Решение Верховного суда Республики Коми
от 26 декабря 2003 г. N 3-78-2003
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 октября 2004 г. N 17ПВ04 определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г., признающее противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп.6, 7 ст.7 и п.1 ст.8 Закона Республики Коми от 8 июня 2000 г. N 34-РЗ "О мировых судьях в Республике Коми" (в ред. от 16 июля 2002 г.), отменено; резолютивная часть настоящего решения дополнена указанием о признании недействующими положений абз.2 п.5 ст.7, второго предложения абз.2 п.2 ст.17 Закона с момента вступления решения в законную силу
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Проскурова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 декабря 2003 года дело заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5; пунктов 6, 7 ст.7; пункта 1 ст.8; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5; пунктов 6, 7 ст.7; пункта 1 ст.8; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ. В обоснование заявления указал, что в приведенных выше нормах Закона Республики Коми незаконно ограничено право граждан на обращение в квалификационную коллегию судей Республики Коми для получения рекомендации о возможности их назначения на должность мирового судьи, неосновательно расширены полномочия Председателя Верховного Суда Республики Коми в части его участия в процессе отбора кандидатов на должность мировых судей и их назначения на должность и необоснованно распространено действие законодательства Республики Коми о государственной службе на работников структурного подразделения по обеспечению деятельности мировых судей в составе Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Коми.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Ладанов В.М. заявление прокурора Республики Коми признал частично и считал, что абзац 2 пункта 5 ст.7 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" действительно противоречит действующему федеральному законодательству. В остальной части заявление не признал и полагал, что пункты 6, 7 ст.7; пункт 1 ст.8 и второе предложение абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми приняты в пределах предоставленных Республики Коми полномочий и полностью согласуются как с законодательством Российской Федерации о судоустройстве, так и с федеральными законами о государственной службе.
Глава Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав объяснения представителя Государственного Совета Республики Коми, прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями п."о", "т" ст.71, п."л" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации судоустройство и федеральная государственная служба находятся в исключительном ведении Российской Федерации, а кадры судебных органов в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст.3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ст.1, 2, 3) с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципов не вмешательства в предметы ведения Российской Федерации и соответствия принятых ими в пределах совместного ведения с Российской Федерацией законов и иных нормативных правовых актов федеральным законам. Принятие же субъектами Российской Федерации собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, допускается в случаях прямо предусмотренных в федеральных законах и в установленном этими же законами порядке и только при условии соблюдения субъектами принципа соответствия указанных актов действующему федеральному законодательству.
Анализ абзаца 2 пункта 5 ст.7 и второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ применительно к приведенным выше конституционным правилам свидетельствует, что данные нормы не согласуются с федеральным законодательством, поскольку регулируют вопросы судоустройства и прохождения гражданами федеральной государственной службы, которые в нормативных правовых актах федерального значения разрешены в ином порядке.
Так, в соответствии с основанными на нормах Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ положениях ст.1, 2, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют правосудие именем Российской Федерации и на них в полном объеме распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами. Порядок же назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается законами субъектов Российской Федерации с учетом требований ст.3, 4, 12, 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.2, 4, 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ст.4, 5, 7, 10, 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Таким образом, в ст.7 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" правомерно предусмотрено, что имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 25 лет и сдавший квалификационный экзамен на должность мирового судьи гражданин Российской Федерации должен получить рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Коми о возможности либо невозможности его назначения на указанную должность.
Однако нельзя признать законным положение абзаца 2 пункта 5 ст.7 Закона о том, что в случае отказа гражданину в рекомендации на должность мирового судьи повторное его обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи этого заключения коллегии, поскольку ни Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", ни Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года, такого ограничения для кандидатов на должность судьи, в том числе и мирового, не устанавливают.
В соответствии со ст.10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъектов Российской Федерации. При этом указанные полномочия в силу ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями могут быть по взаимному соглашению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации переданы вместе с необходимыми финансовыми средствами Управлению Судебного департамента, поскольку такая передача основана на принципах единства судебной системы Российской Федерации и единого статуса судей и не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Поэтому предусмотренное ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" и Соглашением от 30 июня 2000 года между Главой Республики Коми Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Коми возложение полномочий по осуществлению за счет средств республиканского бюджета Республики Коми организационного, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей на структурное подразделение в составе Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Коми является законным, за исключением положений ст.17 Закона Республики Коми, в соответствии с которыми на работников указанного структурного подразделения распространяется законодательство о государственной службе Республики Коми.
Согласно ст.1, 12 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 года N 7-ФЗ Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности федеральных судов, а также финансирование мировых судей, а его работники федеральными государственными служащими.
В силу же требований ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 16, 18 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями федеральная государственная служба, как самостоятельная ветвь единой системы государственной службы Российской Федерации, находится в исключительном ведении Российской Федерации и заключается в осуществлении гражданами за счет средств федерального бюджета профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Следовательно, работники структурного подразделения по обеспечению деятельности мировых судей, находящегося в составе Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Коми, не могут быть отнесены к государственным служащим Республики Коми, т.к. они на постоянной основе фактически проходят государственную службу в федеральном государственном органе, подчиняются начальнику Управления и правилам внутреннего распорядка и осуществляют профессиональную служебную деятельность в части обеспечения исполнения указанным выше органом принятых по Соглашению от 30 июня 2000 года обязательств.
При таких обстоятельствах, абзац 2 пункта 5 ст.7; второе предложение абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2 пункта 5 ст.7; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем нет законных оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми в части признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению пунктов 6, 7 ст.7 и пункта 1 ст.8 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ.
Так, из содержания указанных выше норм Закона Республики Коми следует, что Председатель Верховного Суда Республики Коми вправе не согласиться с решением квалификационной коллегии судей Республики Коми о рекомендации гражданина на должность мирового судьи и возвратить это решение для повторного рассмотрения (пересмотра) в ту же коллегию. В случае повторного положительного решения квалификационной коллегии судей Председатель Верховного Суда Республики Коми обязан внести в Государственный Совет Республики Коми представление о назначении рекомендуемого лица на должность мирового судьи. Кроме того, все мировые судьи, в том числе из лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, назначаются Государственным Советом Республики Коми на должность по представлению Председателя Верховного Суда Республики Коми.
Приведенные полномочия Председателя Верховного Суда Республики Коми касаются порядка назначения (избрания) мировых судей, который в силу ст.1, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ устанавливается исключительно законами субъектов Российской Федерации, и согласуются с положениями ст.3, 12, 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.2, 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 с последующими изменениями и дополнениями о единстве судебной системы Российской Федерации и едином статусе всех судей в Российской Федерации. При этом единая судебная система Российской Федерации и единый статус судей уже сами по себе предполагают наличие единого порядка наделения судей полномочиями, отличающегося только по уровню органов судейского сообщества (квалификационных коллегий судей), обладающих полномочиями по даче заключений о рекомендации либо отказе в рекомендации претендентов на должность судьи и по уровню государственных органов и должностных лиц, имеющих право представлять рекомендованных квалификационной коллегией судей лиц к назначению (избранию) на должность судьи и принимать решения об их назначении (избрании) на данную должность.
Поскольку Председатель Верховного Суда Республики Коми в соответствии со ст.37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 года N 976 с последующими изменениями и дополнениями, ст.6.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 с последующими изменениями и дополнениями помимо непосредственно указанных в этих правовых актах функций осуществляет и другие предоставленные ему действующим законодательством полномочия, то применительно к приведенным выше обстоятельствам и положениям #13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации, ст.6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" он правомерно наделен Законом Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" полномочиями по представлению Государственному Совету Республики Коми получивших положительные рекомендации квалификационной коллегии судей Республики Коми кандидатов на должности мировых судей как из числа лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет, так и из числа других граждан, желающих занять должность мирового судьи и, по своим качествам, отвечающим установленным законом требованиям к кандидатам на должность мирового судьи.
Право Председателя Верховного Суда Республики Коми на не согласие с решением квалификационной коллегии судей Республики Коми о рекомендации гражданина на должность мирового судьи и возврате этого решение для повторного рассмотрения (пересмотра) в ту же коллегию основано на его законных полномочиях по представлению Государственному Совету Республики Коми кандидатов на должности мировых судей, согласуется с принципами единства судебной системы Российской Федерации и единого статуса судей и п.8 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 июля 2002 года, и, как и полномочия Председателя Верховного Суда Республики Коми по представлению Государственному Совету Республики Коми кандидатов на должность мирового судьи, не нарушает прав и свобод граждан и организаций, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 8 вышеупомянутого Положения
Факт наделения Законом Республики Коми "О мировых судьях в Республики Коми" федерального государственного служащего (Председателя Верховного Суда Республики Коми) приведенными выше полномочиями также не противоречит федеральному законодательству, т.к. в силу требований ст.4, 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст.1, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в их взаимосвязи с установленными законом базовыми принципами судебной системы Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено ограниченное право на участие в процессе судоустройства, заключающееся в самостоятельном определении ими порядка назначения (избрания) мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих таким же статусом, как и судьи судов федерального значения.
Таким образом, пункты 6, 7 ст.7 и пункт 1 ст.8 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ полностью соответствуют действующему федеральному законодательству, не нарушают прав и свобод граждан и организаций и поэтому не могут быть признаны недействующими и не подлежащими применению.
Дополнительным решением Верховного суда Республики Коми от 16 января 2004 г. N 3-78-2003 резолютивная часть настоящего решения дополнена указанием о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5 ст.7 и второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 г. N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 г. N 66-РЗ с момента вступления решения в законную силу и ссылкой на ст.7 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению абзаца 2 пункта 5 ст.7 Закона
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ суд, решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзац 2 пункта 5, второе предложение абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5, второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст.17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 26 декабря 2003 г. N 3-78-2003
Текст решения официально опубликован не был