Решение Верховного суда Республики Коми
от 23 июня 2004 г. N 3-23/04
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, суде, 23 июня 2004 года, дело по заявлению Кузнецовой Веры Антоновны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим пунктов 2 и 3 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года N 28) в части утверждения регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости, регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов и в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги из 100% возмещения их стоимости.
установил:
Кузнецова В.А. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пунктов 2 и 3 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года N 28) в части утверждения на 2004 год регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов, а также в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги в 2004 году из 100 процентов возмещения их стоимости гражданами и в обоснование требований указала, что на 2004 год федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90%, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22%. Установленные субъектом федерации, Республикой Коми, региональные стандарты нарушают права и законные интересы граждан, поскольку значительно выше федеральных стандартов.
Определением суда прекращено производство по делу в части заявленных Кузнецовой В.А. требований о признании противоречащим, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24.02.2004 г. N 28), по тем основаниям, что данные требования не подлежат рассмотрению в суде.
В судебном заседании Кузнецова В.А. на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Логинова М.А., Туркина В.И. и Сорокина Н.М. с заявлением не согласны.
Заслушав Кузнецову В.А. и представителей Правительства Республики Коми Логинову М.А., Туркину В.И. и Сорокину Н.М., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп.2 п.1 ст.26, ст.251, 252 ГПК РФ находит заявление процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Кузнецовой В.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.1 и 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 (в редакции от 24.02.2004 г. N 28) "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" утверждены следующие региональные стандарты на 2004 год:
региональный стандарт стоимости представляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по республике - в размере 38,6 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению N 1 (п.1 постановления);
региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем п# республике - в размере 2,4 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложения N 2 (п.1 постановления);
региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов (п.2 постановления);
региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов (п.2 постановления);
Региональные стандарты соответственно 100 и 15 процентов, установленные пунктом 2 постановления Правительства РК от 15.12.2003 г. N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24.02.2004 г. N 28) применяются исключительно для целей расчета объема финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.
Региональные стандарты, установленные пунктом 1 указанного постановления Правительства РК полностью соответствуют постановлению Правительства РФ от 25 августа 2003 года N 522.
Оспариваемый заявителем Кузнецовой В.А. пункт 3 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24.02.2004 г. N 28), рекомендует органам местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости 100-поцентного# возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан, в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российсской# Федерации, одобренной Указом Президета# Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 522 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг".
Анализ правовых норм федерального законодательства применительно к оспариваемому пункту 3 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24.02.2004 г. N 28) позволяет суду сделать вывод, что поскольку данная норма носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления и не устанавливает какие-либо права и обязанности для органов местного самоуправления и граждан, а также полностью соответствует нормам федерального законодательства, напрямую не затрагивает права и интересы заявителя Кузнецовой В.А., поэтому оснований для удовлетворения требований нет.
Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 определены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотрено создание системы, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранено право устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Согласно названной Концепции переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг необходимо было завершить в 2003 году. В 2003 году доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составить 100%, а максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг - 25% (в процентах от совокупного семейного дохода).
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 25 августа 2003 г. N 522 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости обеспечения 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан.
Согласно ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 (в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ) органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89.
В связи с этим при установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения органы местного самоуправления должны руководствоваться Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановлениями Правительства РФ, а также Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, что и содержится в рекомендации пункта 3 оспариваемого постановления Правительства Республики Коми.
Руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми решил:
Заявление Кузнецовой Веры Антоновны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" (в редакции постановления Правительства РК от 24 февраля 2004 года N 28) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10 дневный срок.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 23 июня 2004 г. N 3-23/04
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 2 ноября 2004 г. N 202