, определены основания и порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, в собственность муниципальных образований.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 2 Закона Республики Коми в собственность поселений могут передаваться обособленные водные объекты на территории поселений.
В собственность муниципального района могут передаваться обособленные водные объекты, расположенные на межселенной территории муниципального района (пункт 15 части 2 статьи 2 Закона Республики Коми).
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Коми предусмотрено, что в собственность городских округов могут передаваться все виды имущества, перечисленные в частях 1 и 2 Закона Республики Коми.
Суд приходит к выводу, что указанные нормы Закона Республики Коми следует признать недействующими, так как они противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 14, пунктом 28 части 1 статьи 15 и пунктом 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Правоотношения в сфере использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 01.01.2007 г. (ст.1 Федерального закона от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации).
Нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу Российской Федерации (статья 2).
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты подразделяются на поверхностные, к которым относятся моря, реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища, болота, родники, гейзеры, ледники, снежники, и подземные водные объекты, к которым относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Все водные объекты, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, находятся в собственности Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, федеральным законодательством, регулирующим водные правоотношения, установлен исчерпывающий перечень водных объектов, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Остальные водные объекты являются федеральной собственностью.
Водный кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия "обособленный водный объект". В Законе Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ также не конкретизировано, какие водоемы из числа обособленных водных объектов на территории поселения могут быть переданы из собственности субъекта Федерации Республики Коми в собственность муниципальных образований, что позволяет сделать вывод, что под обособленными водными объектами на территории поселения могут быть переданы субъектом Федерации в собственность муниципальных образований и иные водные объекты, кроме пруда и обводненного карьера.
С учетом изложенного, поскольку в оспариваемых прокурором нормах Закона Республики Коми имеется неопределенность в понятии "обособленный водный объект", следует признать несостоятельными доводы представителя Государственного Совета Республики Коми и представителей Главы Республики Коми, что положения Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ исключают возможность со стороны субъекта Федерации Республики Коми распоряжения водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Местное самоуправление на территории Российской Федерации осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах (статья 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Следовательно, пункт 16 части 1, пункт 15 части 2 и часть 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" как устанавливающие возможность передачи в собственность поселений, муниципальных районов и городских округов иных водных объектов, кроме прудов и обводненных карьеров, противоречат нормам Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ предусмотрено, что в собственность муниципальных районов может передаваться имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля.
В собственность городских округов могут передаваться все виды имущества, перечисленные в частях 1 и 2 Закона Республики Коми (часть 3 статьи 2 Закона Республики Коми).
Указанные нормы Закона Республики Коми как противоречащие требованиям федерального законодательства следует признать недействующими.
Подпунктом 56 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено осуществление государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В целях реализации указанных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности (п."щ" ч.2 ст.26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На территории Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды (ст.64 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Осуществление государственного экологического контроля к полномочиям органов местного самоуправления Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не отнесено (ст.7).
Пункт 10 части 1 статьи 15 и пункт 12 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти, признаны утратившими силу с 01.01.2006 г. (ст.ст.29, 35 Федерального закона от 31.12.2006 г. N 199-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31.12.2005"
Пункт 4 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий возможность нахождения в собственности муниципальных районов имущества, предназначенного для организации и осуществления экологического контроля, признан утратившим силу с 01.01.2007 г. (ст.20 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ).
В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 ст.50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч.4 ст.50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, федеральным законодательством к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов не отнесено осуществление государственного экологического контроля и не предусмотрена возможность нахождения в собственности указанных муниципальных образований имущества, предназначенного для организации и осуществления экологического контроля.
Не состоятельны, по мнению суда, и доводы представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, что норма Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ, предусматривающая возможность передачи субъектом Федерации Республикой Коми в собственность муниципальных образований имущества для осуществления государственного экологического контроля, не является императивной, так как в собственность муниципальных образований имущество для осуществления государственного экологического контроля может быть передано для реализации государственных полномочий в порядке передачи данных функций от субъекта Российской Федерации Республики Коми муниципальным образованиям только отдельным законом субъекта Федерации.
Анализ Закона от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ позволяет суду сделать вывод, что данный Закон предусматривает только безвозмездность передачи имущества из собственности Республики Коми в собственность муниципальных образований (ст.4 Закона), в случае передачи им государственных полномочий, но не содержит указания о возможности передачи имущества для осуществления государственного экологического контроля из собственности Республики Коми в собственность муниципальных образований только в строго определенном случае, а именно при передаче государственных полномочий от Республики Коми муниципальным образованиям, а также непосредственно данный Закон Республики Коми не предусматривает положений о передаче государственных полномочий по осуществлению государственного экологического контроля муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.5 ст.19 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отдельные государственные полномочия, а именно полномочия по осуществлению государственного экологического контроля, Республика Коми может передать муниципальным образованиям только с одновременной передачей имущества, иных материальных и финансовых ресурсов, предусмотренных отдельным Законом Республики Коми.
Следовательно, пункт 4 части 2 и часть 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" как устанавливающие возможность передачи в собственность муниципальных районов и городских округов имущества, предназначенного для организации и осуществления государственного экологического контроля, противоречат нормам Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 16 части 1, пункта 15 части 2 статьи 2, пункта 4 части 2 и части 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ (в редакции Законов РК от 07.12.2006 N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ) "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" в части, предусматривающей возможность передачи в собственность муниципальных образований поселений, муниципальных районов и городских округов иных водных объектов; кроме прудов и обводненных карьеров; возможность передачи в собственность муниципальных районов и городских округов имущества, предназначенного для организации и осуществления государственного экологического контроля, с момента вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству и недействующими:
- пункт 16 части 1, пункт 15 части 2 и часть 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ (в редакции Законов РК от 07.12 2006 г. N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ) "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" в части, предусматривающей возможность передачи в собственность муниципальных образований поселений, муниципальных районов и городских округов иных водных объектов, кроме прудов и обводненных карьеров;
- пункт 4 части 2 и части 3 статьи 2 Закона Республики Коми от 7 декабря 2005 года N 134-РЗ (в редакции Законов РК от 07.12.2006 г. N 123-РЗ, от 05.03.2007 г. N 24-РЗ) "О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований" в части, предусматривающей возможность передачи в собственность муниципальных районов и городских округов имущества, предназначенного для организации и осуществления государственного экологического контроля.
Решение суда подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в 10-дневный срок через Верховный суд Республики Коми. Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2007 г.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 9 августа 2007 г. N 3-27/07
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 22 сентября 2007 г. N 175