Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием граждан В.П.Бонжукова, Н.В.Рулева, И.Г.Янчука, представителя Совета муниципального образования "Город Ухта" А.А.Кетовой, главного специалиста МО "Город Ухта",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок" и решения Совета муниципального образования "Город Ухта" от 26 мая 2005 года N 14 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба граждан В.П.Бонжукова, Н.В.Рулева, Э.И.Черных, И.Г.Янчука на нарушение их конституционных прав на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности положениями вышеназванных нормативных правовых актов. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Граждане В.П.Бонжуков, Н.В.Рулев, Э.И.Черных, И.Г.Янчук обратились в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок" и решения Совета муниципального образования "Город Ухта" (далее - МО "Город Ухта") от 26 мая 2005 года N 14 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта".
В жалобе заявители просят признать указанные нормативные акты в части установления цен на перевозки пассажиров для перевозчиков - индивидуальных предпринимателей не соответствующими статьям 18, 35, и 65 Конституции Республики Коми. В обоснование жалобы они указали, что оспариваемые нормы, устанавливающие цены на перевозки пассажиров и грузов частным перевозчикам без учета рентабельности этой деятельности, нарушают их права, поскольку делают ее убыточной, и противоречат основам договорного права.
Как следует из материалов жалобы, решением Совета муниципального образования "Город Ухта" от 26 мая 2005 года "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта" установлена стоимость разового билета для проезда пассажиров и провоза одного места багажа автомобильным транспортом общего пользования в пределах границ населенных пунктов МО "Город Ухта" в размере 7 рублей, а также стоимость 1 километра поездки в автобусах пригородного сообщения - 80 копеек. Решение принято на основании нормы о наделении органов местного самоуправления в Республике Коми полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок при перевозках пассажиров и багажа, закрепленной в пункте 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок".
2. Гражданское законодательство и основы ценовой политики в соответствии со статьей 71 (пункты соответственно "о" и "ж") Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования является отраслевым институтом гражданского права, его обязательственной части. К составлению и реализации этого договора применяются правила, изложенные в нормах, непосредственно регулирующих этот вид договора (статья 789 и часть 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты), которые должны соответствовать общим принципам гражданского права, закрепленным в части первой статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе принципам свободы договора и беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Эти принципы находятся в системном единстве с провозглашенным в части первой статьи 34 Конституции Российской Федерации и части первой статьи 35 Конституции Республики Коми правом каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем, в этих же нормах содержится конституционный запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а часть вторая статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность ограничения гражданских прав участников имущественного оборота лишь на основании федерального закона и лишь в безусловно общественно значимых целях, в том числе защиты прав и законных интересов других лиц.
Реализуя право на указанные ограничения, федеральный законодатель предусмотрел в части первой статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами, а в части второй статьи 790 этого же Кодекса ввел правило, по которому плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В развитие указанных законоположений были приняты Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 8 апреля 2003 года) и одноименное постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (в редакции от 12 декабря 2004 года). Этими нормативными правовыми актами введены перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию, в том числе предусмотрено право субъектов Российской Федерации регулировать цены на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного).
Закон Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок" переадресовал указанное полномочие органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 1), реализуя которое, Совет муниципального образования "Город Ухта" принял оспариваемое решение об установлении твердых тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пределах границ населенных пунктов этого муниципального образования.
Таким образом, задачей суда при рассмотрении настоящего дела является устранение неопределенности в вопросе о том, в какой мере оспариваемыми нормативными правовыми актами соблюден баланс конституционно гарантированных гражданских прав и интересов участников экономического оборота - с одной стороны, и обусловленных общественными интересами запретов и ограничений - с другой (статья 18 Конституции Республики Коми).
3. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в части первой статьи 35 Конституции Республики Коми, относится к числу основных, наиболее значимых конституционных прав. Согласно статье 18 (часть 3) Конституции Республики Коми это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Кроме того, часть вторая статьи 35 Конституции Республики Коми обоснованно ограничивает свободу предпринимательской деятельности запретом на монополизацию и устранение конкуренции. В связи с этим следует признать системное единство указанных конституционных норм с выше приведенными нормами федерального законодательства по регулированию цен на отдельные виды продукции, товаров и услуг, поскольку их принятие обусловлено, в первую очередь, стремлением к демонополизации экономики и заботой о защите имущественных прав граждан в период углубления экономических реформ. Такой вывод недвусмысленно следует из анализа текста преамбулы и статьи 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221, в которых указано на необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен лишь на продукцию естественных монополий. Кроме того, из статьи 3 Указа следует, что государственное регулирование цен, в том числе и субъектами Российской Федерации, производится на основании дотаций из соответствующих бюджетов. Возложение возможных убытков добросовестных предпринимателей, вызванных государственным вмешательством в установление цен на производимые ими товары и услуги, на счет государства, вполне соответствует принципам равенства и соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (соответственно статьи 17 и 18 Конституции Республики Коми). Поэтому Закон Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ, как не противоречащий федеральному законодательству и предусматривающий субвенции бюджетам муниципальных образований для осуществления полномочий по государственному регулированию цен на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении (пункт 1 статьи 1, статья 3), соответствует Конституции Республики Коми, ее статьям 18, 35 и 65.
Напротив, решение Совета МО "Город Ухта" от 26 мая 2005 года N 14 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта", которым установлены твердые цены на перевозку пассажиров и багажа в пределах муниципального образования, принято без соблюдения указанных принципов. При его принятии не учтены заключения ряда независимых экспертов о том, что фактические затраты предпринимателей на перевозку превышают размеры установленных впоследствии тарифов, что делает такие перевозки убыточными. Уклонившись от решения вопроса о рентабельности перевозок, Совет МО "Город Ухта" в своем решении не предусмотрел и механизма компенсаций возможных убытков перевозчиков, являющихся следствием регулирования цен (тарифов). Такое нормотворчество, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, в частности на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 35 Конституции Республики Коми), следует признать несоразмерным, не отвечающим принципам равенства и справедливости, а также соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (статьи 17 и 18 Конституции Республики Коми).
Указанная правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 30 ноября 1999 года со ссылкой на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года и 2 июля 1997 года, сохраняет силу до настоящего времени и может быть применена в настоящем деле.
Кроме того, оспариваемое решение Совета МО "Город Ухта" от 26 мая 2005 года не соответствует и основам федеральной политики в области государственного регулирования цен, то есть противоречит части первой статьи 65 Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок" соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 18, 35, 65.
2. Признать решение Совета муниципального образования "Город Ухта" от 26 мая 2005 года N 14 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта" не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 18 (часть 3), 35, 65 (часть 1).
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 13 июля 2005 г. "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 91-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию цен (тарифов), надбавок" и решения Совета муниципального образования "Город Ухта" от 26 мая 2005 года N 14 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном сообщении на территории МО "Город Ухта" в связи с жалобой граждан В.П.Бонжукова, Н.В.Рулева, Э.И.Черных, И.Г.Янчука"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 3 августа 2005 г. N 142-143, в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", 2005 г., N 9, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 20 марта 2006 г. N 3 ст.4359