Решение Верховного суда Республики Коми
от 31 августа 2005 г. N 3-23/05
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г. N 3-Г05-9 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Проскурова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, суде, 31 августа 2005 года, дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим абзаца 1 пункта 3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 23 марта 2005 года N 64 установил:
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 23 марта 2005 года N 64 и в обоснование требований указал, что данная норма, устанавливающая ограничение обращения граждан на получение субсидии по сроку не позднее 1 года со дня заключения кредитного договора, тем самым нарушает их конституционные права и не согласуется с принципом равенства граждан перед законом.
В судебном заседании прокурор Проскуров А.В. на заявлении настаивал и дал соответствующие пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Дрефс О.А. с заявлением прокурора не согласна.
Заслушав прокурора и представителя Правительства Республики Коми, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп.2 п.1 ст.26, ст.251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации и ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст.73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Судом установлено, что согласно пункта 2 "Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительства или приобретение жилья", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 23 марта 2005 года N 64 право на получение субсидии предоставляется гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящими на учете, заключившим с кредитной организацией в период с 1 января по 31 декабря 2005 года кредитный договор в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Кои#.
При этом субсидия может быть предоставлена в случае, если среднемесячный доход гражданина (либо супругов, их родителей или других лиц, чей доход учитывался при определении размера кредита и кто в кредитном договоре зафиксирован в качестве созаемщиков), претендующего на получение субсидии, составляет не более 20 тысяч рублей.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 Порядка граждане, претендующие на получение субсидии, не позднее 1 года со дня заключения кредитного договора обращаются в орган местного самоуправления по месту своего проживания (регистрации) с заявлением установленной формы согласно приложению 1 к настоящему Порядку
Анализ оспариваемой нормы "право на обращение гражданина, претендующего на получение субсидии не позднее 1 года со дня заключения кредитного договора" позволяет сделать вывод, что ограничение во времени обращения за субсидией, не является ограничением самого права граждан на получение такой субсидии при условии предоставления гражданином в установленный срок в органы местного самоуправления всех необходимых документов, указанных в пункте 3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жиилья#. Права и свободы гражданина в той мере, как это предусмотрено частью 3 ст.55 Конституции во взаимосвязи с частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не ограничиваются, поскольку предусмотрено только временное ограничение, связанное с осуществлением полномочий Республики Коми как субъекта Российской Федерации по формированию расходной части бюджета на соответствующий финансовый год. Кроме того, суд считает, что время один год (12 месяцев) является вполне достаточным периодом, в течение которого гражданин может реализовать право на получение субсидии с момента заключения кредитного договора. Оспариваемой нормой отрегулирован баланс интересов как гражданина, так и государства в лице субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение, в том числе и социальной поддержки малоимущих граждан. Согласно пункту 4 статьи 26.3 названного Федерального закона по вопросам указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в подпунктах 2, (13, 21, 25 и 37 пункта 2 настоящей статьи.)
Конституцией Российской Федерации провозглашено право граждан на жилище (часть 1 статьи 40).
Основные принципы реализации данного конституционного права граждан содержатся в Законе Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". В соответствии с частью 2 статьи 2 указанного Закона гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Согласно статье 1 данного Закона компенсации (субсидии) представляют собой средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки.
Согласно ст.41 Закона Республики Коми "О Республиканском бюджете Республики Коми на 2005 год" возмещение (субсидирование) затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья в кредитных организациях, производится в размере 2/3 процентной ставки, установленной кредитной организацией за пользование долгосрочными жилищными кредитами, но не более 2/3 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Порядок возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат граждан на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, устанавливаются# Правительством Республики Коми.
В соответствии со ст.14 и подпункта 3 пункта 2 ст.18, ст.19 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти Республики Коми" от 9 января 2002 года N 16-РЗ Правительство Республики Коми как высший исполнительный орган государственной власти Республики Коми обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Коми и готовит отчет о его исполнении. Во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми и законов Республики Коми издает постановления и распоряжения.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором нормативный акт принят Правительством РК в пределах его полномочий, и во исполнение Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2005 год".
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (пункт "д"), финансовое, валютное, кредитное регулирование (пункт "ж"), федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы (пункт "з"). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), включая, в частности, право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета. Названное регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции, согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.
В соответствии со ст.5, 11, 62, 73, 84, 90 Конституции Республики Коми Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации, социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека.
В соответствии со ст.13 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" от 9 января 2002 года N 2-РЗ в республиканском бюджете могут быть предусмотрены расходы, финансируемые исключительно из республиканского бюджета, связанные с осуществлением полномочий Республики Коми.
Суд признает несостоятельными доводы прокурора о противоречии федеральному законодательству нормы субъекта федерации, что условие, предусматривающее "право гражданина на обращение в орган местного самоуправления по месту своего проживания (регистрации) не позднее 1 года со дня заключения кредитного договора", поскольку Республика Коми как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части республиканского бюджета, в том числе и определять порядок формирования расходной части бюджета. В удовлетворении требований прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми решил:
В удовлетворении заявления прокурору Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 пункта 3 Порядка возмещения (субсидирования) из республиканского бюджета Республики Коми части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство или приобретение жилья, утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 23 марта 2005 года N 64 отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в 10 дневный срок.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 31 августа 2005 г. N 3-23/05
Текст решения официально опубликован не был