Решение Верховного суда Республики Коми
от 4 февраля 2004 г. N 3-4-2004
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 4 февраля 2004 года дело заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.9 Положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми и п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.9 Положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми и п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218. В обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства в Положении о заключении трудовых договоров... ущемлены трудовые права руководителей государственных унитарных предприятий Республики Коми в части получения ими гарантированного вознаграждения, а в Примерном трудовом договоре... руководителям незаконно предоставлено право утверждать положения о представительствах и филиалах и уставы дочерних предприятий.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления только в части признания противоречащим федеральному законодательству п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми, предусматривающим право руководителей предприятий утверждать уставы дочерних предприятий.
Представитель Правительства Республики Коми Никулин B.C. считал, что заявление прокурора Республики Коми в части признания противоречащим федеральному законодательству п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми, предусматривающим право руководителей предприятий утверждать уставы дочерних предприятий, основано на законе и не отрицал факта несоответствия указанного выше пункта нормативным правовым актам большей юридической силы.
Заслушав объяснения представителя Правительства Республики Коми, прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями п."о" ст.71, п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а трудовое законодательство в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст.3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ст.1, 3-1) с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципов не вмешательства в предметы ведения Российской Федерации и соответствия принятых ими в пределах совместного ведения с Российской Федерацией законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.
Анализ п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя предприятия утверждать уставы дочерних предприятий применительно к приведенному конституционному правилу свидетельствует, что данная норма не согласуется с федеральным законодательством, поскольку в ней фактически урегулированы вопросы гражданского права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в их взаимосвязи с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие) и поэтому руководитель этого предприятия не может быть наделен какими-либо полномочиями по утверждению уставов дочерних предприятий.
При таких обстоятельствах, п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя предприятия утверждать уставы дочерних предприятий, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя предприятия утверждать уставы дочерних предприятий подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, нет законных оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению п.9 Положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми и п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя государственного унитарного предприятия утверждать положения о представительствах и филиалах, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218.
Согласно приведенных выше положений Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года " 161-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие обладает соответствующей правоспособностью в части создания своих филиалов и представительств, а следовательно, и руководитель этого предприятия, являющийся единоличным исполнительным органом предприятия, может быть наделен полномочиями по утверждению положений о филиалах и представительствах.
Вопросы выплаты руководителю государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в силу требований ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.124, 125, 209, 212, 214, 218, 294, 295, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к ведению этого субъекта и разрешаются им, как собственником имущества государственного унитарного предприятия, самостоятельно, но с соблюдением основных начал трудового законодательства, которые сами по себе не исключают установление различий в области выплаты различного рода дополнительных вознаграждений по мотивам наличия свойственных данному виду труда требований.
Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" от 10 июня 1994 года N 1200 с последующими изменениями и дополнениями предусматривающий выплату гарантированного вознаграждения распространяет свое действие только на руководителей федеральных государственных предприятий и не носит для субъектов Российской Федерации общеобязательного характера.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ суд, решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя предприятия утверждать уставы дочерних предприятий, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218.
Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу п.2.3.7 Примерного трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми в части права руководителя предприятия утверждать уставы дочерних предприятий, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об утверждении положения о заключении трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий Республики Коми" от 31 декабря 2002 года N 218, подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий: |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 4 февраля 2004 г. N 3-4-2004
Текст решения официально опубликован не был