Решение Верховного суда Республики Коми
от 17 декабря 2004 г. N 3-63-2004
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Шевелевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 декабря 2004 года дело по заявлению Кузнецова Ильи Михайловича о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" от 24 февраля 2004 года N 29, установил:
Кузнецов И.М. обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" от 24 февраля 2004 года N 29. В обоснование заявления указал, что предусмотренный Порядком шестимесячный срок обращения за получением субсидий не согласуется с принципом равенства граждан перед законом и нарушает их права и свободы.
В судебном заседании Кузнецов И.М. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Тимофеева Т.В. полагала, что заявление Кузнецова И.М. не основано на законе и подлежит отклонению. Считала, что при утверждении Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья Правительство Республики Коми не превысило предоставленных ему полномочий и правомерно ограничило право граждан на обращение за получением субсидий шестимесячным сроком.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Кузнецова И.М. подлежит удовлетворению.
Так, в соответствии с положениями ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.2, 3, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина и бюджетное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими по предметам совместного ведения законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.
Анализ п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 февраля 2004 года N 29, применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что это положение не соответствует действующему федеральному законодательству и имеющему большую юридическую силу законодательству Республики Коми и нарушает права и свободы граждан.
Согласно ст.6, 8, 15, 31, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и в соответствии с настоящим Кодексом определяют направления расходования средств своих бюджетов и с учетом адресности и целевого характера данных средств выделяют их конкретным получателям с обозначением направления финансирования конкретных целей. Одной из форм выделения бюджетных средств является субсидия, предоставляемая бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов в случаях предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.44 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" от 25 декабря 2003 года с последующими изменениями и дополнениями средства республиканского бюджета направляются, в том числе, и на возмещение (субсидирование) части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, и при этом порядок возмещения (субсидирования) определяется Правительством Республики Коми.
Вместе с тем, при определении Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, Правительство Республики Коми не вправе было вводить ограничение в получении субсидий в виде установления пресекательного шестимесячного срока для обращения граждан, заключивших кредитные договоры в 2004 году и претендующих на получение субсидий, в соответствующий орган местного самоуправления, поскольку такое ограничение не предусмотрено ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни Законами Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" от 9 января 2002 года N 2-РЗ с последующими изменениями и дополнениями, "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" от 25 декабря 2003 года с последующими изменениями и дополнениями.
Напротив, Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведенные выше Законы Республики Коми предусматривают возможность предоставления всех видов бюджетных субсидий в течение всего финансового года и поэтому немотивированное установление Правительством Республики Коми пресекательного шестимесячного срока для обращения граждан в орган местного самоуправления по поводу получения субсидий не может быть признано законным.
Кроме того, в самом постановлении Правительства Республики Коми "О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" без каких-либо изъятий определено, что действие Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, распространяется на весь срок действия кредитных договоров, заключенных между гражданами и кредитными организациями в период с 1 января по 31 декабря 2004 года.
При таких обстоятельствах, п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" от 24 февраля 2004 года N 29 следует признать противоречащим федеральному законодательству и имеющему большую юридическую силу законодательству Республики Коми и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и имеющему большую юридическую силу законодательству Республики Коми и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 февраля 2004 года N 29, подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление Кузнецова Ильи Михайловича удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и имеющему большую юридическую силу законодательству Республики Коми и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О порядке возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья" от 24 февраля 2004 года N 29.
Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и имеющему большую юридическую силу законодательству Республики Коми и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п.3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья в части слов "не позднее 6 месяцев со дня заключения кредитного договора", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 февраля 2004 года N 29, подлежит опубликованию в газете "Республика"
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 17 декабря 2004 г. N 3-63-2004
Текст решения официально опубликован не был