Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф.Пунегова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой
с участием граждан В.В.Пешкиной и В.И.Шевченко, представителя муниципального образования "Сысольский район" Ф.А.Дурнева, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой, представителя прокуратуры Республики Коми Е.Г.Эдигер,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1 решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" и статьи 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба граждан М.В.Кузнецовой, В.В.Пешкиной и В.И.Шевченко на нарушение их конституционных прав положениями вышеозначенных нормативных правовых актов в части установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, а также определения величины прожиточного минимума по Республике Коми, исходя из условного подразделения республики на две природно-климатические зоны - южную и северную.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, выступления приглашенных в судебное заседание представителя от Прокуратуры Республики Коми Е.Г.Эдигер, прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, специалиста Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. М.В.Кузнецова, В.В.Пешкина, В.И.Шевченко обратились в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на неконституционность пункта 1 решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" и Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми" в части утверждения тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг, считая их завышенными по сравнению с тарифами на аналогичные услуги в других муниципальных образованиях, в частности, на территории муниципального образования "город Сыктывкар". Такое положение, по их мнению, несправедливо, потому что нарушает принцип равенства прав и свобод граждан, независимо от их места жительства, закрепленный в статье 17 Конституции Республики Коми. Кроме того, заявители настаивают на неконституционности соответствующих положений статьи 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми", который относит Сысольский район и город Сыктывкар к одной (южной) климатической зоне, в пределах которой расчет потребительской корзины, в которую входит и оплата жилищно-коммунальных услуг, одинаков. Однако реальные расходы на эти услуги в Сысольском районе Республики Коми значительно больше, чем в городе Сыктывкаре, что приводит к уменьшению возможной социальной помощи малоимущим (в частности, предоставление субсидий) со стороны государства, чем нарушаются установленные статьей 40 Конституции Республики Коми гарантии на социальное обеспечение граждан, проживающих в Сысольском районе Республики Коми. По мнению заявителей, в расчет потребительской корзины для жителей Сысольского района должны быть включены реальные расходы на жилищно-коммунальные услуги по району, то есть дифференциация такого расчета должна происходить не по природно-климатическим зонам, а по экономическим критериям. Позиции заявителей относительно конкретных положений оспариваемых нормативных актов были уточнены в судебном заседании.
2. В силу статьи 1 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом к вопросам местного значения федеральный законодатель относит также содержание и использование муниципального жилищного фонда (пункт 2 статьи 6 этого же Закона). Таким образом, коммунальное обслуживание населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.
В то же время вопросы жилищного законодательства являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 64, пункт "к" части 1 Конституции Республики Коми). В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", действующим с изменениями и дополнениями, оплата жилья осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В целях исполнения вышеназванного Закона, находящегося в системном единстве с приведенным выше законоположением, Правительством Российской Федерации 2 августа 1999 года было принято постановление N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", пунктом 8 которого предусмотрено, что ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявленных необоснованных затрат, утверждаются органами местного самоуправления Российской Федерации. При этом органам местного самоуправления предоставлено право на указанных условиях устанавливать ставки и тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг ниже федерального уровня, но для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам применяются соответственно федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, экономическое обоснование ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по Сысольскому району Республики Коми сторонами не оспаривается. Заявители настаивают лишь на неконституционности норм, утвердивших указанные ставки и тарифы, указывая на их чрезмерность по сравнению с существующими в других муниципальных образованиях Республики Коми. Этим, по мнению заявителей, нарушается принцип равенства прав и свобод граждан, независимо от их места жительства, закрепленный в статье 17 Конституции Республики Коми.
Провозглашенный в статье 17 Конституции Республики Коми принцип равенства перед законом предполагает, прежде всего, равенство отношения закона к гражданам, обеспечение им равных условий правовой защиты. Такому равенству перед лицом закона противостоит понятие равенства распределительного, так называемой "распределительной справедливости", к примерам которой можно отнести как получение выгоды (заработная плата, социальные пособия), так и нагрузки (налоги, другие законные обязанности). Последняя всецело зависит от финансово-экономических возможностей государства на конкретном этапе его развития. Принцип равенства требует, чтобы в одинаковых ситуациях применялись одинаковые или похожие решения, причем из этого не следует, что в различных ситуациях нельзя принимать различные решения. Так, при существующей в Российской Федерации одинаковой для всех граждан правовой и экономической системе все граждане имеют равные социальные и экономические права и возможности. Однако реализация экономических возможностей тесно связана с различными ситуациями их осуществления, множественностью составляющих факторов. Применительно к рассматриваемому делу к таковым можно отнести, в частности, различную себестоимость жилищно-коммунальных услуг на разных территориях Республики Коми, зависящую, например, от удаленности тепло- и водоисточников, состава энергоносителей (газ, уголь, мазут, дрова) и т.п. При таких обстоятельствах субъектам права (как гражданам, так и муниципальным образованиям), предоставлены равные права выбирать и конструировать оптимальную экономическую модель возможного поведения. Таким образом, различные экономически обоснованные ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в различных районах Республики Коми нельзя признать нарушением принципа равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства, то есть пункт 1 решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" соответствует Конституции Республики Коми, ее статье 17.
3. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социальной политики государства, закрепленными в ее статье 11, гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 40, часть 1).
Для реализации этого конституционного положения Законом Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми" (статья 3) предусмотрен порядок и основания определения величин потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Коми. Заявители оспаривают конституционность этой нормы лишь в части зависимости этих величин от деления Республики Коми на две природно-климатические зоны - южную и северную, предполагая более справедливым критерием их определения экономические характеристики разных районов Республики Коми, в том числе и себестоимость выработки теплоэнергии в различных населенных пунктах.
В силу статьи 68 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми выносит постановления и определения лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении.
Предлагаемый заявителями механизм определения величин потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Коми вторгается в область распределительных функций государственной власти и органов местного самоуправления, в зону предоставления социальных благ. Однако осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты (то есть функция "распределительной справедливости"), и правовые основания предоставления социальной помощи кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры прямо зависят от имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей (пункт 2 настоящего Постановления). В свою очередь, установление гарантий отнесено Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми к полномочиям законодательных органов власти.
Таким образом, у Конституционного Суда Республики Коми не имеется оснований для признания статьи 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми" неконституционной.
Особенности конституционного производства не предполагают возможности установления судом иных, нежели рассчитанные органами государственной власти и муниципальными образованиями Республики Коми величин прожиточного минимума и потребительской корзины, а также предельно допустимых долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, применяемых при субсидировании малоимущих граждан. Изменение или отмена этих расчетных показателей Конституционным Судом Республики Коми означала бы принятие им на себя не свойственных ему функций законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления. Такая позиция противоречила бы провозглашенному в статье 8 Конституции Республики Коми принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также нарушила бы установленную статьей 9 (часть 1) Конституции Республики Коми самостоятельность местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 72, 73, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 1 решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" соответствующим Конституции Республики Коми, ее статье 17.
2. Признать статью 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми" соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 11 и 40.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 4 декабря 2003 г. "По делу о проверке конституционности пункта 1 Решения Совета муниципального образования "Сысольский район" от 22 сентября 2003 года "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" и статьи 3 Закона Республики Коми от 17 марта 1997 года "О прожиточном минимуме в Республике Коми"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 6 января 2004 г. N 1-6, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 21 мая 2004 г. N 5 ст.3196