Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя Главы Республики Коми, стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Коми - заместителя Руководителя Администрации - начальника Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми И.И.Олейника,
руководствуясь статьей 96 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 32, 68 и 69 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом заседании дело о толковании пункта 11 статьи 84 Конституции Республики Коми.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Главы Республики Коми о толковании положений пункта 11 статьи 84 Конституции Республики Коми. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Заслушав выступление судьи-докладчика Ю.В.Гаврюсова, объяснения представителя Главы Республики Коми, выступления представителей Государственного Совета Республики Коми: заместителя Председателя Государственного Совета Республики Коми, Председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и депутатской этике В.А.Потолицина, начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми Л.В.Четвериковой, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Статья 84 (пункт 11) Конституции Республики Коми относит к компетенции Главы Республики Коми с согласия Государственного Совета Республики Коми назначать на должность и освобождать от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми. С этой конституционной нормой корреспондируются положения статьи 73 (пункт 8, часть 3) Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми постановлением Государственного Совета Республики Коми согласовываются предложения, внесенные Главой Республики Коми по назначению и освобождению от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми, представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в международных организациях и на территориях иностранных государств.
По мнению Главы Республики Коми, поскольку порядок назначения на должность и освобождение от должности Первого заместителя Главы Республики Коми в Конституции не определен (должность введена Законом Республики Коми "О схеме управления Республикой Коми" в редакции от 16 июля 2002 года), то представляется возможным назначение Главой Республики Коми Первого заместителя Главы Республики Коми единолично без согласования с Государственным Советом Республики Коми.
2. На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал дела о соответствии Конституции Российской Федерации соответствующих положений конституций (уставов) субъектов Российской Федерации (Уставов Алтайского края, Читинской и Тамбовской областей, Конституций Республики Алтай и Республики Бурятия). При этом он сформулировал свою правовую позицию, которая в обязательном порядке должна учитываться законодательными и правоприменительными органами.
Так в Определении от 18 января 2001 года по запросу Президента Республики Бурятия о проверке конституционности отдельных положений статей 74, 78, 86 и 93 Конституции Республики Бурятия Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены положения об участии законодательного (представительного) органа в назначении на должность заместителей высшего должностного лица исполнительной власти и отдельных руководителей органов исполнительной власти; в учредительном акте субъекта Российской Федерации может быть определено назначение каких именно должностных лиц органов исполнительной власти требует согласия законодательного (представительного) органа власти, однако такой перечень не должен включать всех членов правительства, поскольку при этом нарушался бы баланс законодательной и исполнительной власти, имело бы место чрезмерное вмешательство законодательного (представительного) органа власти в прерогативы всенародно избранного высшего должностного лица - главы исполнительной власти.
В соответствии с нормой Федерального закона и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в пункте 11 статьи 84 и пункте 8 части 3 статьи 73 Конституции Республики Коми предусмотрена необходимость получения Главой Республики Коми согласия Государственного Совета Республики Коми при назначении и освобождении от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми.
3. Государственный Совет Республики Коми внес изменения в Закон Республики Коми от 23 января 2002 года "О схеме управления Республикой Коми" (Закон Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О схеме управления Республикой Коми" от 16 июля 2002 года), введя дополнительно должность Первого заместителя Главы Республики Коми, не изменяя при этом соответствующие положения статей 73 и 84 Конституции Республики Коми. Ввиду этого возникла неопределенность в вопросе о порядке назначения на должность Первого заместителя Главы Республики Коми и необходимости получения для этого согласия Государственного Совета Республики Коми.
Давая толкование норме, содержащейся в пункте 11 статьи 84 Конституции Республики Коми необходимо учитывать, что она находится в системной связи с положениями пункта 8 части 3 статьи 73 и части 2 статьи 89 Конституции Республики Коми, части 2 статьи 2 Закона Республики Коми "О схеме управления Республикой Коми" (в редакции от 16 июля 2002 года), пункта 2 статьи 15, статьи 21 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти Республики Коми".
В соответствии с частью 2 статьи 89 Конституции Республики Коми в состав Правительства Республики Коми входят Глава Республики Коми, его заместители, министры Республики Коми. Устанавливая должность Первого заместителя Главы Республики Коми, законодатель не счел необходимым вносить изменения в Конституцию Республики Коми, полагая, что Первый заместитель Главы Республики Коми является одним из заместителей Главы Республики Коми, поэтому не следует устанавливать для него особый порядок назначения на должность.
Это подтверждается и редакцией части 2 статьи 2 Закона "О схеме управления Республикой Коми": "Глава Республики Коми имеет четырех заместителей Главы Республики Коми, один из которых является Первым заместителем Главы Республики Коми". Тем самым, законодатель подчеркивает, что Первый заместитель Главы Республики Коми является одним из заместителей Главы Республики Коми. В статье 21 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти Республики Коми" все заместители Главы Республики Коми наделены одними и теми же полномочиями и на них распространяются общие ограничения.
Таким образом, следует признать, что под понятием "заместители Главы Республики Коми", содержащемся в пункте 11 статьи 84 Конституции Республики Коми следует понимать всех заместителей Главы Республики Коми. Это родовое понятие.
Такая точка зрения подтверждается теорией и практикой конституционного строительства в Республике Коми. В соответствии с ранее действовавшим пунктом 7 статьи 85 Конституции Республики Коми Глава Республики Коми также с согласия Государственного Совета назначал и освобождал от должности заместителей Главы Республики Коми. При этом, в Правительстве Республики Коми были должности и первых заместителей Главы Республики Коми, и назначение на эти должности осуществлялось с согласия Государственного Совета Республики Коми.
Кроме того, назначение Первого заместителя Главы Республики Коми без согласия Государственного Совета, а остальных заместителей с согласия Государственного Совета нарушит баланс взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью Республики Коми. Государственный Совет Республики Коми в данном случае не сможет осуществлять контроль за назначением наиболее важных должностных лиц в Правительстве, обладая правом контроля за назначением других членов Правительства Республики Коми. Такой способ формирования Правительства противоречил бы общим принципам права.
4. В настоящее время особенность правового статуса Первого заместителя Главы Республики Коми в законодательстве Республики Коми не установлена. Однако, законодатель может наделить его более широкими полномочиями по сравнению с другими заместителями Главы Республики Коми. В этом случае правовой статус Первого заместителя Главы Республики Коми может быть закреплен и на конституционном уровне. Но тогда, тем более, назначению Главой Республики Коми Первого заместителя Главы Республики Коми должна предшествовать процедура согласования с Государственным Советом Республики Коми.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 66, статьями 67, 68 и 69 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Из положений статьи 84 (пункт 11) Конституции Республики Коми во взаимосвязи со статьями 73 (пункт 8, часть 3), 89 (часть 2) следует, что под понятием "заместитель Главы Республики Коми" понимаются все заместители Главы Республики Коми. Поэтому назначение Главой Республики Коми Первого заместителя Главы Республики Коми должно производиться с согласия Государственного Совета Республики Коми.
2. Согласно статье 101 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" данное Конституционным Судом Республики Коми в настоящем Постановлении толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и в газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 14 августа 2002 г. "По делу о толковании пункта 11 статьи 84 Конституции Республики Коми"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 27 августа 2002 г. N 158, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 25 февраля 2003 г. N 2 ст.2449