Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Батмановой, проводившей на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы гражданина А.А.Юшманова, установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми 23 апреля 2003 года обратился гражданин А.А.Юшманов с жалобой на нарушение его конституционных прав нормой пункта 1 статьи 61 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год", приостановившей с 1 января 2003 года предоставление льгот и выплат трудоспособным членам семьи ветеранов, имеющих право на соответствующие льготы и выплаты, предоставляемые Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года (с изменениями и дополнениями).
Заявитель является ветераном боевых действий и имеет право на льготы и иные меры социальной защиты, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Коми для этой категории граждан.
В частности, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года (с изменениями и дополнениями) он имеет право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Дополнительно к установленным Федеральным законом мерам социальной защиты статьей 3 Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года (с изменениями и дополнениями), названной категории ветеранов предусмотрено 100-процентное освобождение от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе и членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающих (пункты 1, 2 части 1 статьи 3).
Заявитель пользовался указанными льготами и был освобожден полностью от оплаты общей площади занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 61 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" от 27 декабря 2002 года с 1 января 2003 года приостановлено действие Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" в части предоставления льгот трудоспособным членам семей граждан, имеющих право на получение социальных льгот и выплат, а также лицам пожилого возраста.
В результате семье А.А.Юшманова, состоящей из 4 человек, проживающих с ним совместно, были за январь-март выставлены счета на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом льгот, предоставленных только для нетрудоспособных членов семьи.
Законом Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" от 3 марта 2003 года в статью 61 Закона РК "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" внесены изменения, в частности, отменено с 1 марта 2003 года приостановление социальных льгот для лиц пожилого возраста. В отношении заявителя норма статьи 61 Закона о бюджете свое действие сохранила, поэтому первоначально заявитель ставил вопрос о проверке конституционности пункта 16 статьи 1 названного Закона, затем свои требования уточнил и просит проверить конституционность статьи 61 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" в части приостановления выплат и льгот трудоспособным членам семей граждан, имеющих право на получение социальных льгот и выплат.
Заявитель полагает, что названные нормы противоречат статьям 16, 18 и 40 Конституции Республики Коми, нарушают его конституционные права на социальную защиту в определенных законом случаях, умаляют предоставленные уже права и свободы, кроме того, нарушается принцип непосредственного действия прав и свобод в правоприменительной практике.
2. В период изучения жалобы гражданина А.А.Юшманова 12 мая 2003 года принят Закон Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам социальной защиты ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми", которым исключены статья 61 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" и пункт 16 статьи 1 Закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год".
Тем самым, приостановление предоставления льгот трудоспособным членам семьи ветеранов прекращено, и в этой части отпали основания для рассмотрения Конституционным Судом поставленного вопроса о неопределенности соответствия оспариваемых норм Конституции Республики Коми.
3. Вместе с тем, в результате изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам социальной защиты ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста, принятых Законом Республики Коми от 12 мая 2003 года с учетом статьи 4, распространившей действие пункта 3 статьи 1 настоящего Закона на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, затрагиваются права и свободы некоторых членов семей ветеранов, которые имели право на льготы до 1 января 2003 года. Дополненная в Закон Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" статья 9.2 при предоставлении дополнительных гарантий, установленных законом Республики Коми, относит к членам семей ветеранов, имеющих право на льготы, не всех членов семей, совместно с ними проживающих, а только определенный круг членов семей ветеранов. В соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми выносит постановление только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении. Поэтому обращение заявителя не может быть принято к производству Конституционного Суда Республики Коми.
У заявителя есть право подвергать сомнению утрату предоставленных ранее льгот, определяя другой предмет оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 32 (часть 2), 39 (пункт 2, часть 1), 68 (часть 3) Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Отказать в принятии жалобы А.А.Юшманова к рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми за отсутствием оснований к рассмотрению.
2. На основании статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение окончательно и не подлежит обжалованию.
3. Определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и в газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 30 мая 2003 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А.Юшманова о проверке конституционности статьи 61 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2003 год" в части приостановления предоставления льгот трудоспособным членам семей граждан, имеющих право на получение социальных льгот и выплат"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 15 июля 2003 г. N 136-137