Постановление Конституционного Суда Республики Коми
от 15 января 2003 г.
"По делу о проверке конституционности постановления Правительства Республики Коми от 14 октября 2002 года N 164 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на четвертый квартал 2002 года" и постановления главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара" в связи с жалобой гражданина В.Г.Калужского"
Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова
с участием гражданина В.Г.Калужского; представителя Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Е.А.Боярченко, начальника отдела оплаты труда и развития социальной сферы Департамента труда и социальной сферы Министерства экономического развития Республики Коми; представителей администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" Н.А.Соловьевой, заведующей отделом правовой и кадровой работы администрации МО "Эжвинский район г.Сыктывкара", и В.В.Цынгина, начальника отдела правовых и договорных отношений муниципального учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Эжвинского района г.Сыктывкара "Служба заказчика",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90-93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановления Правительства Республики Коми от 14 октября 2002 года N 164 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на четвертый квартал 2002 года" и постановления главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданина В.Г.Калужского на нарушение его конституционных прав и свобод указанными нормативными актами.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статьям 4, 11, 40 (часть 1) Конституции Республики Коми установленные вышеназванными нормативными актами величина прожиточного минимума и порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в муниципальном образовании "Эжвинский район г.Сыктывкара".
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, специалиста Н.Т.Арапова, профессора, кандидата юридических наук, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В обращении В.Г.Калужского оспаривается величина прожиточного минимума для пенсионеров южной зоны Республики Коми, утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2002 года N 164 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на четвертый квартал 2002 года", указанная в Приложении к этому постановлению. Заявитель считает эту величину заниженной, вследствие чего размер субсидий, начисляемых ему на оплату жилья и коммунальных услуг, по достижении им шестидесятилетнего (пенсионного) возраста значительно уменьшился. Кроме того, по мнению В.Г.Калужского, механизм подсчета субсидий, основанный на завышенной максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, указанной в Приложении N 2 к постановлению главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара", является несправедливым, ущемляющим его законные интересы. Именно эти положения - величина прожиточного минимума для пенсионеров южной зоны Республики Коми и предельно допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, применяемые при предоставлении субсидий на эту оплату, - являются предметом рассмотрения по данному делу.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1) и Конституцией Республики Коми (статья 64, пункты "ж" и "к" части 1) вопросы социальной политики и жилищного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми.
Конституция Республики Коми в соответствии с целями социальной политики государства, закрепленными в ее статье 11, гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 40, часть 1). Однако осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты и правовые основания предоставления социальной помощи кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры прямо зависят от имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Реализуя эту конституционную обязанность, Правительство Республики Коми в оспариваемом заявителем постановлении установило величину прожиточного минимума для пенсионеров южной зоны Республики Коми на четвертый квартал 2002 года в размере 1613 рублей. Расчет этой величины сделан на основании Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных одноименным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 232). В основу расчета положены научные рекомендации по минимальным объемам потребления продуктов питания, товаров и услуг, в том числе жилищно-коммунальных, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на региональном и федеральном уровнях. Минимальный набор продуктов питания и непродовольственных товаров индивидуального пользования для пенсионеров рассчитан с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания и с учетом отсутствия необходимости более частой обновляемости товаров, нежели у трудоспособного населения, обусловленной физической и социальной активностью последнего.
Таким образом, оценивая оспариваемое положение постановления Правительства Республики Коми о величине прожиточного минимума в его системной связи с федеральным нормативным регулированием этого вопроса, с конституционно обусловленной обязанностью законодательной и исполнительной власти обеспечить гарантии государственной социальной помощи нуждающимся в этом жителям Республики Коми, суд находит принятые для этого меры в пределах имеющихся у государства финансовых и экономических возможностей соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 11 и 40 (часть 1).
3. Постановлением главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара" предельно допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, применяемые для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, установлены в размере 15 и 22 процентов от совокупного дохода семьи (в зависимости от среднего дохода на одного человека). При подсчете среднедушевого дохода в него включаются не только деньги, но и имеющиеся у граждан имущество и имущественные права, что соотносится с понятием и видами объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обозначение такого имущества и имущественных прав понятием "экономический потенциал" применительно к предполагаемой социальной помощи является вполне корректным. Этим создаются условия для принятия гражданами всех возможных мер, исходя из их имущественного положения, для максимального самообеспечения. Такая правовая позиция сформулирована в постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 18 января 2000 года и сохраняет силу до настоящего времени.
Оспариваемые заявителем предельно допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг не превышают, как установлено в судебном заседании, нормативов, заложенных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 в Методические рекомендации (Приложения N 5 и N 6) по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемые в жалобе нормы не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Республики Коми по причинам, изложенным в пункте 2 настоящего Постановления.
4. Величина прожиточного минимума в Республике Коми используется при определении размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам и находится в прямо пропорциональной зависимости с этим размером. То есть, чем меньше величина прожиточного минимума, тем меньшие субсидии предоставляются гражданам. В пределах предмета совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми (статья 72 Конституции Российской Федерации и статья 64 Конституции Республики Коми) расчет величины прожиточного минимума для пенсионеров Республики Коми сделан и утвержден Правительством Республики Коми на основании Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных одноименным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 (в редакции от 16 марта 2000 года).
Выборочный анализ этих Методических рекомендаций позволяет суду усомниться в обоснованности некоторых применяемых в них исходных данных. Так, например, рекомендуемая в Приложении N 8 Методических рекомендаций энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для пенсионеров Республики Коми (кроме ее северной части) ниже, чем для пенсионеров, проживающих в расположенных гораздо южнее субъектах Российской Федерации (Республике Башкортостан, Воронежской, Белгородской, Курской и многих других областях). Другой пример: рекомендуемый в Приложении N 13 минимальный набор жилищно-коммунальных услуг также предполагает расчет нормы потребления холодного и горячего водоснабжения в Республике Коми соответственно на 10 и 20 литров в сутки меньше, чем, например, в Рязанской области и Краснодарском крае.
В компетенцию Конституционного Суда Республики Коми не входит проверка обоснованности нормативных актов федерального уровня. Особенности конституционного производства не предполагают также и возможности установления иных, нежели рассчитанные Правительством Республики Коми и муниципальными образованиями Республики Коми соответственно величин прожиточного минимума и методик расчета, применяемых при субсидировании малоимущих граждан. Изменение или отмена этих расчетных показателей Конституционным Судом Республики Коми означала бы принятие им на себя не свойственных ему функций исполнительной власти и местного самоуправления. Такая позиция противоречила бы провозглашенному в статье 8 Конституции Республики Коми принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также нарушила бы установленную статьей 9 (часть 1) Конституции Республики Коми самостоятельность местного самоуправления.
Вместе с тем, провозглашенные в Конституции Республики Коми цели политики Республики Коми как социального государства (статья 11) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если, в силу возраста, состояния здоровья и по другим не зависящим от него причинам, человек не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому органы исполнительной власти Республики Коми должны перепроверить методики подсчета величины прожиточного минимума в Республике Коми и при необходимости поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос об изменении исходных величин для определения размера потребительской корзины и прожиточного минимума. При этом следует иметь ввиду#, что установление для граждан повышенных гарантий жизнеобеспечения в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть в экстремальных природно-климатических условиях, не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 17 Конституции Республики Коми, статьями 17 и 19 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время оспариваемые В.Г.Калужским нормативные акты применяются, поэтому их приостановление затронуло бы права и интересы лиц, которым в соответствии с этими нормами оказываются меры адресной социальной помощи. По этой причине Конституционный Суд Республики Коми, не приостанавливая их действия, полагает необходимым предложить Главе Республики Коми принять меры к устранению выявленных при рассмотрении настоящего дела дефектов исходных данных для определения величины прожиточного минимума в Республике Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 71, 72, 73, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать постановление Правительства Республики Коми от 14 октября 2002 года N 164 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на четвертый квартал 2002 года" в части установления величины прожиточного минимума для пенсионеров южной зоны Республики Коми, утвержденной в Приложении к этому постановлению, соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 11 и 40 (часть 1).
2. Признать постановление главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара" в части утверждения предельно допустимых долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, применяемых для расчета при предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанных в Приложении N 2 к этому постановлению, соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 11 и 40 (часть 1).
3. Предложить Главе Республике Коми перепроверить методики подсчета величины прожиточного минимума в Республике Коми и при необходимости поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос об изменении исходных данных для определения размера потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Коми.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Постановление Конституционного Суда Республики Коми подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 15 января 2003 г. "По делу о проверке конституционности постановления Правительства Республики Коми от 14 октября 2002 года N 164 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на четвертый квартал 2002 года" и постановления главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" от 1 ноября 2002 года N 925 "Об утверждении положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в МО "Эжвинский район г.Сыктывкара" в связи с жалобой гражданина В.Г.Калужского"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 4 марта 2003 г. N 44, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 25 ноября 2003 г. N 11 ст.2856