Решение Верховного суда Республики Коми
от 18 декабря 2007 г. N 3-47-2007
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 декабря 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, и абзаца 3 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, и абзаца 3 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80.
В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Положения приняты с превышением предоставленных Правительству Республики Коми полномочий и нарушают гарантированное федеральным законодательством право граждан и организаций на предоставление торговых мест в упрощенном порядке на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынках.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Гарбуз Л.Л. и Труфанов И.В. заявление не признали. Полагали, что установленный Правительством упрощенный порядок предоставления торговых мест на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынках согласуется с общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и положениями Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Заслушав объяснения прокурора, представителей Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."ж" и п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и гражданское законодательство находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа невмешательства в полномочия Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Анализ содержания абзаца 2 пункта 2 и абзаца 3 пункта 2 Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80, применительно к приведенному выше правилу свидетельствует о частичном несоответствии данных норм общим принципам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с действующими гражданским законодательством Российской Федерации вопросы организации розничных рынков и установление правовых основ их деятельности, есть вопросы гражданского права, которые могут быть разрешены только в нормативных правовых актах федерального значения.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять в этой области собственное правовое регулирование только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно положениям ст.2, 15, 16 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, предоставлены полномочия по установлению порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и его типовой формы и порядка заключения договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном и сельскохозяйственном кооперативном рынках по упрощенной форме.
Какими-либо иными полномочиями в сфере отношений по организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также в области регулирования прав и обязанностей лиц, осуществляющих указанную деятельность, ни настоящий Федеральный закон, ни иные нормативные правовые акты федерального значения органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделяют.
В нарушение приведенных требований федерального законодательства абзацем 2 пункта 2 Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 4 мая 2007 года N 80, предусмотрено, что в упрощенном порядке торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено исключительно гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, и только на срок, не превышающий трех календарных дней, хотя в Федеральном законе "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению круга лиц, которым могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке, и по установлению сроков предоставления таких мест не прописаны, а сам Закон таких ограничений прав граждан и организаций не содержит.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Положения предоставление членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке возможно только на срок, не превышающий трех календарных дней, что также нельзя признать законным, поскольку в силу требований ст.16, 17 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" указанные лица вправе ставить вопрос о предоставлении им торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке на срок, предусмотренный настоящим Федеральным законом и условиями договора.
При таких обстоятельствах абзац 2 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, и абзац 3 пункта 2 в части предоставления членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80, подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенных норм Положения, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем у суда не имеется оснований для признания недействующим абзаца 3 пункта 2 Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, т.к. данная норма Положения дословно воспроизводит содержание подпункта 2 пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части круга лиц, которым могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке, и сама по себе не нарушает права и свободы граждан.
Руководствуясь ст.194, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 2 в той части, в какой он не предусматривает возможность предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также иным гражданам, за исключением граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, а также в части предоставления торгового места на сельскохозяйственном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, и абзац 3 пункта 2 в части предоставления членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком, торгового места на сельскохозяйственном кооперативном рынке в упрощенном порядке на срок, не превышающий трех календарных дней, Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 пункта 2 и абзаца 3 пункта 2 (в их указанной части) Положения об упрощенном порядке предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 4 мая 2007 года N 80, после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 18 декабря 2007 г. N 3-47-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 19 января 2008 г. N 9 (3683)