Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
рассмотрев в заседании заявления граждан А.М.Васильевой, Г.Г.Ковалевой, О.И.Лапцай, Т.Ф.Мишариной, Д.В.Немчиновой, М.Р.Поповой, установил:
1. Граждане А.М.Васильева, Г.Г.Ковалева, О.И.Лапцай, Т.Ф.Мишарина, Д.В.Немчинова, М.Р.Попова обратились в Конституционный Суд Республики Коми с заявлениями о признании неконституционным постановления Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177 в части отмены постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года N 203 в отношении медицинских работников, работавших и перешедших на пенсию в сельской местности.
Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Коми является неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми закона, иного нормативного правового акта (статья 32, часть 2, Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми").
Вопрос о конституционности оспариваемого акта Конституционным Судом Республики Коми уже рассматривался по заявлению гражданина В.С.Елизарова в отношении педагогов-пенсионеров, проживающих в сельской местности.
В постановлении от 24 января 2006 года Конституционный Суд Республики Коми признал постановление Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177, в той его части, в которой отменено постановление Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года N 203, по применению мер социальной поддержки к перешедшим на пенсию педагогам, проживающим в сельской местности Республики Коми (пункт 3, Приложение N 2, третья колонка таблицы Перечня) неконституционным, нарушающим положения статей 11, 40 (часть 1) 65 Конституции Республики Коми.
При этом Конституционный Суд Республики Коми в мотивировочной части постановления указал следующее. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению. Определяя правовые основания, условия, порядок и размеры предоставления социального обеспечения, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать его уровень, в первую очередь для тех, кто получает государственную социальную помощь в минимальном размере, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей. При этом, как сформулировано в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года, абсолютным правилом является то, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
2. Из правового анализа нормативных актов, исследовавшихся Конституционным Судом в названном деле следует, что постановлением Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177 признано утратившим силу постановление Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года N 203 "О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках" (далее постановление Совета Министров Коми АССР N 203), которое доводит до сведения, что бесплатная жилая площадь и коммунальные услуги предоставляются работникам перечисленных отраслей бюджетной сферы согласно Приложению N 2 (пункт 3 постановления). Приложение N 2, в свою очередь, доводит до сведения на основании каких нормативных правовых актов Союза ССР конкретным категориям работников бюджетной сферы предоставляются упомянутые бесплатная жилая площадь и коммунальные услуги.
Таким образом, само по себе признание утратившим силу постановления Совета Министров Коми АССР N 203 не имеет преюдициальной юридической силы, поскольку не отмененные нормативные правовые акты Союза ССР продолжают действовать на всей территории Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 года "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР". Однако правоприменители, исходя из буквального толкования постановления Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177, отказывают в удовлетворении требований пенсионеров из числа категорий, перечисленных в Перечне Приложения N 2 к названному постановлению, о предоставлении им льгот по коммунальным услугам.
Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 24 января 2006 года признал неконституционным постановление Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года лишь в части, касающейся пенсионеров из числа бывших педагогов, поскольку в соответствии с Законом Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" (статья 68, часть 3) выносит решения только по предмету, указанному в обращении и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении. Однако правовая позиция Конституционного Суда, высказанная в постановлении от 24 января 2006 года в отношении юридической силы постановления Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177, имеет общее значение и подлежит применению при разрешении сходных правоотношений.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми устранил правовую неопределенность в вопросе о конституционности постановления Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года N 177 своим постановлением от 24 января 2006 года, которое сохраняет свою силу, что в соответствии со статьей 39 (часть 1, пункт 3) является основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39 (часть 1), 66 (часть 2), 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Отказать в приеме заявлений граждан А.М.Васильевой, Г.Г.Ковалевой, О.И.Лапцай, Т.Ф.Мишариной, Д.В.Немчиновой, М.Р.Поповой к рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми.
2. Гражданке Т.Ф.Мишариной возвратить уплаченную госпошлину в сумме сто рублей.
3. В соответствии со статьей 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения.
4. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 5 апреля 2006 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению заявлений граждан А.М.Васильевой, Г.Г.Ковалевой, О.И.Лапцай, Т.Ф.Мишариной, Д.В.Немчиновой, М.Р.Поповой"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 25 апреля 2006 г. N 71-72