Решение Верховного суда Республики Коми
от 29 августа 2007 г. N 3-29/2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-19 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Ковалева К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 августа 2007 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта "г" п.6 и абзаца 3 пункта 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13 июля 2007 года N 148 в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления.
установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта "г" п.6 и абзаца 3 пункта 3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13 июля 2007 года N 148 в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления, и в обоснование требований указал, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор Ковалев К.В. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Козлова М.А. заявление не признала и считала, что постановление Правительства РК "О порядке проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры" принято в пределах полномочий и полностью согласуется с действующим федеральным законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п."б" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148, опубликованным 19.07.2007 в газете "Коми му" N 109, утвержден Порядок проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры (далее - Порядок).
В соответствии с п.5, п/п "г" п.6 Порядка основанием для представления Министерством культуры и национальной политики Республики Коми заключения о невозможности проведения публичного мероприятия, являющегося обязательным основанием для направления органом исполнительной власти Республики Коми или соответствующим органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, является создание планируемым публичным мероприятием препятствия в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.
Доводы представителя Правительства Республики Коми о том, что Правительство Республики Коми, определяя процедуру рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, установило только основания для представления Министерством культуры и национальной политики Республики Коми мотивированного заключения о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия, в том числе в случае, если публичное мероприятие создает препятствие в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры, и не установлен прямой запрет или ограничение на проведение публичного мероприятия, а также, что проведение публичного мероприятия может нарушить право граждан на доступ в учреждения культуры и образования, следует признать несостоятельными как основание к отказу в удовлетворении требований прокурора.
В соответствии с принятым в целях реализации положений ст.31 Конституции Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях состоит из данного Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации, относящихся к обеспечению указанного права граждан (ст.1).
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозу обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
По смыслу делегированных Республике Коми Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" полномочий подача организатором публичного мероприятия уведомления определяется в зависимости от места проведения публичного мероприятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, т.к. подача уведомления в орган исполнительной власти субъекта Федерации либо в орган муниципального образования обусловлена специальным режимом или границами территории проведения данного мероприятия.
В частности, такими территориями в соответствии с законодательством являются территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым органами государственной власти, территории, расположенные в границах нескольких муниципальных образований, и т.п.
Из смыслового содержания п.п "г" п.6 в совокупности со смысловым содержанием пункта 5 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры в соответствии с заключением Министерства культуры и национальной политики Республики Коми о невозможности проведения публичного мероприятия на территории объекта, являющегося памятником истории и культуры, вытекает прямая обязанность органа исполнительной власти или соответствующего органа местного самоуправления сообщить организатору публичного мероприятия о невозможности проведения публичного мероприятия в выбранном месте в соответствии с указанным заключением Министерства культуры и национальной политики Республики Коми и предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В то же время субъекту Российской Федерации делегировано лишь право определения порядка проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, с учетом особенностей таких объектов и требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (ч.3 ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Ни Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ни Законом Республики Коми от 04.06.2004 N 30-РЗ "О некоторых вопросах в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Республики Коми" не установлен запрет на проведение на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, публичных мероприятий в случае, если такое мероприятие создает препятствие в работе государственных учреждений, расположенных на территории памятника истории и культуры.
Из представленного суду представителем Правительства Республики Коми Списка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Коми, расположенных на территории города Сыктывкара следует, что на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в зданиях, которые признаны памятниками истории, расположены не только учреждения культуры, но используются и как административные здания министерств и ведомств органов исполнительной власти Республики Коми (МВД РК, МО и ВШ РК, Комитет по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций), федеральных (ФСБ) и профсоюзных органов и учебные заведения (Коми филиал ГОУ "ВПО "Кировская ГМА Роздрава" в г.Сыктывкаре).
Анализ смыслового содержания подпункта "г" п.6 Порядка позволяет суду сделать вывод, что Министерство культуры и национальной политики Республики Коми вправе дать соответствующее заключение о невозможности проведения публичного мероприятия в выбранном месте на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, если при этом будут созданы препятствия в работе любого государственного учреждения, расположенного на территории памятника истории и культуры, безотносительно того, является ли то или иное государственное учреждение учреждением культуры и как проведение публичного мероприятия может повлиять на сохранность памятника истории и культуры.
Таким образом, п/п "г" п.6 Порядка противоречит ст.8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в контексте с положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Несостоятельны также доводы представителя Правительства Республики Коми, что нормы, устанавливающие сроки для рассмотрения уведомления и предоставления ответа организаторам публичного мероприятия о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, не нарушают права и интересы граждан (организаторов публичного мероприятия) на своевременное получение ответа и соответствуют федеральному законодательству.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена обязанность по доведению до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления. Права изменения указанного срока Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" субъекту Российской Федерации не предоставлено.
Из анализа абзаца 3 п.3 и п.4 Порядка, следует, что орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления копию уведомления о проведении публичного мероприятия направляет в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня его получения. Мотивированное заключение о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия Министерством культуры и национальной политики Республики Коми дается не позднее дня, следующего заднем получения копии уведомления.
С учетом того, что заключение Министерства культуры и национальной политики Республики Коми о невозможности проведения публичного мероприятия является безусловным основанием для направления органом исполнительной власти Республики Коми или соответствующим органом местного самоуправления организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п.5 Порядка), установление абзацем 3 п.3 и п.4 Порядка возможности дачи заключения Министерством культуры и национальной политики Республики Коми о возможности (невозможности) проведения публичного мероприятия на 4-й день со дня получения органом исполнительной власти Республики Коми или соответствующим органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия противоречит п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
С учетом изложенного требования и.о. прокурора Республики Коми подлежат удовлетворению.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенных норм постановления Правительства Республики Коми, суд находит, что эти нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу
- подпункт "г" п.6 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148;
- абзац 3 п.3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148 в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункта "г" п.6 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры и абзаца 3 п.3 Порядка проведения в Республике Коми публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.07.2007 N 148 в части, предусматривающей направление уведомления о проведении публичного мероприятия в Министерство культуры и национальной политики Республики Коми в течение трех дней со дня получения уведомления после вступления настоящего решения в законную силу, подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2007 г.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 29 августа 2007 г. N 3-29/2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 12 января 2008 г. N 4-5