См. также определение Конституционного Суда Республики Коми от 29 марта 2006 г.
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф. Пунегова, судей Л.В. Батмановой, Т.А. Кырнышевой
с участием сторон по делу: заявителей В.Г. Лябоги и В.В. Тимакова; представителя Государственного Совета Республики Коми А.В. Турковой, заведующей отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми; представителя Главы Республики Коми А.Н. Лукиной, консультанта отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 3, 32, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом для рассмотрения дела явились жалобы граждан В.Г.Лябоги и В.В.Тимакова на неконституционность некоторых положений вышеуказанного Закона.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии обжалуемых положений Закона Республики Коми Конституции Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Батмановой, выступления сторон, представителя Прокуратуры Республики Коми А.В.Юдина, прокурора отдела по надзору за исполнением и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Коми, рассмотрев иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми обратился гражданин В.Г.Лябога с жалобой о признании неконституционным Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми", которым не предусмотрены какие-либо меры социальной поддержки для ветеранов военной службы в связи с изменением федерального законодательства о льготах и передачей этой категории ветеранов на уровень субъектов Российской Федерации.
Жалоба допустима, поскольку хотя и нет конкретной нормы, которую оспаривает заявитель, но Закон в целом не содержит норму, которая по смыслу Федерального закона и полномочию, предоставленному федеральным законодателем, должна была урегулировать спорные правоотношения. Следовательно, возникает вопрос о соответствии Закона субъекта Российской Федерации Федеральному закону и, соответственно, Конституции Республики Коми, ее статье 64.
В Конституционный Суд Республики Коми обратился также гражданин В.В.Тимаков, оспаривающий объем льгот и компенсаций, предоставленных Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" такой категории как реабилитированные лица.
Учитывая, что федеральный законодатель вопрос регулирования мер социальной защиты данной категории льготников передал в ведение субъектов Российской Федерации, указав при этом в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) на необходимость сохранения уровня социальной поддержки населения, возникает вопрос о соответствии Закона Республики Коми федеральному законодательству и, соответственно, статье 64 Конституции Республики Коми, что, в свою очередь, свидетельствует о допустимости жалобы.
2. Поскольку оба заявителя обжалуют положения одного Закона, Конституционный Суд Республики Коми в соответствии со статьей 43 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" соединил обращения в одном производстве.
3. Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) регулировал вопрос о предоставлении определенных льгот ветеранам военной службы, к категории которых относится заявитель В.Г.Лябога. Новая редакция этого Закона после внесения изменений в него Федеральным законом N 122-ФЗ (пункты 17 и 18 статьи 44) не содержит такой категории льготников, а меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, относит к ведению субъектов Российской Федерации. В судебном заседании представители сторон, как принявшей, так и подписавшей оспариваемый Закон, пояснили, что ветераны военной службы не обеспечены мерами социальной поддержки в Законе Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", поскольку на федеральном уровне не определено, входят ли они в категорию граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года. Какой-либо законодательной базы по этому вопросу пока нет.
Вместе с тем, Конституционный Суд Республики Коми, исходя из того положения, что оборона и безопасность и, соответственно, военная служба находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, часть 1, пункт "м"), полагает, что и обеспечение военнослужащих, и меры социальной поддержки ветеранов военной службы должны находиться в ведении Российской Федерации. Отсюда встает вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 17 и 18 статьи 44 Федерального закона N 122-ФЗ, изменивших редакцию Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) таким образом, что категория ветеранов военной службы в буквальном толковании осталась за пределами правового регулирования.
Поскольку вопросы о конституционности федеральных законов относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционному Суду Республики Коми надлежит обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
4. Заявитель В.В. Тимаков обжалует статью 14 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми", полагая ее неконституционной по объему предоставленных мер социальной защиты реабилитированным лицам, поскольку Федеральный закон N 122-ФЗ в преамбуле ставит задачу сохранения материального благосостояния и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, в том числе реабилитированных лиц.
Конституционный Суд Республики Коми при рассмотрении дела не связан доводами жалобы и принимает решение, исходя как из буквального смысла нормы закона, так и из ее места в системе правовых актов, решая при этом исключительно вопросы права.
В этой связи, рассматривая оспариваемую норму Закона Республики Коми в системе права, Конституционный Суд исходит из того, что применение репрессий к гражданам, реабилитация жертв политических репрессий, равно как и компенсации за необоснованные репрессии, находятся в сфере уголовного и уголовно-процессуального законодательства, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о" Конституции РФ). Таким образом, встает вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации нормы, содержащейся в абзаце втором пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ в части замены слов "другими нормативными актами" на слова "законами субъектов", поскольку такая замена слов передает полномочия Российской Федерации по восстановлению утраченных в связи с репрессиями социально-политических и гражданских прав на уровень субъектов Российской Федерации.
Данный вопрос также подведомственен Конституционному Суду Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью второй статьи 56 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца второго пункта 4 статьи 6, пунктов 17 и 18 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательный# акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Приостановить рассмотрение настоящего дела до разрешения запроса о соответствии оспариваемых норм Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 14 апреля 2005 г. "По делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в связи с жалобами граждан В.Г.Лябоги и В.В.Тимакова"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 9 июня 2005 г. N 109, в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005 г., N 6, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 20 февраля 2006 г. N 2 ст.4295