Решение Верховного суда Республики Коми
от 26 ноября 2004 г. N 3-60-2004
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3-Г05-1 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Махлинец Т.В. с участием прокурора Забоевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 ноября 2004 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми", абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми", абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату вышеупомянутого постановления N 170 следует читать "5 октября 2004 г."
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми", абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми", абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170. В обоснование заявления указал, что, в нарушение положений гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации, приведенные выше нормы постановления Правительства Республики Коми и утвержденного им Порядка финансирования расходов с приложениями не согласуются с установленным федеральным законодательством принципом равенства прав хозяйствующих субъектов, ограничивают свободу предпринимательской деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Захарова Г.В. полагала, что заявление и.о. прокурора не основано на законе и подлежит отклонению. Считала, что оспариваемые нормы постановления и утвержденного им Порядка финансирования расходов с приложениями полностью соответствуют действующему федеральному законодательству и не нарушают прав и свобод граждан и организаций.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что оснований для удовлетворения заявления и.о. прокурора Республики Коми не имеется.
В соответствии с положениями ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.2, 3, 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина и бюджетное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими по предметам совместного ведения законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам.
Анализ оспариваемых и.о. прокурора Республики Коми норм постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170 и утвержденного им Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" с Приложениями 1, 2, 3 применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что эти нормы полностью согласуются с действующим федеральным законодательством и сами по себе не нарушают прав и свобод граждан и организаций.
Так, из содержания приведенного выше нормативного правового акта, в частности, следует, что субсидии, как форма возмещения затрат на производство сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, по установленным ставкам предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на продукцию произведенную и реализованную на территории Республики Коми перерабатывающим и заготовительным организациям, учреждениям социальной бюджетной сферы, организациям и учреждениям по прямым договорам, организациям и частным предпринимателям, занимающимся торговлей и организацией общественного питания, через собственные торговую сеть и общественное питание, а также предоставляются на закупку комбикормов по ставке субсидии за единицу продукции, поставленной на республиканский рынок, на финансирование части расходов по содержанию скота в организациях, включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми, и приобретение сельскохозяйственным товаропроизводителями семени племенных производителей, содержащихся на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных.
Согласно положениям ст.6, 8, 15, 31, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и в соответствии с настоящим Кодексом определяют направления расходования средств своих бюджетов и с учетом адресности и целевого характера этих средств выделяют их конкретным получателям с обозначением направления финансирования конкретных целей. Одной же из форм выделения бюджетных средств является субсидия, предоставляемая бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов в случаях предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы предоставления бюджетных субсидий могут быть урегулированы, в том числе, и в законах субъектов Российской Федерации, и поэтому Законами Республики Коми "О государственном регулировании и поддержке агропромышленного производства" от 7 мая 1995 года N 19-РЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст.2, 4, 5, 6, 7), "О племенном животноводстве в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 36-РЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст.13) наряду с другими формами государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства и племенного животноводства предусмотрено также субсидирование за счет средств республиканского бюджета Республики Коми производителей сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения населения Республики Коми продовольственными товарами, сохранения и приумножения племенного генофонда и исходя из потребностей республиканского рынка в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии Перечень и объемы лимитируемой продукции, сырья и продовольствия, на которые предоставляются такие субсидии, и порядок их предоставления определяются Правительством Республики Коми.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона N 19-РЗ следует читать "7 мая 1996 г."
При таких обстоятельствах, следует признать, что постановление Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" и утвержденный им Порядок финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" с приложениями приняты во исполнение законов Республики Коми "О государственном регулировании и поддержке агропромышленного производства", "О племенном животноводстве в Республике Коми" и не выходят за рамки предоставленных данному органу полномочий.
Содержание же указанного нормативного правового акта (в части предоставления субсидий) свидетельствует о его полном соответствии нормам действующего федерального законодательства, поскольку в силу положений ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.8, 15, 31, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Республики Коми самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия и, исходя из приведенных выше норм бюджетного законодательства и федеративной природы государства, вправе предпринимать меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов для целевой, избирательной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, заключающейся в предоставлении им субсидий на продукцию, произведенную и реализованную на территории Республики Коми перерабатывающим и заготовительным организациям, учреждениям социальной бюджетной сферы, организациям и учреждениям по прямым договорам, организациям и частным предпринимателям, занимающимся торговлей и организацией общественного питания, через собственные торговую сеть и общественное питание, а также субсидий на закупку комбикормов по ставке субсидии за единицу продукции, поставленной на республиканский рынок, на финансирование части расходов по содержанию скота в организациях, включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми, и приобретение сельскохозяйственным товаропроизводителями семени племенных производителей, содержащихся на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных.
В связи с тем, что меры по субсидированию производителей сельскохозяйственной продукции направлены на реализацию предусмотренных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Республики Коми по обеспечению населения Республики Коми продовольственными товарами, развитию и поддержке республиканских торговли, сети общественного питания и племенного животноводства и согласно Закону Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ с последующими изменениями и дополнениями осуществляются за счет собственных бюджетных средств, то в соответствии с приведенными обстоятельствами и целевым назначением субсидий такие меры не могут быть признаны незаконными по мотивам их противоречия прописанным в федеральных законах принципам равенства прав хозяйствующих субъектов, свободы осуществления ими предпринимательской деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.
Более того, финансирование целевых расходов путем предоставления производителям сельскохозяйственной продукции бюджетных субсидий на возмещение части их производственных затрат основано на свободном волеизъявлении самих производителей, направленном на производство и реализацию соответствующей продукции именно на территории Республики Коми, и с учетом правовой природы бюджетной субсидии, условий и порядка ее предоставления не может расцениваться как установление незаконных ограничений в осуществлении указанными хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а равно как предоставление им каких-либо необоснованных преимуществ по отношению к другим производителям, работающим на рынок того же товара, и создание для них препятствий в свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.
Вопрос же обоснованности включения либо не включения в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми тех или иных конкретных организаций предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявления и.о. прокурора Республики Коми не имеется.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд, решил:
В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170; абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми", абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми", абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных", Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170 и.о. прокурора Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 26 ноября 2004 г. N 3-60-2004
Текст решения официально опубликован не был