Решение Верховного суда Республики Коми
от 17 сентября 2001 г. N 3-62-2001
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2001 г. N 3-Г01-25 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В. при секретаре Козловой С.Н. с участием прокурора Баховцевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 сентября 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.4 ст.16; п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.4 ст.16; п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми не соответствуют действующему федеральному налоговому законодательству в части утраты права на налоговую льготу субъектами инвестиционной деятельности и порядка и условий предоставления этим же субъектам инвестиционного налогового кредита.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Закидальский Е.М. и Главы Республики Коми Архипова М.А. считали, что заявление прокурора Республики Коми не основано на законе и поэтому подлежит отклонению. Полагали, что приведенные выше нормы Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" полностью согласуются с федеральным законодательством. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст.115 ГПК РСФСР и ч.1, 4 ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями п."з" ст.71, п."и" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах в части федеральных налогов и сборов находится в исключительном ведении Российской Федерации, а в остальной части - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст.3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст.1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципов невмешательства в предметы ведения Российской Федерации и непротиворечия принятых ими по предметам совместного ведения законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.
Анализ положений п.4 ст.16; п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ (далее Закон Республики Коми) применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что эти положения не соответствуют федеральному налоговому законодательству, поскольку непосредственно затрагивают вопросы, которые могут быть урегулированы только в нормативных правовых актах федерального уровня.
Так, из общего содержания ст.16 и 17 Закона Республики Коми следует, что субъекты инвестиционной деятельности, в частности, имеют право на налоговые льготы по налогу на имущество предприятий, налогу на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми. Льготы по указанным налогам утрачиваются в случае невыполнения требований настоящего Закона, а суммы полученных налоговых льгот подлежат внесению в республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты и территориальный дорожный фонд Республики Коми с уплатой предусмотренных законами о бюджете Республики Коми, о территориальном дорожном фонде Республики Коми на очередной финансовый год пеней и штрафов. По налогу на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Коми, региональным и местным налогам субъектам инвестиционной деятельности по решению Главы Республики Коми может быть предоставлен и инвестиционный налоговый кредит с уплатой процентов на сумму кредита по ставке не менее одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании договора, заключаемого при наличии инвестиционного соглашения, и за его несвоевременный возврат и (или) нецелевое использование взимаются штрафы и пени в размерах, предусмотренных законами о бюджете Республики Коми, о территориальном дорожном фонде Республики Коми на очередной финансовый год.
Таким образом, ст.16 и 17 Закона Республики Коми непосредственно и без каких-либо правовых разграничений регулируют вопросы утраты налоговых льгот и последствий их утраты, вопросы порядка предоставления инвестиционного налогового кредита и последствий нарушения условий договора о предоставлении этого кредита не только в отношении региональных налогов, но и в отношении налога на прибыль, который в соответствии с действующей ст.19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года N 2118-1 с последующими изменениями и дополнениями относится к федеральному налогу.
В силу же ст.1, 3, 6 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями ст.71, 76 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом установление и изменение налогов и сборов включает в себя и условия предоставления льгот по федеральным налогам, а равно и изменение срока уплаты этих налогов, в том числе и # виде предоставления инвестиционного налогового кредита. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование исключительно в отношении региональных налогов и сборов и не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, отнесенные к ведению Российской Федерации, за исключением случаев, прямо указанных в соответствующих федеральных законах.
Оспариваемые прокурором Республики Коми п.4 ст.16 и п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми с данным принципом не согласуются, т.к. нарушают установленные ст.63, 66, 67, 68, главами 15 и 16 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года N 2116-1 с последующими изменениями и дополнениями нормативные правила в отношении условий предоставления льгот и последствий их утраты, порядка предоставления инвестиционного налогового кредита и последствий несоблюдения условий договора о предоставлении такого кредита по федеральному налогу на прибыль.
В частности, в приведенных главах Налогового кодекса Российской Федерации и норме Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать льготы по налогу на прибыль в части сумм, поступающих в их бюджеты, но вопросы утраты права на эти льготы и последствий такой утраты к их компетенции не относятся и регулируются исключительно федеральным законодательством.
Поэтому установленные п.4 ст.16 Закона Республики Коми основания утраты права на льготу по налогу на прибыль, а равно и последствия такой утраты в виде уплаты суммы полученных налоговых льгот, пеней и штрафов по сути своей противоречат действующему федеральному законодательству.
Предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, возможно только в полном соответствии с указанными выше нормами и главами Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым решение о предоставлении кредита принимается финансовым органом этого субъекта и оформляется договором между указанным органом и организацией, которой предоставляется кредит. При этом проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае же нарушения принятых на себя обязательств организация со дня расторжения по соглашению сторон либо по решению суда договора обязана уплатить все неуплаченные ранее суммы налога, а также пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый день действия договора, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, указание в п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми на наличие у Главы Республики Коми права принятия решения о предоставлении субъектам инвестиционной деятельности на основании договора и инвестиционного соглашения с ними инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, установление процентов на сумму кредита по ставке в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и санкций за несвоевременный возврат и (или) нецелевое использование кредита в виде штрафов и пеней в размерах, предусмотренных законами Республики Коми, также не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах п.4 ст.16; п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ с учетом содержания и общей направленности ст.16 и 17 Закона в полном объеме подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу п.4 ст.16; п.3, 4, 5, 6 ст.17 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми" от 4 апреля 2000 года N 17-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 10 апреля 2001 года N 20-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Коми.
Председательствующий: |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 17 сентября 2001 г. N 3-62-2001
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 6 августа 2002 г. N 144