Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Т.А.Кырнышевой, проводившей на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы гражданки Н.И.Беляевой, установил:
1. Гражданка Н.И.Беляева, являясь опекуном отца И.А.Игнатова, инвалида Великой Отечественной войны, обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке статьи 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" на соответствие Конституции Республики Коми, ее статье 64.
По мнению гражданки Н.И.Беляевой, этой правовой нормой республиканский законодатель определил понятие членов семьи, отличное от понятия, установленного статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя не вправе толковать по своему усмотрению общеустановленные гражданско-правовые понятия.
На основании статьи 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" при реализации этого Закона к членам семьи относятся:
"1) родители и супруг(а), достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины);
2) несовершеннолетние дети лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом;
3) дети лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет".
Н.И.Беляева проживает одной семьей с отцом Игнатовым И.А., но членом семьи отца-инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с оспариваемой нормой не является и, соответственно, не может пользоваться льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг. Тогда как в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя относятся проживающие совместно супруг, дети, родители и другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
2. Согласно статье 72 (часть 1, пункт "ж") Конституции Российской Федерации и статье 64 (часть 1, пункт "ж") Конституции Республики Коми вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Республики Коми).
Таким образом, в силу разночтений в понятии "члены семьи" существовала неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми статья 22 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", что являлось основанием для рассмотрения дела в Конституционном Суде Республики Коми.
Однако в период предварительного изучения обращения гражданки Н.И.Беляевой Конституционным Судом Республики Коми законодателем Республики Коми был принят Закон Республики Коми от 14 мая 2005 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми". В новой редакции статьи 22 этого Закона не дается определение понятия члена семьи, а лишь перечисляются те члены семьи, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О социальной поддержке населения в Республике Коми". Таким образом, неопределенность в понимании права конкретных лиц, являющихся членами семьи инвалида Великой Отечественной войны, на дополнительные меры социальной поддержки, устранена. Определение же круга лиц, на который распространяется тот или иной объем мер социальной поддержки населения, является прерогативой законодателя.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 32 (часть 2), 39 (пункт 2, часть 1), 68 (часть 3), Конституционный Суд Республики Коми определил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду статьи 32 (часть 2), 39 (пункт 2, часть 1), 68 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми"
1. Отказать в принятии жалобы гражданки Н.И.Беляевой к рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми за отсутствием оснований к рассмотрению.
2. На основании статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение окончательно и не подлежит обжалованию.
3. Определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и в газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 6 июня 2005 г. "По жалобе гражданки Беляевой Нины Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 22 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 16 июня 2005 г. N 113, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 20 февраля 2006 г. N 2 ст.4296